Научная статья на тему 'Повышение мотивации к занятиям физической культурой среди студентов'

Повышение мотивации к занятиям физической культурой среди студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
85
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТ / СПОРТИВНАЯ ФОРМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Еременко Вера Николаевна, Тюпенькова Галина Евгеньевна, Питкин Виктор Александрович, Синько Ольга Викторовна, Хамзина Людмила Николаевна

В данной статье рассмотрены особенности формирования мотивации к учебным и самостоятельным занятиям физической культурой посредством различных видов организационной деятельности по повышению побудительного фактора. Проведенные исследования, показывающие результаты анкетирования за последние несколько лет, позволяют сделать выводы об эффективности применения мер по повышению мотивации среди молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Еременко Вера Николаевна, Тюпенькова Галина Евгеньевна, Питкин Виктор Александрович, Синько Ольга Викторовна, Хамзина Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение мотивации к занятиям физической культурой среди студентов»

Повышение мотивации к занятиям физической культурой среди студентов

Еременко Вера Николаевна

преподаватель, Кубанский Государственный Технологический Университет, кафедра физического воспитания и спорта, vera_er_ko@mail.ru

Тюпенькова Галина Евгеньевна

старший преподаватель, Кубанский Государственный Технологический Университет, кафедра физического воспитания и спорта, galmasbas@mail.ru

Питкин Виктор Александрович

старший преподаватель, Кубанский Государственный Технологический Университет, кафедра физического воспитания и спорта, Irvik25@mail.ru

Синько Ольга Викторовна

преподаватель, Кубанский Государственный Технологический Университет, кафедра физического воспитания и спорта, olgasinko73@yandex.ru

Хамзина Людмила Николаевна

старший преподаватель, Кубанский Государственный Технологический Университет, кафедра физического воспитания и спорта, lusi.5959@mail.ru

В данной статье рассмотрены особенности формирования мотивации к учебным и самостоятельным занятиям физической культурой посредством различных видов организационной деятельности по повышению побудительного фактора. Проведенные исследования, показывающие результаты анкетирования за последние несколько лет, позволяют сделать выводы об эффективности применения мер по повышению мотивации среди молодежи.

Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, мотивация, физическое воспитание, студент, спортивная форма.

1. Сущность здорового образа жизни.

Физическая культура - представляет собой сферу социальной деятельности, направленную на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе активной деятельности. Но не стоит забывать о том, что физическая культура это еще и совокупность ценностей, норм и знаний, используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, формирования социальной адаптации путем физического воспитания. [1] Иными словами, физическая культура - одна из важнейших составляющих жизни каждого человека, основа здоровья, хорошей физической подготовки, а, следовательно и отличного самочувствия.

Под здоровьем, как основной целью повышения физической культуры, понимают такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, уравновешенно функционирует с внешней средой, не страдает болезненными проявлениями. Исходя из этого, можно говорить о трех видах здоровья: физическом, психическом и нравственном (социальном).

Физическое здоровье - это естественное состояние организма с нормальным функционированием всех его органов и систем.

Психическое здоровье - зависит от состояния ЦНС и характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием и проявлением волевых качеств.

Нравственное здоровье - определяется моральными принципами и ролевой деятельностью личности в современном социуме.

Таким образом, нельзя не заметить высокого значения Здорового Образа Жизни в формировании таких личностных качеств, как сила воли, целеустремленность, выносливость, развитие способности ставить перед собой конкретные задачи.

Но что же может заставить человека отвлечься от экранов телевизоров, планшетов, телефонов, а так же прекратить придумывать всевозможные отговорки? Что способно мотивировать человека на совершенствование физической культуры и занятия в спортивном зале? На эти вопросы мы и постараемся ответить в данной статье.

2. Мотивация: ее виды и основные аспекты.

Сегодня термин мотивация трактуется разными учеными по-своему, но наиболее доходчиво его объясняет следующее определение: мотивация - это совокупность движущих сил, кото-

со ^

0

сч

со

01

рые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность. [2].

