Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В КОМПЛЕКСНОМ КОРРЕКЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ВОЗМОЖНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В КОМПЛЕКСНОМ КОРРЕКЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОРРЕКЦИЯ / ПЕДАГОГИКА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СПОСОБНОСТИ / ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снимщикова Ольга Александровна

В данной статье рассматривается проблема, связанная с недостаточным уровнем развития адаптивной, коррекционной физической культуры. Как наиболее эффективный вид адаптации предложена аккомодация. Обосновывается инновационный здоровьеформирующий курс с использованием современных технологий. Выявлена структура и основные компоненты фундаментальных психофизических нарушений и их коррекция. Целью исследования является анализ психологопедагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями. Определение ресурсов для изменения познавательных и оздоровительных процессов у детей с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Снимщикова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF SPECIAL PEDAGOGY IN A COMPLEX CORRECTIONAL SPACE

This article discusses the problem associated with the insufficient level of development of adaptive, correctional physical culture. Accommodation is proposed as the most effective type of adaptation. An innovative health-forming course using modern technologies is substantiated. The structure and main components of fundamental psychophysical disorders and their correction are revealed. The purpose of the study is to analyze the psychological and pedagogical support of children with disabilities. Identification of resources for changing cognitive and health processes in children with disabilities.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В КОМПЛЕКСНОМ КОРРЕКЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

УДК 37.013

ВОЗМОЖНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В КОМПЛЕКСНОМ КОРРЕКЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Ольга Александровна Снимщикова, преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема, связанная с недостаточным уровнем развития адаптивной, коррекционной физической культуры. Как наиболее эффективный вид адаптации предложена аккомодация. Обосновывается инновационный здоровьеформирующий курс с использованием современных технологий. Выявлена структура и основные компоненты фундаментальных психофизических нарушений и их коррекция. Целью исследования является анализ психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями. Определение ресурсов для изменения познавательных и оздоровительных процессов у детей с ОВЗ.

Ключевые слова: физическая культура, коррекция, педагогика, реабилитация, развитие, воспитание, способности, потенциал.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p400-403

POSSIBILITIES OF SPECIAL PEDAGOGY IN COMPLEX CORRECTIONAL SPACE

Olga Aleksandrovna Snimshchikova, the teacher, Kuban State Technological University,

Krasnodar

Abstract

This article discusses the problem associated with the insufficient level of development of adaptive, correctional physical culture. Accommodation is proposed as the most effective type of adaptation. An innovative health-forming course using modern technologies is substantiated. The structure and main components of fundamental psychophysical disorders and their correction are revealed. The purpose of the study is to analyze the psychological and pedagogical support of children with disabilities. Identification of resources for changing cognitive and health processes in children with disabilities.

Keywords: physical culture, correction, pedagogy, rehabilitation, development, education, capabilities, potential.

ВВЕДЕНИЕ

Дети-инвалиды из-за своей ограниченной подвижности не могут контролировать весь спектр человеческого опыта. Они часто испытывают трудности со своими практическими действиями и ограничены в проявлениях игровой индивидуальности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций.

Специфика воспитания детей [1] с ограниченными возможностями в основном заключается в руководстве этим процессом. Необходимо предложить ситуативный сценарий событий, при которых ребёнок сможет развить новую схему поведения. И, как следствие, будет происходить плавная адаптация и взаимодействие с окружающим миром. Во-первых, те, кто занимается образованием и воспитанием, должны максимально расширить возможности детей в овладении предметно-практическим и теоретическим опытом. Эмоциональное развитие требует особого внимания. Необходимо добрым и обнадеживающим образом сформировать достаточную точную самооценку. Создание условий, отвечающих этим требованиям, является сложной проблемой, решение которой во многом зависит от гуманистических ориентиров общества и принятых социально-экономических механизмов для реабилитации людей с ограниченными возможностями [1].

Одной из важнейших задач социальной педагогики является активизация самостоятельного участия ребенка в процессе реабилитации [2]. Важную роль в вовлечении ребенка в реабилитационную игровую деятельность играет организация досуга, индивиду-

ального и группового. Игровой реабилитационный курорт разделен на следующие группы:

- мелкая моторика (моделирование, конструирование, рисование и т. д.);

- отличные двигательные навыки (игры с мячом, спортивные игры).

- игры, развивающие умственные способности ребенка (например, логические: головоломки, загадки);

- речь (имитация звуков животных, предметов);

- развитие слуха (разучивание ритмов, прослушивание музыки);

- развитие зрения (рисование, аппликация и т. д.);

- развитие конструктивных навыков (занятия с мозаикой и т. д.).

