Научная статья на тему 'Концепция оптимизации развития системы высшего образования в области физической культуры и спорта'

Концепция оптимизации развития системы высшего образования в области физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / HIGHER EDUCATION / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / OPTIMIZATION / EDUCATIONAL STANDARDS / EDUCATIONAL PROGRAMS / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щенникова Марина Юрьевна

В исследовании решены задачи разработки механизмов закрепления инвариантности высшего образования в области физической культуры и спорта, обоснования требований к результатам, структуре и условиям подготовки тренерских кадров, разработке алгоритма обеспечения вариативности и преемственности образовательных программ высшего образования во взаимосвязи со стратегическими задачами развития отрасли и национальной системой квалификаций, определения специфических организационно-педагогических условий подготовки кадров в области физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щенникова Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of optimization of higher education in physical culture and sport

The study solves the objectives of the regulatory consolidation of the fundamental basis of higher education in the field of the physical culture and sports, the justification of the requirements to results, structure and conditions of learning of the sports coaches, creation of the algorithm to ensure the variability and continuity of the educational programs of higher education in conjunction with the strategic objectives of development of physical culture and sports in Russia and the national qualifications framework, defining the specific organizational and pedagogical conditions of higher education of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Концепция оптимизации развития системы высшего образования в области физической культуры и спорта»

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.09.2019

УДК 796.077.5

КОНЦЕПЦИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Марина Юрьевна Щенникова, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В исследовании решены задачи разработки механизмов закрепления инвариантности высшего образования в области физической культуры и спорта, обоснования требований к результатам, структуре и условиям подготовки тренерских кадров, разработке алгоритма обеспечения вариативности и преемственности образовательных программ высшего образования во взаимосвязи со стратегическими задачами развития отрасли и национальной системой квалификаций, определения специфических организационно-педагогических условий подготовки кадров в области физической культуры и спорта.

Ключевые слова: высшее образование, физическая культура и спорт, оптимизация, образовательные стандарты, образовательные программы, организационно-педагогические условия.

CONCEPT OF OPTIMIZATION OF HIGHER EDUCATION IN PHYSICAL

CULTURE AND SPORT

Marina Yurievna Shchennikova, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The study solves the objectives of the regulatory consolidation of the fundamental basis of higher education in the field of the physical culture and sports, the justification of the requirements to results, structure and conditions of learning of the sports coaches, creation of the algorithm to ensure the variability and continuity of the educational programs of higher education in conjunction with the strategic objectives of development of physical culture and sports in Russia and the national qualifications framework, defining the specific organizational and pedagogical conditions of higher education of physical culture and sports.

Keywords: higher education, physical culture and sports, optimization, educational standards, educational programs, organizational and pedagogical conditions.

ВВЕДЕНИЕ

В сфере профессионального образования, как и в сфере физической культуры и спорта с конца 90-х годов 20 века происходят динамичные процессы модернизации, преобразований, поиск путей повышения качества и эффективности деятельности.

Переход на двухуровневое образование и компетентностный подход повлекли за собой изменения в подготовке кадров, полемика по которым не теряет своей остроты до настоящего времени. Первая связана с подготовкой бакалавров широкого профиля, отсутствием в документах об образовании специализации выпускника. Вторая - с отсутствием обоснованных подходов к планируемым результатам обучения и содержанию образования на уровнях бакалавриата и магистратуры. Требует теоретического обоснования подход к формированию фундаментальных основ образования в области физической культуры и спорта, в рамках выделенной в 2013 году отдельной укрупненной группы специальностей и направлений подготовки 49.00.00 Физическая культура и спорт.

В сфере физической культуры и спорта с 2011 года формируется система подготовки спортивного резерва сборных команд Российской Федерации, введены федеральные стандарты спортивной подготовки, в 2018 году утверждена Концепция развития системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации на период до 2025 года. Ключевым вопросом для успешной реализации Концепции является кадровое обеспечение отрасли. Новые амбициозные задачи поставлены перед отраслью в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» по увеличению количества граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, что также требует подготовки кадров современной формации.

Введение в стране Национальной системы квалификаций ставит пред профессиональным образованием новые задачи.

