2. Belyanicheva V.V. (2018), "Increase the level of physical education of students, as the main task of physical education in high school", Topical issues of physical education of youth and student sports, collection of articles of the May 18, 2018 All-Russian scientific and practical conference, Saratov, pp. 27 31.
3. Eremenko V.N., Medvedeva A.S., Levchenko A.A. (2019), "The role of physical education in human life", Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, Vol. 8. No. 3(28), pp. 353-355
4. Doroshenko, V.V. and Bessarabova, Y.V. (2016) "Recreational focus of occupation-based physical training of higher school students", Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, No. 7, pp. 54-56
5. Belyaeva O.A. (2018), "Creating motivation for doing physical activities among the students", Topical issues of physical education ofyouth and student sports, collection of articles of the May 18, 2018, All-Russian scientific and practical conference, Saratov, pp. 31-36.
6. Leibovsky A.Yu., Ivanova, N.G. and Porubayko L.N. (2021), "Pros and cons of the new format of the educational process in Russian universities during the transition to distance learning in self-isolation mode", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 110—112.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.12.2021
УДК 316.344.6
К ВОПРОСУ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ВУЗЕ
Вера Николаевна Еременко, старший преподаватель, Вячеслав Сергеевич Гринченко,
старший преподаватель, Ирина Владимировна Мишагина, преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар; Виталий Викторович Дорошенко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Оксана Николаевна Кулинченко, преподаватель, Кубанский государственный университет, Краснодар
Аннотация
Введение. Проблема проведения занятий физической культурой для студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной из-за большого количества различных по характеру заболеваний у студентов. Авторами статьи было проведено исследование. Цель исследования: проанализировать проблему возросшего количества студентов с ОВЗ. Методика и организация исследования. Было проведено анонимное анкетирование студентов из разных регионов Российской Федерации. Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования было выявлено, что наиболее распространёнными причинами ОВЗ являются проблемы со зрением и опорно-двигательным аппаратом. Был сделан вывод о том, что развитие подобных заболеваний происходит как следствие снижения физической активности, увеличения времени, проводимого за компьютером, ухудшения экологии в некоторых регионах Российской Федерации.
Ключевые слова: социализация, студенты, социологический опрос, физкультура, ОВЗ, регионы.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p154-157
TO THE QUESTION OF CONDUCTING PHYSICAL CULTURE CLASSES FOR STUDENTS WITH DISABILITIES AT THE UNIVERSITY
Vera Nikolaevna Eremenko, the senior teacher, Vyacheslav Sergeevich Grinchenko, the senior teacher, Irina Vladimirovna Mishagina, the teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar; Vitaly Viktorovich Doroshenko, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, department chair, Oksana Nikolaevna Kulinchenko, the teacher, Kuban State University, Krasnodar
Abstract
Introduction. The problem of conducting physical education classes for students with disabilities is urgent because there are a lot of different disabilities among students. The authors of the article conducted the study. The purpose of the study is to analyze the problem of increasing amount of students with disabilities. The methodology and organization of the study. Authors of the articles conducted anonymous student survey from different regions of Russian Federation. Research results and discussion. As a result of research it was revealed that the most common disabilities are eye diseases and diseases of the musculoskeletal system. It was concluded that development of such diseases is the result of increase in time spent at the computer, decreased physical activity and environmental degradation in some regions of Russian Federation.
Keywords: socialization, students, sociological survey, physical education, limited health opportunities, regions.
ВВЕДЕНИЕ
На основе данных анкетирования были сделаны выводы касательно общего состояния здоровья студентов в различных регионах и факторов, что влияют на него, также были разработаны рекомендации касательно изменений, что следует предпринять в курсе физической культуры в высших учебных заведениях, в зависимости от специфики региона, основанной на экологической и климатической составляющей, также на статистике о наиболее распространённых заболеваниях, вызывающих ОВЗ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
В ходе исследования получили информацию о самых распространённых причинах получения ОВЗ (ограничений возможностей здоровья) среди обучающихся в высших учебных заведениях.
