минуту, что говорит о нам о повышении их физических качеств, в частности скорости и выносливости.
За отведённое для подготовки к соревнованиям время девушки из медицинского университета, выполняя своё домашнее задание на протяжении двух месяцев и тренируясь на занятиях, смогли намного увеличить свой результат, и тем самым смогли пройти соревнования в беге лучше, чем девушки из технологического университета.
Данные результаты забегов говорят о том, что беговые и силовые характеристики студенток улучшились. Эти показатели также говорят о пользе домашних тренировок. Упражнение бёрпи и прыжки на скакалке усовершенствовали индивидуальные нормы жизненного объёма лёгких. Использованная нами программа расширения функциональных возможностей значительно уменьшила риск получения травм на соревнованиях.
ВЫВОДЫ
Проанализировав все полученные данные, можно сделать вывод, что тактическая подготовка взаимосвязана с основными и подготовительными периодами спортивной тренировки. Девушки из КубГТУ, занимаясь дважды в неделю физической культурой и спортом, поддерживают уровень силы, ловкости и быстроты в умеренной норме. А девушки из КубГМУ при минимальной часовой организации, но с выполнением дополнительной практической программы улучшили результаты по всем тестируемым показателям. Это говорит о том, что такие виды упражнений как прыжки на скакалке и бёрпи направленны на всестороннее развитие двигательного аппарата и существенно меняют, и развивают мышечную силу, выносливость.
Чтобы повысить физическую подготовку студента, необходимо использовать метод непрерывной и равномерной нагрузки. Рекомендуем при планировании учебно-тренировочного процесса, для улучшения показателей физической активности использовать методику полиметрических упражнений в сочетании с программами интервальных, кардио-функциональных тренировок. Важно развивать координацию движений, уметь оценивать ситуацию и принимать адекватные решения, что поможет избежать травм. Использование циклических тренировок способствует скорой адаптации организма и дают дополнительный эффект.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.12.2021
УДК 796.011.3
РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ НА ОСНОВЕ КРОССФИТ
Роман Викторович Камнев, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры, Денис Геннадьевич Овечкин, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская академия МВД России; Мартыненко Владислав Сергеевич, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Елена Геннадьевна Прыт-кова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный
технический университет
Аннотация
Основной гипотезой представленной работы, является утверждение о том, что использование методик кроссфит на учебных занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России способствуют решению функциональной подготовки курсантов и слушателей, развитию специальной выносливости, способны индивидуализировать процесс их обучения, а также представляют собой сильный побудительный фактор к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. Эксперимент был проведен в течение 2019/20 учебного года
на базе Волгоградской академии МВД России в 4 учебных группах, средней численностью 25 курсантов. Соответственно с двумя учебными группами проводились занятия по сложившейся методике преподавания и две группы составили экспериментальную когорту. Контрольным средством было использовано время пробегания курсантами 5000 м (юноши) и 1000 м (девушки). В первом семестре учебного года было проведен первый контрольный срез, второй соответственно проводился в конце четвертого семестра. Проведенное исследование позволило сделать следующий вывод: применение специализированных функциональных комплексов (кроссфит), на практических занятиях по физической подготовке курсантов образовательных организаций МВД России, позволяет поддерживать уровень общей выносливости обучающихся в течение всего периода проведения занятий в закрытых спортивных залах, во время которых беговая практика на длинные дистанции не применяется.
Ключевые слова: кроссфит, функциональная подготовка, курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России, выносливость, учебные занятия.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p169-173
DEVELOPMENT OF ENDURANCE AMONG THE CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA ON
THE BASIS OF CROSSFIT
Roman Viktorovich Kamnev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, deputy head of the department; Denis Gennadievich Ovechkin, the candidate ofpedagogical sciences,
senior lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Vladislav Sergeevich Martynenko, the candidate ofpedagogical sciences, deputy head of the department; Elena Gennadievna Prytkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Technical University
Abstract
The main hypothesis of the presented study is the statement that the use of crossfit techniques in physical training classes in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia contributes to the solution of the functional training of cadets and students, the development of special endurance, they are able to individualize the process of their training, and also they represent in themselves the strong incentive factor to systematic independent physical education and sports. The experiment was carried out during the 2019/20 academic years on the basis of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 4 training groups, with an average number of 25 cadets. Accordingly, with two study groups, classes were conducted according to the established teaching methodology, and two groups made up an experimental cohort. The control means used the time the cadets ran 5000 m (boys) and 1000 m (girls). In the first semester of the academic year, the first control section was held, the second, respectively, was held at the end of the fourth semester. The study made it possible to draw the following conclusion: the use of specialized functional complexes (crossfit), in practical exercises on physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, allows maintaining the level of general endurance of students during the entire period of training in indoor gyms, during which running practice on long distance does not apply.