Оптимизация развития системы высшего образования в области физической культуры и спорта направлена на определение наилучшего варианта системного решения задач по формированию нормативного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса и организационно-педагогических условий реализации образовательных программ в контексте решения стратегической задачи развития отрасли по подготовке спортивного резерва и с учетом введения национальной системы квалификаций и обусловлена необходимостью исключения противоречий между современными вызовами и системой высшего образования в области физической культуры и спорта.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В основу концепции положены принципы системности, целевого управления, фундаментальности и вариативности [1, 2]. Высшее образование в области физической культуры и спорта рассматривается как сложная открытая система, представляющая собой совокупность таких взаимосвязанных элементов как федеральный государственный образовательный стандарт, образовательные программы и специфические организационно-педагогические условия их реализации, образовательные организации высшего образования, способной приспосабливаться к изменениям, происходящим во внешней среде - в отрасли, на рынке труда. Система высшего образования в области физической культуры и спорта должна быть ориентирована на цели эффективного развития физической культуры и спорта, требования потребителей, в первую очередь органов государственной власти, общероссийских федераций по видам спорта, крупных работодателей посредством декомпозиции целей развития отрасли на содержание образовательных программ и деятельность образовательных организаций высшего образования, применяя различные формы взаимодействия для наилучшего использования материально-технических, кадровых и научно-исследовательских ресурсов вузов в общероссийском и региональном аспекте. Формирование единого образовательного пространства высшего образования в области физической культуры и спорта в целях обеспечения необходимого уровня подготовки современных кадров для отрасли целесообразно обеспечивать посредством нормативно закрепленных требований к фундаментальной основе содержания образования и его практи-коориентированности, и вариативности направленности программ на решение задач профессиональной деятельности во взаимосвязи с развитием сферы физической культуры и спорта и рынка труда.

В соответствии с задачами развития физической культуры и спорта и спорта на современном этапе, поставленными в документах стратегического планирования, структура укрупненной группы специальностей и направлений подготовки 49.00.00 Физическая культура и спорт должна в полной мере обеспечивать потребности кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта, создавать возможность учета и прогнозирования подготовки кадров в разрезе сфер профессиональной деятельности, квалификаций, регио-

нов для формирования контрольных цифр приема и государственного задания для организации и методического обеспечения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением всех категорий и групп населения в образовательных организациях, по месту работы, месту жительства и отдыха; для руководства тренировочной и соревновательной деятельностью спортсменов, научно-методического и антидопингового обеспечения системы подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений; для управления сферой физической культуры и спорта; для спортивной науки [3, 4, 5].

Для обеспечения преемственности профессионального образования на разных уровнях состав укрупненной группы 49.00.00 Физическая культура и спорт требует актуализации в части формирования траектории подготовки кадров для спорта. На уровне среднего профессионального образования для подготовки тренеров начальных этапов спортивной подготовки в училищах олимпийского резерва из числа квалифицированных спортсменов - в рамках специальности «Спорт» с присвоением квалификации «Тренер по виду спорта», на уровне бакалавриата для подготовки тренеров для реализации этапов спортивной подготовки, включая этап высшего спортивного мастерства - в рамках направления «Спорт» с присвоением квалификации «Тренер по виду спорта. Преподаватель», на уровне магистратуры для подготовки кадров в сфере спорта высших достижений - в рамках направления «Спорт» с присвоением квалификации «Магистр».

Введение направления подготовки бакалавриата «Спорт» направлено на обеспечение подготовки тренерских кадров для системы подготовки спортивного резерва и спортивных сборных команд, присвоение квалификации «Тренер по виду спорта. Преподаватель» с соответствующей записью в документе об образовании, определение направленности программ в соответствии с Всероссийским реестром видов спорта, увеличение практической подготовки, введение требований наличия у образовательной организации материально-технического обеспечения с учетом федерального стандарта спортивной подготовки по соответствующему виду спорта. Результатом введения данного направления является также повышение эффективности управления в части возможности статистического учета подготовки тренерских кадров, прогнозирования, распределения контрольных цифр приема [6].

