Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
37
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КРОССФИТ / КУРСАНТЫ ЖЕНСКОГО ПОЛА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Осипов Дмитрий Васильевич

В данной статье описана тенденция увеличения численности курсантов женского пола в образовательных организациях МВД России на факультетах юриспруденции и правоохранительной деятельности в среднем по стране. Приведены примеры программы адаптации к физкультурно - спортивной деятельности курсантов женского пола образовательных организаций МВД России. Показано планирование адаптационной программы, для применения к курсантам женского пола на практических занятиях. Так же отражены все положительные и отрицательные моменты применения адаптационной программы тренировок кроссфит, во время применения на практичесих занятиях по физической подготовке, в образовательных организациях МВД России, к курсантам женского пола. Спланирован и проведен эксперимент, подведен сравнительный анализ положительного влияния применения тренировки кроссфит на практических занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России, к курсантам женского пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Осипов Дмитрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF FEMALE CADETS OF THE FIRST YEAR OF TRAINING TO PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES IN DEPARTMENTAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

This article describes the tendency of an increase in the number of female cadets in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the faculties of jurisprudence and law enforcement in the country on average. The examples of the program of adaptation to physical culture and sports activity of female cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are given. The planning of an adaptation program is shown for application to female cadets in practical classes. It also reflects all the positive and negative aspects of the application of the adaptive crossfit training program, during the application in practical physical training classes, in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, to female cadets. An experiment was planned and carried out, a comparative analysis of the positive effect of the use of crossfit training in practical exercises in physical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, to female cadets was presented.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

УДК 796.011.3

АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ADAPTATION OF FEMALE CADETS OF THE FIRST YEAR OF TRAINING TO PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES IN DEPARTMENTAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Осипов Дмитрий Васильевич

сотрудник

Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации

г. Орел, Россия Osipov Dmitry Vasilyevich employee

Russian Federation Security Guard Service Federal Academy

Orel, Russia

Аннотация. В данной статье описана тенденция увеличения численности курсантов женского пола в образовательных организациях МВД России на факультетах юрис-пруденции и правоохранительной деятельности в среднем по стране. Приведены при -меры программы адаптации к физкультурно-спортивной деятельности курсантов женского пола образовательных организаций МВД России. Показано планирование адап-тационной программы, для применения к курсантам женского пола на практических за -нятиях. Так же отражены все положительные и отрицательные моменты применения адаптационной программы тренировок кроссфит, во время применения на практи-чесих занятиях по физической подготовке, в образовательных организациях МВД России, к курсантам женского пола. Спланирован и проведен эксперимент, подведен срав-нительный анализ положительного влияния применения тренировки кроссфит на практических занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России, к курсантам женского пола.

Abstract. This article describes the tendency of an increase in the number of female cadets in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the faculties of jurisprudence and law enforcement in the country on average. The examples of the program of adaptation to physical culture and sports activity of female cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are given. The planning of an adaptation program is shown for application to female cadets in practical classes. It also reflects all the positive and negative aspects of the application of the adaptive crossfit training program, during the application in practical physical training classes, in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, to female cadets. An experiment was planned and carried out, a comparative analysis of the positive effect of the use of crossfit training in practical exercises in physical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, to female cadets was presented.

Ключевые слов: физическая подготовка, кроссфит, курсанты женского пола.

Keywords: physical fitness, crossfit, female cadets.

Курсанты женского пола в ведомственных юридических вузах Министерства внутренних дел (далее - МВД) России уже давно не редкость. И как показывает практика последних лет, эта тенденция только набирает обороты. Численность курсантов женского пола с каждым годом только увеличивается, а в некоторых вузах на факультетах юриспруденции численность курсантов женского пола уже привыкает численность курсантов мужского пола [4].

