Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2453
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ / ГОТОВНОСТЬ К ТРУДУ / ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Жиляева Наталья Владимировна, Шутова Оксана Сергеевна

В статье рассмотрены современные подходы к организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста, показано ее значение для разностороннего развития личности дошкольника. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью обновления традиционной методики трудового воспитания детей в соответствии с современными социокультурными тенденциями. Показана роль трудовой деятельности в развитии нравственной сферы личности, формировании партнерских отношений. Авторами выделены условия оптимизации трудовой деятельности детей, подчеркивается роль семейного воспитания в приобщении к труду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF WORK ORGANIZATION IN PRESCHOOL AGE

The article discusses modern approaches to the organization of labor activity of preschool children, shows its importance for the versatile development of the personality of a preschooler. The relevance of this topic is due to the need to update the traditional methods of labor education of children in accordance with modern socio-cultural trends. The role of labor activity in the development of the moral sphere of the individual, the formation of partnerships is shown. The authors highlight the conditions for optimizing the labor activity of children, emphasize the role of family education in the introduction to work.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

овладели необходимыми знаниями и умениями в рамках прохождения электронного курса; 3% респондентов допустили большое количество ошибок при математических вычислениях из-за невнимательности.

Обучающиеся электронного курса большую часть учебного материала изучали самостоятельно, что в свою очередь позволило улучшить процесс запоминания и понимания изученного материала. А умение сразу применять полученные знания на практике помогли закрепить их.

Выводы. Обработка данных результатов исследования показала, что использование элементов электронного обучения, использования дистанционных образовательных технологий продуктивно влияет на развитие навыка самостоятельной работы обучающихся. Применение учебных материалов электронного курса позволило в некотором роде усовершенствовать процесс обучения, придать обучению динамичность и интерактивность, повысить интерес со стороны обучающихся.

Предлагаемый электронный курс «Исследовательские и проектные задания по планиметрии» для обучающихся 7-9 классов был направлен на расширение знаний обучающихся, повышения уровня математической культуры и подготовки через решения большого класса математических задач. Материал данного курса содержал «нестандартные» методы, которые позволили более эффективно решить определенный объем заданий за короткий временной интервал. Данный ресурс может использоваться преподавателем как на уроках по математики в 7-9 классах, так и на факультативных, и дополнительных занятиях [6].

Анализ проблем, которые возникают в процессе обучения на уроках математики, а именно на уроках геометрии, привели нас к выводу, что преподавателям-предметникам необходимо постоянно применять ЦТ и инструментов при организации и реализации учебных занятий в дистанционном формате. Реализация возможностей ЦТ и инструментов позволяют использовать наиболее продуктивно авторские электронные образовательные ресурсы в учебном процессе.

Литература:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 1 ст. 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (дата обращения: 18.10.2021г.).

2. EduNeo. Актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт [Электронный ресурс] // Google Classroom: функционал и краткая инструкция по созданию онлайн-курса. - URL: https://www.eduneo.ru/google-classroom/ (дата обращения: 18.10.2021 г.).

3. Атанасян Л.С. Учебник по геометрии 7-9 классов / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев др. -Просвещение, 2020 г.

4. Геометрия 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. - М.: Просвещение, 2014.

5. Далингер ВА. Геометрия: планиметрические задачи на построение: учебное пособие для вузов / В.А. Далингер. -2-е изд., испр. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 155 с.

6. Далингер В.А. Методика обучения математике. Поисково-исследовательская деятельность учащихся: учебник и практикум для вузов / В.А. Далингер. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 460 с.

7. Живая Математика 5.0.: Сборник методических материалов. Г.Б. Шабат, В.М. Чернявский, В.В. Кулагина, Л.М. Смолина, В.Н. Боровикова, В.Н. Дубровский, Г.А. Аджемян, А.В. Пантуев. - М.: ИНТ, 2013. - 205 с.

8. Журавлев В.В. информационные технологии в образовании: учебное пособие / сост. В.В. Журавлев. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2018. - 102 с.

9. Иванов С.Г. Исследовательские и проектные задания по планиметрии с использованием среды «Живая математика» / С.Г. Иванов, В.И. Рыжик. - М.: Просвещение, 2013.

10. Лопатина К.Е., Беленкова И.В. Использование элементов дистанционного обучения при изучении математики в школе // Молодой ученый. - 2017. - №22. - С. 179-182. - URL https://moluch.ru/archive/156/44247/ (дата обращения: 18.10.2021 г.).

