Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МНОГОБОРЬЯ В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФСИН РОССИИ'

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МНОГОБОРЬЯ В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
104
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КУРСАНТОВ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МНОГОБОРЬЕ / ВЫСОКОИНТЕНСИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВКИ / ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гаджиев Исмаил Азимович

В статье рассмотрена проблема внедрения и применения элементов системы высокоинтенсивного функционального многоборья в повышении физической подготовки курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России. Автором предложена методика, адаптированная к проведению занятий с курсантами с разным уровнем физической подготовленности. Методика включает в себя подбор специальных методов спортивной тренировки, разработку упрощенных вариантов упражнений в зависимости от материально-технических возможностей образовательных организаций высшего образования на примере Кузбасского института ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гаджиев Исмаил Азимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF ELEMENTS OF FUNCTIONAL ALL AROUND IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA

The article discusses the problem of implementation and application of elements of the system of high-intensity functional all-around in improving the physical training of cadets of higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. The author proposed a methodology adapted to conducting classes with cadets with different levels of physical fitness. The methodology includes the selection of special methods of sports training, the development of simplified exercise options depending on the material and technical capabilities of higher educational institutions on the example of the Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МНОГОБОРЬЯ В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФСИН РОССИИ»

ПЕДАГОГИКА Pedagogics

УДК 796.011.3

© Гаджиев И. А., 2021

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МНОГОБОРЬЯ В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФСИН РОССИИ

В статье рассмотрена проблема внедрения и применения элементов системы высокоинтенсивного функционального многоборья в повышении физической подготовки курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России. Автором предложена методика, адаптированная к проведению занятий с курсантами с разным уровнем физической подготовленности. Методика включает в себя подбор специальных методов спортивной тренировки, разработку упрощенных вариантов упражнений в зависимости от материал ь-но-технических возможностей образовательных организаций высшего образования на примере Кузбасского института ФСИН России.

Ключевые слова: физическая подготовленность курсантов; функциональное многоборье; высокоинтенсивная тренировка; методы организации тренировки; практические рекомендации.

© Gadzhiev I. A., 2021

IMPLEMENTATION OF ELEMENTS OF FUNCTIONAL ALL AROUND IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA

The article discusses the problem of implementation and application of elements of the system of high-intensity functional all-around in improving the physical training of cadets of higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. The author proposed a methodology adapted to conducting classes with cadets with different levels of physical fitness. The methodology includes the selection of special methods of sports training, the development of simplified exercise options depending on the material and technical capabilities of higher educational institutions on the example of the Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Keywords: physical fitness of cadets; functional all-around; high-intensity training; training organization methods; practical recommendations.

Физическая подготовка занимает важное место в образовательном процессе курсантов образовательных организаций, готовящих специалистов для учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Она позволяет не только формировать готовность к профессиональной практической деятельности непосредственно при работе с осужденными, развивая силу, выносливость, быстроту реакции, но и выявляет психологическую готовность курсантов: стрессоустойчивость, внимание, требовательность к себе, исполнительность, самоконтроль и работоспособность. Она является составной частью системы обучения и воспитания, важным средством повышения качества профессиональной подготовки сотрудников к практической деятельности [3, с. 16].

Поэтому развитию данного учебного курса необходимо уделять особое внимание. Одна из важнейших целей преподавательской деятельности — внедрение современных и эффективных методик по улучшению общей и специальной физической подготовки курсантов.

Одним из новых методов спортивного совершенствования и видом спорта в России является функциональное многоборье. Официально он был признан видом спорта в России в 2017 г. приказом Министерства спорта РФ от 13.10.2017 № 895, а приказом № 346 от 26.04.2019 утверждены правила соревнований по данному виду спорта.