Для решения задач увеличения количества населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, актуальным является диверсификация образовательных программ направления «Физическая культура» на всех уровнях профессионального образования на основе различных физкультурно-оздоровительных технологий и особенностей контингента занимающихся. Целевой установкой таких программ должна стать подготовка кадров для привлечения населения к занятиям и организации различных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на вводимых спортивных сооружениях и площадках, по месту работы - в организациях, учреждениях, на предприятиях, по месту жительства - во дворах, парках, в центрах ВФСК ГТО, в фитнесс-ин-дустрии.

В перспективе представляется целесообразным разработка и утверждение требований к подготовке кадров по спортивному менеджменту, спортивной психологии, спортивной аналитике и спортивной науке на основе междисциплинарного подхода.

Нормативной основой фундаментальных требований к подготовке кадров в области физической культуры и спорта являются результаты обучения, закрепленные во ФГОС ВО в форме общепрофессиональных компетенций, которые сформированы с использованием метода лучших практик, по результатам ретроспективно-логического сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта подготовки кадров в области физической культуры и спорта [7, 8]. Данные требования включают в себя знания естественнонаучной и медико-биологической направленности, психолого-педагогической, научно-методической, организационно-управленческой направленности, теории и методики физической куль-

туры и спорта, теории и методики базовых видов двигательной деятельности, теории и методики избранного вида спорта. Обязательным требованием профессионального образования в области физической культуры и спорта является практическая подготовка по освоению техники различных упражнений и видов спорта и по проведению учебно-тренировочных занятий различной направленности.

В примерных образовательных программах закреплена направленность образовательных программ направлений «Физическая культура» и «Спорт», которая сформирована используя декомпозицию задач развития сферы физической культуры и спорта как управляющего механизма формирования структуры и содержания высшего образования в области физической культуры и спорта и взаимосвязана с требований профессиональных стандартов Национальной системы квалификаций как формализованных требований рынка труда.

Разработанный и апробированный алгоритм формирования ОПОП включает в себя выбор задачи развития отрасли, к решению которой должен быть подготовлен выпускник и определение целей подготовки по программе с учетом целевых показателей, установленных в документах стратегического планирования; конкретизацию сфер профессиональной деятельности выпускника с учетом профессиональных стандартов; выбор типов профессиональных задач, к решению которых должен быть подготовлен выпускник для формирования профессиональных компетенций; формулировку направленности образовательной программы. Разработка профессиональных компетенций проводится посредством соотнесения требований профессиональных стандартов и общепрофессиональных компетенций ФГОС ВО и выявления трудовых функций, необеспеченных общепрофессиональными компетенциями, это обеспечивает их достаточность, исключая избыточность и дублирование. Включение в фонды оценочных средств ссылок на трудовые функции обеспечивает взаимосвязь педагогического контроля в системе образования и независимой оценки квалификаций, что позволяет обеспечить сопоставимость, взаимопризнание и интеграцию этих процедур [9].

Разработка учебно-методического обеспечения по образовательным программам с учетом требований стратегических документов развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, профессиональных стандартов, динамики рынка труда, содержания независимой оценки квалификаций мотивируют профессорско-преподавательский состав к непрерывному профессиональному развитию, изучению особенностей профессиональной деятельности выпускников в различных областях, включение в процесс совершенствования системы квалификаций с учетом уровня развития науки, позволяют реализовывать опережающее обучение.

Специфические организационно-педагогические условия реализации ОПОП ВО в области физической культуры и спорта характеризуются интеграцией образования, науки и физкультурно-спортивной деятельности и призваны создать образовательную среду, обеспечивающую формирование специалиста с высшим образованием современной формации.