11. Савельева И. Среда «Живая геометрия» // Математика: учебно-методическая газета. - 2010. - №15 - С. 17-24. [Электронный ресурс]. - URL: http://elcat.pnpu.edu.ua/docs/Caveleva.pdf (дата обращения: 18.10.2021 г.).

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Жиляева Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Шутова Оксана Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье рассмотрены современные подходы к организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста, показано ее значение для разностороннего развития личности дошкольника. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью обновления традиционной методики трудового воспитания детей в соответствии с современными социокультурными тенденциями. Показана роль трудовой деятельности в развитии нравственной сферы личности, формировании партнерских отношений. Авторами выделены условия оптимизации трудовой деятельности детей, подчеркивается роль семейного воспитания в приобщении к труду.

Ключевые слова: труд, дошкольный возраст, трудовое воспитание, трудовая деятельность детей, готовность к труду, трудовые умения и навыки.

Annotation. The article discusses modern approaches to the organization of labor activity of preschool children, shows its importance for the versatile development of the personality of a preschooler. The relevance of this topic is due to the need to update the traditional methods of labor education of children in accordance with modern socio-cultural trends. The role of labor activity in the development of the moral sphere of the individual, the formation of partnerships is shown. The authors highlight the conditions for optimizing the labor activity of children, emphasize the role of family education in the introduction to work.

Keywords: labor, preschool age, labor education, labor activity of children, readiness for labor, labor skills.

Введение. В контексте социально-экономического развития реальность предъявляет высокие требования к личности; подчеркивается важность ее отношения к работе как сознательной необходимости, формирование позитивного и творческого отношения и уважения к труду, его процессу и результату. Коммуникабельность, инициативность, ответственность, компетентность, творчество - качества, которые профессиональная сфера ожидает от зрелого человека, формируются в процессе постепенного приобщения к трудовой деятельности, начиная с младшего дошкольного возраста.

В современных условиях необходим кардинальный пересмотр традиционных подходов к реализации трудового воспитания дошкольников; обновление содержания методики трудового воспитания в соответствии с актуальными векторами социокультурного развития; интеграции трудового воспитания с другими областями образования; приоритет творческой совместной деятельности детей и взрослых [21.

Изложение основного материала статьи. Согласно основным положениям классической теории дошкольного воспитания, трудовая деятельность является незаменимым средством развития личности ребенка, привлекает его возможностью проявить собственную активность и независимость от взрослого, реализовать собственный потенциал и субъектность; способствует более прочному и осознанному усвоению знаний, развитию познавательной активности и самоконтроля, воспитанию дисциплины и ответственности; поэтому от того, как подрастающее поколение освоит основные навыки и умения трудовой деятельности, насколько прочно будет сформировано ценностное отношение к труду, во многом будет зависеть развитие и процветание общества [51.

Трудовое воспитание - процесс, направленный на формирование у детей практических знаний и навыков, необходимых в процессе решения тех или иных задач; приобщение к труду взрослых посредством вовлечения в трудовую деятельность; осознание его ценности и общественной необходимости. Е.В. Везетиу, в свою очередь отмечает, что трудовое воспитание подразумевает, во-первых, вовлечение детей в активную трудовую деятельность, во-вторых, воспитание позитивного отношения к труду и, в-третьих, овладение умениями и навыками, необходимыми для жизни в социуме [31.

В психолого-педагогических исследованиях в понимании сущности трудового воспитания принято выделять три взаимосвязанных компонента:

1) когнитивный компонент представляет собой совокупность знаний и представлений о труде взрослых, процессе, орудиях и результате труда;

2) аффективный компонент включает в себя положительное отношение детей к процессу и результату трудовой деятельности (целеустремленность, ответственность, инициативность, удовлетворенность результатом, др.);

3) поведенческий компонент понимается как совокупность практических умений и навыков ребенка, характеризующих его готовность к труду [6].

Отметим, что готовность к труду предполагает овладение практическими умениями и навыками в разных видах труда, понимание его целей и задач, развитие самомотивации к деятельности. В процессе обучения дошкольника трудовой деятельности педагог прививает уважение к труду других людей - взрослых и сверстников, ценностное отношение к результатам труда, стремление к оказанию посильной помощи. Эти задачи реализуются в соответствии с возрастными возможностями детей и индивидуальными запросами, способностями и интересами.