Говоря о видах мотивации, стоит обратиться к классификации мотивов, как основной движущей силе побудительного фактора. Различают следующие виды мотивов:

1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями студента с другими людьми. [3]

Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:

1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на овладение новыми знаниями. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.;

2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам самостоятельной регуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

3) мотивы самообразования, состоящие в направленности студентов на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. [4]

Ко второй группе мотивов - социальных - можно отнести реакцию общества на деятельность индивида; мнение ближайшего окружения; стремление занять свое место в социуме.

Выделяют различные аспекты мотивации к занятиям физической культурой, которые могут быть обусловлены разнообразными факторами.

Психологический аспект состоит в том, что человек ставит для себя внутреннюю цель, к достижению которой впоследствии идет. Это может быть достижение лучшей, чем в настоящее время, физической формы. Побуждающим фактором может стать то, что индивида не устраивает его внешний вид. В этом случае человек посещает фитнес клуб, занимается различными видами спорта, ведет дневник питания и тренировок старается соблюдать активный образ жизни, чтобы выглядеть лучше: иметь рельефную, подтянутую спортивную фигуру, стать стройнее и привлекательнее, избавиться от комплексов.

Так же стимулом может послужить состояние здоровья. Например, боли в позвоночнике могут быть результатом недостаточно крепкого мышечного корсета. Желание избавиться от дискомфорта и побуждает человека усердно и терпеливо шаг за шагом работать над собой. Борьба с лишним весом, оказывающим крайне негативное влияние на состояние внутренних органов и сосудов, так же

может стать основной причиной для ведения Здорового Образа Жизни.

Суть эмоционально аспекта можно раскрывать следующим образом: многим людям необходимо дать волю энергии и эмоциям, чему превосходно способствуют занятия физической культурой. Лучший способ освободиться от негативных чувств - выполнение тяжелого физического труда. Кроме того, новые достижения - это отличный способ самоутвердиться, повысить самооценку и стать увереннее в себе.

Далее рассмотрим социальный аспект, суть которого заключается в одобрении окружающими активной физической позиции личности. Человек, занимающийся спортом и поддерживающий себя в хорошей форме, не может не вызывать положительных откликов со стороны общества, что способствует вдохновению и еще большему стремлению заниматься Здоровым Образом Жизни и достигать новых успехов.

3 Причины отсутствия мотивации к занятиям физической культурой.

Существует множество причин, по которым у человека отсутствует желание улучшать свою спортивную форму. Среди них, во-первых, активное внедрение новых технологий и интернета в повседневную жизнь современной личности, распространение случаев компьютерной зависимости, в связи с чем индивид предпочитает провести время, пользуясь планшетом или телефоном, просматривая очередную телевизионную программу или выкладывая новое фото в социальную сеть, вместо посещения спортивного зала. Зачастую в особо тяжелых случаях он и вовсе не в силах оторваться от гаджетов.

Во-вторых, наличие популярных навязчивых стереотипов о том, что спорт не способствует похудению и улучшению здоровья, по этой причине многие садятся на диеты или ложатся под нож хирурга.

В-третьих, ввиду лености люди просто-напросто отдают предпочтение пищевым добавкам, которые порой и вовсе отравляют организм, но некоторые наивно полагают, что это гораздо лучше и эффективнее занятий физической культурой.

В-четвертых, отсутствие свободного времени, когда работа отнимает у большинства даже досуг, не оставляя энергии ни на что-то большее, кроме заслуженного отдыха.

Все вышеперечисленные причины можно объединить в одну, более масштабную и звучащую как серьезная проблема - недостаточное физическое воспитание в современном обществе. Следует более активно пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать открытию большего количества спортивных клубов, детских площадок для игровых видов спорта, помогать развивать силу воли и не позволять современным гаджетам овладевать собой и подрастающим поколением.

4. Виды организационной деятельности по повышению мотивации среди молодежи.

Сегодня пропаганда физической культуры и спорта в учебном процессе оптимизирует деятельность элементов сложной многозвенной система «ВУЗ - студент - среда» и является весьма эффективной.

Учебные заведения должны не только развивать у молодежи физические способности, но и формировать навыки самостоятельных физических занятий, сознательного укрепления своего тела физическими упражнениями. Для более успешной работы преподавателя со студентами по пропаганде Здорового Образа Жизни очень важно правильно подобрать формы физической активности в зависимости от потребностей организма и состояние здоровья учащихся, применять всю систему физического воспитания.

