Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GOOGLE CLASSROOM ДЛЯ СОЗДАНИЯ КУРСА «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПЛАНИМЕТРИИ»'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GOOGLE CLASSROOM ДЛЯ СОЗДАНИЯ КУРСА «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПЛАНИМЕТРИИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНСТРУКТОР GOOGLE CLASSROOM / ПЛАТФОРМА GOOGLE SITES / ВИРТУАЛЬНЫЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Зульфия Мирсайжановна

В данной статье автор рассматривает использование возможностей конструктора Google Classroom для создания электронного курса «Исследовательские и проектные задания по планиметрии». Особое внимание уделено самостоятельной работе обучающихся в рамках применения инструментальных возможностей виртуального математического конструктора «Живая математика». Данная среда позволила смоделировать и динамически представить чертежи, графики и другие объекты при изучении учебного материала по школьной и внешкольной математике. Представленные результаты аппробации образовательного курса для обучающихся 7-9 классов показали, что использования элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий продуктивно влияет на развитие навыка самостоятельной работы обучающихся. Применение учебного материала в рамках электронного курса по теме «Исследовательские и проектные задания по планиметрии с использованием среды «Живая математика» в курсе геометрии 7-9 классов» позволило в некотором роде усовершенствовать процесс обучения, придать обучению динамичность и интерактивность, повысить интерес со стороны обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатова Зульфия Мирсайжановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING GOOGLE CLASSROOM TO CREATE A COURSE ON PLANIMETRY RESEARCH AND DESIGN

In this article, the author examines the use of the capabilities of the Google Classroom designer to create an electronic course "Research and design tasks on planimetry". Special attention is paid to the independent work of students within the framework of the application of the instrumental capabilities of the virtual mathematical constructor "Live Mathematics". This environment made it possible to simulate and dynamically present drawings, graphs and other objects when studying educational material in school and extracurricular mathematics. The presented results of the approbation of the educational course for students of grades 7-9 showed that the use of elements of e-learning and distance learning technologies productively affects the development of students' independent work skills. The use of educational material in the framework of the electronic course on the topic "Research and project tasks on planimetry using the "Live Mathematics" environment in the geometry course of grades 7-9" allowed to improve the learning process in some way, to give learning dynamism and interactivity, to increase the interest of students.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GOOGLE CLASSROOM ДЛЯ СОЗДАНИЯ КУРСА «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПЛАНИМЕТРИИ»»

Педагогика

УДК 004.031.42

кандидат педагогических наук Филатова Зульфия Мирсайжановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GOOGLE CLASSROOM ДЛЯ СОЗДАНИЯ КУРСА «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПЛАНИМЕТРИИ»

Аннотация. В данной статье автор рассматривает использование возможностей конструктора Google Classroom для создания электронного курса «Исследовательские и проектные задания по планиметрии». Особое внимание уделено самостоятельной работе обучающихся в рамках применения инструментальных возможностей виртуального математического конструктора «Живая математика». Данная среда позволила смоделировать и динамически представить чертежи, графики и другие объекты при изучении учебного материала по школьной и внешкольной математике. Представленные результаты аппробации образовательного курса для обучающихся 7-9 классов показали, что использования элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий продуктивно влияет на развитие навыка самостоятельной работы обучающихся. Применение учебного материала в рамках электронного курса по теме «Исследовательские и проектные задания по планиметрии с использованием среды «Живая математика» в курсе геометрии 7-9 классов» позволило в некотором роде усовершенствовать процесс обучения, придать обучению динамичность и интерактивность, повысить интерес со стороны обучающихся.

Ключевые слова: цифровые технологии и инструменты, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, конструктор Google Classroom, платформа Google Sites, виртуальный математический конструктор «Живая математика», электронный курс.

Annotation. In this article, the author examines the use of the capabilities of the Google Classroom designer to create an electronic course "Research and design tasks on planimetry". Special attention is paid to the independent work of students within the framework of the application of the instrumental capabilities of the virtual mathematical constructor "Live Mathematics". This environment made it possible to simulate and dynamically present drawings, graphs and other objects when studying educational material in school and extracurricular mathematics. The presented results of the approbation of the educational course for students of grades 7-9 showed that the use of elements of e-learning and distance learning technologies productively affects the development of students' independent work skills. The use of educational material in the framework of the electronic course on the topic "Research and project tasks on planimetry using the "Live Mathematics" environment in the geometry course of grades 7-9" allowed to improve the learning process in some way, to give learning dynamism and interactivity, to increase the interest of students.