Свои истоки данный вид спорта берет из направления фитнес-тренировок, которые были разработаны Грегом Глассманом в 1986 г., а с 2000 г. он основал компанию CrossFit Inc. В России данный вид тренинга начал развиваться в 2012 г. Многие ошибочно приравнивают эти два направления, так как у них схожий набор комплекса упражнений и

подход к тренировочному процессу. Россия — единственная страна, которая официально признала функциональный тренинг на уровне Министерства спорта, разработала регламенты и стандарты соревнований, аккредитовала данный вид спорта и создала нормативно -правовую базу. Это дает возможность более эффективно вовлекать детей и молодежь в спортивное движение, открывать детские направления, создавать клубы и секции по данному виду спорта, внедрять систему тренировок функциональным многоборьем в школьные программы и образовательные организации высшего образования, а также присваивать спортсменам разряды и звания, увеличивая мотивацию к занятию этим видом спорта.

Функциональное многоборье — вид спорта с использованием функциональных движений с весом собственного тела, свободными отягощениями и циклическими движениями, которые объединяются в специально составленные комплексы упражнений и выполняются непрерывно на время. В основе разработки комплексов упражнений лежит принцип многофункциональности, что дает возможность соревновательным путем задействовать все функции организма и выявить наиболее физически подготовленных спортсменов. Данное определение представлено в вышеупомянутых Правилах данного вида спорта.

Комплексы физических упражнений составляются путем объединения определенного количества упражнений из каждой отдельной группы функционального многоборья — упражнения со свободными весами, упражнения с собственным весом, циклические упражнения. Комплекс необходимо выполнять непрерывно, в быстром темпе, с учетом времени.

Функциональное многоборье на данный момент относится к исключи-

тельному феномену физической культуры современности, который имеет полифункциональное значение для развития всех видов физической активности и подготовленности человека. Тренировки этого вида спорта отличаются широким использованием упражнений суставной гимнастики, сложно координационных и плиометрических упражнений, сочетанием аэробных и анаэробных нагрузок, возможностью комплексного воздействия одновременно с избирательностью отдельных групп мышц [4, с. 236].

Одновременно с этим данный вид спорта не требует широкого спектра спортивного снаряжения, многие упражнения выполняются с собственным весом. К преимуществам данного вида спорта можно отнести дух соперничества при организации образовательного процесса, который вынуждает курсантов действовать на предельных возможностях своего организма, преодолевая все трудности. Стоит отметить универсальность и разнонаправленность тренировочного процесса, это позволяет ставить конкретные цели в процессе тренировок и достигать их: совершенствовать выносливость, силу, координацию, изменить рельеф тела и т. д. Комплексы упражнений легко адаптировать по уровню физической подготовки, возраста, пола (тренировки одинаково интересны и парням, и девушкам), что позволяет делать занятия разнообразными, интересными и эффективными. К преимуществам можно также отнести и то, что, согласно исследованиям многих ученых, занятия функциональным многоборьем имеют высокую интенсивность и помогают достигать максимального эффекта за минимальное время [1; 2; 5].

Элементы функционального многоборья способны формировать навыки адаптации к быстро изменяющимся

условиям в случае возникновения неожиданной ситуации, стимулируя при этом скорость принятия решений, концентрируя внимание, что, в свою очередь, повышает умственную работоспособность занимающихся [3, с. 17]. Данный вид спорта повышает выносливость, гибкость, силу, скорость, координацию, баланс, точность и ловкость. Он развивает человека физически и психологически, формируя важные волевые качества личности.

Однако при организации данного вида занятий необходимо учитывать, что такие усиленные нагрузки могут вызывать нарушение дыхания и, как следствие, создавать риск сердечно -сосудистых осложнений. Поэтому важно определять выносливость и уровень начальной физической подготовки при планировании образовательного процесса, а также в процессе тренировки следить за состоянием курсантов и своевременно изменять нагрузку через новый подбор комплекса упражнений.

Методами организации тренировки служат «круговой метод», интервальный и повторный методы, выполняемые в высоком темпе. Занятия могут проходит как индивидуально, так и в группе. Занятие строится по традиционной схеме: подготовительная часть с использованием подводящих, общеразвивающих упражнений разминки; основная часть, куда включается основной комплекс по развитию необходимых физических качеств и мышечных зон; заключительная часть (заминка).

