УДК 786.015.68
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ
Арина Ильинична Кайшева, студент, Ольга Александровна Снимщикова, преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар; Ольга Петровна Десенко, старший преподаватель, Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар; Марина Александровна Кузнецова, преподаватель, Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение Лицей № 4, Краснодар
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема, связанная с недостаточным уровнем общего физического развития студентов, выбора оптимальной методики для улучшения показателей спортивных результатов и тестируемых нормативов. Возможность совмещения многосуставных упражнений, кроссфита с общей физической подготовкой. Целью исследования является получение количественных показателей оценки физического состояния студентов двух разных вузов Краснодара: КубГМУ и КубГТУ В исследовании принимали участие 30 девушек: 15 из технологического и 15 из медицинского вузов. Оценка уровня физической подготовки девушек проводилась на основании соревнований и проведённого тестирования между университетами. Студентки принимали участие в забегах на короткие и длинные дистанции. Результаты проведённого исследования показали, что студенты, занимающиеся дополнительными тренировками в качестве домашнего задания, и имеющие общую нагрузку 32 часа, показали результаты выше, чем студенты, занимающиеся по программе 72 часа, не имея домашнего задания. Результаты проведённой работы могут быть предложены и использованы в учебном процессе в высшей школе как методически, так и практически для повышения и оценки уровня показателей физического развития студентов. Усовершенствована программа технико-тактических мероприятий, направленных на повышение уровня индивидуальных показателей.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, показатели физического развития, общая физическая подготовка, бег, тренировки, сдача нормативов.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p166-169
FEATURES OF ORGANIZATION OF THE TRAINING PROCESS AFFECTING
PHYSICAL FITNESS
Arina Ilyinichna Kaisheva, the student, Olga Aleksandrovna Snimshchikova, the teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar; Olga Petrovna Desenko, the senior teacher, Kuban State Medical University, Krasnodar; Marina Aleksandrovna Kuznetsova, the teacher, Kuban State Medical University, Krasnodar, Municipal Autonomous Educational Institution
Lyceum №4, Krasnodar
Abstract
This article discusses the problem associated with the insufficient level of general physical development of students, the choice of the optimal methodology for improving sports performance indicators and tested standards. The possibility of combining multi-joint exercises, crossfit with general physical fitness. The purpose of the study is to obtain quantitative indicators for assessing the physical condition of students of two different universities in Krasnodar: KubSMU and KubSTU. 30 girls took part in the study: 15 from technological and 15 from medical universities. The assessment of the level of physical fitness of the girls was carried out on the basis of competitions and testing conducted between universities. Students took part in short and long-distance races. The results of the study showed that students engaged in additional training as homework, and having a total load of 32 hours, showed higher results than students engaged in the program for 72 hours without homework. The results of the work carried out can be proposed and used in the educational process in higher education both methodically and practically to improve and assess the level of indicators of physical development of students. The program of technical and tactical
measures aimed at improving the level of individual indicators has been improved.
Keywords: physical culture, sports, indicators of physical development, general physical fitness, running, training, passing standards.
ВВЕДЕНИЕ
Высшие Учебные Заведения нашей страны в рамках Универсиады участвуют в спортивных соревнованиях. Студенты, интересующиеся различными видами спорта, тренируются и в дальнейшем выступают на соревнованиях между университетами, представляя свой ВУЗ. Однако есть и так называемые любительские соревнования, в которых принимают участие ребята, не занимающиеся отдельными узконаправленными видами спорта. Для того, чтобы участвовать в соревнованиях необходимо быть физически подготовленным. Данную физическую подготовку студенты получают на протяжении всего обучения как в школах, так и ВУЗах - это занятия физической культурой по программе в определённом часовом объёме. На занятиях студенты совершенствуют технику спортивных, командных игр, развивают выносливость, гибкость и силу. Однако показатели физического развития зависят также и от количества академических часов в семестр на протяжении всего срока обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт»
Одним из самых объективных способов оценки общей физической подготовки студентов является сдача нормативов бега на короткие и длинные дистанции с учётом времени. В данном исследовании рассматриваются результаты, полученные из соревновательных забегов, тестов на силу и выносливость между университетами. Это позволило нам сделать объективную оценку уровня развития физических качеств студентов. Такая оценка позволяет выявить недостатки в физической подготовке обучающихся в разных ВУЗах и на разных факультетах, и предложить индивидуальную программу эффективного изменения процесса спортивной тренировки
Цель исследования: сравнение и анализ физического развития студентов, занимающихся физической культурой и спортом.