Все формы организации работы преподавателя и студента можно представить следующим образом:

1. Занятие физической культурой в институте (по расписанию):

A) пары физической культуры;

Б) секции общей физической подготовки;

B) секции по видам спорта;

Г) дни здоровья и физической культуры;

Д) открытые лекции, тренировочные занятия, мероприятия;

Е) соревнования различных уровней.

2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня и другие виды физкультурно-оздоровительной деятельности:

A) подвижные игры;

Б) физкультурные минутки;

B) проектные игры.

3. Спортивно - массовые мероприятия в не учебное время:

A) лектории;

Б) консультации, обмен опытом;

B) конференции;

Г) анкетирование;

Д) семинары-практикумы;

Е) дни открытых дверей;

Ж) конкурсы, викторины;

З) организация спортивных и игровых площадок.

4. Досуговая деятельность:

A) праздники, связанные с освоением физической культуры;

Б) игры-соревнования;

B)спортландии;

Г) КВН (на спортивную тематику);

Д) спортивные фестивали;

Е) спортивные танцы;

Ж) экскурсии к спортивным сооружениям;

З) туристические походы, слеты. [5]

Также огромную популярность приобретает такой вид физической культуры как Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО, активно организовывающийся большинством учебных заведений страны.

Б.Эмпирические данные.

Для того чтобы получить более полную картину о проявлении физической культуры среди моло-

дежи, нами было проведено анкетирование. Оно показало, что достаточно большой процент студентов уверены в необходимости ведения Здорового Образа Жизни. Рассмотрение показателей за 2016 год и два года спустя, то есть в 2018 году, позволят нам проследить успешность, либо не-удачность политики ВУЗа по повышению мотивации.

80 70 60 50 40 30 20 10

■ нет необкоди мости [20%)

■ безразлично (9%)

■= необходимо (71%)

0 "1ёое отношение к вдению здорового обра ¡а жизни, регулярны* занятии физическом культурой" (201ьг

После получения ответов на заданные вопросы, мы ознакомили респондентов с оптимальным количеством времени, которое необходимо отводить на физические упражнения в течение дня. Эти требования были выработаны в результате многолетней исследовательской работы. Оказывается нужно не так уж много. Вот три главных принципа, с которыми мы ознакомили студентов:

1. Необходимо тренироваться через день или хотя бы три раза в неделю;

2. Необходимо тренироваться непрерывно в течение 20 минут;

3. Тренироваться следует энергично, но при этом не забывать следить за дыханием. [5]

Теперь рассмотрим результаты анкетирования, проведенного два года спустя:

100

80 60 40 20

1 нет необяодимости (10%)

■ без различно (6%)

■ необходимо (&4%|

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 "Твое отношение к ведению здорово го обра за жизни, регулярны?; занятий физической культурой" (201 Зг)

На примере приведенных диаграмм мы можем убедиться в эффективности работы преподавателей в области увеличения мотивации занятий физической культуры у студентов ВУЗа. В связи с внедрением различных видов деятельности, приведенных выше, побудительный фактор к занятиям физической культурой явно возрос, а убежденность в бесполезности Здорового Образа Жизни заметно снизился. Однако он все еще не является достаточно высоким.

Считать необходимыми занятия физической культурой еще не значит реализовывать эти занятия в реальной жизни. Мы уже говорили, что существует множество факторов, понижающих мотивацию. Теперь убедимся в справедливости их выявления на примере результатов еще одного анкетирования.

Анализируя приведенные данные, мы можем отметить, что количество респондентов, которые «не видят смысла в занятии физической культурой» снизилось, что еще раз подтверждает повышение уровня мотивации. Однако в современном обществе нехватка свободного времени пагубно сказывается на возможности большинства людей вести Здоровый Образ Жизни.