Keywords: digital technologies and tools, e-learning, distance learning technologies, Google Classroom constructor, Google Sites platform, virtual mathematical constructor "Live Mathematics", e-course.

Введение. Основное предназначение педагога в обществе - это давать знания и умения подрастающему поколению в практической деятельности, а также формировать у них положительные качества личности. Общество не остается в стороне и всегда проявляет интерес к процессу обучения, кроме этого оно стремится повысить его качество и укрепить связь теоретических знаний с практической деятельностью. Для этого преподавателю-предметнику нужно постоянно развивать свое педагогическое мастерство, идти в ногу со временем, быть в курсе всех достижений науки и техники современного мира. Это одно из составляющих правильного оценивания своей деятельности педагога, эффективного выбора методов и приемов обучения, творческого подхода к своей работе.

Последние несколько лет развитие цифровых технологий (ЦТ) и инструментов существенным образом повлияли на развитие электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий в процессе обучения. Под электронным обучением будем понимать «организацию образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [1].

Повсеместное использование ЦТ и инструментов участниками образовательного процесса позволяет массово внедрять систему дистанционной поддержки образовательного процесса в школьную систему.

Дистанционная поддержка образовательного процесса позволяет охватывать такие направления, как:

- предоставление учебного материала учащимся, вынужденным по причине болезни пропускать учебные занятия в учреждении образования;

- обеспечение поддержки профильного и предпрофильного обучения;

- осуществление подготовки к процессу компьютерного тестирования;

- организацию индивидуальной работы как с одаренными обучающимися, так и с отстающими ребятами.

Внедрение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в учебный процесс создает

необходимость использования новых методических разработок. Преподавателю необходимо, чтобы инструментарий для организации такого рода поддержки образовательного процесса был прост и доступен, чтобы обучение работе с платформой электронного обучения не требовала больших усилий и временных затрат, а доступность к теоретическим материалам и практическим заданиям у обучающихся была постоянной и всегда доступной.

Изложение основного материала статьи. В рамках нашей работы представим практический опыт организации и разработки дистанционного курса «Исследовательские и проектные задания по планиметрии» для обучающихся 7-9 классов, который создан на базе облачных технологий с использованием инструментальных возможностей конструктора Google Classroom и платформы Google Sites. Данный курс был апробирован в ходе преддипломной практики студентами факультета «Математика и Информатика» ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет».

При выборе одной из платформ для создания электронного курса ориентир был сделан на технологическую платформу Google Classroom. Данный ресурс предоставляет возможность:

- организации записи обучающихся на курс;

- поддержки общения между обучаемым и обучающимися с использование организации чата, форума и\или, конференции;

- доступа обучающихся к учебным материалам вне зависимости от временных рамок и удаленности всех участников образовательного процесса;

- оценки и анализа индивидуальных достижений обучающихся.

При рассмотрении возможностей Google Sites студентами было отмечено, что этот ресурс представляет собой бесплатный конструктор и хостинг web-сайтов, позволяющая зарегистрированному пользователю в Google-сервис создать свой собственный бесплатный web-ресурс.

В рамках педагогической практике обучающимися по программе бакалавриата направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «Математика и Информатика» был разработан элективный курс по теме «Исследовательские и проектные задания по планиметрии» с использованием среды «Живая математика».

Виртуальный математический конструктор «Живая математика» позволяет смоделировать и динамически представить различные чертежи, графики и другие объектов школьной и внешкольной математики. Благодаря данной среде пользователь имеет возможность решать широкий спектр учебных задач по геометрии, стереометрии, алгебре, тригонометрии и математическому анализу. Проиллюстрировать некоторые учебные ситуации, проводить исследования и эксперименты, а также развивать навыки рассуждения доказательств теорем.

Материалы элективного курса были положены в основу электронного курса разработанного на базе конструктора Google Classroom. Электронный курс представлен теоретическим и практическим блоками. После изучения учебного материала любой обучающийся имел возможность перехода к отработке практических умений. Стартовая страница курса разработана с использованием инструментальных возможностей программной среды Google Sites.