Keywords: crossfit, functional training, cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, endurance, training sessions.
ВВЕДЕНИЕ
Выносливость является одним из основных физических качеств необходимых сотруднику правоохранительных органов для решения стоящих перед ним профессионально служебных задач. Эти задачи связаны не только с преследованием, противоборством и проведением задержания правонарушителей и преступников, но и выполнение профессиональных функций не связанных с применением физической силы.
Проанализировав ряд учебно-методических и научных источников по физической подготовке сотрудников МВД России как проходящих обучения в специализированных образовательных организациях, так и проходящих службы в различных практических ор-
ганах, за исключением авиации и отрядов специального назначения, нами было выявлено следующее:
- выносливость - это одно из основных качеств сотрудников полиции России, способствующее качественному выполнению ими своих профессиональных задач;
- развитию выносливости уделяется примерно от 10 до 15% учебного времени затрачиваемого на обучение курсантов и слушателей;
- развитию выносливости почти не уделяется времени на практических занятиях физической подготовкой сотрудников практических органов;
- методики, используемые на занятиях по физической подготовке, направлены на развитие общей выносливости;
- основными средствами развития выносливости предлагается использование кроссового бега на различные дистанции и одного комплексного силового упражнения.
Из представленного материала нами был сделан вывод о том, что современные методики развития выносливости у сотрудников полиции не направлены на развитие у них специальных качеств, индивидуально обезличены, не способствуют развитию мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом, носят слабо выраженный эмоциональный окрас.
На сегодняшний день, для развития специальной выносливости, в процессе физической подготовки сотрудников полиции зарубежных стран, военнослужащих отдельных частей России и сотрудников специальных подразделений успешно применяются различные методики функционального тренинга (кроссфит). Данные методики включают в себя выполнение упражнений для развития различных мышечных групп, проводятся на уровне ЧСС в диапазоне от 160 уд/мин до 220 уд/мин, продолжительность вирируется от нескольких минут до получаса и более, включают в себя большое разнообразие упражнений, носят высокий соревновательный и мотивационный потенциал.
Одной из профессионально служебных задач стоящих перед сотрудниками полиции России является задержание правонарушителей и преступников послед предварительного их преследования и физического противоборства им, что несомненно носит комплексных характер и требует развития специальных качеств с высокой степенью их вариативности и адаптации к различным условиям. Всем этим требованиям полностью отвечают методики кроссфита, на ряду с чем предоставляют возможность научно-педагогическому составу творчески подходить к процессу физической подготовки и создавать авторские комплексы, в зависимости от стоящих задач обучения.
Развитие выносливости в образовательных организациях в большинстве случаев проводится в осенне-весенний период, ввиду отсутствия возможности проводить практические занятия в спортивных манежах или залах соответствующих площадей. Таким образом развитию выносливости в полной мере не уделяется внимания в зимнее время и периоды ранней весны и поздней осени, что исключает адаптацию организма обучающихся к нагрузкам и в значительной степени снижает развивающий эффект используемых упражнений. В отличие от традиционных средств, рассматриваемых в работе, функциональные комплексы кроссфит выполняются на минимальной площади, чаще всего без использования специализированного оборудования. Это дает возможность применять их на каждом практическом занятии, а также использовать их в домашних условиях, что становится крайне важным в условиях дистанционного обучения и карантинных мероприятий.
На основании на представленного материала нами была выдвинута следующая гипотеза: применение адаптированных, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к физической подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России методик функциональной подготовки (кроссфит) окажет значительное влияние на развитие выносливости обучающихся.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Эксперимент был проведен в течение 2019/20 учебного года на базе Волгоградской академии МВД России в 4 учебных группах, средней численностью 25 курсантов. Соответственно с двумя учебными группами проводились занятия по сложившейся методике преподавания и две группы составили экспериментальную когорту. Контрольным средством было использовано время пробегания курсантами 5000 м (юноши) и 1000 м (девушки). В первом семестре учебного года было проведен первый контрольный срез, второй соответственно проводился в конце четвертого семестра. В состав всех учебных групп, принимающих участие в эксперименте, входило примерно равное число курсантов обоего пола (35-40% девушек, 60-65% юношей).
В течение всего времени эксперимента у всех групп проводилось в среднем по два занятия в неделю продолжительностью 90 мин.
Содержание учебных занятий контрольной группы включало в себя:
1. В сентябре-ноябре, период проведения учебных занятий на открытых спортивных площадках: изучение и совершенствование боевых приемов борьбы; пробегание на каждом занятии 1000 м (девушки, юноши) без учета времени, за исключением двух занятий на которых курсанты преодолевали пробные контрольные дистанции 5000 м (юноши без учета времени) 1000 м (девушки с учетом времени) и одного занятия на котором проводился контрольный срез; отработка преодоления полос препятствий; подготовка и сдача нормативов челночного бега, подтягиваний, отжиманий, комплексно-силовых упражнений и бега на 100 м; различные силовые упражнения в которые входят общеразвивающие упражнения, выполняемые поочередно с различными периодами отдыха.