Образовательная среда подготовки кадров для спорта включает в себя реализацию образовательных программ различного уровня, что обеспечивает непрерывную подготовку в системе училища олимпийского резерва - бакалавриата - магистратуры, возможность сочетания получения профессионального образования и спортивной карьеры для студентов из числа квалифицированных спортсменов; реализацию программы спортивной подготовки по видам спорта, что позволит решать задачи доступности спортивного совершенствования для студентов, развития спортивной инфраструктуры и кадровых ресурсов образовательных организаций; совершенствования научно-методического обеспечения спортивной подготовки; создания условий для самореализации студентов в спорте, их духовно-нравственного и патриотического воспитания; обеспечения практической подго-

товки студентов; участие в научно-методическом обеспечении спортивных сборных команд, что обеспечит формирование востребованной со стороны практики тематики научных исследований, формирование методологии трансляционных исследований в спорте, анализ, интерпретацию и внедрение лучших практик и передовых научных достижений в процесс подготовки квалифицированных спортсменов, интеграцию образования и науки.

Образовательная среда подготовки кадров для массовой физической культуры и спорта должна включать в себя наряду с различными образовательными программами реализацию физкультурно-оздоровительный услуг, услуг по организации спортивных мероприятий, тестированию и методическому обеспечению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), включенностью студентов в волонтерское движение.

Для реализации представленных подходов требуется изменение подходов к государственному заданию образовательных организаций, практическое внедрение положений федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» об участии образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минспорту России, в спортивной подготовке по видам спорта, научно-методическом обеспечении спортивных сборных команд, научно-методическом обеспечении и тестировании комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Специфическими организационно-педагогическими условиями подготовки кадров в области физической культуры с высшим образованием являются наличие оснащенных современных спортивных объектов. В настоящее время ряд образовательных организаций высшего образования обладают уникальными спортивными объектами, которые были построены в рамках федеральных целевых программ, переданы как наследие крупных спортивных мероприятий, оптимизация использования которых связана с организацией взаимодействия вузов в общероссийском и региональном масштабе. По мнению студентов и преподавателей для повышения качества подготовки кадров наиболее востребованными формами является взаимодействие вузов физической культуры, академическая мобильность, проведение практик и совместных научно-исследовательских работ [10].

Оптимизация кадрового обеспечения реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта связана с определением эффективности труда профессорско-преподавательского состава с учетом показателей деятельности образовательной организации в целом, целевых показателей развития сферы физической культуры и спорта, и формирования мотивации работников образовательных организаций высшего образования к профессиональному развитию на их основе [11].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совокупность предложенных подходов направлена на обеспечение подготовки специалистов, способных не только реализовывать современные потребности рынка труда, но и генерировать новые на основе инновационных подходов. Оптимизацию развития системы высшего образования в области физической культуры и спорта необходимо проводить с точки зрения того, насколько оно будет способствовать эффективному развитию всей системы физической культуры и спорта в целом с целью обеспечения её устойчивого развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг. - М. : Педагогика, 1973. - 198 с.

2. Райзберг, Б.А. Программно-целевое планирование и управление / Б.А. Райзберг, А.Г. Лобко. - Москва : ИНФРА-М, 2002. - 428 с.

3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500 (дата обращения 01.09.2019).

4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития российской Федерации на период до 2024 года» // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432 (дата обращения 01.09.2019).

5. Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.10.2018 № 2245-р // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_309457 (дата обращения 01.09.2019).

6. Щенникова, М.Ю. Подготовка кадров для спорта: современное состояние и перспективы развития / М.Ю. Щенникова, С.И. Петров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -

2017. - № 5 (147). - С. 203-211.

7. Щенникова, М.Ю. Логика трансформации блока дисциплин социально-гуманитарной и профессиональной направленности в образовательных программах в области физической культуры и спорта / М.Ю. Щенникова, В.Ф. Костюченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 292-297.

8. Щенникова, М.Ю. Высшее образование в области физической культуры и спорта: международный опыт : учебное пособие / М.Ю. Щенникова, А.Н. Яковлюк, С.В. Катаева ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2017. - 83 с.

9. Щенникова, М.Ю. Методические рекомендации по формированию примерных о сновных образовательных программ по направлениям подготовки «Физическая культура» и «Спорт» в соответствии с требованиями профессиональных стандартов / М.Ю. Щенникова, Т.М. Овсюк ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2017. -228 с.

10. Евсеев, С.П. Сетевая форма реализации образовательных программ в отраслевой подготовке кадров / С.П. Евсеев, М.Ю. Щенникова, М.А. Пиунова // Адаптивная физическая культура. -

2018. - № 1 (73). - С. 41-44.

