Научная статья на тему 'Методики развития физического качества выносливости у курсантов образовательных организаций МВД России'

Методики развития физического качества выносливости у курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ВЫНОСЛИВОСТЬ / КРУГОВЫЕ ТРЕНИРОВКИ / КРОССФИТ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МНОГОБОРЬЕ / ВЫСОКО ИНТЕНСИВНЫЕ ИНТЕРВАЛЬНЫЕ ТРЕНИРОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губанов Эдуард Владимирович

В статье рассматривается необходимость быстрого формирование качества выносливости у курсантов высших образовательных организаций МВД России, проанализированы применяемые методики формирования выносливости. Также раскрыта необходимость применения принципиально новых методик проведения занятий для эффективного развития у курсантов качества выносливости, приведены преимущества и недостатки каждого из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губанов Эдуард Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF DEVELOPING PHYSICAL QUALITIES OF ENDURANCE FOR STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

The article discusses the need for rapid formation of the quality of endurance in cadets of higher educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia, analyzes the methods used to form endurance. Also, the necessity of using fundamentally new methods of training for the effective development of the quality of endurance of cadets is revealed, the advantages and disadvantages of each of them are given.

Текст научной работы на тему «Методики развития физического качества выносливости у курсантов образовательных организаций МВД России»

МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

METHODOLOGY OF DEVELOPING PHYSICAL QUALITIES OF ENDURANCE FOR STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

Губанов Эдуард Владимирович

преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Gubanov Eduard Vladimirovich

teacher

department of physical training and sports Orel law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia

named after V. V. Lukyanov Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматривается необходимость быстрого формирование качества выносливости у курсантов вы^/сших образовательных организаций МВД России, проанализированыы применяемые методики формирования вы^шосливости. Также раскрыт/та необходимость применения принципиально новызх методик проведения занятий для эффективного развития у курсантов качества вы^/носливости, приведеныы преимущества и недостатки каждого из них.

Abstract. The article discusses the need for rapid formation of the quality of endurance in cadets of higher educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia, analyzes the methods used to form endurance. Also, the necessity of using fundamentally new methods of training for the effective development of the quality of endurance of cadets is revealed, the advantages and disadvantages of each of them are given.

Ключевые слова: физическая подготовка, физические качества, выносливость, круговые тренировки, кроссфит, функциональное многоборье, вы^соко интенсивны/е интервалыны^/е тренировки.

Keywords: physical training, physical qualities, endurance, circular training, crossfit, functional all-around, highly intensive interval training.

Физическая подготовка курсантов высших образовательных организаций является неотъемлемой частью их профессионального обучения[1], которая во многом связана с различными сферами жизни курсанта. Криминогенная обстановка в стране, современные условия жизни ставят достаточно высокие требования как к практической, так и теоретической подготовке сотрудников ОВД для выполнения ими оперативно-служебных задач. Поэтому совершенствованию основных физических качеств курсанта высших учебных заведений системы МВД уделено большое количество внимания.

Одной из основных задач, решаемых в процессе физической подготовки курсантов, является воспитание у них пяти основных физических качеств: сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость. Несомненно, развитие всех качеств

необходимо для эффективной подготовки будущего сотрудника ОВД. Но среди них особо выделяется выносливость, как фундаментальное качество, на основе которого строятся все другие физические качества и двигательные умения.

Выносливость - важнейшее физическое качество, выражающееся в способности человека осуществлять физическую деятельность без потери работоспособности, преодолевая утомление[2]. В науке выделяются два вида выносливости: общая и специальная.

Общая выносливость заключается в способности человека длительное время выполнять работу умеренной интенсивности при полном функционировании мышечной системы.

Специальная выносливость - физическое качество, заключающееся в способности эффективно выполнять работу, несмотря на возникающее утомление, в определенном виде физической деятельности.

Для сотрудников ОВД оба вида выносливости имеют значение. Посредством общей выносливости преодолевается напряженность, вызываемся резкими перепадами и сменами друг другом физических и психологических нагрузок. Специальная выносливость обеспечивает эффективное выполнение служебно-боевых и оперативно-служебных задач, а также внезапно возникших обстоятельств (обнаружение факта совершения преступления, погоня за преступником и т.д.)

Помимо того, что развитые качества выносливости пригодятся курсантам в их дальнейшей практической деятельности, они играют важную роль в процессе обучения. Физически развитый курсант способен выдерживать большие физические, психологические и умственные нагрузки. Научно доказано, что систематические физические тренировки оказывают положительное влияние на развитие таких умственных качеств как концентрация, переключение внимания, оперативная память и мышление. Именно поэтому так важно с самого первого года обучения развивать у обучающихся качество выносливости [3].