Данная методика позволит в комплексе реализовать театральные мини-постановки с элементами активных групповых игр.

В играх сюжет и правила игры должны постепенно усложняться. Важно развивать, закреплять все общие действия, успешную имитацию, все попытки общения со стороны ребенка. Игровые приемы, навыки и особенности ребенка сами по себе не возникают, они должны быть сформированы решительно. А это могут сделать только воспитатели или родители, которые становятся первыми и лучшими партнерами по игре, и именно они максимально подготавливают ребенка к играм с другими детьми.

Существуют разные подходы для игр, в зависимости от основы. В частности, существуют:

- функциональные игры, выполняющие определенные функции: развитие, воспитание и т. д.;

- дидактические игры, предназначенные для решения учебных задач, стимулирующих когнитивные функции; закрепление определенных навыков;

- специальные игры с особой целью: спорт, обучение, строительство, досуг.

Нагрузка при физической активности должна быть направлена на развитие, а иногда и на обучение двигательным навыкам. Индивидуальный подход, вариативность комплексов физических упражнений при их выполнении позволяют подбирать подходящие комбинации для каждого отдельного случая.

Реализация программ физической культуры [3, 4] и оздоровления приведет к расширению потенциала для двигательной активности детей с ограниченными возможностями, что позволит им улучшить свою физическую форму, заниматься общеполезным трудом, удовлетворить потребность в общении. В дополнение к прямому эффекту, физическая активность и спорт играют важную социально-психологическую роль. Привлекая как можно больше детей и подростков с ограниченными возможностями к занятиям спортом, можно значительно улучшить их качество жизни, разнообразить досуг, социализировать их в современном обществе. Участие в спортивно- оздоровительных мероприятиях способствует улучшению эмоционального фона. Реабилитация включает в себя комплекс мер, основанных на индивидуальном подходе к проблемам и возможностям отдельного ребенка и его семьи.

Коррекция считается скоординированным применением медицинских, социальных, образовательных и профессиональных мер, включая подготовку или переподготовку инвалидов для достижения максимально возможного уровня работоспособности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Взаимодействие общества с дефектологической наукой и практикой выявляет позитивные тенденции специального образования. Аккомодация даёт возможность изменить представление ребёнка об окружающем мире, необходимо только изменить условия среды. Удивить его новой информацией и сформировать когнитивный баланс. Педагогам необходимо корректировать мышление ребёнка моделируя игровые ситуации, провоцируя его на специфическую форму биологической адаптации. Физическая активность является

составляющей частью всего процесса.

Наибольшее количество людей с ограниченными возможностями, занимающиеся адаптивной физической культурой - это дети (40%) [5]. И с каждым годом это число увеличивается благодаря активному развитию системы адаптивной физической культуры для инвалидов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Всесторонне развиваться помогает вовлечение детей в комплексные мероприятия, проводимые на базе центров молодёжной политики.

ВЫВОДЫ

Исходя из этого, можно сделать вывод, что основной причиной недостатка социализации людей с ограниченными возможностями является незрелость общественного мнения. Задача педагога помочь и активизировать стремление к саморазвитию, интерес к тренировочному процессу и самодисциплине. Педагогам необходимо использовать программу на основе современных технологий с обязательным использованием соревновательного метода. Широко применять информационное поле для организации и проведения мероприятий игрового характера. Участие в спортивных праздниках использовать как мотивацию для системных занятий физической культурой.

Актуальные проблемы реализации физического потенциала и социализации людей с ограниченными способностями происходят с помощью адаптивной физической культуры и являются значимым в жизни современного общества [6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова Н.Г. Дифференциация двигательных режимов детей 10-12 лет с учетом особенностей физического и психофизиологического статуса : дис. канд. пед. наук / Иванова Наталья Геннадьевна. - Краснодар, 2006. - 205 с.

2. Иванова Н.Г. Здоровый образ жизни студента и его составляющие в период обучения в вузе / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко, Р.И. Ковтун // Балтийский гуманитарный журнал. - 2021. - Т. 10. - № 4 (37). - С. 86-88.

3. Иванова Н.Г. Мультимедийное анкетирование на тему: «Эффективность занятий по физической культуре глазами студентов» // Свидетельство о регистрации базы данных RU 2014621722, 11.12.2014. Заявка № 2014621416, 22.10.2014.

4. Иванова Н.Г. Пути расширения двигательного режима как одного из основных факторов здорового образа жизни студентов / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко, Е.А. Козыренко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4. - С. 116-118.

