Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКИХ ОНЛАЙН-СОРЕВНОВАНИЙ ПО ФУТБОЛУ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКИХ ОНЛАЙН-СОРЕВНОВАНИЙ ПО ФУТБОЛУ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / СТУДЕНТЫ / ФУТБОЛ / ОНЛАЙН-СОРЕВНОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокофьев Игорь Евгеньевич, Александров Сергей Николаевич, Австриевских Наталья Васильевна, Шеменёва Светлана Владимировна

Проблема повышения уровня двигательной активности студенческой молодежи вот уже на протяжение ряда десятилетий непросто привлекает спортивную науку, а заставляет и требует проведения ряда фундаментальных исследований. Большая роль в решении данной проблематики, в том числе, отводится и дальнейшему поступательному развитию студенческого спорта, о чём в последние годы говорится на государственном уровне. В то же время существующая действительность, связанная с появлением новой коронавирусной инфекции, борьбой с её дальнейшим стремительным распространением, введением в большинстве регионов нашей страны ряда санитарногигиенических ограничений и т.д., ещё больше осложнила возможности прогрессивного решения данной проблемы и что, самое главное, требует от специалистов поиска новых, отвечающих современным требованиям и интересам студенческой молодёжи форм физкультурно-спортивной активности, а также тренировочной и соревновательной деятельности. Таким образом, в условиях современных реалий, характеризующихся введением ряда ограничительных мер в области образовательной, физкультурно-спортивной и иных сфер деятельности, многие учреждения вынуждены были перейти на дистанционный формат обучения, прекратить работу спортивных отделений и секций, а тренировочные и соревновательные занятия оказались доступны лишь небольшому кругу лиц. Следует констатировать, что, к большому сожалению, большинство представителей студенчества оказалось в своеобразной спортивной изоляции, предполагающей отсутствие возможности участия в соревновательной деятельности, проведения полноценного тренировочного процесса в прежних объёмах и в привычных форматах. Выход из сложившейся ситуации стал возможен лишь в условиях проведения онлайн-соревнований и тренировок. В то же время данный формат до настоящего времени считался малоэффективным, да и в целом не допустимым для осуществления соревновательной деятельности в ряде видов спорта, и, особенно, в игровых. Данная статья посвящена описанию опыта проведения онлайн-соревнований по технике жонглирования футбольным мячом, как одного из средств повышения двигательной активности студентов, активизации и возобновления их соревновательной деятельности. Основной целью публикации является обобщение опыта апробирования новых форм и средств соревновательной деятельности студентов-футболистов в современных условиях их жизнедеятельности, показавших свою востребованность в студенческой среде, о чём свидетельствует география и численность участников первого в своем роде онлайн-турнира. Как показало наше исследование, онлайн-соревнования не смотря на то что полностью не смогут заменить спортсменам, специализирующимся в игровых видах и в частности в футболе, привычного формата проведения соревновательной деятельности, в том числе и из-за специфики данного вида спорта, являются важным мотивационным составляющим, способным побуждать студентов к продолжению тренировочной деятельности, а также значимым звеном в системе совершенствования и дальнейшего развития отдельных компонентов подготовленности занимающихся и в целом пользуются популярностью среди молодежи, оставаясь уникальной альтернативой привычных оффлайн-соревнований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокофьев Игорь Евгеньевич, Александров Сергей Николаевич, Австриевских Наталья Васильевна, Шеменёва Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZATION OF THE STUDENT ONLINE FOOTBALL COMPETITION UNDER THE COVID-19 PANDEMIC CONDITIONS