Курс обучения, реализованный в электронном формате, включал несколько разделов, таких как: «Параллелограмм», «Равнобедренный треугольник», «Центральная и осевая симметрия» и «Задания, требующие дополнительного построения» [5]. После каждого изученного раздела обучающиеся в рамках электронного курса имели возможность работать в информационном пространстве, подготовленным преподавателем. Получить доступ к теоретическому материалу, инструкциям, шаблонам и примерам выполнения практических заданий, а также имели возможность выполнить самостоятельные и контрольные задания в случае неявки на учебное занятие, либо для подготовки к выполнению похожих заданий в классе.

Для организационного и методического обеспечения образовательного процесса в электронной образовательной среде использовались:

- лекционные материалы;

- видеоролики;

- задания для самостоятельной практической работы, методические указания по их выполнению;

- необходимое программное обеспечение для выполнения домашних заданий;

- контрольно-оценочные средства (on-line тесты, задания с помощью Google-форм).

Учебный элемент «Задание» в электронном курсе позволяет преподавателю-предметнику добавлять коммуникативные задания, собирать выполненные работы, оценивать их и предоставлять отзывы пользователей курса. Обучающиеся имели возможность отправки любого цифрового контента для проверки, а именно текстовых и табличных документов, графических объектов, аудио- или видео-файлов. Задания для участников образовательного процесса были созданы на базе Google-форм, в этой же вкладке можно было увидеть и результаты выполненных работ обучающимися.

Использование данного учебного элемента было реализовано в виде тестового задания для обучающихся 7-ых классов по разделу «Параллелограмм».

Для исследовательской и проектной работы обучающимся была предоставлена возможность использования раздела «Самостоятельная работа», в рамках которой имелась возможность сохранить исходный материал задания и прикрепить полученный результат в Google-форме.

Раздел курса «Параллелограмм» и «Равнобедренный треугольник» представлен теоретическим материалов в виде презентаций, тестовых заданий и самостоятельных работ с использованием возможностей математического конструктора «Живая Математика» и был ориентирован для обучающихся 7-ых классов. Для использования обучающимися 8-ых классов был разработан раздел «Центральная и осевая симметрия», содержащая в себе как теоретический, так и практический материал.

Самостоятельные и контрольные задания должны были быть выполнены на базе конструктора «Живая Математика», далее обучающиеся имели возможность прикрепления и отправки для проверки всех выполненных заданий преподавателю.

Раздел «Задание, требующее дополнительного построения» содержал в себе ссылки, перенаправляющие на просмотр видео- уроков на платформе YouTube. Предлагаемый раздел ориентирован на использование обучающимися 9-ых классов при подготовки к основному государственному экзамену.

Апробация результатов исследования проводилась в период прохождения производственной преддипломной практики на базе МБОУ «Верхнекаменская основная общеобразовательная школа» Республики Татарстан по теме «Исследовательские и проектные задания по планиметрии с использованием среды «Живая математика».

Обучающимся было предложено 6 экспериментальных занятий по элективному курсу, которые проводились до проведения в дипломной работе электронного курса. Анализ результата проведения экспериментальных занятий показали, что учащиеся испытывали определенные трудности при решении самостоятельных заданий по геометрии, в которых необходимо было построить чертёж для наглядного представления учебной математической задачи по геометрии. Занятия были организованы для обучающихся 7-9 классах после прохождения элективного курса. Обучающимся, которые испытывали затруднения в понимания отдельной темы по предмету, было предложено пройти электронный курс «Исследовательские и проектные задания по планиметрии с использованием среды «Живая математика». Для ознакомления с материалами курса был организован и предоставлен буклет с подробным описанием цели и задач исследовательского проекта.

Для обратной связи в рамках прохождения курса была создана специальная анкета для опроса обучающихся с целью оценки и эффективности проведённого электронного курса «Исследовательские и проектные задания по планиметрии с использованием среды «Живая математика». Анкетирование, как метод сбора первичного материала в виде опроса большого количества респондентов с целью сбора информации с помощью анкеты [8]. Участникам анкетирования было предложено оценить курс обучения. Отвечая на предложенные вопросы по 5 бальной шкале, где 1 балл - соответствует минимальной оценке, а 5 баллов - максимальной.

Во время проведения учебных занятий преподаватель на базе платформы Google Classroom мог ввести наблюдение в своем кабинете через использование возможности Google-таблицы время сдачи выполненного учебного задания и просмотреть результаты прикрепленных работ обучающихся, предназначенных для проверки.