Исходя из анкетирования видно, что наиболее распространённой причиной возникновения ОВЗ являются нарушения, связанные со зрением, на это пожаловались в примерно равной степени респонденты из всех регионов РФ. На астму также жаловались студенты из регионов, где расположены крупные металлургических регионов, но также и студенты из южных и относительно экологически чистых регионов, но там это могло стать следствием аллергических заболеваний, откуда и поступило большинство жалоб на них.
ВЫВОДЫ ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Многие забывают о том, что физическая нагрузка очень важна и ценна. Во-первых, благодаря физической активности кости человека становятся более крепкими, устойчивыми к нагрузкам; улучшается снабжение мышц кислородом во время занятия любым из подвижных видов спорта; занятия физической культурой предотвращают появление заболеваний, например, таких, как остеохондроз, атеросклероз и т.д. Во-вторых, благодаря выполнению различных упражнений улучшается координация движений; скорость процессов нервной системы увеличивается, мозг начинает быстрее реагировать и принимать правильные решения. В-третьих, иммунитет человека при занятии физической культурой укрепляется. В-четвёртых, лёгкие становятся более вместительными, так как при тренировках человеку нужно больше кислорода [1].
Общей рекомендацией для профилактики заболевания опорно-двигательной системы рекомендуется уменьшить количество ассиметричных видов упражнений и введение таких видов спорта, при наличие материальной базы, как: акваэробика, плавание, спортивная ходьба [2].
Для студентов, имеющих ОВЗ, связанные с наличием диагноза сахарный диабет, рекомендуются ввести в курс: пеший туризм, игры с мячом, бадминтон, гимнастические
упражнения, плавание, катание на велосипеде, коньках и лыжах и т. д. Также рекомендуется исключить упражнения, что могут быть опасны при случае гипогликемии.
При заболеваниях желудочно-кишечного тракта, что приобрели обширное распространение в последние время, в особенности гастрит, рекомендуется ограничить различные силовые нагрузки, так как они могут привести к смещению внутренних органов, что может вызвать обострение данных заболеваний, также рекомендуется оздоровительный бег, во время бега функции пищеварения органов улучшаются [3]. Также питание таких студентов должно включать пищу удовлетворяющею данным требованиям: включать необходимое количество жидкости, содержать достаточно клетчатки; минимум рафинированных продуктов; минимум поваренной соли; минимум животных жиров, богатых насыщенными жирными кислотами; достаточное количество свежих, натуральных продуктов, строго соответствовать энергетическим затратам человека [4].
В регионах, где присутствует большое количество студентов, имеющих заболевания дыхательной системы, по результатам анкетирования. Рекомендуется ввести в курс физической культуры такие виды спорта, как: акваэробика, плавание, спортивная ходьба, велоспорт, лыжи. Противопоказанием является любая перегрузка. Если замечены первые признаки приступа удушья, спазмы, кашель, неровное дыхание немедленно прекратить упражнения. Недопустим интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхания.
В регионах, где присутствует большое количество студентов, имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы по результатам анкетирования. Рекомендуется ввести в курс физической культуры постепенное увеличение физические в образовательных учреждениях высшего образования обязательный комплекс ежедневной гимнастики.
Если выбирать из тренажеров, то лучше всего использовать велоэргометр. Запрещены упражнения в тренажерном зале, где голова находится ниже уровня груди и выполняются упражнения вверх ногами, из - за риска обмороков, ухудшения состояния здоровья. При ВСД рекомендуется: разнообразие движений; комбинация аэробных и анаэробных упражнений, действующая на все группы мышц; исключительно положительные эмоции от занятий, никаких преодолений силы и нежелания заниматься [6].