Занятия функциональным многоборьем делятся на три блока по уровню воздействия на организм курсантов. Сразу после разминки включаются упражнения первого блока, призванные активизировать все функции организма и выйти на предельный уровень аэробных нагрузок. Для этого используется активный ритм комплекса, направлен-

ный на тренировку сердца и дыхательной системы, развитие выносливости и скорости. Второй блок предполагает работу с собственным весом, а также со свободными весами или отягощением для развития различных групп мышц с выходом на анаэробную фазу. Третий блок предполагает использование упражнений на восстановление дыхания, поэтому выбираются статическая форма выполнения, с возможностью «растянуть» мышцы. Все три блока чаще всего замкнуты в циклический круг и имеют несколько раундов, ограниченных во времени и частоте повторений.

К упражнениям с собственным весом относятся отжимания, подтягивания, «берпи», приседания, выпрыгивания и запрыгивания на возвышение (тумбу), прыжки через скакалку, упражнения на пресс (лежа на скамье или в висе на перекладине со сгибанием ног к туловищу) и др. К упражнениям со свободными весами относятся виды упражнений с гантелями, гирей, грифом, штангой, а также броски набивного мяча. Упражнения с отягощением предполагают базовые упражнения с выбросом, приседом, жимом и тягой предметов с большим весом.

При построении учебно-

тренировочных занятий следует руководствоваться следующими принципами [5]:

1. Использовать во время каждой тренировки средства и методы, оказывающие разностороннее влияние на развитие физических качеств.

2. Чередовать упражнения в зависимости от работы определенных мышечных групп.

3. Используемые средства должны соответствовать двигательным возможностям и физической подготовленности курсантов.

4. Постепенно увеличивать нагрузку с учетом физической подготовленности курсантов.

5. Использовать как можно большее количество упражнений для максимальной эффективности в развитии необходимых физических качеств.

Исходя из вышеперечисленных достоинств данного метода, мы считаем, что занятия физической подготовкой у курсантов вуза ФСИН России целесообразно проводить с использованием элементов этого вида спорта. В рамках эксперимента данные методы работы внедрялись и адаптировались на занятиях физической подготовки с 2020 г. у курсантов Кузбасского института ФСИН России с первого по пятый курс. Элементы функционального многоборья входили в тренировочный процесс постепенно, постоянно увеличивая время и интенсивность нагрузки.

Для адаптации данной методики к требованиям физической подготовки курсантов использовались следующие упражнения:

1. упражнения интервальной кар-дио-тренировки (челночный бег, кросс-тренировки);

2. гимнастические упражнения с массой собственного тела, в том числе и на перекладине;

3. сложнокоординационные упражнения (работа с гантелями, гирями и

т. д.);

4. включение упражнений по принципу Табата — цикличный высокоинтенсивный интервальный тренинг;

5. упражнения функционального тренинга с элементами кроссфита;

6. упражнения полноценных тренировок по правилам функционального многоборья.

В качестве примера построения тренировочного занятия можно привести следующую схему: после разминки курсантам предлагается выполнить 3

раунда комплекс упражнений на время с максимально возможной частотой повторения (30-20-10 секунд длится каждый раунд). Комплекс упражнений каждого раунда — «берпи», подъем корпуса из положения лежа, отдых 1 минута, затем используются отжимания из упора лежа, выпады со свободным весом (гантели), отдых 1 минута, в заключение предполагается выполнение гиперэкстензии, выпрыгивания из положения сидя.

Данный метод позволяет создавать дух соперничества, поэтому его стали активно включать и в различные комплексы соревнований среди курсантов института.

Практика использования тренировочных занятий по нашей методике демонстрирует повышение интереса к занятиям у курсантов: на 26 % сократилось количество курсантов, пропускающих занятия по причине наличия больничного листа, за год внедрения программы наблюдается рост интереса и желания к занятиям различными ви-

дами спорта во внеучебное время (самбо, футбол, баскетбол, каратэ и другие виды спорта). Так, если в 2019 г. дополнительно занимались спортом в различных секциях 22 % обучающихся, в 2020 г. — 24 % курсантов, то в 2021 г. — уже 36 % от общего числа курсантов.

