Научная статья на тему 'Кроссфит как основа повышения силовой выносливости у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России'

Кроссфит как основа повышения силовой выносливости у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
КУРСАНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТ / КРОССФИТ / СИЛОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / CADET / PHYSICAL TRAINING / SPORTS / CROSSFIT / STRENGTH ENDURANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Михаил Борисович

В статье описаны некоторые моменты применения кроссфита при проведении занятий с курсантами образовательных организаций МВД России с целью повышения их силовой выносливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Михаил Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSSFIT AS A BASIS FOR INCREASING STRENGTH ENDURANCE IN CADETSAND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article describes some aspects of the use of crossfit during classes with cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia in order to improve their strength endurance.

Текст научной работы на тему «Кроссфит как основа повышения силовой выносливости у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России»

УДК 796.011.3+378

КРОССФИТ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

МВД РОССИИ

CROSSFIT AS A BASIS FOR INCREASING STRENGTH ENDURANCE IN CADETSAND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Кузнецов Михаил Борисович

преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Kuznetsov Mikhail Borisovich

Lecturer

departmentr of physical training and sport Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В статье описаны некоторые моменты применения кроссфита при проведении занятий с курсантами образовательных организаций МВД России с целью повышения их силовой выносливости.

Abstract. The article describes some aspects of the use of crossfit during classes with cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia in order to improve their strength endurance.

Ключевые слова: курсант, физическая подготовка, спорт, кроссфит, силовая выносливость.

Keywords: cadet, physical training, sports, crossfit, strength endurance.

В настоящее время общественность Российской Федерации испытывает постоянное давление криминалитета, который находит место для проявления своих симптомов, несмотря на противостояние всех силовых структур. 9 марта 2017 года на расширенном заседании коллегии МВД России, подводя итоги работы ведомства по основным направлениям деятельности в 2016 году, Президент России В.В. Путин отметил, что, несмотря на сохранившуюся положительную тенденцию по уменьшению числа тяжких и особо тяжких преступлений. Эти показатели достигнуты благодаря серь езной работе участковых уполномоченных, сотрудников уголовного розыска, ГИБДД, других подразделений, а также за сч ет более эффективной координации действий МВД с другими правоохранительными структурами, ведомствами и органами власти. Вместе с тем почти половина преступлений - как и прежде - оста ется нераскрытыми.

Вышеприведенные факты указывают на необходимость поиска путей решения задач, связанных с подготовкой сотрудников правоохранительных органов. Для усиления борьбы с преступностью и обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД в условиях несения службы необходимо совершенствовать

101/215

процесс профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), используя весь арсенал средств и методов, посредством выработки различных научно обоснованных технологий [3, с. 79].

За последние годы наблюдается снижение уровня профессиональной физической подготовки большей части сотрудников МВД, ухудшение состояния их здоровья, низкий уровень мотивации здорового образа жизни. Одной из основных задач физической подготовки в процессе обучения является обеспечение высокой работоспособности и учебно-трудовой активности курсантов. Говоря о формировании методических основ физической подготовки в вузе, в качестве критерия оптимальности выполнения его функций в системе учебно-воспитательного процесса целесообразно взять два признака -физическую подготовленность, уровень которой задается требованиями государственной программы, и умственную работоспособность, обеспечивающую достаточный уровень учебно-трудовой активности.

В связи с тем, что в образовательных организаций МВД России осуществляется подготовка специалистов по конкретным должностным категориям, ряд исследователей проблем и путей совершенствования физической подготовки для сотрудников МВД предлагали отказаться от «усредненного» подхода к развитию физических качеств и объему изучения боевых приемов борьбы, мотивируя это тем, что требования профессиональной деятельности к уровню физической подготовленности различных категорий сотрудников правоохранительных органов отличаются между собой. Например, специфика работы сотрудников оперативных служб характеризуется повышенной динамикой, в отличие от гиподинамичного характера работы следователей. Сотрудники следствия более подвержены воздействию хронических заболеваний, ввиду малоподвижного, умственного труда с высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, работа юриста- следователя с подследственным (допрос) проходит в течение нескольких часов на пульсе 100-110 ударов в минуту [7, с. 112].

Однако, как показывает практика, прогнозировать будущую специальность выпускника образовательной организаций МВД России достаточно сложно. Зачастую молодые специалисты, окончившие профильное учебное заведение, работают не по полученной специальности, а занимают вакантные места по должностям среднего начальствующего состава.

Выносливость - это способность человека выполнять какую-либо напряженную работу в течение длительного периода времени. Касаемо сотрудников различных подразделений органов внутренних дел, то это способность длительный промежуток времени выполнять служебные обязанности, требующие повышенной затраты энергии. Большую роль в методике повышения выносливости занимает «кроссфит» [1, с. 24].

Кроссфит - это система общей физической подготовки, функциональный тренинг. Она создана таким образом, чтобы вызвать максимально широкую адаптационную реакцию организма.

