Научная статья на тему 'РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВУЗА'

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ПЕРВЫЙ КУРС / КОНСТАТИРУЮЩИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еременко Вера Николаевна, Гринченко Вячеслав Сергеевич, Дорошенко Виталий Викторович, Кулинченко Оксана Николаевна

Введение. Адаптация студентов первого курса является актуальной проблемой в учебном процессе, авторами был проведём констатирующий педагогический эксперимент для выявления значимости физкультуры в период адаптации. Цель исследования: изучение роли физкультуры в процессе адаптации студентов первого курса. Организация исследования. Был проведён констатирующий педагогический эксперимент в форме анонимного опроса среди студентов первого курса из разных регионов Российской Федерации. Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования было выявлено, что студенты считают роль физической культуры в процессе адаптации достаточно значимой, в частности благодаря командным играм. Выводы. Был сделан вывод о том, что физическая культура способна облегчить процесс адаптации студентов первого курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еременко Вера Николаевна, Гринченко Вячеслав Сергеевич, Дорошенко Виталий Викторович, Кулинченко Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OFPHYSICAL EDUCATION IN THE SOCIALIZATION OF FIRST YEAR STUDENTS

Introduction. The adaptation of the first year students is an urgent problem. Authors of the article conducted ascertaining pedagogical experiment with the aim of evaluating the role of physical education during the adaptation process. The purpose of the study is to study the influence of physical education during the adaptation process of first year students. The methodology and organization of the study: the authors of the article conducted ascertaining pedagogical experiment in the form of an anonymous survey among first year students from different regions of Russian Federation. Research results and discussion: the study revealed that students consider the role of physical education significant during the adaptation process, in particular because of team games. It was concluded that physical education can make the adaptation process easier for first year students.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВУЗА»

УДК 796.011.3

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО

КУРСА ВУЗА

Вера Николаевна Еременко, старший преподаватель, Вячеслав Сергеевич Гринченко,

старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар; Виталий Викторович Дорошенко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Оксана Николаевна Кулинченко, преподаватель, Кубанский государственный университет, Краснодар

Аннотация

Введение. Адаптация студентов первого курса является актуальной проблемой в учебном процессе, авторами был проведём констатирующий педагогический эксперимент для выявления значимости физкультуры в период адаптации. Цель исследования: изучение роли физкультуры в процессе адаптации студентов первого курса. Организация исследования. Был проведён констатирующий педагогический эксперимент в форме анонимного опроса среди студентов первого курса из разных регионов Российской Федерации. Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования было выявлено, что студенты считают роль физической культуры в процессе адаптации достаточно значимой, в частности благодаря командным играм. Выводы. Был сделан вывод о том, что физическая культура способна облегчить процесс адаптации студентов первого курса.

Ключевые слова: адаптация, студенты, первый курс, констатирующий педагогический эксперимент.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p151-154

ROLE OF PHYSICAL EDUCATION IN THE SOCIALIZATION OF THE FIRST

YEAR STUDENTS

Vera Nikolaevna Eremenko, the senior teacher, Vyacheslav Sergeevich Grinchenko, the senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar; Vitaly Viktorovich Doroshen-ko, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, department chair, Oksana Nikolaevna Kulinchenko, the teacher, Kuban State University, Krasnodar

Abstract

Introduction. The adaptation of the first year students is an urgent problem. Authors of the article conducted ascertaining pedagogical experiment with the aim of evaluating the role of physical education during the adaptation process. The purpose of the study is to study the influence of physical education during the adaptation process of first year students. The methodology and organization of the study: the authors of the article conducted ascertaining pedagogical experiment in the form of an anonymous survey among first year students from different regions of Russian Federation. Research results and discussion: the study revealed that students consider the role of physical education significant during the adaptation process, in particular because of team games. It was concluded that physical education can make the adaptation process easier for first year students.

Keywords: socialization, students, first year, sociological survey.