Проектирование и реализация трудовой деятельности оказывают влияние на все стороны развития личности:

S физическое развитие - развитие зрительной и двигательной координации, мелкой моторики, ловкости, силы, выносливости и пр.;

S речевое развитие - расширение пассивного и активного словаря, развитие связной речи, планирующей функции речи и др.;

S социально-коммуникативное развитие - развитие коммуникативных способностей, воспитание уважения к труду, взаимопомощи, поддержки, ответственности, трудолюбия и т.д.;

S познавательное развитие - развитие восприятия, мышления, воображения, любознательности, познавательного интереса, сенсорных способностей, формирование представлений, умения предвидеть результаты труда, др.;

S художественно-эстетическое развитие - развитие способности видеть красоту в созидаемом, эмоциональной отзывчивости, овладение навыками художественно-творческого труда и конструирования.

Одним словом, труд способствует гармоничному развитию личности.

Трудовая деятельность в дошкольном возрасте чаще всего организуется в групповой форме. Такая форма организации детей позитивно влияет на формирование навыков взаимодействия и взаимопомощи, умение согласовывать индивидуальные и общие цели. Коллективный труд может быть организован как работа в парах, работа в подгруппах (от 3 до 8 человек), работа всей группой. Приоритетной задачей трудовой деятельности всегда были и будут задачи социально-нравственного воспитания: обучение партнерству, воспитание навыков коллективной деятельности. Вопросу о положительных отношениях между детьми в коллективной трудовой деятельности отводится важное место. А.С. Макаренко подчеркивал, что «всякая радость, какой бы малой она ни была, перед коллективом делает его сильнее, дружелюбнее и радостнее» [41. Таким образом, по словам А.С. Макаренко, одна из задач образовательной деятельности -помочь детям овладеть элементами коллективного трудового опыта, приобрести соответствующие навыки, стать полноправным членом общества [51. Труд оказывает стимулирующее духовное и физическое развитие на личность растущего человека, способствуя позитивной социализации. Следует добавить, что при взаимодействии дети учатся ставить цель, справедливо распределять объем работы. Положительное взаимодействие между детьми, развитие доброжелательных связей, умение действовать совместно как со взрослым, так и со сверстником развивается через содружество, сотворчество, сопереживание.

Труд как деятельность формируется постепенно, начинается его формирование в русле игры. Игра для детей дошкольного возраста является ведущей деятельностью, определяющей вектор его психического развития. Отличительная особенность игры состоит в том, что она носит моделирующий характер по отношению к деятельности взрослых и тем самым реализует желание ребенка «быть как взрослый» [71. Трудовая деятельность имеет зачатки в игровой деятельности, что проявляется в отдельных трудовых (профессиональных) действиях, реализуемых в игре. Однако, необходимо постепенно разделять труд и игру, так как первое становится самостоятельной деятельностью, имеющей свои цели и задачи. Чтобы достичь определенной цели, ребенку необходимо определить свойства и качества материала, функциональное назначение и способ действия с конкретными инструментами, следовательно, происходит обогащение имеющихся

представлений, социального опыта, развитие мыслительной деятельности, речи и саморегуляции. Кроме того, необходимо отметить, что приобщение к труду, знакомство с трудом взрослых решает еще одну важную задачу - способствует ранней профессиональной ориентации детей, осознанному подходу к выбору профессии в будущем [11.

При формировании трудовых навыков дошкольник начинает осознавать цели труда. Развитие целенаправленной деятельности связано с особенностями ее мотивации. К труду дошкольника могут побуждать разные виды мотивов: одобрение взрослых, стремление самоутвердиться, познавательный мотив, но самым высоким уровнем является общественный мотив - стремление сделать что-то полезное для другого человека, оказать помощь. Так, в процессе организации трудовой деятельности педагогу необходимо доступно объяснить детям задание, сделать акцент на важности доброжелательного отношения друг к другу, оказании взаимопомощи и поддержки.

Говоря о педагогических особенностях трудового воспитания детей дошкольного возраста, стоит обратить внимание на совместную трудовую деятельность взрослого с детьми. Взрослый - пример для подражания, авторитетный партнер и умелый соратник. Правильное выполнение задания, доступное объяснение в процессе воспитания, ценностное отношение к труду самого педагога - эффективные средства формирования опыта трудовой деятельности, воспитания трудолюбия и ответственности [8]. В целях создания комфортных условий целесообразно организовать атмосферу доверия, сопереживания и творческого взаимодействия между взрослыми и детьми в мероприятиях, в которых интегрированы игра и труд; поощрять детей к развитию творчества, поиску материалов, необходимых для реализации замысла (экспериментирование, техническое конструирование, ручной труд).