Кроссфит появился тогда, когда встала острая необходимость тренировки, которые бы подходили для любого вида спорта и людей, разного уровня подготовки. Он использует методику, включающую в себя приемы различных спортивных направлений:

1) тяжелая атлетика;

2) легкая атлетика;

3) гимнастика;

4) пауэрлифтинг;

5) бодибилдинг.

Одна из основных идей кроссфита - это возможность его использованием любым серьезно настроенным на занятия человеком, вне зависимости от его опыта и уровня подготовки. Один и тот же подход используется в тренировках с людьми с сердечными проблемами и чемпионами боев без правил на пике своей карьеры. Варьируется вес, нагрузка, интенсивность; суть программы остается без изменений.

Кроссфит сбалансировано развивает все составляющие физической подготовленности человека: кардиореспираторную выносливость, работоспособность, силу, гибкость, скорость, мощность, координацию, точность, чувство баланса и ловкости. Кроме того, данный вид занятий физическими упражнениями успешно решает эстетические задачи: укрепление и рост мышц, уменьшение жировой прослойки. Таким образом, атлет получает равномерное и полноценное физическое развитие.

Специфика кроссфита заключается именно в отказе от какой-либо специализации. Комбинирование тяжелой атлетики, гимнастики, бега, гиревого спорта, упражнений с собственным весом, плавания, гребли дает широкий спектр различных тренировок на каждый день, позволяющих внести разнообразие в тренировочный процесс и сделать его эффективней. Принципы, лежащие в основе системы, позволяют легко адаптировать кроссфитовские тренировки под людей различного уровня физической подготовки. Варьируется вес снарядов, нагрузка, интенсивность, суть методологии построения тренировочного процесса остается без изменений.

Изучение имеющихся источников позволило определить наиболее эффективные физические упражнения для тренировок по кроссфиту. К ним можно отнести: рывок, гири, толчок одной, двух гирь; приседания со штангой на плечах, на груди, приседания со штангой на вытянутых руках над головой; приседания без веса, приседания на одной ноге; становую тягу; толчковый жим штанги стоя; толчок и рывок штанги; различные варианты сгибаний- разгибаний рук (отжиманий) в упоре лежа, на брусьях, в стойке на руках у стены; подъем ног в висе на перекладине; для более подготовленных - подъем переворотом из виса на перекладине, выход силой на перекладине; подтягивания на перекладине (различные способы); прыжки на скакалке; прыжки на подставку высотой 60-85см; бег от 100 до 3000м; лазание различными способами по канату; преодоление искусственных и природных препятствий на время. Упражнения для тренировок по кроссфиту следует подбирать с учетом физической подготовленности, возраста занимающихся имеющейся материальной базы [2, с. 130].

Есть несколько основных упражнений, которые составляют систему кроссфит-тренировок:

1. Упражнения с собственным весом: приседания - на двух ногах, на одной ноге, с нагрузкой и без, с расставленными широко ногами и т.д.; гиперэкстензии - разгибание спины в горизонтальной плоскости при статически закрепленных

ногах; выпрыгивания - интенсивные прыжки на различные блоки и поверхности; б ерпи - упражнение похожее на привычное для нас сгибание и разгибание рук в упоре от пола, только после каждого сгибания и разгибания рук в упоре необходимо подтянуть ноги к груди, из этого положения выпрыгнуть вверх, при этом совершая хлопок руками над головой; отжимания вниз головой -отжимания из стойки на руках у стены; скакалка - прыжки через скакалку с высокой интенсивностью и двойным махом скакалки в одном прыжке; выпады вперед с гантелями на каждую ногу.

2. Упражнения с гимнастическими снарядами: уголок - удержание ног на кольцах или брусьях относительно плоскости тела под углом 90 градусов; полные подтягивания на гимнастических кольцах; отжимания на брусьях; лазанье по канату; подтягивание на перекладине.

3. Упражнение на расстояние: кросс - бег - быстрый бег туда-обратно, когда спортсмен курсирует между расстоянием от 100 метров до 1 км.

4. Упражнения с отягощением: становая тяга; толчок - подъем штанги с пола над головой, используя технику тяжелой атлетики приседания со штангой; подъемы гири.

Тренировочный процесс, с включением в него тренировок по кроссфиту позволяет в короткие сроки улучшить физическую подготовленность занимающихся. Кроме того, для наибольшего эффекта высокоинтенсивные тренировки необходимо использовать при организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Тренировочные комплексы в кроссфите составляются с учетом выполнения упражнений в составе группы, навыки выполнения упражнений должны быть сформированы на достаточном уровне. Тренировки по кроссфиту предпочтительнее выполнять с использованием многоповторных силовых упражнений с отягощением собственным весом (подтягивания, приседания, отжимания, упражнения на развитие мышц живота) в различных вариантах и сочетаниях. Для более подготовленных в тренировочные комплексы следует включать тяжелоатлетические упражнения и упражнения из гиревого спорта. В содержание тренировочных программ по кроссфиту обязательно должен входить бег на 60, 100, 400 и 1000 м [4, с. 112].