ВВЕДЕНИЕ

Часть студентов, возможно, стесняется или боится делать первые шаги к знакомству. Этап получения высшего образования зачастую является одним из самых важных в социализации личности. В этот период человек может, наконец, определить весь свой перечень интересов, увидеть, к каким сферам деятельности его больше влечет. [5] Некоторые начинают усиленно заниматься общественной деятельностью, другие наукой и учебой, третьи - спортом. И именно физкультурные и оздоровительные занятия в студенческие годы призваны в том числе положительно повлиять на социализацию студента [1].

Малоподвижный образ жизни при дистанционном формате обучения, как и гиподинамия, являются одной из главных причин тяжелых хронических заболеваний внутренних органов [6]. При этом ухудшается умственная работоспособность, снижаются функции внимания, мышления, памяти, затрудняют учебу и физическую подготовку к будущей профессиональной деятельности [3]. Здоровые, физически развитые студенты лучше воспринимают учебный материал, меньше устают на занятиях в вузе, менее подвержены простудным заболеваниям. Физическая культура является важнейшим средством формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями благотворно влияют на сознание, волю, на моральный облик, черты характера подрастающей молодежи [2]. Роль физической культуры в жизни человека очень велика, важные занятия физическими упражнениями положительно сказываются на деятельность человека и состояние его внутренней системы [3]. Студенты - это основной и перспективный трудовой резерв нашей страны. Поэтому немаловажно обеспечить оптимизацию рецептов питания для людей умственного труда. Следует отметить, что имеющее место в практике высшего образования явная недооценка значимости профессионально-прикладной физической подготовки студентов влияет на эффективность процесса формирования их готовности к профессиональной деятельности и профессионального здоровья [4].

Целью исследования является изучение роли физической культуры в социализации студентов первого курса. Студенты, которые заняты активной интеллектуальной деятельностью и посвящают большую часть времени учебе, испытывают большую потребность в коммуникациях. На основе изучения решались следующие задачи:

1. Составление вопросов для изучения мнения первокурсников.

2. Создание анонимного социального опроса и анализ результатов.

3. На основе полученных данных сделать вывод о роли физической культуры в социализации студентов.

В работе были использованы методы сбора и анализа данных с помощью социального опроса. Участники опроса: студенты 1 курса обучения из разных регионов Российской Федерации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Было выявлено, что студенты положительно относятся к командным играм, желая принимать участие в них как можно больше. Всего опрос прошли 724 студента первого курса из разных регионов. На рисунке 1 изображены 7 регионов, в которых студенты поделились своим положительным отношением к проведению преимущественно командных игр для облегчения процесса социализации. В среднем, юноши и девушки независимо от региона и пола желают делать упор на командные игры во время занятий физкультурой для ускорения социализации.

100% 75% ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■

50% 25% ■_I_I_■ ■ ■ ■ 1 ■ 11

0% ✓ ✓ У У / У

ИХ* о О /У / / У / > - ¿г ¡^ Женщины

✓ ж с^ ^ с? ^^^ Мужчины

Рисунок 1 - Соотношение девушек и юношей по регионам, желающих делать упор на командные игры во время

социализации.

36 человек посчитали, что командные игры не влияют на облегчение социализации студентов первого курса.

На рисунке 2 приведены полученные от студентов субъективные оценки роли физической культуры в период социализации первокурсников по шкале от 1 до 10 где 1 -роль физкультуры незначительна, 10 - роль значительна. Более половины студентов оценивают роль выше 7, это означает, что физкультура достаточно важная дисциплина для первокурсников в период их социализации и адаптации в новом коллективе

16%.

2% 4%

W

.7%

.9%

11%

1 2

3

4

5

6

7

8

9

10

13%

Рисунок 2 - Оценка роли физкультуры в период социализации первокурсников

ВЫВОДЫ

Физическая культура играет важную роль в процессе социализации студентов первого курса. Траектория профессионально-прикладной физической подготовки обеспечивает содействие профессионализации личности на основе широкого включения средств профессионально-прикладной физической подготовки, способствующих развитию профессионально значимых качеств специалиста [6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Матвиенко В.И. Особенности социализации студентов в процессе физического воспитания / Матвиенко В.И., Щербакова Е.А., Дорофеева Е.Н. // Молодой ученый. - 2019. - № 20 (258). - С. 79-80.