Задачи исследования:
1. Организация проведения соревнований между студентами университетов.
2. Оценка результатов, полученных в ходе соревнований.
3. Анализ результатов и выявление уязвимых физических качеств.
Для решения задач и выявленных проблем применялись следующие методы:
1. Анализ методических работ и источников спортивной литературы.
2. Проведение спортивно-педагогического тестирования.
3. Анализ результатов исследования и их математическая обработка.
В исследовании приняли участие 15 студенток из медицинского ВУЗа и столько же девушек из технологического, которые, пройдя первые соревнования, пользовались рекомендациями для повышения спортивных характеристик, и на протяжении 2 месяцев занимались подготовкой к соревнованиям. Важность проводимых исследований, состоит в совершенствовании технической, тактической и практической части подготовки студентов, а также в поиске наиболее целесообразного способа выполнения двигательных действий направленных на достижение высоких спортивных результатов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
В таблице представлены результаты соревнований по беговой дисциплине на разные дистанции между студентками двух ВУЗов.
Таблица - Результаты соревнований по беговой дисциплине на разные дистанции между студентками двух ВУЗов_
———____ Студенты Медицинский университет Технологический университет
Нормативы ——___ До После До После
1 Бег на дистанции 60 метров с низкого старта (средний результат с группы) 0:10 0:9 0:9 0:9
———_____ Студенты Нормативы ——___ Медицинский университет Технологический университет
До После До После
2 Бег на дистанции 100 метров (средний результат с группы) 0:17 0:16 0:16 0:16
3 Бег на дистанции 1 километр (средний результат с группы) 3:10 2:31 2:54 2:53
4 Бег на дистанции 1,5 километра (средний результат с группы) 4:21 4:02 4:03 3:55
5 Бег на дистанции 2 километра (средний результат с группы) 12:56 11:58 12:27 12:15
6 Общий вывод в среднем соотношении 4:18 4:19 4:17 4:29
По результатам проведённых соревнований между студентками, были выявлены недостатки в физическом развитии девушек из медицинского ВУЗа. Все нормативы были сданы хуже, чем у девушек из технологического университета.
Причиной появления данного отставания в физическом развитии девушек из медицинского ВУЗа является проведение всего лишь одной пары физической культуры и спорта в неделю, так как студентки из технологического университета занимаются спортом на парах дважды в неделю. Это сильно сказывается на физическом состоянии девушек.
Проведя анализ полученных результатов, были сделаны следующие рекомендации для студенток медицинского университета. Девушки всё так же продолжали заниматься физической культурой и спортом один раз в неделю, на выделенной для этого паре. Однако они получили домашнее задание, которое выполняли трижды в неделю, на протяжении двух месяцев. Студентки три раза в неделю выполняли следующие упражнения: прыжки на скакалке по 10 минут и выполнение упражнений бёрпи - 50 раз.
Упражнения бёрпи очень полезны для организма человека. Это упражнение, в котором задействованы все группы мышц: грудь, руки, квадрицепсы, бицепсы, мышцы пресса, ягодичные мышцы и бёдра. Данное упражнение повышает выносливость и силу человека, что способствует дальнейшему физическому развитию организма.
Прыжки на скакалке также довольно полезны для организма человека. С её помощью можно укрепить здоровье, в частности увеличить силу и выносливость ног. Они также способствуют повышению быстроты и манёвренности человека.
