Научная статья на тему 'Формирование соревновательных компетенций у студентов в процессе организации бильярдных турниров'

Формирование соревновательных компетенций у студентов в процессе организации бильярдных турниров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИИ ТУРНИРОВ / EDUCATIONAL / DEVELOPMENTAL AND EDUCATIVE FUNCTIONS OF THE TOURNAMENTS / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PERSONAL QUALITIES / РЕЙТИНГ СПОРТСМЕНА / PLAYER'S RATING / КОРПОРАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО УНИВЕРСИТЕТА / TEAMWORK SPIRIT AT UNIVERSITY / РАЗВИВАЮЩАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титовский А.В., Гаджиев Д.М., Нуцалов Н.М., Аверясов В.В.

В работе представлены модель и структура организации бильярдных турниров для привлечения студентов всех медицинских групп к систематическим занятиям спортом. Определены и подробно рассмотрены основные соревновательные компетенции студентов, участвующих в бильярдных турнирах. В экспериментальной работе приняли участие 340 студентов в возрасте от 18 до 23 лет. Проведен анализ протоколов спортивных соревнований в дисциплине «Свободная пирамида» (бильярд). Во время проведения соревнований по свободной пирамиде решались образовательная, развивающая и воспитательная задачи. Результаты показали, что участие в соревнованиях по бильярду формирует у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью профессионально важные общекультурные компетенции для деятельности в сфере экономики через развитие соревновательных компетенций. Образовательная функция позволяет сформировать такие компетенции, как знание Положения о соревновании, общих правил игры в бильярде и правил соревнований по отдельным дисциплинам бильярда, знания продвижения по турнирной сетке или выбывания из нее, знания регламента проведения соревнований, жеребьевки, включения результатов в протокол, подведения итогов соревнований. Развивающая функция включает в себя формирование у спортсмена компетенции саморегуляции, самоуправления, как психологического, так и функционального, компетенций ведения турнирной борьбы, взаимодействия с игроками, должностных обязанностей судей, секретарей во время турнира. Воспитательная функция позволяет сформировать индивидуальные психологические качества личности, корпоративную культуру для развития коммуникационных способностей, взаимодействия в студенческом спортивном движении университета, позитивного отношения к спортивным успехам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титовский А.В., Гаджиев Д.М., Нуцалов Н.М., Аверясов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование соревновательных компетенций у студентов в процессе организации бильярдных турниров»

формирование соревновательных компетенции у студентов в процессе организации бильярдных турниров

УДК/UDC 796.062.4

Информация для связи с автором: avtitovskiy@yandex.ru

Поступила в редакцию 16.06.2016 г.

Кандидат биологических наук, доцент А.В. Титовский1 Д.М. Гаджиев1 Н.М. Нуцалов1 В.В. Аверясов1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

FORMING STUDENTS' COMPETITIVE COMPETENCES VIA BILLIARDS TOURNAMENTS

Associate Professor, PhD A.V. Titovskiy1 D.M. Gadzhiev1 N.M. Nutsalov1 V.V. Averyasov1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Аннотация

В работе представлены модель и структура организации бильярдных турниров для привлечения студентов всех медицинских групп к систематическим занятиям спортом. Определены и подробно рассмотрены основные соревновательные компетенции студентов, участвующих в бильярдных турнирах.

В экспериментальной работе приняли участие 340 студентов в возрасте от 18 до 23 лет. Проведен анализ протоколов спортивных соревнований в дисциплине «Свободная пирамида» (бильярд).

Во время проведения соревнований по свободной пирамиде решались образовательная, развивающая и воспитательная задачи. Результаты показали, что участие в соревнованиях по бильярду формирует у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью профессионально важные общекультурные компетенции для деятельности в сфере экономики через развитие соревновательных компетенций. Образовательная функция позволяет сформировать такие компетенции, как знание Положения о соревновании, общих правил игры в бильярде и правил соревнований по отдельным дисциплинам бильярда, знания продвижения по турнирной сетке или выбывания из нее, знания регламента проведения соревнований, жеребьевки, включения результатов в протокол, подведения итогов соревнований. Развивающая функция включает в себя формирование у спортсмена компетенции саморегуляции, самоуправления, как психологического, так и функционального, компетенций ведения турнирной борьбы, взаимодействия с игроками, должностных обязанностей судей, секретарей во время турнира. Воспитательная функция позволяет сформировать индивидуальные психологические качества личности, корпоративную культуру для развития коммуникационных способностей, взаимодействия в студенческом спортивном движении университета, позитивного отношения к спортивным успехам.