2. Беляничева В.В. Повышение уровня физической культуры личности студентов как основная задача физического воспитания в вузе / В.В. Беляничева // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции 18 мая 2018 года г. Саратов. - Саратов: Саратовский источник, 2018. -С. 27 31

3. Еременко В.Н. Роль физической культуры в жизни человека / Еременко В.Н., Медведева А.С., Левченко А.А. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. -Т. 8, № 3 (28)ю - С. 353-355

4. Дорошенко В.В. Рекреационная направленность профессионально-прикладной физической подготовки студентов вуза / Дорошенко В.В., Бессарабова Ю.В. // Общество: Социология, Психология, Педагогика. - 2016, № 7. - С. 54-56

5. Беляева О. А. Формирование мотивации к занятиям физической культуры у студентов / О.А. Беляева // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции 18 мая 2018 года г. Саратов. -Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2018. - С. 31 36

6. Лейбовский А.Ю. Плюсы и минусы нового формата учебного процесса в российских вузах при переходе на дистанционное обучение в режиме самоизоляции / А.Ю. Лейбовский, Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 9. - С. 110-112.

REFERENCES

1. Matvienko V.I., Sherbakova E.A., Dorofyeeva E.N. (2019), "The socialization specifics of first year students during physical education", Young scientist, No. 20 (258), pp 79-80.

2. Belyanicheva V.V. (2018), "Increase the level of physical education of students, as the main task of physical education in high school", Topical issues of physical education of youth and student sports, collection of articles of the May 18, 2018 All-Russian scientific and practical conference, Saratov, pp. 27 31.

3. Eremenko V.N., Medvedeva A.S., Levchenko A.A. (2019), "The role of physical education in human life", Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, Vol. 8. No. 3(28), pp. 353-355

4. Doroshenko, V.V. and Bessarabova, Y.V. (2016) "Recreational focus of occupation-based physical training of higher school students", Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, No. 7, pp. 54-56

5. Belyaeva O.A. (2018), "Creating motivation for doing physical activities among the students", Topical issues of physical education ofyouth and student sports, collection of articles of the May 18, 2018, All-Russian scientific and practical conference, Saratov, pp. 31-36.

6. Leibovsky A.Yu., Ivanova, N.G. and Porubayko L.N. (2021), "Pros and cons of the new format of the educational process in Russian universities during the transition to distance learning in self-isolation mode", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 110—112.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.12.2021

УДК 316.344.6

К ВОПРОСУ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ВУЗЕ

Вера Николаевна Еременко, старший преподаватель, Вячеслав Сергеевич Гринченко,

старший преподаватель, Ирина Владимировна Мишагина, преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар; Виталий Викторович Дорошенко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Оксана Николаевна Кулинченко, преподаватель, Кубанский государственный университет, Краснодар

Аннотация

Введение. Проблема проведения занятий физической культурой для студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной из-за большого количества различных по характеру заболеваний у студентов. Авторами статьи было проведено исследование. Цель исследования: проанализировать проблему возросшего количества студентов с ОВЗ. Методика и организация исследования. Было проведено анонимное анкетирование студентов из разных регионов Российской Федерации. Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования было выявлено, что наиболее распространёнными причинами ОВЗ являются проблемы со зрением и опорно-двигательным аппаратом. Был сделан вывод о том, что развитие подобных заболеваний происходит как следствие снижения физической активности, увеличения времени, проводимого за компьютером, ухудшения экологии в некоторых регионах Российской Федерации.

Ключевые слова: социализация, студенты, социологический опрос, физкультура, ОВЗ, регионы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p154-157

TO THE QUESTION OF CONDUCTING PHYSICAL CULTURE CLASSES FOR STUDENTS WITH DISABILITIES AT THE UNIVERSITY

Vera Nikolaevna Eremenko, the senior teacher, Vyacheslav Sergeevich Grinchenko, the senior teacher, Irina Vladimirovna Mishagina, the teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar; Vitaly Viktorovich Doroshenko, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, department chair, Oksana Nikolaevna Kulinchenko, the teacher, Kuban State University, Krasnodar

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.