5. Инновационные модели социально-педагогического взаимодействия / Н.А. Агеева, В.Н. Еременко, О.А. Снимщикова, И.С. Ворошилова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10. - С.7-10

6. Роль адаптивной физической культуры в жизни общества / В. Н. Еременко, А. С. Медведева, А. Л. Мисюрина, А.А. Семкина // Этнос и культура в эпоху глобализации : сборник материалов IV Международной научной очно- заочной конференции. Краснодар. - 2021. - С. 252-257.

REFERENCES

1. Ivanova, N.G. (2006), Differentiation of motor modes among children aged 10-12, taking into account the characteristics of the physical and psychophysiological status, dissertation, Krasnodar.

2. Ivanova, N.G., Porubaiko, L.N. and Kovtun, R.I. (2021), "Healthy lifestyle of the student and its components during his studies at the university", Baltic Humanitarian Journal, Vol. 10, No. 4 (37), pp. 86-88.

3. Ivanova N.G. (2014), "Multimedia questionnaire on the theme: «Effectiveness of physical education classes by students' eyes", Certificate of registration of the database RU 2014621722, 11.12.2014. Bid 2014621416.

4. Ivanova, N.G.Porubayko L.N. and Kozyrenko, E.A. (2017), "Ways of expanding the motor mode as one of the main factors of healthy lifestyle of students", International Journal of Applied and Fundamental Research, No. 4, pp. 116-118.

5. Ageeva, N.A., Eremenko, V.N., Snimshchikova, O.A. and Voroshilov, I.S. (2014), "Innovative models of socio-pedagogical interaction", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10,

pp. 7-10.

6. Eremenko, V.N., Medvedev, A.S., Misyurina, A.L. and Semkina, A.A. (2021), "The role of adaptive physical culture in the life of society", Ethnos and culture in the era of globalization: collection of materials of the IV International Scientific and Correspondence Conference, Krasnodar, pp 252-257.

Контактная информация: syslik-oa@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 19.04.2022

УДК 793.3

МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ КОМАНД ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ЧИР СПОРТЕ

Михаил Максимович Соловьев, кандидат педагогических наук, доцент, Ростислав Георгиевич Тихонов, старший преподаватель, Владимир Владимирович Феофанов,

старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербург; Дарья Андреевна Гуськова, тренер по чир спорту, Центр спорта и образования «Самбо-70», Москва

Аннотация

Чир-джаз-группа - яркая и завораживающая своей красотой танцевальная дисциплина чир спорта, предоставляющая большую свободу творчества хореографам благодаря возможности использования различных стилей джазового танца, разнообразных технических элементов и командных взаимодействий. Предметом соревнований в данной дисциплине является хореографическая композиция, демонстрируемая командой численностью от 18 до 24 человек. Целью исследования, представленного в данной статье, являлось определение модельных характеристик содержания и структуры соревновательных композиций в дисциплине чир спорта чир-джаз-группа. Исследование проводилось с использованием видеоматериалов выступлений команд на соревнованиях в дисциплине чир-джаз-группа. Для анализа использовались видеозаписи с чемпионатов мира по чир спорту, которые проводились с 2017 по 2019 год. Были проанализированы девять соревновательных композиций сборных команд США, Японии и Мексики, которые являлись сильнейшими в этот период времени. В ходе исследования по определенным техническим признакам удалось выделить группы упражнений и разработать классификацию технических элементов, которая представлена в статье. На основе данной классификации было выявлено количественное и процентное соотношение элементов разных технических подгрупп. Выявленные в результате исследования модельные характеристики призваны способствовать оптимизации построения соревновательных групповых композиций. В представленной статье на основе полученных результатов даны практические рекомендации для специалистов и тренеров по чир спорту.

Ключевые слова: чир спорт, чир-джаз-группа, хореографическая композиция, технический элемент.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p403-407

MODEL CHARACTERISTICS OF COMPETITIVE COMPOSITIONS OF HIGHLY QUALIFIED TEAMS IN CHEER SPORTS

Mikhail Maksimovich Solovev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Rostislav Georgievich Tikhonov, the senior teacher, Vladimir Vladimirovich Feofanov, the senior teacher, Baltic State Technical University named after D.F. Ustinov, St. Petersburg; Daria An-dreevna Guskova, the cheer sports coach, Sports and Education Center "Sambo-70", Moscow

Abstract

Cheer Jazz band is a bright and fascinating dance discipline of cheer sports, which provides great creative freedom to choreographers due to the possibility of using various styles of jazz dance, various technical elements and team interactions. The subject of the competition in this discipline is a choreographic composition demonstrated by a team of 18 to 24 people. The purpose of the research presented in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.