The problem of increasing the level of motor activity of student youth has not easily attracted sports science for several decades, but it makes and requires a number of fundamental researches. A large role in solving this problem, including, is assigned to the further progressive development of student sports, which has been discussed at the state level in recent years. At the same time, the existing reality associated with the emergence of a new coronavirus infection, the fight against its further rapid spread, the introduction in most regions of our country of a number of sanitary and hygienic restrictions, etc., has further complicated the possibilities of a progressive solution to this problem and that, most importantly, it requires specialists to search for new forms of physical culture and sports activity that meet modern requirements and the interests of student youth, as well as training and competitive activities. Thus, in the conditions of modern realities, characterized by the introduction of a number of restrictive measures in the field of educational, physical culture, sports and other areas of activity, many institutions were forced to switch to a distance learning format, to stop the work of sports departments and sections, and training and competitive classes were only available, a small circle of people. It should be noted that, unfortunately, most of the students found themselves in a kind of sports isolation, which implies the lack of an opportunity to participate in competitive activities, to conduct a full-fledged training process in the same volumes and in the usual formats. The way out of this situation became possible only in the conditions of online competitions and training. At the same time, this format until now was considered not very effective and, in general, not permissible for the implementation of competitive activity in a number of sports, and, especially, in games. This article is devoted to the description of the experience of conducting online competitions in the technique of juggling with a soccer ball, as one of the means of increasing students motor activity, activating and resuming their competitive activity. The main purpose of the publication is to generalize the experience of testing new forms and means of competitive activity of football students in the modern conditions of their life, which have shown their relevance in the student environment, as evidenced by the geography and the number of participants in the first of its kind online tournament. As our research has shown, online competitions, despite the fact that they cannot completely replace athletes spe cializing in game types, and in particular in football, the usual format of competitive activity, including due to the specifics of this sport, are an important motivational components capable of encouraging students to continue training activities, as well as a significant link in the system of improvement and further development of individual components of the preparedness of those who train and, in general, are popular among young people, remaining a unique alternative to the usual offline competitions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКИХ ОНЛАЙН-СОРЕВНОВАНИЙ ПО ФУТБОЛУ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

REFERENCES

1. Vyprikov, D.V. Shutova, T.N., Bodrov, I.M. and Golubnichy, S.P. (2019), "Individualized preparatory staged training model for junior female footballers", Theory and Practice of Physical Culture, No. 3, pp. 60-62.

2. Vyprikov, D.V., Titovsky, A.V. Egorov, A.B. and Zapparov, R.I. (2020), "Influence of modern electronic devices and applications on students' motivation for physical culture lessons", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 63-67.

3. Vysotskaya, T.P., Golubnichy, S.P. and Rostevanov, A.G. (2017), "Active leisure as a mechanism for improving modern student youth", Bulletin of the Russian University of Economics. G. V. Plek-hanov. Introduction. Path to science, No. 4 (20), pp. 158-164.

4. Lifanov, A.D. and Finogentova, L.A. (2015), "On the use of mobile educational resources in the system of physical education of students", Bulletin of sports science, No. 3, pp. 43-48.

5. Lifanov A.D., Demenev, S.V., Khusnutdinova, R.G., Kuzmichev, V.D. and Blokhin, S.A. (2018), "Satisfaction with the process of physical education of students in the conditions of diversification of physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (158), pp. 190-194.

6. Patarkatsishvili, N.Yu., Zavyalov, D.A. and Bliznevsky, A.A. (2020), "Individual ways of using modern electronic devices for physical load control", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (187), pp. 288-292.

7. Titovsky A.V., Vyprikov, D.V and Motorin, I.N. (2017), "The Technology of "Billiards" as the direction of physical culture in the conditions of decrease health", Yaroslavl pedagogical Bulletin, No. 5, pp. 155-159.

8. Titovsky, A.V (2016), "Billiards as an innovative direction of educational process on discipline "Physical culture"", Izvestiya Tula State University. Physical culture. Sport, No. 4, pp. 90-96.

9. Titovsky, A.V (2017), "Educational and methodical complex "Billiards" in educational process on physical culture University of Economics", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 30-33.