ВЫВОД
Проблема возросшего количества детей, имеющих какие-либо ограничения возможностей здоровья связана в первую очередь с ухудшением экологической ситуации, также с образом жизни молодого поколения: малоподвижный образ жизни, возросшая нагрузка на органы зрения, неправильное питание На основе проведенного анкетирования были получены данные о среднем количестве обучающихся в учебной группе и сколько из них имеют ОВЗ. Исходя из анкетирования видно, что в среднем 17% студентов имеют различные ОВЗ, что является значительной частью всех обучающихся. Исходя из этого следует внести изменения в курс физической культуры, что является главным инструментом поддержания физического здоровья обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Еременко В.Н. Влияние физической культуры на студентов первого курса / В.Н. Еременко, Г.Е. Тюпенькова, О.А. Пятышин // Этнос и культура в эпоху глобализации: сборник материалов III Международной очно-заочной конференции 27-28 июня 2019 г. Краснодар. - Краснодар: Изд-во Куб. гос. технол. ун-та, 2019. - С. 186-191
2. Ефименко Н.Н. Эволюционный метод двигательной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами физического воспитания / Н.Н. Ефименко // Вестник Красноярского Государственного Педагогического Университета имени В.П. Астафьева. - 2013. -№ 1 (23). - С. 133-139.
3. Адаптивная физическая культура студентов с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / Н.А. Соловьёв. М.С. Воротова, О.Ю. Дружинина, Л.Н. Мартьянова. - г. Ижевск.
- Ижевск: Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, 2019. - 112 с.
4. Физиология пищеварения и основы рационального питания / В.Н. Еременко, А.В. Лыт-кин, И.В. Мишагина, О.В. Синько, Г.Е. Тюпенькова, И.Г. Лучинина // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2019. - Т. 81, № 4 (82) - С. 159-165
REFERENCES
1. Eremenko V.N., Typenkova G.E and Pyatishin O.A. (2019), "The influence of physical culture on first-year students", Ethnicity and culture in the era of globalization: collection of materials of the III International intramural conference, 27-28 June, 2019, Krasnodar, pp. 186-191
2. Efymenko, N.N. and Astafyev V.P. (2013), "Evolutionary rehabilitation technique of children with disabilities by means of physical education", Messenger of Krasnoyarsk State Pedagogical University, No. 1 (23), pp. 133-139.
3. Solovyev, N.A., Vorotova M.S., Dryjinina O.U., Martyanova L.N. (2019), Adaptive physical education for students with disabilities, textbook, Izhevsk.
4. Eremenko V.N., Lytkin A.V., Mishagina I.V., Sinko O.V., Tyupenkova G.E., Luchinina I.G. (2019) "Physiology of digestion and the basics of balanced nutrition", Bulletin of Voronezh State University of Engineering Technologies, Vol. 81, No, 4 (82), pp. 159-165.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.11.2021
УДК 796.422.16
МЕТАБОЛИЧЕСКАЯ СТОИМОСТЬ БЕГА НА ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ И НАКЛОННОЙ ПОВЕРХНОСТЯХ У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БЕГУНИЙ НА ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГОРЬЯ
Борис Андреевич Жгир, Мастер спорта международного класса, доцент, Ольга Николаевна Кудря, доктор биологических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, которые показывают целесообразность использования повторного бега на длинные отрезки (5x1500 м) для развития анаэробного компонента энергообеспечения у бегуний на длинные дистанции в условиях среднегорья. В ходе исследования выявлено, что повторный бег на горизонтальной поверхности направлен на развитие емкости анаэробного гликолиза, в то время как бег под уклон - на развитие мощности, о чем свидетельствует динамика лактата. При выполнении бега под уклон концентрация молочной кислоты достигала максимальных значений (10-12 мМоль/л) после третьего отрезка и затем снижалась до уровня анаэробного порога, в то время как при выполнении серии беговых отрезков на горизонтальной поверхности концентрация лактата увеличивалась постепенно и достигала максимальных значений после 5 отрезка.
Ключевые слова: бег под уклон, скоростная выносливость, лактат, метаболическая стоимость.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p157-161
METABOLIC COST OF HORIZONTAL AND INCLINE RUNNING IN HIGHLY SKILLED LONG DISTANCE RUNNERS IN MID-ALTITUDE CONDITIONS
Boris Andreevich Zhgir, the International Master of Sports, senior lecturer, Olga Nikolaevna Kudrya, the doctor of biological sciences, professor, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk
Abstract
The article contains the results of the study, which shows the practicability of repeated running in short distances (5x1500m) to develop anaerobic component of energy supply in female long distance run-