Во время заключительного элективного занятия был организован и проведен контроль знаний, организованный в виде контрольного теста на базе Google-формы. Анализ контрольного теста обучающихся показал, что: более 50% обучающихся

овладели необходимыми знаниями и умениями в рамках прохождения электронного курса; 3% респондентов допустили большое количество ошибок при математических вычислениях из-за невнимательности.

Обучающиеся электронного курса большую часть учебного материала изучали самостоятельно, что в свою очередь позволило улучшить процесс запоминания и понимания изученного материала. А умение сразу применять полученные знания на практике помогли закрепить их.

Выводы. Обработка данных результатов исследования показала, что использование элементов электронного обучения, использования дистанционных образовательных технологий продуктивно влияет на развитие навыка самостоятельной работы обучающихся. Применение учебных материалов электронного курса позволило в некотором роде усовершенствовать процесс обучения, придать обучению динамичность и интерактивность, повысить интерес со стороны обучающихся.

Предлагаемый электронный курс «Исследовательские и проектные задания по планиметрии» для обучающихся 7-9 классов был направлен на расширение знаний обучающихся, повышения уровня математической культуры и подготовки через решения большого класса математических задач. Материал данного курса содержал «нестандартные» методы, которые позволили более эффективно решить определенный объем заданий за короткий временной интервал. Данный ресурс может использоваться преподавателем как на уроках по математики в 7-9 классах, так и на факультативных, и дополнительных занятиях [6].

Анализ проблем, которые возникают в процессе обучения на уроках математики, а именно на уроках геометрии, привели нас к выводу, что преподавателям-предметникам необходимо постоянно применять ЦТ и инструментов при организации и реализации учебных занятий в дистанционном формате. Реализация возможностей ЦТ и инструментов позволяют использовать наиболее продуктивно авторские электронные образовательные ресурсы в учебном процессе.

Литература:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 1 ст. 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (дата обращения: 18.10.2021г.).

2. EduNeo. Актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт [Электронный ресурс] // Google Classroom: функционал и краткая инструкция по созданию онлайн-курса. - URL: https://www.eduneo.ru/google-classroom/ (дата обращения: 18.10.2021 г.).

3. Атанасян Л.С. Учебник по геометрии 7-9 классов / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев др. -Просвещение, 2020 г.

4. Геометрия 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. - М.: Просвещение, 2014.

5. Далингер ВА. Геометрия: планиметрические задачи на построение: учебное пособие для вузов / В.А. Далингер. -2-е изд., испр. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 155 с.

6. Далингер В.А. Методика обучения математике. Поисково-исследовательская деятельность учащихся: учебник и практикум для вузов / В.А. Далингер. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 460 с.

7. Живая Математика 5.0.: Сборник методических материалов. Г.Б. Шабат, В.М. Чернявский, В.В. Кулагина, Л.М. Смолина, В.Н. Боровикова, В.Н. Дубровский, Г.А. Аджемян, А.В. Пантуев. - М.: ИНТ, 2013. - 205 с.

8. Журавлев В.В. информационные технологии в образовании: учебное пособие / сост. В.В. Журавлев. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2018. - 102 с.

9. Иванов С.Г. Исследовательские и проектные задания по планиметрии с использованием среды «Живая математика» / С.Г. Иванов, В.И. Рыжик. - М.: Просвещение, 2013.

10. Лопатина К.Е., Беленкова И.В. Использование элементов дистанционного обучения при изучении математики в школе // Молодой ученый. - 2017. - №22. - С. 179-182. - URL https://moluch.ru/archive/156/44247/ (дата обращения: 18.10.2021 г.).

11. Савельева И. Среда «Живая геометрия» // Математика: учебно-методическая газета. - 2010. - №15 - С. 17-24. [Электронный ресурс]. - URL: http://elcat.pnpu.edu.ua/docs/Caveleva.pdf (дата обращения: 18.10.2021 г.).

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Жиляева Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Шутова Оксана Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье рассмотрены современные подходы к организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста, показано ее значение для разностороннего развития личности дошкольника. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью обновления традиционной методики трудового воспитания детей в соответствии с современными социокультурными тенденциями. Показана роль трудовой деятельности в развитии нравственной сферы личности, формировании партнерских отношений. Авторами выделены условия оптимизации трудовой деятельности детей, подчеркивается роль семейного воспитания в приобщении к труду.

Ключевые слова: труд, дошкольный возраст, трудовое воспитание, трудовая деятельность детей, готовность к труду, трудовые умения и навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.