На факультетах правоохранительной деятельности, с юридической направленностью, численность курсантов мужского пола на данном этапе имеет перевес. Но и факультеты правоохранительной деятельности тенденция увеличения курсантов женского пола не обошла стороной, в настоящее время соотношения курсантов мужского пола, к курсантам женского пола составляет в среднем по стране 60 процентов, на 40 процентов. Основываясь на тенденции увеличения курсантов женского пола в ведомственных юридических вузах МВД России предложена адаптационная программа к физкультурно-спортивной деятельности в период обучения, для укрепления здоровья, развития и тренировки физических качеств и умений, психологической устойчивости к стрессовым ситуациям, путем учебно-тренировочных занятий кроссфит. Данная методика успешно применяется профессиональными спортсменами различных видов спорта и зарекомендовала себя с положительной стороны [1, 2].

С первого года обучения применения данной методики на практических занятиях по физической подготовке позволит успешно адаптироваться курсантам женского пола к физкультурно-спортивной деятельности в вузе. Данная методика является очень удобной для применения и не требует масштабных временных затрат, благодаря этой практичности подходит для применения под любую практическую тематику учебного занятия, выполняя кроссфит в конце основной части занятия в качестве нагрузочного цикла или заминочных упражнений в течение 10-15 минут [3].

Кроссфит - это комплекс физических упражнений, который направлен на развитие всех групп мышц, а также, для функциональной и силовой выносливости, выполняется на время или на количество раз, с многократными повторениями двигательных действий, двигаясь от первого, до последнего упражнения по кругу, с максимальным отягощением, не превышающим 60 процентным от массы тела.

Наиболее эффективным способом применения методики кроссфит к курсантам женского пола на занятиях по физической подготовке с максимальным отягощением, не превышающим 60 процентов, от массы тела. Такой способ позволит свести травматизм на практических занятиях к минимуму, а выполнения упражнений будут наиболее качественные и правильные. Регламентирующими документами предусмотрено проведения двух практических занятий по физической подготовке в неделю, что является большим плюсом для данной методики. Так как можно будет использовать две различные тренировки кроссфит на первом и втором практических занятиях [5].

На первое занятие кроссфит будет выполняться на количество раз, с качественным выполнением каждого упражнения, где время будет ограничено только для перехода, от одного упражнения, к другому.

Второе занятие кроссфит будет выполняться в соответствии с регламентируемым временем выполнения упражнений, данный способ основывается на многоповторной скоростной работе, переход от одного упражнения, к другому, так же регламентируется временем, чтобы время отдыха не превышало, время выполнения упражнения.

Методические указания при построении тренировочного занятия кроссфит.

Упражнения должны выстраиваться таким образом, чтобы нагрузка на все группы мышц распределялась равномерно. Является ошибкой, когда друг за другом идут два три упражнения только на одну группу мышц. Определение отягощения должно выполняться индивидуально, для каждого из обучающихся, основываясь на физиологических особенностях и развитых физических качеств курсантов женского пола [6].

Первый способ применения кроссфит тренировки на практическом занятии на количество раз, с фиксированным временем на отдых и переходом от одного упражнения к другому.

Тренировочное занятие должно включать минимум 10 упражнений, количества кругов 3, с каждым кругом отягощение должно увеличиваться минимум на 1 кг, ко -личество повторений каждого упражнения - первый круг 12 раз, во втором круге 10 раз и в третьем круге 8 раз, время на отдых и переход к следующему упражнению 15 секунд. Пример первого тренировочного занятия описан в таблице 1.