Трудовое воспитание в детском саду должно быть обеспечено необходимым оборудованием, которое хранится в «специальном рабочем уголке». Внешняя среда, дизайн пространственной среды и внутренний порядок имеют большое значение для приобретения детьми трудовых навыков. Подчеркнем, что необходимо создать такую предметно-развивающую среду, которая обеспечит оптимальные условия для трудовой деятельности ребенка, развития его креативных способностей. К таким условиям, по нашему мнению, относятся:

- разнообразие и общедоступность необходимого оборудования и материалов, соответствие возрастным, педагогическим и гигиеническим требованиям;

- эстетизация инвентаря и рабочего места;

- соблюдение гигиенических требований (адаптация орудий труда к физиологическим особенностям детей, проветривание и безопасность орудий труда);

- наличие пособий, побуждающих детскую трудовую активность (методы сервировки стола, выставки детских поделок, модели, алгоритмы, карты);

- обеспечение достаточного пространства для различных видов труда (уголки ручной работы, столярная мастерская, кукольное ателье и др.) с учетом интересов детей;

- создание условий для организации труда детей за пределами группы (цветник, зимний сад, огород, экологическая тропа);

- динамичность развивающей предметно-пространственной среды (игрушки, орудия труда, предметы-заместители и т.д.);

- привлечение детей к изготовлению моделей рабочего процесса, альбомов выкроек, чертежей и т.д.;

- участие детей в изготовлении костюмов и декораций к празднику, игровых атрибутов и др.;

- доступность и систематичность детской трудовой деятельности, постепенность в увеличении рабочей нагрузки и усложнении содержания труда;

- создание в группе трудовой атмосферы, привлекательность трудовых действий или будущего результата.

Организуя детский труд, взрослым необходимо помнить, что 1) данный вид деятельности должен быть

целесообразным, необходимым, понятным, интересным и выполняться с удовольствием и 2) в процессе труда необходимо активизировать не только физические, но и умственные усилия.

Обратим внимание на необходимость сотрудничества дошкольных организаций с семьями воспитанников в реализации задач трудового воспитания. В большинстве современных семей не уделяют должного внимания труду как средству формирования личности. Беседы, родительские собрания, наглядная информация, вовлечение родителей в образовательную деятельность и другие формы совместной работы позволят изменить отношение к трудовому воспитанию всех участников образовательного процесса. Включение ребенка в реальные трудовые отношения в семейном окружении должно стать естественной частью повседневной жизни, поэтому родителям необходимо расширить спектр работ для детей по дому и самообслуживанию (уборка одежды и обуви, несложный ремонт книг, уборка пыли, помощь взрослых в сервировке стола, уход за комнатными растениями, др.). Следует включить в содержание домашней работы обучение детей доступным навыкам приготовления пищи (нарезка вареных овощей, приготовление бутербродов, «чтение» схематических рецептов приготовления пищи и т.д.).

Выводы. Итак, трудовое воспитание является необходимым условием формирования гармонично развитой личности: в труде дети проявляют волевые и нравственные качества, обучаются не только умению правильно пользоваться оборудованием и материалами, но и овладевают навыками трудовых действий. Труд способствует развитию разных сфер личности: обогащение представлений и словаря, развитие психомоторных, физических качеств, воспитание эстетического удовлетворения, развития коммуникативных качеств. Дошкольник не может самостоятельно научиться труду, грамотная педагогическая работа способствует усвоению трудовых навыков, элементарных представлений и воспитанию трудолюбия. Совместная деятельность ребенка и взрослого учит уважать чужой труд, учится трудиться, проявлять взаимопомощь и поддержку.

Литература:

1. Белова Е.Е., Ханова Т.Г. Необходимость ранней профориентации в дошкольном возрасте // Педагогический вестник. - 2020. - Вып. 16. - С. 4-6.

2. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №4. - С. 1.

3. Везетиу Е.В., Пикалова К.С. Сущность понятия «трудовой воспитание» детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 46-2. - С. 45-50.

4. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания / под ред. Г.С. Макаренко. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. - 131 с.

5. Малыгин Д.В. Трансформация педагогических условий в факторы развития инициативы в трудовом коллективе // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т.9, № 1(34). - С. 8.

6. Тарабарина Т.И. Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 2 (59). - С. 128-131.