Контактная информация: nputincev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.02.2021

УДК 796.093.4

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКИХ ОНЛАЙН-СОРЕВНОВАНИЙ ПО ФУТБОЛУ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Игорь Евгеньевич Прокофьев, заместитель директора спортивного клуба, Сергей Николаевич Александров, старший преподаватель, Наталья Васильевна Австриевских,

старший преподаватель, Светлана Владимировна Шеменёва, старший преподаватель, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

Аннотация

Проблема повышения уровня двигательной активности студенческой молодежи вот уже на протяжение ряда десятилетий непросто привлекает спортивную науку, а заставляет и требует проведения ряда фундаментальных исследований. Большая роль в решении данной проблематики, в том числе, отводится и дальнейшему поступательному развитию студенческого спорта, о чём в последние годы говорится на государственном уровне. В то же время существующая действительность, связанная с появлением новой коронавирусной инфекции, борьбой с её дальнейшим стремительным распространением, введением в большинстве регионов нашей страны ряда санитарно-гигиенических ограничений и т.д., ещё больше осложнила возможности прогрессивного решения данной проблемы и что, самое главное, требует от специалистов поиска новых, отвечающих современным требованиям и интересам студенческой молодёжи форм физкультурно-спортивной активности, а также тренировочной и соревновательной деятельности. Таким образом, в условиях современных реалий, характеризующихся введением ряда ограничительных мер в области образовательной, физкультурно-спортивной и иных сфер деятельности, многие учреждения вынуждены были перейти на дистанционный формат обучения, прекратить работу спортивных отделений и секций, а тренировочные и соревновательные занятия оказались доступны лишь небольшому кругу лиц. Следует констатировать, что, к большому сожалению, большинство

представителей студенчества оказалось в своеобразной спортивной изоляции, предполагающей отсутствие возможности участия в соревновательной деятельности, проведения полноценного тренировочного процесса в прежних объёмах и в привычных форматах. Выход из сложившейся ситуации стал возможен лишь в условиях проведения онлайн-соревнований и тренировок. В то же время данный формат до настоящего времени считался малоэффективным, да и в целом не допустимым для осуществления соревновательной деятельности в ряде видов спорта, и, особенно, в игровых. Данная статья посвящена описанию опыта проведения онлайн-соревнований по технике жонглирования футбольным мячом, как одного из средств повышения двигательной активности студентов, активизации и возобновления их соревновательной деятельности. Основной целью публикации является обобщение опыта апробирования новых форм и средств соревновательной деятельности студентов-футболистов в современных условиях их жизнедеятельности, показавших свою востребованность в студенческой среде, о чём свидетельствует география и численность участников первого в своем роде онлайн-турнира. Как показало наше исследование, онлайн-соревнования не смотря на то что полностью не смогут заменить спортсменам, специализирующимся в игровых видах и в частности в футболе, привычного формата проведения соревновательной деятельности, в том числе и из-за специфики данного вида спорта, являются важным мотивационным составляющим, способным побуждать студентов к продолжению тренировочной деятельности, а также значимым звеном в системе совершенствования и дальнейшего развития отдельных компонентов подготовленности занимающихся и в целом пользуются популярностью среди молодежи, оставаясь уникальной альтернативой привычных оффлайн-соревнований.

Ключевые слова: пандемия, COVID-19, студенты, футбол, онлайн-соревнования.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p253-256

FEATURES OF ORGANIZATION OF THE STUDENT ONLINE FOOTBALL COMPETITION UNDER THE COVID-19 PANDEMIC CONDITIONS

Igor Evgenievich Prokofiev, deputy director of the sports club, Sergey Nikolaevich Alexan-drov, the senior teacher, Natalia Vasilyevna Avstrievskikh, the senior teacher, Svetlana Vla-dimirovna Shemeneva, the senior teacher, Yelets State University named after I.A. Bunin