Таблица 1

Первое тренировочное занятие

1 круг/ 2 круг/ 3 круг/

№ Название упражнения Кол-во повторений Отдых Кол-во повторений Отдых Кол-во повторений

1 2 3 4 5 6 7

12 раз 10 раз 8 раз

1 Жим штанги лежа Переход 15 секунд Переход 15 секунд Переход 15 секунд

Приседания со штангой 12 раз 10 раз 8 раз

2 Переход Переход Переход

15 секунд 15 секунд 15 секунд

12 раз 10 раз 8 раз

3 Рывок штанги к груди Переход Переход Переход

15 секунд 1 15 секунд 1 15 секунд

12 раз мин. 10 раз мин. 8 раз

4 Выпады с гантелями Переход 15 секунд Переход 15 секунд Переход 15 секунд

Обратный жим штанги 12 раз 10 раз 8 раз

5 Переход Переход Переход

15 секунд 15 секунд 15 секунд

Пресс 12 раз 10 раз 8 раз

6 (сгибание разгибание Переход Переход Переход

туловища лежа) 15 секунд 15 секунд 15 секунд

Продолжение табл. 1

1 2 3 4 5 6 7

12 раз 10 раз 8 раз

7 Берпи Переход 15 секунд Переход 15 секунд Переход 15 секунд

Пресс 12 раз 10 раз 8 раз

8 (Подъем ног в упоре Переход Переход Переход

локей, на брусьях) 15 секунд 15 секунд 15 секунд

Сгибание, разгибание 12 раз 10 раз 8 раз

9 рук, в упоре лежа Переход 15 секунд Переход 15 секунд Переход 15 секунд

Прыжки в длину из 12 раз 12 раз 12 раз

10 полного приседа Переход 15 секунд Переход 15 секунд Переход 15 секунд

Второй способ применения кроссфит тренировки на практическом занятии с регламентируемым временем выполнения упражнений и отдыхом для перехода к следующему упражнению.

Тренировочное занятие должно включать минимум 10 упражнений, количества кругов 3, на протяжении всех кругов отягощение не увеличивается, время выполнения упражнения 15 секунд, время отдыха и перехода к следующему упражнению 15 секунд. Отдых после первого круга 1 минута, после второго круга 2 минуты.

Пример второго тренировочного занятия описан в таблице 2.

Таблица 2

Второе тренировочное занятие

№ Название упражнения 1 круг/ Временные отрезки Отдых 2 круг/ Временные отрезки Отдых 3 круг/ Временные отрезки

1 2 3 4 5 6 7

15 секунд 15 секунд 15 секунд

1 Жим штанги лежа Переход 15 секунд Переход 15 секунд Переход 15 секунд

Приседания со штангой 15 секунд 15 секунд 15 секунд

2 Переход Переход Переход

15 секунд 15 секунд 15 секунд

15 секунд 15 секунд 15 секунд

3 Рывок штанги к груди Переход Переход Переход

15 секунд 1 мин. 15 секунд 2 мин. 15 секунд

15 секунд 15 секунд 15 секунд

4 Выпады с гантелями Переход 15 секунд Переход 15 секунд Переход 15 секунд

15 секунд 15 секунд 15 секунд

5 Обратный жим штанги Переход 15 секунд Переход 15 секунд Переход 15 секунд

Пресс 15 секунд 15 секунд 15 секунд

6 (сгибание разгибание Переход Переход Переход

туловища лежа) 15 секунд 15 секунд 15 секунд

Продолжение табл. 2

1 2 3 4 5 6 7

15 секунд 15 секунд 15 секунд

7 Берпи Переход 15 секунд Переход 15 секунд Переход 15 секунд

8 Пресс 15 секунд 15 секунд 15 секунд

(Подъем ног в упоре Переход Переход Переход

локей, на брусьях) 15 секунд 15 секунд 15 секунд

9 Сгибание, разгибание 15 секунд 15 секунд 15 секунд

рук, в упоре лежа Переход 15 секунд Переход 15 секунд Переход 15 секунд

10 Прыжки в длину из 15 секунд 15 секунд 15 секунд

полного приседа Переход 15 секунд Переход 15 секунд Переход 15 секунд

Для подтверждения целесообразности включения кроссфита в учебную программу практического занятия по физической подготовке был проведен эксперимент на базе Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. Были набраны две группы, по десять курсантов женского пола с юридического факультета первого года обучения:

- контрольная группа, занимаясь физической подготовкой не включала программу кроссфит в завершении основной части практического занятия.