7. Ханова Т.Г., Никитина Я.В. Развитие субъектной позиции детей в игровой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-1. - С. 329-332.

8. Ханова Т.Г., Кочурова Н.В., Вялова Н.В. Педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-2. - С. 282-285.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Заборина Мария Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент Фролова Евгения Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматривается имидж руководителя образовательной организации с точки зрения психоло-педагогических подходов. Имидж является многокомпонентным и специфичным явлением, который формируется под влиянием множества факторов: внешних, процессуальных и внутренних. В современных реалиях профессионально сложенный имидж руководителя играет решающую роль не только в деловых отношениях, но и оказывает влияние на конкурентоспособность и успешность образовательной организации.

Ключевые слова: имидж, имидж руководителя, образовательная организация, психологический аспект имиджа руководителя, педагогический аспект имиджа руководителя.

Annotation. The article examines the image of the head of an educational organization from the point of view of psychological and pedagogical approaches. The image is a multicomponent and specific phenomenon, which is formed under the influence of many factors: external, procedural and internal. In modern realities, a professionally built image of a leader plays a crucial role not only in business relations, but also has an impact on the competitiveness and success of an educational organization.

Keywords: image, image of the head, educational organization, psychological aspect of the image of the head, pedagogical aspect of the image of the head.

Введение. В современном мире личность руководителя и его основные сильные качества играют определяющую роль в деятельности любого предприятия. Эффективное управление организацией зависит от сформированного положительного имиджа руководителя, поскольку руководство - первое ответственное лицо учреждения. Именно по его поступкам, методам принятия решений, тактике работы судят об организации в целом, формируя положительный или негативный психологический отклик. В связи с этим проблема создания профессионального имиджа руководителя предприятия и его стиля руководства является особенно актуальной и значимой.

Изложение основного материала статьи. Понятие «имидж» вошло в повседневный оборот российского общества в последнее десятилетие 20 века, тогда как в Европе о необходимости имиджа для человека заговорили гораздо раньше. Проблемой имиджа занимаются ученые и практики различных сфер деятельности: социологи, психологи, политологи, педагоги, филологи и др.

В словаре русского языка XXI века находим определение имиджа, как сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

Политологи считают, что имидж - это целенаправленно формируемый образ (какого - либо лица или предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и пр.

Имидж является также предметом исследований ученых разных областей знаний. Так, С.Е. Ананьева, определяет имидж, как социальный факт, являющийся «объективным отражением в общественном сознании и чувствах людей комплекса сущностных качеств субъекта, формирующихся в процессе административно-управленческой деятельности, социогенетического наследования, а также ситуационной адаптации к окружающей среде» [2].

С.А. Аминтаева считает, что имидж «современного руководителя образования есть социально ориентированный и эмоционально окрашенный образ в общественном сознании, направленный на решение образовательных задач, значимых для общества» [1].

Д.В. Березина представляет имидж руководителя учреждения образования как гармоническую совокупность «внешних характеристик и внутренних качеств, интегральным профессионально-психологическим образованием, способствующим его успешности в общении с коллегами, учащимися, родителями, продуктивности в управленческом взаимодействии с партнерами, конкурентами, потребителями образовательных услуг и определяющим его профессионально-психологическое развитие». Существенным моментом, по мнению ученого, является то, что формированию имиджа руководителя способствует развитие таких профессионально-психологических качеств, как сформированность ценностных ориентаций, направленность личности на дело, умение излагать свои мысли, овладение приёмами саморазвития, стрессоустойчивость, надёжность, готовность к риску и др. [3].

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что имидж - это сложившееся представление о личности, основанное на совокупности множества внешних и внутренних его характеристик.

В рамках заявленной темы особый интерес представляет формирование имиджа руководителя образовательной организации - психологический и педагогический аспекты. Известно, что любая образовательная организация является местом социализации обучающихся, формирования общекультурных компетенций, способствующих проявлению как личностных качеств - гражданских, нравственных, интеллектуальных, так и представлений о необходимости соблюдать в мире людей нравственные законы и нормы.

Руководитель любого образовательного учреждения - это личность публичная, которая является примером, образцом поведения, отношения к деятельности для своих подчиненных. Во многом благодаря ему педагоги и обучающиеся усваивают существующие в организации и обществе нормы, ценности и традиции, а иногда подражают поведению руководителя. Поэтому, имидж руководителя образовательной организации - это целостный образ в сознании окружающих,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.