11. Оценка эффективности труда профессорско-преподавательского состава как инструмент целевого управления / М.Ю. Щенникова, С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов, М.А. Борисевич // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 264-270.

REFERENCES

1. Blauberg, I (1973), Formation and essence of the system approach, Pedagogy, Moscow.

2. Raizberg, B. And Lobko, A (2002), Program-target planning and management, INFRA-M, Moscow.

3. Russian Federation government (2009), Strategy of development ofphysical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020, available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_90500 (accessed 8 September 2019).

4. Decree of the President of the Russian Federation (2019), About the national purposes and strategic tasks of development of the Russian Federation for the period till 2024, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432 (accessed 8 September 2019).

5. Russian Federation government (2018), The concept of coaching sports reserve in the Russian Federation until 2025, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_309457 (accessed 8 September 2019).

6. Shchennikova, M. and Petrov, S. (2017), "Training the staff for sport: current state and directions of development, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (147), pp. 203-211.

7. Shchennikova, M. and Kostjuchenko, V. (2016), "Logic of transformation of blocks of subjects of the socio-humanitarian and professional orientation in the educational programs of physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (131), pp. 292-297.

8. Shchennikova, M., Yakovlyuk, A. and Kataeva, S. (2018) Higher education of physical culture and sports: international experience, NGU imeni P.F. Lesgafta, Saint-Petersburg.

9. Shchennikova, M. and Ovsyuk, T. (2017), Guidelines for the formation of exemplary basic educational programs in the areas of training "Physical culture " and "Sport" in accordance with the requirements of professional standards, NGU imeni P.F. Lesgafta, Saint-Petersburg.

10. Evseev, S., Shchennikova, M. and Piunova, M. (2018), "Network form of implementation of educational programs of physical culture and sports", Adaptive physical education, No. 1(73), pp. 41-44.

11. Shchennikova, M., Bakulev, S., Taymazov, V. and Borisevich, M. (2017), "Estimates of efficiency of work of faculty staff as instrument of goal management", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (146), pp. 264-270.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.09.2019

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Светлана Юрьевна Щетинина, доктор педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Аннотация

Рассмотрены вопросы организации обучения в вузе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт организации деятельности по созданию инклюзивной среды вуза на примере Тихоокеанского государственного университета, а также некоторые аспекты состояния вопроса в вузах Дальневосточного федерального округа.

Ключевые слова: вуз, обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивная среда, организация, деятельность, Дальневосточный федеральный округ.

ORGANIZATION OF EDUCATION OF DISABLED PEOPLE AND PEOPLE WITH SPECIAL NEEDS IN THE UNIVERSITY

Svetlana Yurievna Schetinina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Pacific National University, Khabarovsk

Annotation

The issues of organizing the education of disabled people and people with special needs in the University are considered. The experience of organizing the activities for creating inclusive environment in the University is presented on the example of Pacific National University, as well as some aspects of the issue's condition in Far Eastern Federal District Universities are reflected in the article.

Keywords: University, education of disabled people and people with special needs, inclusive environment, organization, activity, Far Eastern Federal District.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время всё, что связано с инклюзией в образовании, можно отнести к инновации. Реализация концепции инклюзивного образования только набирает свой ход. В связи с чем актуальной проблемой является поиск путей включения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в систему высшего образования, организация деятельности по созданию инклюзивной среды вуза.

В этой связи представлен опыт организации инклюзивного образования в вузе на примере Тихоокеанского государственного университета (далее - ТОГУ), а также некоторые аспекты состояния вопроса в вузах Дальневосточного федерального округа (далее -ДФО).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Существенная роль в организации инклюзивного образования отводится самим вузам, деятельность которых должна осуществляться на основе системного подхода. Организация инклюзивной среды предполагает включение всех служб вуза в эту деятельность, а также чёткую дифференциацию их обязанностей и направленности деятельности. Целесообразна разработка карты процессов, где у каждой службы будет свой перечень вопросов по сопровождению инвалидов и лиц с ОВЗ. Также целесообразно создание постоянно действующей комиссии по вопросам организации инклюзивной среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.