- экспериментальная группа, занимаясь физической подготовкой включала программу кроссфит в завершении основной части практического занятия.

Цель: развить у курсантов женского пола физические качества такие как - сила, быстрота, выносливость. Оценка результатов производилась по трем нормативам:

• Сила - сгибание, разгибание рук, в упоре лежа.

• Быстрота - челночный бег 10/10 метров.

• Выносливость - бег 5000 метров.

Эксперимент проходил в течение трех месяцев. Сдача контрольных нормативов происходила: в начала и по завершению эксперимента.

Результат сдачи нормативов контрольной группы в начале и по завершению эксперимента отражены в таблице 3.

Таблица 3

Результат контрольной группы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Название норматива № курсанта

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 № 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Результаты, до начала эксперимента

Сила (сгибание, разгибание рук, в упоре лежа) / количество раз 14 17 17 16 15 16 14 15 14 15

Быстрота (челночный бег 10/10 метров)/ секунды 30.1 29.7 29.4 28.8 30.0 30.3 31.3 30.2 29.2 29.6

Продолжение табл. 3

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Выносливость (бег 5000 метров) / минуты 30.12 30.47 31.24 9.57 31.50 30.52 32.02 31.38 30.18 30.19

Результаты по завершению эксперимента

Сила (сгибание, разгибание рук, в упоре лежа) / количество раз 14 16 17 17 17 18 14 16 14 16

Быстрота (челночный бег 10/10 метров)/ секунды 30.0 29.6 29.9 29.0 30.1 30.1 31.4 30.0 29.8 30.0

Выносливость (бег 5000 метров) / минуты 30.26 30.53 31.20 30.0 5 31.48 31.02 31.53 31.43 30.12 30.14

Результат сдачи нормативов экспериментальной группы в начале и по завершению эксперимента отражены в таблице 4.

Таблица 4

Результат экспериментальной группы

Название норматива № курсанта

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 № 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Результаты, до начала эксперимента

Сила (сгибание, разгибание рук, в упоре лежа) / кол-во раз 16 15 15 17 14 15 17 14 15 17

Быстрота (челночный бег 10/10 метров) / секунды 30.4 30.7 30.3 30.6 31.4 31.2 30.8 30.3 31.1 30.5

Выносливость (бег 5000 метров) / минуты 31.14 31.17 31.24 30.59 31.37 30.57 31.58 31.36 31.38 30.57

Результаты по завершению эксперимента

Сила (сгибание, разгибание рук, в упоре лежа) / кол-во раз 18 17 16 19 16 20 18 16 16 19

Продолжение табл. 4

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Быстрота (челночный бег 10/10 метров) / секунды 29.8 29.7 29.9 30.0 29.7 29.9 30.0 29.9 30.1 29.6

Выносливость (бег 5000 метров) / минуты 29.54 30.02 30.18 30.03 30.40 29.58 30.59 30.27 30.09 29.56

В процентном соотношении, развития физических качеств, на протяжении трех месяцев эксперимента, раскрыто на рисунке 1.

40%

СИЛА БЫСТРОТА ВЫНОСЛИВОСТЬ

■ Экспериментальная группа □ Контрольная группа

Рис. 1. Процентное соотношение, развития физических качеств, в течение трех

месяцев эксперимента, двумя группами

Результаты в процентном соотношении развития физических качеств, трех месяцев эксперимента, без применения тренировочного комплекса кроссфит, на практическом занятии, по физической подготовке контрольной группы:

• Развития Силы у 50% курсантов женского пола.

• Развития быстроты у 40% курсантов женского пола.

• Развитие выносливости у 50 % курсантов женского пола.