Ключевые слова: образовательная, развивающая, воспитательная функции турниров, личностные качества, рейтинг спортсмена, корпоративное пространство университета.

Annotation

The article presents a billiards tournament design model geared to engage university students of all the health groups in a systemic sporting activity. Main competitive competences of the student players in the billiards tournaments are identified and considered in detail by the study.

Subject to the study was a Study Group of 340 students of 18-23 years of age. The study analyzed the competitive reports of the university billiards competitions in the "free pyramid" discipline. The competitions were designed to attain a variety of educational, developmental and culturing objectives in the process. The study found that the billiards competitions is an efficient tool to help develop a set of professionally valuable general-culture competences in students diagnosed with health disorders and disabilities based on a practical competitive experience, the acquired competences being highly important for their future careers in the national economy.

The educational function of the competitive process implies that it forms a few competences including the knowledge of regulations of the competitions; basic rules of the billiards game and rules of billiards competitions in its specific disciplines; tournament progress/ elimination schedules; statutes of competitions; rules of the competitive draws; game result reporting rules; and the final competitive report performing rules. The developmental function of the game implies the students developing a few important competences including the self-control competence with due mental and functional self-management components; competitive process control and players' interaction control competences; and knowledge of the refereeing, servicing and supervising rules of the tournaments. And the educative function of the game implies the valuable individual mental qualities being formed in the students with the relevant corporate/ teamwork culture including the due communication skills; due teamwork skills for the benefit of the students' sport activity at the university; and positive attitudes to the sport culture and accomplishments.

Keywords: educational, developmental and educative functions of the tournaments, personal qualities, player's rating, teamwork spirit at university.

Введение. Стратегией развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г одним из самых амбициозных и заметных целевых ориентиров определена доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обу-

чающихся и студентов. К 2020 г указанный целевой ориентир должен достигнуть 80% для всех образовательных организаций высшего образования (ОО ВО).

К реализации указанных ориентиров привлечены кафедры физического воспитания, которые реализуют

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

ФГОС ВО по дисциплинам физической культуры и спорта и Спартакиаду ОО ВО. Однако, по данным Росстата РФ, около 60% студентов имеют различного рода отклонения в состоянии здоровья, что создает определенные проблемы с выбором элективных дисциплин по видам спорта, не противоречащим принципам лечебной физической культуры.

В теории и практике физического воспитания идет активная апробация видов спорта для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, которые не только значительно повышают мотивационно-ценностное отношение к регулярным занятиям спортом, но и формируют потребность в соревновательной деятельности [3, 4]. Так, в РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева более 5 лет проводится Фестиваль «Мир равных возможностей», в котором принимают участие студенты специального учебного отделения. В программу соревнований вошли: мини-гольф, дартс, бадминтон, настольный теннис, шахматы. Авторы отмечают эффективный результат соревновательно-ориентированного учебного процесса для формирования у студентов высокого уровня нервно-мышечной регуляции, координации и психической работоспособности [1, 2, 3].

Цель исследования - научно обосновать модель бильярдных турниров для привлечения студентов медицинских групп к систематическим занятиям спортом.

Методика и организация исследования. В экспериментальной работе приняли участие 340 студентов в возрасте от 18 до 23 лет. Проведен анализ протоколов спортивных соревнований, полученных в дисциплине «Свободная пирамида» (бильярд).

Во время проведения соревнований по свободной пирамиде решаются следующие задачи: образовательная, развивающая и воспитательная [5, 6, 7].