На счет кроссфит-тренировок сложилось множество мнений, как положительных, так и отрицательных. Главным плюсом этой системы является всестороннее физическое развитие организма - улучшаются как силовые показатели, так и показатели реакции и общей выносливости.

Среди минусов кроссфита можно назвать повышенный риск травмы у новичков, не обладающих идеальной техникой выполнения упражнений. Можно сказать, что систему кроссфит возможно целесообразно использовать для совершенствования физических качеств сотрудников полиции и курсантов образовательных организаций МВД России.

Неограниченный выбор физических упражнений и временных рамок занятия позволяет использовать любую материальную базу и любой имеющийся инвентарь (либо занятия могут быть проведены с не меньшим эффектом при отсутствии таковых); и, как следствие - занимающиеся будут ощущать постоянный эффект «новизны» занятий, что повышает их эмоциональность. Высокая плотность и достаточная физическая нагрузка на занятиях достигаются:

увеличением времени непрерывного выполнения упражнений; краткостью и ясностью объяснений, сокращением перерывов между выполнением отдельных упражнений; выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно; наиболее целесообразным использованием оборудования и инвентаря.

На счет кроссфит-тренировок сложилось множество мнений, как положительных, так и отрицательных.

Главным плюсом этой системы является всестороннее физическое развитие организма - улучшаются как силовые показатели, так и показатели реакции и общей выносливости. Выносливость является фундаментом для обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих. Этот фундамент профессиональной работоспособности будущего сотрудника полиции закладывается в системе вузовской подготовки. Развитие специальной выносливости курсантов на занятиях по физической культуре предполагает выявление средств и методов тренировки с учетом компонентов физической нагрузки [5, с. 338, 6, с. 24].

Таким образом, целенаправленное и грамотное внедрение фитнес-технологий в систему физкультурного образования, в занятия физической культурой для оздоровления, воспитания и развития молодых людей является на сегодняшний день одной главных задач усовершенствования учебных программ образовательных организаций МВД России.

Литература

1. Махов С. Ю, Осипов Д. В. Методы круговой тренировки в процессе физической подготовки сотрудников ОВД //Наука-2020. 2018. № 5 (21). С. 20-31.

2. Осипов Д. В. Развитие силовой выносливости у курсантов образовательных организаций МВД России путем применения круговой тренировки // Актуальные проблемы развития физической культуры слушателей образовательных организаций МВД России : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2018. С. 129-133.

3. Губанов Э. В., Подрезов И. Н. Развитие профессионально значимых физических качеств у курсантов вузов МВД России // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2018. С. 78-80.

4. Калашников А.Ф., Панферов Р. Г. Формирование профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России, обучающихся по профилю ГИБДД, средствами физической подготовки // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2018. С. 111-115.

5. Алдошин А. В., Еремин Р. В. Основы самостоятельных занятий физическими упражнениями в тренажерном зале // Государство и право в эпоху глобальных перемен : материалы Международной научно-практической конференции. Барнаул : БЮИ МВД России, 2017. С. 338-339.

6. Баркалов С. Н. Особенности организации физической подготовки профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : сборник статей Международной научно-практической конференции. Иркутск : ВСИ МВД

России, 2018. С. 22-26.

7. Алдошин А. В. Анализ особенностей профессиональной деятельности операторской направленности у сотрудников ОВД при работе в нештатном режиме // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. № 3 (76). С. 110-113.

References

1. Makhov S. Yu, Osipov D. V. Methods of circular training in the process of physical training of police officers// Nauka-2020. 2018. № 5 (21). P. 20-31.

2. Osipov D. V. Development of power endurance in cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia through the use of circular training// Actual problems of development of physical culture of students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia: collection of articles. Eagle: Orui Affairs of Russia named after V V Lukyanov, 2018. P. 129-133.

3. Gubanov E. V., Podrezov I N. Development of professionally significant physical qualities of cadets of universities of the Ministry of internal Affairs of Russia// Improvement of physical training of law enforcement officers: collection of articles. Eagle: Orui Affairs of Russia named after V V Lukyanov, 2018. P. 78-80.

4. Kalashnikov A. F, Panferov R. G. Formation of professional competence of cadets of the Ministry of internal Affairs of Russia, studying on the profile of traffic police, means of physical training// Improvement of physical training of law enforcement officers: collection of articles. Eagle: Orui Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2018. P. 111-115.

5. Aldoshin A. V., Eremin R. V. Fundamentals of independent physical exercises in the gym// State and law in the era of global changes: proceedings of the International scientific and practical conference. Barnaul: BUIS Russia, 2017. P. 338-339.

6. Barkalov S. N. Features of the organization of physical training of the teaching staff of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia// Improvement of professional and physical training of cadets, students of educational organizations and law enforcement agencies: collection of articles of the International scientific and practical conference. Irkutsk: VSI, the Ministry of internal Affairs of Russia, 2018. P. 22-26.

7. Aldoshin A.V. Analysis of features of professional activity of operator orientation at employees of Department of internal Affairs at work in a non-standard mode. Scientific Bulletin of Orel law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov. 2018. № 3 (76). P. 110-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.