Результаты в процентном соотношении развития физических качеств, трех месяцев эксперимента, применения тренировочного комплекса кроссфит, на практическом занятии, по физической подготовке экспериментальной группы:

• Развития Силы у 100% курсантов женского пола.

• Развития быстроты у 100% курсантов женского пола.

• Развитие выносливости у 100 % курсантов женского пола.

Полученные результаты позволили провести сравнительный анализ показателей развития физических качеств двух групп на протяжении трех месяцев экспери-

мента, что благодаря тренировке кроссфит включенной в заключении основной части практического занятия по физической подготовке благоприятно действует на развитие физические качеств у курсантов женского пола в экспериментальной группе.

Литература

1. Губанов Э. В. Некоторые особенности развития и тренировки физических ка-честв у курсантов образовательных организаций МВД России // Наука-2020. 2018. № 1-1 (17). С. 154-157.

2. Губанов Э. В., Подрезов И. Н. Развитие профессионально значимых физических качеств у курсантов вузов МВД России // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. С. 78-80.

3. Кузнецов М. Б. Особенности организации самостоятельной физической подготовки курсантов вузов МВД России // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2017. № 2 (71). С. 127-130.

4. Макеева В. С., Баркалов С. Н., Герасимов И. В. Динамика адаптации курсантов разного пола к условиям обучения в юридическом вузе // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. Т. 19. № 2 (19). С. 79-83.

5. Моськин С. А., Еремин Р. В. Организация самостоятельных занятий физической культурой в целях повышения двигательной активности человека // Наука-2020. 2018. № 2-2 (18). С. 47-53.

6. Моськин С. А. Средства, методы и формы занятий физической культурой курсантов и слушателей, способствующие повышению работоспособности, сохранению здоровья и творческого долголетия // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. № 2 (75). С. 155-158.

References

1. Gubanov E. V. Nekotorye osobennosti razvitiya i trenirovki fizicheskikh ka-chestv u kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii [Some features of the development and training of physical qualities among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Nauka-2020 - Science-2020, 2018, no. 1-1 (17), pp. 154-157.

2. Gubanov E. V., Podrezov I. N. Razvitie professional'no znachimykh fizicheskikh kachestv u kursantov vuzov MVD Rossii [Development of professionally significant physical qualities among cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov: sbornik statey [Improving the physical training of law enforcement officers: a collection of articles]. Orel, Orel Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova Publ., 2018, pp. 78-80. (In Russia).

3. Kuznetsov M. B. Osobennosti organizatsii samostoyatel'noy fizicheskoy podgo-tovki kursantov vuzov MVD Rossii [Features of the organization of independent physical training of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, 2017, no. 2 (71), pp. 127-130.

4. Makeeva V. S., Barkalov S. N., Gerasimov I. V. Dinamika adaptatsii kursantov raznogo pola k usloviyam obucheniya v yuridicheskom vuze [The dynamics of adaptation of cadets of

different sexes to the conditions of training in a law school]. Nauka i sport: sovremennye tendentsii - Science and sport: modern trends, 2018, vol. 19, no. 2 (19), pp. 79-83.

5. Mos'kin S. A., Eremin R. V. Organizatsiya samostoyatel'nykh zanyatiy fizicheskoy kul'turoy v tselyakh povysheniya dvigatel'noy aktivnosti cheloveka [Organization of independent physical culture lessons in order to increase human motor activity]. Nauka-2020 - Science-2020, 2018, no. 2-2 (18), pp. 47-53.

6. Mos'kin S. A. Sredstva, metody i formy zanyatiy fizicheskoy kul'turoy kur-santov i slushateley, sposobstvuyushchie povysheniyu rabotosposobnosti, sokhraneniyu zdorov'ya i tvorcheskogo dolgoletiya [Means, methods and forms of physical culture lessons for cadets and listeners, contributing to increasing efficiency, maintaining health and creative longevity]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova -Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, 2018, no. 2 (75), pp. 155-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.