Образовательная функция включает в себя такие обязательные для соревнований компетенции, как знание положения о соревнованиях, общих правил игры в бильярд и правил соревнований по отдельным дисциплинам бильярда, знания продвижения по турнирной сетке или выбывания из нее, знания регламента проведения соревнований, жеребьевки, включения результатов в протокол, подведения итогов соревнований.

Развивающая функция включает в себя формирование у спортсмена компетенции саморегуляции, самоуправления, как психологического, так и функционального, компетенций ведения турнирной борьбы, взаимодействия с игроками, должностных обязанностей судей, секретарей во время турнира. Кроме того, в рамках этой задачи определяются сильнейшие спортсмены как отдельного тура, так и всего турнира.

Воспитательная функция предполагает формирование индивидуальных психологических личностных качеств, корпоративного пространства университета для общения, обсуждения единства и взаимодействия в спортивных достижениях университета, позитивного отношения к успехам коллег.

Реализация образовательной функции. Перед началом турнира игроки проходят жеребьевку для уравнивания шансов всех игроков на победу. Неудачный жребий, связанный с попаданием в пару с сильным игроком, после поражения не исключает выхода в финальную часть соревнований (достаточно часто игроки могут встретиться повторно). Зная это, спортсмен может правильно выстроить самостоятельную траекторию прохождения по турнирной сетке, определить потенциал соперников и адекватно настроиться на борьбу.

Во время проведения турниров студенты, сотрудники и преподаватели на практике получают подробные сведения об общих правилах бильярдной игры: обсуждают правила во время игры в парах; при возникновении спорных ситуаций обращаются к Положению о соревнованиях или за разъяснениями к Главному судье соревнований.

В течение турнира каждый участник может достаточно подробно изучить турнирную сетку, значительно отличающуюся от других соревновательных систем, где каждый участник выбывает из турнира с определением места только при условии двух поражений.

В каждом туре участвуют 16 спортсменов (на данный момент мы не видим серьезных оснований для увеличения их количества до 32), так как в университете 9 факультетов. Официальные правила и регламент соревнований предполагают встречи спортсменов до 3 побед в предварительных раундах и до 4 - в полуфиналах и финале. Для оптимизации проведения тура в течение дня мы используем регламент до 2 побед в предварительных встречах и до 3 - в полуфиналах и финале. Такой регламент позволяет выявить победителя в пределах 1 ч, по окончании которого для выявления победителя используется серия штрафных ударов (пенальти). Предлагаемая модель регламента позволяет в верхней сетке за тур провести 5 встреч, а в нижней - 8, что в итоге сводит временные затраты на проведение тура до 7-8 ч.

В течение года мы рекомендуем проводить по 8 туров, что непосредственно связано со временем образовательного процесса в течение года (февраль, март, апрель, май, июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь). Кроме того, для дополнительной позитивной мотивации мы организуем «Новогодний турнир», в котором принимают участие только сильнейшие игроки (рейтинг). В каждом туре спортсмены набирают очки (предложенный ФБСР рейтинг для ЧМ), сумма которых по окончании каждого тура расставляет спортсменов в рейтинге по определенным местам. В конце года по рейтинговым очкам подводятся итоги, определяются победитель и призеры всех турниров.

Реализация компетенции развивающей функции достаточно многообразна и включает в себя несколько составляющих:

• когнитивные навыки, связанные с оценкой позиции на игровом поле, расчетом стратегических или тактических ходов, их последовательностью;

• техника выполнения ударов или ходов (чувство удара, расчет силы, винта, траектории движения), расслабление после окончания подхода или встречи;

• морально-психологическая готовность (связанная с адекватной самооценкой и оценкой готовности соперника на определенных временных отрезках);

• умение выводить на пик формы функциональную готовность своего организма, концентрироваться перед началом встречи и расслабляться в перерывах между встречами.

Когнитивные навыки, бесспорно, приобретаются и закаляются в результате накопленного опыта во время участия в значимых турнирах или встречах с опытными игроками. Достаточно сделать одну тактическую ошибку, чтобы проиграть партию или встречу.