В процессе проведения практических занятий по физической подготовке в образовательных организациях МВД России применяются различные методы и способы повышения выносливости, начиная от простых аэробных упражнений (бег, плавание, ходьба на лыжах) и заканчивая различными анаэробными нагрузками (силовые тренировки в тренажерном зале, преодоление полосы препятствий).

В большинстве учебных заведений методики формирования физических качеств отличаются своей монотонностью и долгосрочностью. Основным недостатком таких методик является их длительность, курсанты достигают положительных результатов через значительный промежуток времени, что, учитывая возросшие требования нормативов по физической подготовке, заставляет курсантов заниматься развитием своих физических качеств в часы самоподготовки.

В процессе занятий по физической подготовке у курсантов формируются основные физические качества, основным из которых, как мы упоминали ранее, является выносливость [8]. Развитие выносливости, как правило, происходит путем занятий бегом, передвижением на лыжах, плаванием и другими циклическими упражнениями.

Бег является естественноисторическим способом развития выносливости, поэтому он занимает основное место в развитии общей физической подготовки курсантов.

Для того чтобы в кратчайшие сроки достичь необходимых результатов, необходимо прибегнуть к таким методикам как: круговые тренировки, высоко интенсивные интервальные тренировки и функциональное многоборье (кроссфит).

Преимущество данных методик заключается в том, что они в наиболее короткие сроки развивают у курсантов необходимые физические качества [3]. Помимо этого, они способны развить у курсанта такие качества, как: выдержка, упорство, решительность и смелость, морально-психологическая устойчивость

Рассмотрим подробнее каждый из них.

Высоко интенсивные интервальные тренировки (ВИИТ) - тренировки, где основным методом воздействия на организм тренирующегося оказываются путем поочередной смены коротких взрывных нагрузок с промежутками отдыха, в течение которого спортсмен не прекращает выполнение упражнений, а продолжает двигаться в медленном темпе для восстановления. Благодаря тому, что короткая взрывная нагрузка вызывает сильный стресс, вследствие чего происходит выброс гормонов, которые в свою очередь способствуют росту митохондрий в гликолитических мышечных волокнах и, как следствие, повышение выносливости и силы [4].

Подобная тренировка не должна продолжаться больше 20 минут, так как организм испытывает большой, что негативно скажется на общем состоянии курсанта. Основными преимуществами данной методики является достижение высоких результатов в кратчайшее время, что необходимо на первоначальных этапах обучения курсанта, и малая продолжительность тренировки, что открывает возможность для освоения других прикладных умений и навыков (в том числе боевых приемов борьбы).

Круговая тренировка - методическая форма тренировки, сущность которой заключается в слитном непрерывном выполнении упражнений. Преимущество данного способа заключается в том, что одновременное выполнение физических упражнений в сумме дает комплексное развитие физических качеств занимающегося, в то время как раздельная физическая активность дает лишь ограниченный результат.

В основе традиционной круговой тренировки лежат 3 метода [5]:

1. Непрерывно-поточный - сущность которого заключается в постоянном выполнении упражнения (мощность выполнения работы - до 60%), с короткими промежутками отдыха. Посредством данного метода повышаются общие двигательные качества.

2. Поточно-интервальный - метод основан на достаточно коротком промежутке нагрузки (25-45 секунд) с минимальным или отсутствующим отдыхом. Из-за отсутствия должного восстановительного периода, мощность работы не должна превышать 50%, а количество кругов не более 3 (в некоторых случаях 2). Такой способ нагрузки благоприятно сказывается на общей и специальной выносливости, оказывает положительное влияние на дыхательную и сердечнососудистую систему.

3. Интенсивно-интервальный - заключается в выполнении упражнения на

пределе возможностей (до 75% мощности) в течение 10-15 секунд со значительными промежутками отдыха (до 2 минут).

Многочисленные исследования [5] показывают положительные результаты применения данных методик, а их многообразие позволяет проводить занятия различными способами.

Функциональное многоборье (кроссфит) - комплекс физических упражнений, выполняемых с высокой интенсивностью непрерывно. Отличительной согбенностью данного метода является полное отсутствие пауз между упражнениями. Подобные тренировки включают в себя элементы различных видов спорта, начиная от тяжелой атлетики и заканчивая художественной гимнастикой. Из-за широкого спектра упражнений в работу включатся все группы мышц человека, повышается эффективность проводимых занятий. Кросфит комплексно развивает все физические качества курсанта: сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость.