Выполняя эти упражнения, студентки медицинского университета повышали свою физическую силу. Это поспособствовало в том числе и развитию мышц ног девушек.
Студентки из технологического университета, в отличие от студенток из медицинского ВУЗа, не получали домашнего задания для развития своих физических качеств и занимались, выполняя ряд основных упражнений и играя в спортивные игры, только на парах по физической культуре и спорту дважды в неделю.
Спустя два месяца соревнования по дисциплине «Бег» провелись вновь. По результатам исследований можно сделать вывод, что девушки, выполнявшие своё домашнее задание по физической культуре, показали высокие результаты по всем дистанциям. Среднее время за все дисциплины уменьшилось. Это показывает нам насколько полезными были тренировки девушек.
В беге на дистанцию 60 метров с низким стартом средний результат группы девушек из медицинского университета составил 10 секунд, после тренировок студентки уменьшили свой результат на 1 секунду. Результат студенток технологического университета не изменился.
Результат забега девушек-медиков на дистанции 100 метров тоже изменился в лучшую сторону, тем самым они поравнялись с девушками из другого ВУЗа. Другие студентки не изменили свой результат.
В забеге на дистанцию 1 и 1,5 километра медицинский университет так же изменил свои показатели в лучшую сторону, время забега уменьшилось. Однако время прохождения дистанций студенток-техников особо не изменилось. Забег на дистанции 2 километра показал наибольший результат, девушки-медики уменьшили время на одну
минуту, что говорит о нам о повышении их физических качеств, в частности скорости и выносливости.
За отведённое для подготовки к соревнованиям время девушки из медицинского университета, выполняя своё домашнее задание на протяжении двух месяцев и тренируясь на занятиях, смогли намного увеличить свой результат, и тем самым смогли пройти соревнования в беге лучше, чем девушки из технологического университета.
Данные результаты забегов говорят о том, что беговые и силовые характеристики студенток улучшились. Эти показатели также говорят о пользе домашних тренировок. Упражнение бёрпи и прыжки на скакалке усовершенствовали индивидуальные нормы жизненного объёма лёгких. Использованная нами программа расширения функциональных возможностей значительно уменьшила риск получения травм на соревнованиях.
ВЫВОДЫ
Проанализировав все полученные данные, можно сделать вывод, что тактическая подготовка взаимосвязана с основными и подготовительными периодами спортивной тренировки. Девушки из КубГТУ, занимаясь дважды в неделю физической культурой и спортом, поддерживают уровень силы, ловкости и быстроты в умеренной норме. А девушки из КубГМУ при минимальной часовой организации, но с выполнением дополнительной практической программы улучшили результаты по всем тестируемым показателям. Это говорит о том, что такие виды упражнений как прыжки на скакалке и бёрпи направленны на всестороннее развитие двигательного аппарата и существенно меняют, и развивают мышечную силу, выносливость.
Чтобы повысить физическую подготовку студента, необходимо использовать метод непрерывной и равномерной нагрузки. Рекомендуем при планировании учебно-тренировочного процесса, для улучшения показателей физической активности использовать методику полиметрических упражнений в сочетании с программами интервальных, кардио-функциональных тренировок. Важно развивать координацию движений, уметь оценивать ситуацию и принимать адекватные решения, что поможет избежать травм. Использование циклических тренировок способствует скорой адаптации организма и дают дополнительный эффект.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.12.2021
УДК 796.011.3
РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ НА ОСНОВЕ КРОССФИТ
Роман Викторович Камнев, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры, Денис Геннадьевич Овечкин, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская академия МВД России; Мартыненко Владислав Сергеевич, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Елена Геннадьевна Прыт-кова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный
технический университет
Аннотация
Основной гипотезой представленной работы, является утверждение о том, что использование методик кроссфит на учебных занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России способствуют решению функциональной подготовки курсантов и слушателей, развитию специальной выносливости, способны индивидуализировать процесс их обучения, а также представляют собой сильный побудительный фактор к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. Эксперимент был проведен в течение 2019/20 учебного года