Техническая сторона служит итоговым проявлением решений спортсмена и отрабатывается многочасовыми тренировками. На технику удара значительное влияние оказывает психологическое состояние спортсмена.

Кроме того, спортсмен обязан не только знать свои права на перерыв в течение встречи и по ходу турнира, но и использовать его с максимальной эффективностью как для себя,

40

http://www.teoriya.ru

№ 9 • 2016 Сентябрь | September

так и для реализации тактических целей в ходе борьбы с соперником. Перерыв в отдельном соревновании необходим для анализа и коррекции тактики и стратегии игры. Опытный спортсмен способен поменять игровой вектор во время перерыва, а также использовать его для нарушения ритма игры соперника. Перерывы между турами дают возможность спортсменам подготовить и освоить новые стратегические и тактические модели игры, найти необходимую для победы линию игры.

Необходимо отметить, что развивающая функция не заканчивается в процессе всей соревновательной деятельности, а поскольку бильярдом увлекаются люди разных возрастов, можно сказать, что человек продолжает свое развитие в этом виде спорта на протяжении всей жизни.

Реализация воспитательной функции включает в себя формирование таких личностных качеств, как умение концентрироваться, состязательность, уважительное отношение к сопернику, сочетание желания победить и принять поражение. Кроме того, формируются и коллективные воспитательные корпоративные функции, такие как личностные ощущения себя как важной части большого коллектива, взаимопомощь при решении сложных игровых ситуаций (коллективные обсуждения позиций и предложений для их решений). Происходит формирование общепринятых правил организации (внешний вид, уважительное отношение к организаторам и участникам в процессе соперничества), предложений по совершенствованию правил турнира. Выводы:

• Участие в соревнованиях по бильярду формирует у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью профессионально важные общекультурные компетенции для деятельности в сфере экономики через развитие соревновательных компетенций.

• Образовательная функция позволяет сформировать такие компетенции, как знание Положения о соревновании, общих правил игры в бильярд и правил соревнований по отдельным дисциплинам бильярда, знания продвижения по турнирной сетке или выбывания из нее, регламента проведения соревнований, жеребьевки, включения результатов в протокол, подведения итогов соревнований.

• Развивающая функция включает в себя формирование у спортсмена компетенции саморегуляции, самоуправления, как психологического, так и функционального, компетенций ведения турнирной борьбы, взаимодействия с игроками, должностных обязанностей судей, секретарей во время турнира. Кроме того, в рамках этой задачи определяются сильнейшие спортсмены как отдельного тура, так и всего турнира.

• Воспитательная функция позволяет сформировать индивидуальные психологические качества личности, корпоративную культуру для развития коммуникационных способностей, взаимодействия в студенческом спортивном движении университета, позитивного отношения к спортивным успехам.

Литература

1. Аверясов В.В. Соревновательно-ориентированный учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» / В.В. Аверясов, Л.Б. Андрющенко // Вестник АПК Ставрополья. - Спецвыпуск, 2013. - Ставрополь: Изд-во Ставропольского гос. аграрного университета «АГРУС», 2013. - С 95-97.

2. Андрющенко Л.Б. Соревновательно-ориентированная методика организации учебного процесса со студентами с ограниченными возможностями здоровья / В.В. Аверясов, И.В. Лосева // Всерос. науч.-метод. конф.: «Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами». Тюмень, 21-23 ноября 2015. - Тюмень, 2015.

3. Андрющенко Л.Б. Технология формирования готовности к развитию физической культуры как фактор сохранности здоровья: монография / Л.Б. Андрющенко. - Волгоград: Изд-во РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2009. - 188 с.

4. Андрющенко Л.Б. Здоровьесберегающие технологии для студентов, освобожденных от практических занятий по дисциплине «Физическая культура»: учеб. пособие / Л.Б. Андрющенко, Г.М. Казантинова. - Волгоград: Волгоград. гос. с.-х акад., 2007. - 68 с.