Помимо этого, кроссфит тренировки изначально имеют коллективно-соревновательный характер, что повышает работоспособность курсантов во время занятий именно благодаря наличию в них соревновательного элемента. Кроме того, функциональное многоборье не требует большого количества времени, из-за широкого выбора упражнений и интенсивности нагрузок продолжительность такой тренировки не должна превышать 40-50 минут, что в условиях полуторачасового занятия по физической подготовке оставляет время на изучение других прикладных навыков и умений.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что необходимость ускоренного развития физических качеств курсанта обусловлено его загруженностью другими дисциплинами в процессе обучения, что вызывает необходимость построения занятий по физической подготовке таким образом, чтобы в процессе него успешно развить все необходимые навыки и умения в достаточно короткий срок. Применяемые методы и способы, в большинстве своем, не дают желаемого результата, а если и дают, то через огромный промежуток времени, поэтому целесообразно повсеместно внедрять новые методики проведения занятий, с использованием таких методов как: круговые тренировки, ВИИТ и функциональное многоборье (кроссфит).

Литература

1. Баркалов С. Н, Герасимов И. В., Кателкин А. В. Специальная направленность физической подготовки сотрудников органов внутренних дел : монография / под общ. ред. С. Н. Баркалова. Орел : ОрЮИ МВД России, 2010. 214 с.

2. Костин С. Е. Физическая подготовка курсантов вузов МВД России в начальный период обучения на основе применения однонаправленных тренировочных нагрузок : автореф. дис.... канд. пед. наук. СПб. : ГПУ, 2005. 23 с.

3. Кирин А. В. Методы/ развития вы/носливости // Преступность в СНГ: проблемы/ предупреждения и раскрытия преступлений, 2018. С. 276-278.

4. Воронов Н. А. Вы/сокоинтенсивны/е кардио-тренировки // Эпоха Науки. 2018. №15. С. 178-180.

5. Насы/рова Т. Ш, Дудус А. Н. Использование метода круговой тренировки силовой направленности для совершенствования физической подготовленности

студентов // Спортивно-массовая работа и студенческий спорт: возможности и перспективы, 2016. С. 62-65.

6. Алдошин А. В. Проблемыы управления работоспособностью в служебной деятельности сотрудников ГИБДД // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств. Иркутск: ВСИ МВД России, 2016. С. 13—17.

7. Оруджев А. М., Силкин Н. Н, Хальзов В. И. Подготовка курсантов ВУЗов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях средствами физического воспитания и самовоспитания : учеб.-метод. пособие. СПб. : А и Б. 2014.126 с.

References

1. Barkalov S. N, Gerasimov i. V., Katelkin A. V. Special'naya napravlennost' fizicheskoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del [Special orientation of physical training of employees of bodies of internal Affairs: monograph]. Orel, OrYUi MVD Rossii Publ, 2010, 214 p.

2. Kostin S. Е. Fizicheskaya podgotovka kursantov vuzov MVD Rossii v nachal'nyj period obucheniya na osnove primeneniya odnonapravlennyh trenirovochnyh nagruzok. Avtoref. dis. kand. ped. Nauk [Physical training of cadets of universities of the Ministry of internal Affairs of Russia in the initial period of training based on the use of unidirectional training loads. Abstract diss. cand. ped. sci.]. St. Petersburg, GPU Publ,, 2005, 23p.

3. Kirin A. V. Metody razvitiya vynoslivosti [Methods of endurance development]. Prestupnost' v SNG: problemy preduprezhdeniya i raskrytiya prestuplenij [Crime in the CIS: problems of crime prevention and detection], 2018 pp. 276-278.

4. Voronov N. A. Vysokointensivnye kardio-trenirovki [High intensity cardio training]. Epoha Nauki - the Age of Science, 2018, no.15, pp. 178-180.

5. Nasyrova T. Sh., Dudus A. N. ispol'zovanie metoda krugovoj trenirovki silovoj napravlennosti dlya sovershenstvovaniya fizicheskoj podgotovlennosti studentov [Using the method of circular strength training to improve the physical fitness of students]. Sportivno-massovaya rabota i studencheskij sport: vozmozhnosti i perspektivy [Sports and mass work and student sports: opportunities and prospects]. 2016, pp. 62-65.

6. Aldoshin A. V. Problemy upravleniya rabotosposobnost'yu v sluzhebnoj deyatel'nosti sotrudnikov GiBDD [Problems of performance management in the performance of traffic police officers]. Sovershenstvovanie professional'noj i fizicheskoj podgotovki kursantov, slushatelej obrazovatel'nyh organizacij i sotrudnikov silovyh vedomstv [improvement of professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies]. Irkutsk, VSi MVD Rossii Publ., 2016, pp. 13-17.

7. Orudzhev A. M, SUkin N. N., Hal'zov V. i. Podgotovka kursantov VUZov MVD Rossii k dejstviyam v ekstremal'nyh situaciyah sredstvami fizicheskogo vospitaniya i samovospitaniya [Training of students of universities of Ministry of internal Affairs of Russia to activity in extreme situations by means of physical education and self-education]. St. Petersburg, A i B Publ, 2014, 126p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.