Повышение мотивации студентов высших учебных заведений к занятиям физической культуры
Еременко Вера Николаевна,
преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта, Кубанский Государственный Технологический Университет, vera_er_ko@mail.ru
Питкин Виктор Александрович,
старший преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта, Кубанский Государственный Технологический Университет,
Синько Ольга Викторовна,
преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта, Кубанский Государственный Технологический Университет,
Тихомирова Татьяна Владимировна,
старший преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта, Кубанский Государственный Технологический Университет,
Цаава Сергей Владимирович,
преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта, Кубанский Государственный Технологический Университет,
В статье рассматривается проблемы мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом. Проблема сохранения и укрепления здоровья студентов была и есть важнейшей проблемой общества. На сегодняшний день лишь звучат призывы быть здоровым, а социальная среда и реальная практика говорят об ухудшении здоровья молодежи, нарастании большого количества хронических и инфекционных заболеваний. [3].В настоящее время, студенты - это основной трудовой резерв нашей страны, а так же будущие родители, и их здоровье и благополучие является залогом здоровья и благополучия всей нации. Отсюда, можно сказать, что огромную роль играет изучение мотивов, интересов и потребностей современной молодежи в занятиях спортом. [2].
Ключевые слова: Спорт, здоровый образ жизни, физическая культура, профориентация, мотивация, адаптация, упражнения, привычки
О
сч
Целью данной работы является изучение интересов и потребностей студентов в сфере физической культуры.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу, связанную с данной проблемой.
2. Сделать анализ литературы
3. Дать студентам рекомендации для решения данной проблемы.
В современном обществе требования к физической подготовленности молодежи, которая необходима для трудовой деятельности. Обществу всегда необходимы «трудовые ресурсы» с высоким уровнем физической и умственной работоспособности [1]. Состояния здоровья студента не соответствует запросом настоящего времени. Чтобы выявить динамику занятия спортом, среди студентов разных курсов была проведена анкета-опрос "Отношение к спорту". Она включала в себя следующие вопросы: Занимаетесь ли вы спортом? Сколько раз в неделю? Как, по вашему мнению, влияют вредные привычки на организм? Занимаетесь ли Вы физической культурой вне в ВУЗа? Делаете ли вы по утрам зарядку?
Анкета показала, что огромная часть студентов хорошо понимают, как сильно важен спорт в жизни, но несмотря на это, эта же часть имеет пассивное отношение к физической культуре, а где-то 20% негативно относятся к занятиям физическими упражнениями. Все эти данные свидетельствуют о недооценке положительного влияния занятий физической культурой на человеческий организм. Это может показывать несформированную потребность к занятиям физическими упражнениями и говорит о низком уровне мотивации к занятиям спортом.
Отсюда, можно сказать, что студенты понимают к чему может привести такое безразличное отношение к спорту и насколько необходимы физические упражнения каждому человеку. Студентам технических вузов можно рекомендовать выбирать виды спорта и системы физических упражнений, имеющие профессионально- прикладной характер: спортивные игры, спортивное ориентирование, туризм.
Также можно порекомендовать комплексы упражнений в виде специальной гимнастики.
Существуют несколько основных принципов занятия спортом:
- принцип увеличения нагрузки
- принцип адаптации
- принцип использования
- принцип прогресса
Мотивация является одним и главнейших компонентов для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и спортивной. В современной науке существуют различные подходы к проблеме мотивации. К примеру, П.А. Рудик рассмат-
ривает мотив - как осознанную потребность, А.И. Леонтьев и другие авторы под мотивом понимают конкретный или отвлеченный объект, удовлетворяющий потребность. А это значит без потребности не нужен объект удовлетворяющий потребность-цель, но и без цели потребность не приведет к сознательной и направленной активности.
Таким образом, мотив - это внутренне состояние личности, которое направляет ее действия в каждый момент времени, сформированное обоснование своего поступка. Стержнем любой деятельности является потребностно - мотивацион-ный компонент. В основе любого дела лежит потребность.
Потребность в движении или в укреплении здоровья - вот психологические основы занятий физической культурой и спортом. Таким образом, для формирования мотивации к занятиям физкультурой необходимо создать интерес к занятиям, сформировать потребность в регулярных занятиях, с целью повышения уровня здоровья, повышения умственной и физической работоспособности. Основой формирования потребности является знание. А знание уже влияет на мотивы и интересы. Знания о значимости того или иного вида деятельности на индивида, формируют потребность в двигательной активности.