2. В ноябре-апреле, период проведения учебных занятий в закрытых спортивных залах: изучение и совершенствование боевых приемов борьбы; участие в спортивных эстафетах и играх; проведение спортивных поединков по различным видам спорта; выполнение различных силовых упражнений в которые входят общеразвивающие упражнения выполняемые поочередно с различными периодами отдыха.
3. В апреле-мае, период проведения учебных занятий на открытых спортивных площадках, учебная нагрузка соответствовала первому этапу.
Содержание учебных занятий эксперементальной группы включало в себя:
1. В сентябре-ноябре, период проведения учебных занятий на открытых спортивных площадках: изучение и совершенствование боевых приемов борьбы; пробегание на каждом занятии 1000 м (девушки, юноши) без учета времени с выполнением функционального комплекса каждые 500 м длительностью от 5 до 8 мин, за исключением двух занятий на которых курсанты преодолевали пробные контрольные дистанции 5000 м (юноши без учета времени) 1000 м (девушки с учетом времени) и одного занятия на кото -ром проводился контрольный срез; отработка преодоления полос препятствий; подготовка и сдача нормативов челночного бега, подтягиваний, отжиманий, комплексно-силовых упражнений и бега на 100 м; выполнение специализированных функциональных комплексов длительностью от 10 до 20 мин.
2. В ноябре-апреле, период проведения учебных занятий в закрытых спортивных залах: изучение и совершенствование боевых приемов борьбы; участие в спортивных эстафетах и играх; провидение спортивных поединков по различным видам спорта; выполнение специализированных функциональных комплексов длительностью от 10 до 20 мин.
3. В апреле-мае, период проведения учебных занятий на открытых спортивных площадках, учебная нагрузка соответствовала первому этапу.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По результатам контрольных измерений были получены следующие результаты:
1. В начале учебного года средние показатели бега на 1000 м (девушки) и 5000 м
(юноши) у контрольной группы были незначительно лучше по сравнению со средним значением экспериментальной группы;
2. По завершении экспериментального периода средние показатели бега на 1000 м (девушки) и 5000 м (юноши) у контрольной группы снизились, у экспериментальной группы результаты почти остались прежними, а у некоторых курсантов наблюдалось улучшение личного времени пробегания контрольных дистанций.
3. Контрольный срез, в отличие от предварительного, проходил почти сразу после начала практических занятий на спортивных площадках. Таким образом в начале учебного года, перед сдачей нормативов в кроссе, проводится порядка 12 тренировочных занятий, способствующих росту показателей выносливости, а в конце учебного года на 3-4 занятии проводится прием норматива, без предварительного тренировочного этапа, что связано с климатическими условиями в регионе.
ВЫВОДЫ
Применение специализированных функциональных комплексов (кроссфит), на практических занятиях по физической подготовке курсантов образовательных организаций МВД России, позволяет поддерживать уровень общей выносливости обучающихся в течение всего периода проведения занятий в закрытых спортивных залах, во время которых беговая практика на длинные дистанции не применяется.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.11.2021
УДК 796.011.1
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ ПРИ ОЗДОРОВЛЕНИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБЫ Ирина Александровна Карасева, аспирант, Валерия Сергеевна Васильева, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург; Наталья Викторовна Титушина, кандидат педагогических наук, доцент; Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, г. Москва; Мария Леонидовна Берговина, кандидат биологических наук, доцент, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, г. Сыктывкар; Татьяна Сергеевна Игнатенко, кандидат педагогических наук, доцент, Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта
Аннотация
В статье рассматривается реализация педагогического принципа сознательности и активности на занятиях по оздоровительной физической культуре в сочетании с элементами скандинавской ходьбы. Особое внимание уделяется улучшение координации пациентов, в положении стоя, закреплению правильного паттерна ходьбы и профилактике рисков падения, укреплению мышц рук и верхнего плечевого пояса. Занятия носили комбинированный характер и состояли из теоретической и практической части, главное целью которых было сформировать устойчивое представление о необходимости регулярных и систематичных занятиях не только в группе с тренером, но и самостоятельно. В качестве испытуемых принимали участие 20 мужчин и 20 женщин в возрасте от 65 до 72 лет, занимающихся по программе «Московское долголетие». В группы отбирались те занимающиеся, которые ранее перенесли острое нарушение мозгового кровообращение, а теперь находятся на позднем сроке восстановления после перенесенного состояния.
Ключевые слова: мотивация, скандинавская ходьба, функциональные пробы, оздоровительная физическая культура, волевые качества, дневник здоровья.