5. Мамонова О.В. Оценочные средства по бильярду в рамках физического воспитания экономистов. «Физическая культура, спорт, туризм»: науч.-метод. сопровождение: матер. Всерос. науч.-практ. конф.с междунар. участием / О.В. Мамонова, Н.М. Нуца-лов, Р.И. Заппаров / ред. кол.: Е.В. Старкова (глав. ред.), Т.А. Полякова (науч. ред.); Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2016. - С. 70-74.

6. Михальченко Е.Г. Бильярд как средство профилактики нарушений зрения в рамках физического воспитания студентов // Е.Г. Михальченко, П.А. Кондратьев // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2016. - № 1 (8). - С. 155-158.

7. Титовский А.В. Практикум по проведению занятий по дисциплине «Физическая культура» в бильярдном зале / А.В. Титовский. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2014. - 36 с.

References

1. Averyasov V.V. Sorevnovatelno orientirovannyiy uchebnyiy protsess po distsipline «Fizicheskaya kultura» (Competition-centered educational process in discipline "Physical Education") / V.V. Averyasov, L.B. Andryuschenko // Vestnik APK Stavropol'ya. - Special issue, 2013. -Stavropol: Publishing House of Stavropol State Agricultural University «AGRUS», 2013. - P. 95-97.

2. Andryushchenko L.B. Sorevnovatelno-orientirovannaya metodika organizatsii uchebnogo protsessa so studentami s ogranichennyimi vozmozhnostyami zdorovya (Competitively-oriented methodology of organisation of educational process with students with impairments) / V.V. Averyasov, I.V. Loseva // Vseros. nauch.-metod. konf.: «Strategiya razvitiya sportivno-massovoy rabotyi so studentami». Rus. res.-method. conf.: "Development strategy of mass sports activities with students"). Tyumen, 21-23 November 2015 - Tyumen, 2015.

3. Andryushchenko L.B. Tehnologiya formirovaniya gotovnosti k razvitiyu fizicheskoy kulturyi kak faktor sohrannosti zdorovya: monografiya (Technology of formation of readiness to develop physical culture as health protection factor: monograph) / L.B. Andryushchenko. - Volgograd: RSAU-Timiryazev MSAA pub. h-se, 2009. - 188 p.

4. Andryushchenko L.B. Zdorov'esberegayushchie tehnologii dlya studentov, osvobozhdennyih ot prakticheskih zanyatiy po distsipline «Fizicheskaya kultura»: ucheb. posobie (Health-protection technologies for students exempted from practical lessons of "Physical Education": study guide) / L.B. Andryushchenko, G.M. Kazantinova. -Volgograd: Volgograd state agric. academy. - Volgograd, 2007. - 68 p.

5. Mamonova O.V., Nutsalov N.M., Zapparov R.I. Otsenochnyie sredstva po bilyardu v ramkah fizicheskogo vospitaniya ekonomistov. «Fizicheskaya kultura, sport, turizm»: nauch.-metod. soprovozhdenie: mater. Vseros. nauch.-prakt. konf.s mezhdunar. uchastiem (Billiards evaluation means within physical education of economists. "Physical culture, sport and tourism": scientific-method. support: Proc. of res.-pract. conf. with Intern. participation) / O.V. Mamonova, N.M. Nutsalov, R.I. Zapparov / Ed. board: E.V. Starkova (cheif ed.), T.A. Polyakova (scient. ed.); Perm state humanit.-ped. un-ty. - Perm, 2016. - P. 70-74.

6. Mikhal'chenko E.G. Bilyard kak sredstvo profilaktiki narusheniy zreniya v ramkah fizicheskogo vospitaniya studentov (Billiards to prevent visual impairment as part of physical education of students) // E.G. Mikhal'chenko, P.A. Kondratiev // Prioritetnyie napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya. - 2016. - № 1 (8). - P. 155-158.

7. Titovskiy A.V. Praktikum po provedeniyu zanyatiy po distsipline «Fizicheskaya kultura» v bilyardnom zale (Workshop for "Physical education" lessons in a billiard room) / A.V. Titovskiy. - Moscow: Plekhanov RUE, 2014. - 36 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.