Abstract

The problem of increasing the level of motor activity of student youth has not easily attracted sports science for several decades, but it makes and requires a number of fundamental researches. A large role in solving this problem, including, is assigned to the further progressive development of student sports, which has been discussed at the state level in recent years. At the same time, the existing reality associated with the emergence of a new coronavirus infection, the fight against its further rapid spread, the introduction in most regions of our country of a number of sanitary and hygienic restrictions, etc., has further complicated the possibilities of a progressive solution to this problem and that, most importantly, it requires specialists to search for new forms of physical culture and sports activity that meet modern requirements and the interests of student youth, as well as training and competitive activities. Thus, in the conditions of modern realities, characterized by the introduction of a number of restrictive measures in the field of educational, physical culture, sports and other areas of activity, many institutions were forced to switch to a distance learning format, to stop the work of sports departments and sections, and training and competitive classes were only available, a small circle of people. It should be noted that, unfortunately, most of the students found themselves in a kind of sports isolation, which implies the lack of an opportunity to participate in competitive activities, to conduct a full-fledged training process in the same volumes and in the usual formats. The way out of this situation became possible only in the conditions of online competitions and training. At the same time, this format until now was considered not very effective and, in general, not permissible for the implementation of competitive activity in a number of sports, and, especially, in games. This article is devoted to the description of the experience of conducting online competitions in the technique of juggling with a soccer ball, as one of the means of increasing students motor activity, activating and resuming their competitive activity. The main purpose of the publication is to generalize the experience of testing new forms and means of competitive activity of football students in the modern conditions of their life, which have shown their relevance in the student environment, as evidenced by the geography and the number of participants in the first of its kind online tournament. As our research has shown, online competitions, despite the fact that they cannot completely replace athletes spe-

cializing in game types, and in particular in football, the usual format of competitive activity, including due to the specifics of this sport, are an important motivational components capable of encouraging students to continue training activities, as well as a significant link in the system of improvement and further development of individual components of the preparedness of those who train and, in general, are popular among young people, remaining a unique alternative to the usual offline competitions.

Keywords: pandemic, COVID-19, students, football, online competitions.

ВВЕДЕНИЕ

2020 г. полностью изменил привычный уклад жизни населения нашей страны, каждого гражданина, вне зависимости от вида и рода его деятельности. Прочно к настоящему времени в нашем повседневном обиходе укоренились ранее достаточно редко упоминаемые термины: самоизоляция, карантинные ограничения, дистанционные формат и технологии, онлайн-режим и т.п. Все сферы жизнедеятельности, будь то экономическая, духовная, демографическая, образовательная, физкультурно-оздоровительная и др., в той или иной степени испытали на себе негативные последствия распространения COVID-19.

Пандемия СОУ[Э-19 внесла свои коррективы в привычный учебный и учебно-тренировочный ритм общеобразовательных и спортивных организаций, учреждений среднего и высшего образования, в систему образования в целом, преподнеся отечественному образованию и спорту множество нововведений [1].

Применение дистанционных форм тренировки стало первым и вынужденным шагом процесса цифровизации системы спортивной подготовки. Наиболее сложным в условиях действия ограничительных мер оказался переход к применению и поиску оптимальных дистанционных технологий осуществления соревновательной деятельности спортсменов. И, если ряд видов спорта, например, шахматы, аэробика, чирспорт и др., достаточно безболезненно отреагировали на вызовы современности, то остальные и, в первую очередь, игровые виды до сих пор остаются в поиске новых технологий организации и проведения соревновательных онлайн-мероприятий.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Следует отметить, что с начала введения в стране ограничительных мер, под действие которых попало и российское студенчество, в выше упомянутых условиях, негативно отражающихся на дальнейшем прогрессивном росте спортивных показателей, оказались как обычные обучающиеся, так и студенты-спортсмены Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. К примеру, все спортивные команды вуза вынуждены были приостановить привычные соревновательный и тренировочный компоненты, перейти в режим индивидуальных занятий, что в целом явно негативно могло отразиться на качестве и показателях их спортивной подготовки. В связи с этим сотрудниками спортивного клуба и института физической культуры нашего вуза было принято решение возобновления спортивно-соревновательной деятельности студентов-спортсменов вуза по средствам проведения онлайн-соревнований.