В начале учебного года было проведено тестирование курсантов первого курса для получения входного контроля показателей физической подготовленности курсантов. Была выделена контрольная и экспериментальная группа по 52 человека (2 взвода) в каждой. В течение учебного года у экспериментальной группы занятия проводились с включением в тренировочный процесс элементов многофункционального многоборья, а в контрольной группе занятия шли по традиционной программе. В конце учебного года было проведено контрольное тестирование итогового этапа для сравнения и анализа показателей по данному исследованию. Результаты входного и итогового контроля представлены в таблицах.

Таблица 1

Мониторинг показателей физической подготовленности курсантов контрольной группы

Результаты контрольной группы

Показатели фи- Девушки Юноши

зической под- Входной Итого- Измене- Вход- Итого- Измене-

готовленности кон- вый кон- ния, % ной вый кон- ния, %

троль контроль контроль контроль

Бег на 100 м (с) 17,32 ± 16,53 ± -4,78 15,0 ± 14,22 ± -5,48

0,42 0,29 0,38 0,28

Челночный бег 33,2 ± 32,6 ± 0,9 -1,84 28,56 ± 27,23 ± -4,88

10х10 м (с) 0,14 0,32 0,24

Бег (кросс), 1 4,38 ± 0,9 4,20 ± 1,1 -4,28 12,58 ± 12,31 ± -2,19

км (мин, с) 0,28 0,3

Лыжные гонки 39,42 ± 38,53 ± -2,30 27,15 ± 26,51 ± -2,41

на 5 км (мин, с) 0,29 0,25 0,32 0,29

Марш-бросок 6 40,58 ± 0, 40,43 ± -0,37 33,24 ± 32,55 ± -2,11

км (мин, с) 9 0,8 0,7 0,9

Сгибание- 8,1 ± 0,4 8,7 ± 0,5 7,4 - - -

разгибание рук

в упоре лежа

Подтягивание - - - 10,2 ± 0, 11,3 ± 0,5 10,78

из виса на вы- 6

сокой перекла-

дине (количе-

ство повторе-

ний)

Подъем туло- 12,45 ± 14,33 ± 15,10 20,44 ± 21,38 ± 4,6

вища из поло- 0,68 0,87 1,40 1,20

жения лежа на

спине за 30 с

(количество по-

вторений)

Комплексное 27,3 ± 0,2 30,1 ± 0,4 10,25 32,1 ± 34,8 ± 0,3 8,41

силовое упраж- 0,2

нение (количе-

ство повторе-

ний)

Таблица 2

Мониторинг показателей физической подготовленности курсантов

экспериментальной группы

Результаты экспериментальной группы

Показатели Девушки Юноши

физической Вход- Итоговый Измене- Вход- Итого- Измене-

подготовлен- ной контроль ния, % ной вый ния, %

ности контроль контроль контроль

Бег на 100 м 17,36 ± 16,22 ± -7,02 15,3 ± 14,06 ± -8,81

(с) 0,41 0,30 0,22 0,23

Челночный бег 33,1 ± 32,3 ± -2,47 28,54 ± 26,47 ± -7,82

10х10 м (с) 0,15 0,8 0,26 0,26

Бег (кросс), 1 4,41 ± 4,18 ± -5,5 12,50 ± 12,24 ± -2,12

км (мин, с) 0,8 0,9 0,29 0,26

Лыжные гонки 39,38 ± 38,37 ± -2,63 27,10 ± 26,39 ± -2,69

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на 5 км (мин, 0,27 0,21 0,25

с) 0,22

Марш-бросок 40,50 ± 39,07 ± -3,66 33,18 ± 32,37 ± -2,50

6 км (мин, с) 0,9 1,1 0,7 0,9

Сгибание- 8,2 ± 0, 9,3 ± 0,6 13,41 - - -

разгибание рук 5

в упоре лежа

Подтягивание - - - 10,6 ± 11,9 ± 12,26

из виса на вы- 0,6 0,6

сокой пере-

кладине (коли-

чество повто-

рений)