J0

L L

'Что м ешает тебе "Что меша ет тебе

заниматься физической заниматься физической культурой?" (2016г> культурой?" (2018 г)

■ Недостаточно свободного времени

■ Не вижу в этом смыла

я Отсутсеие спортивных

со ^

0

сч

со

01

Заключение

Подводя итоги вышесказанному, хочется еще раз отметить роль физической культуры и Здорового Образа Жизни, которая в век информационных технологий даже более существенна, чем раньше. Необходимо учитывать важное значение физических упражнений как средства активного отдыха и снятия утомления после учебного процесса, а также повышения общего тонуса всего организма.

Необходимо мотивировать студентов не только на посещение запланированных занятий в рамках учебного процесса, но и на самостоятельные занятия, что обеспечит оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Не зря величайший боксер Мохаммед Али говорил: «Чемпионами становятся не в тренажерных залах. Чемпиона рождает то, что у человека внутри - желание, мечты, цели».

Литература

1. Еременко В.Н., Сидлер М.О., Третьяк И.А. Значимость занятий спортом в социализации личности / Сборник статей XIII Международного научно-практического конкурса. В 2 ч. Ч. 2. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2016- 2018-308с.

2. Коротько С.В., Еременко В.Н., Чувилова Н.А. Проблемы теории и практики современной науки./ Сборник научных трудов ООО «НОУ «Вектор науки»; Издательство «Перо». /Москва. - 2016

3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев.- М., 1971

4. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.

5. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. / П.М. Якобсон, М. В. Матюхина - М., 1969; Мотивация учения /. Волгоград. 1976.

6. Троценко Н.Н., Лукина Л.Б., Резенькова О.В., Шаталова И.Е., Алиев Е.Е. Формирование процес-суально-деятельностной составляющей физической культуры личности студентов, отнесенных к

специальной медицинской группе // Инновации и инвестиции. 2014. №5. с.263-266

7. Шаталова И.Е., Резенькова О.В., Лукина Л.Б., Троценко Н.Н., Алиев Е.Е. Познавательная активность как результат деятельностного отношения студентов специальных медицинских групп к физической культуре и здоровому образу жизни. // Инновации и инвестиции. 2014. №6. с.164-166

8. Семирханов Б.Р. Модель повышения конкурентоспособности высших учебных заведений на основе развития услуг физической культуры и спорта. // Инновации и инвестиции. 2015. №11. с.118-122

The increase of motivation to physical culture lessons among the students

Eremenko V.N., Tyupenkova G.E., Pitkin V.A., Sinko O.V., Hamzina L.N.

Kuban State Technological University

In this article, the features of formation the motivation for independent physical culture training through various types of organizational activities for increase of the incentive factor. The study, which shows the results of the survey over the past few years, allows us to draw conclusions about the effectiveness of measures to increase motivation among young people. Keywords: physical culture, healthy lifestyle, motivation, physical

education, student, sports wear. References

1. Eremenko, V. N. and Sidler, M.O. and Tretyak, I.A. (2018) "The

importance of sports in the socialization of the individual", Collected papers of the XIII International scientific and practical competition - p. 308

2. Jakobson P.M. (1976) "Psychological problems of motivation of

human behavior", Motivation of the Teaching. Volgograd.

3. Korot'ko S.V., Eremenko V.N. and Chuvilova N.A. (2016) "Problems of theory and practice of modern science", Collection of scientific works LLC "Vector of Science "; Publishing house "Perot". Moscow.

4. Leontiev A.N. (1971) "Needs, motives and emotions.''

5. Shchukina G.I. (1979) "Activation of cognitive activity of students

in the educational process ."

6. Trotsenko NN, Lukina LB, Rezenkova OV, Shatalova I.E., Aliev

E.E. The formation of the process-activity component of the physical culture of the personality of students assigned to a special medical group // Innovations and Investments. 2014. No5. p. 263-266

7. Shatalova I.E., Rezenkova OV, Lukina LB, Trotsenko NN, Aliev

E.E. Cognitive activity as a result of the activity attitude of students of special medical groups to physical education and a healthy lifestyle. // Innovation and investment. 2014. No.6. p.164-166

8. Semirkhanov B.R. A model to increase the competitiveness of

higher education institutions through the development of physical education and sports services. // Innovation and investment. 2015. No.11. p.118-122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.