Первым видом спорта для проведения соревнований в онлайн-режиме был выбран футбол, в том числе, и из-за своей популярности среди студенчества, доступности материального обеспечения и условий для выполнения упражнений. Основной целью их проведения стало определение интереса студенческой молодёжи к данному формату спортивных мероприятий и выявление условий, необходимых для успешного проведения соревнований в режиме онлайн. В качестве главных задач значилось повышение технического мастерства спортсменов, возобновление соревновательной деятельности с использованием дистанционных форматов.

В основу проведения соревнований были положены следующие составляющие:

1) индивидуальное выполнение участниками упражнения «Keepie-uppie» (жонглирование мячом) по определённым правилам, отражённым в положении о соревнованиях;

2) видеозапись выполнения жонглирования и предоставление её в электронном виде организаторам соревнований;

3) изучение видеоматериалов и подведение итогов экспертной комиссией.

Не менее важным составляющим, способствующим привлечению спортсменов различных регионов РФ и стран ближнего зарубежья, придавшим соревнованиям международный статус, стало использование информирования возможных участников турнира через группы студенческих спортивных клубов, физкультурных кафедр и т.д. в социальной сети «Вконтакте». Итогом проведения турнира стало участие в нём более 80 студентов, представляющих десять регионов РФ, среди которых республики Крым и Саха, Псковская, Оренбургская, Волгоградская, Тамбовская, Тульская, Липецкая и др. области, а также Республику Беларусь и Луганскую Народную Республику.

Следует отметить, что данные онлайн-соревнования, проводимые впервые, имели большой интерес и спрос со стороны студенческой молодёжи. Больше того, доступность и большая вариативность условий выполнения позволяет рассматривать данное упражнение, проводимое в режиме онлайн, как одно из наиболее доступных современных соревновательных средств, отвечающих требованиям повышения технического мастерства, спортсменов, специализирующихся в футболе, для различного контингента занимающихся, о чём свидетельствует интерес, проявленный со стороны спортивных учреждений г. Ельца и Липецкой области. В настоящее время специалисты вуза совместно с ведущими спортшколами г. Ельца и ближайших районов проводят аналогичные турниры для различного возрастного контингента обучающихся, студентов организаций СПО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать вывод, что онлайн-соревнования в настоящий момент являются важным составляющим звеном учебно-тренировочного процесса, а также одним из наиболее доступных средств организации соревновательной деятельности и, как показывает, пусть и незначительный, но всё же опыт их проведения, достаточно актуальны и востребованы в студенческой среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Савельева, О.В. Спортивная сфера в условиях пандемии коронавируса: наиболее успешные решения дистанционной системы занятий спортом / О.В. Савельева, Ю.М. Ляховская // Вопросы студенческой науки. - 2020. - № 5 (45). - С. 301-307.

REFERENCES

1. Savelyeva, O.V. and Lyakhovskaya, Yu.M. (2020), "Sports in the face of the coronavirus pandemic: the most successful solutions to the remote system of sports", Questions of student science, Vol. 45, No. 5, pp. 301-307.

Контактная информация: igor.prokofev.80@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.12.2020

УДК 796.56+796. 093

АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ СПОРТСМЕНОВ В ТУРИСТСКО-ПРИКЛАДНОМ МНОГОБОРЬЕ В АСПЕКТАХ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИКИ ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА МЕСТНОСТИ

Елена Витальевна Реброва, аспирант, Валерий Евгеньевич Подлисских, кандидат биологических наук, Белорусский государственный университет физической культуры,

г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация

В работе рассматриваются особенности соревновательной деятельности начинающих спортсменов в спортивной дисциплине «Туристско-прикладное многоборье» (ТПМ). Проведен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.