Подъем туло- 12,40 ± 15,02 ± 0, 21,12 20,40 ± 22,42 ± 9,9

вища из поло- 0,58 57 0,57

жения лежа на 0,54

спине за 30 с

(количество

повторений)

Комплексное 27,1 ± 0 31,5 ± 16,23 32,2 ± 35,1 ± 9,0

силовое ,2 0,4 0,2 0,3

упражнение

(количество

повторений)

В экспериментальной группе количество человек, сдающих нормативы по бегу (100 метров) на «отлично», увеличилось на 6 %, тогда как в контрольной группе — лишь на 2 %. Челночный бег также продемонстрировал прирост количества курсантов, сдающих норматив на «отлично», — 10 % и 4 % соответственно. В комплексах силовых упражнений и отжиманий виден положительный эффект более значительно: в экспериментальной группе прирост отличников составил 13 %, что в итоге показало 27 % от общей численности группы, тогда как в контрольной группе — лишь 2 % (11,5 % от общего числа). Отличные результаты показали курсанты при сдаче марш-броска на 6 километров и лыжным гонкам на 5 километров, что можно увидеть в таблицах результатов.

При этом стоит отметить, что результат контрольного тестирования физической подготовленности у курсантов показывает неуклонный прирост силы и силовой выносливости в особенности. В результате внедрения элементов функционального многоборья в образовательный процесс за год обучения повысился уровень физической подготовленности по многим показателям. Таким образом, данный метод физической подготовки курсантов высших учебных заведений ФСИН России является эффективным и легко адаптированным к любым физическим и материально-техническим условиям.

Практика показала, что однообразные нагрузки и предсказуемый тренировочный процесс снижают мотивацию курсантов и, как следствие, замедляют развитие таких качеств, как сила, выносливость и быстрота реакции, а также падает интерес к физической подготовке в общем, в то время как чередование нагрузок, разнообразие тренировочных комплексов создают благоприятные условия для роста результатов по физической подготовке. Можно с уверенностью утверждать, что данный вид спорта достоин более пристального внимания и широкого использования на занятиях физической подготовки курсантов не только в образовательных организациях высшего образования ФСИН России.

Изученная методика является оптимальным средством решения профессиональных задач по развитию не только физических качеств, но и психологических, личностных, способствующих формированию готовности к службе в уголовно-исполнительной системе России, к работе с осужденными.

На данный момент функциональное многоборье — малоизученный, но перспективный вид спорта, который позволяет развивать физическую подготовленность курсантов в максимально быстрые сроки, создавая высокую эффективность образовательного процесса.

Литература

1. Глубокий, В. А. Кроссфит в физической подготовке студентов, курсантов, сотрудников СИБЮИ ФСКН России // Инновации и перспективы ФК и С в современном обществе : материалы III студ. заоч. междунар. науч. конф. — Иркутск, 2014. — Т. 1. — С. 40-45.

2. Кокорев, Д. А., Выприков, Д. В., Бодров, И. М., Буров, А. Г. Механизм адаптации функционального многоборья (кроссфита) для физического воспитания студентов // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. — 2018. — № 1. — С. 81-87.

3. Кокорев, Д. А., Выприков, Д. В., Везеницын, О. В., Бодров, И. М. Методика использования функционального многоборья (кроссфита) в процессе физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. — 2016. — № 9. — С. 16-18.

4. Шепеленко, С. А. Подготовка старшеклассников к выполнению нормативов ГТО на основе применения средств функционального многоборья // Современные наукоемкие технологии. — 2020. — № 11. — С. 235-240.

5. Шутова, Т. Н., Зайцев, В. А., Носов, С. М., Ростеванов А. Г. Практические рекомендации по внедрению функционального многоборья (кроссфита) в физическое воспитание студентов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгаф-та. — 2018. — № 4 (158). — С. 368-372.

Сведения об авторе

Исмаил Азимович Гаджиев: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры боевой и физической подготовки. E-mail: Gadzhievia@mail.ru

Information about the author

Ismail A. Gadzhiev: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Combat and Physical Training. E-mail: Gadzhievia@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.