Путь к эффективной, результативной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, можно разработать эффективную систему форм и методов формирования мотивации к физической культуре и спорту у студентов. Существует множество классификаций мотивов занятий физической культурой и спортом. К примеру, классификации А.Н. Николаева, в которой он выделил шесть групп мотивов, применимых к спортивной деятельности. Они направлены на:
1. высокий результат спортивной деятельности; 2. удовольствие от процесса занятия спортом; 3. самосовершенствование, укрепление здоровья, воспитание сильного характера; 4. общение, удовольствие от встреч с товарищами по команде; 5. вознаграждение, льготы, награды, различные поездки и сборы и т.д.; 6. долженствование, которое сопровождается словами: «Занимаюсь, потому, что так надо». [6].
Физическое воспитание формирует мотиваци-онное отношение к физической культуре, здоровому образу жизни, здоровому питанию, самовоспитанию, самореализации себя как личности, а так же помогает быстрее адаптироваться в обществе. Свои педагогические функции физическая культура наиболее полно осуществляют в процессе физического воспитания. Спорт -это ещё и один из эффективных способов сплочения команды, так как помогает наладить отношение между людьми, поднимает настроение, избавляет от стресса, повышает самооценку, жизненный тонус и улучшает командный дух.
Подводя итоги вышесказанному, нужно отметить, что физическая культура и спорт очень важны в жизни каждого человека. Регулярные занятия
спортом помогают людям всех возрастов, а особенно студентам, более продуктивно использовать своё свободное время, а также помогают отказаться от вредных привычек - употребление спиртных напитков и курение, что тоже очень кстати в наши дни [1].
Человеку не понадобится помощь врачей, если он будет регулярно заниматься спортом и закрепит это в привычку. Сделать это позволит осознанное отношение к занятию спортом, так как спорт - это залог успешности, красоты, а главное здоровья!
Литература
1. Горшков А.Г., Виленский М.Я. «Физическая культура и здоровый образ жизни студента» Гар-дарики 2007.
2. Виленский М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. доклада. - М.,1990. - 84 с.
3. Лотоненко А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Краснодар,1998. - 39 с.
4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. « Психология физического воспитания и спорта» Академия, 2000
5. Мотивы и мотивация личности. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/motivy-i-motivaciya.html
6. Николаев А.Н. Методика оценки мотивов спортивной деятельности. - СПб.: С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - 55 с.
Motivation of students to knowns by physical culture Eremenko V.N., Pitkin V.A., Sinko O.V., Tikhomirova T.V., Tsaava S.V.
Kuban state Technological University
The article deals with the problems of motivating students to engage in physical culture and sports. The problem of preserving and strengthening the health of students was and is the most important problem of society. Today, only calls to be healthy are heard, and the social environment and real practice speak of a deterioration in the health of young people, an increase in a large number of chronic and infectious diseases [3]. At present, students are the main labor reserve of our country, as well as future parents, and their health and well-being is the key to the health and well-being of the whole nation. Hence, it can be said that the study of the motives, interests and needs of modern youth in sports plays a huge role [2]. Keywords: Sport, healthy lifestyle, physical education, vocational
guidance, motivation, adaptation, exercise, habits References
1. Gorshkov A.G., Vilensky M.Ya. "Physical education and a healthy
lifestyle student" Gardariki 2015.
2. M.V. Vilensky Formation of physical culture of the personality of
the teacher in the process of his professional training: dis. ... dr. ped. Sciences in the form of scientific. report. - M., 2013. - 84 s. 3/ Lotonenko A.V. Pedagogical system of formation of the needs of students in physical culture: abstract. dis. ... dr. ped. sciences. -Krasnodar, 2016. - 39 s.
4. Gogunov E.N., Martyanov B.I. "Psychology of physical education
and sport" Academy, 2015
5. Motives and motivation of the individual. - [Electronic resource] -
Access mode. - URL:
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/motivy-i-
motivaciya.html
6. Nikolaev A.N. Methods for assessing the motives of sports activi-
ties. - SPb .: S.-Petersburg. state Acad. physical culture them. P.F. Lesgaft, 2013. - 55 s.