Научная статья на тему 'Мини-футбол в вузе'

Мини-футбол в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
647
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФУТБОЛ / СПОРТ / ЗДОРОВЬЕ / ДВИЖЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИГРА / FOOTBALL / SPORT / HEALTH / MOVEMENT / PHYSICAL CULTURE / GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфенов Александр Сергеевич, Мышкин Александр Иванович, Старовойтов Юрий Николаевич

Основным факторам, снижающим эффективность организационной работы по развитию мини-футбола среди студенческой молодежи, следует отнести формальный подход местных органов управления физической культурой и спортом и органов образования к организации городских, областных, республиканских и межрегиональных соревнований среди студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парфенов Александр Сергеевич, Мышкин Александр Иванович, Старовойтов Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINI-FOOTBALL TO UNIVERSITIES

The main factors that reduce the effectiveness of organizational work on the development of mini-football among students, should be attributed to the formal approach of local authorities of physical culture and sports and education to the organization of urban, regional, national and interregional competitions among students.

Текст научной работы на тему «Мини-футбол в вузе»

МИНИ-ФУТБОЛ В ВУЗЕ MINI-FOOTBALL TO UNIVERSITIES

Парфенов Александр Сергеевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Parfenov Aleksandr Sergeevich Ph.D., associate professor Department «Appliedphysical education»» Orel State University named after i. S. Turgenev

Orel, Russia

Мышкин Александр Иванович

к. с.-х. н, доцент кафедра «Прикладная физическая культура»> Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Myshkin Alexander Ivanovich Ph.D., associate professor department "AppliedPhysical Culture" Oryol State University named after I S. Turgenev

Orel, Russia

Старовойтов Юрий Николаевич

старший преподаватель кафедра «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Starovoytov Yury Nikolaevich senior lecturer department "AppliedPhysical Culture" Oryol State University named after I S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Основны^ш факторам, снижающим эффективность организационной работыI по развитию мини-футбола среди студенческой молодежи, следует отнести формальны^/й подход местных органов управления физической культурой и спортом и органов образования к организации городских, областны,1х, республиканских и межрегиональных соревнований среди студентов.

Abstract. The main factors that reduce the effectiveness of organizational work on the development of mini-football among students, should be attributed to the formal approach of local authorities of physical culture and sports and education to the organization of urban, regional, national and interregional competitions among students.

Ключевые слова: футбол, спорт, здоровье, движение, физическая культура, игра

Keywords: football, sport, health, movement, physical culture, game

Необходимость активной борьбы с малоподвижным образом жизни значительной части современной студенческой молодежи и построения рационального образа жизни, включающего оптимальный режим двигательной активности, основанный на систематических занятиях физической культурой и спортом, многократно выступали ряд специалистов. Сегодня одним из наиболее популярных среди молодежи средств физического воспитания является такая модификация классического футбола, как мини-футбол. В условиях вузов для занятий этой спортивной игрой могут использоваться не только физкультурные залы, но и практически любые плоскостные сооружения. Не требует эта игра дорогостоящей экипировки. Можно сказать, что мини-футбол, словно специально создан для культивирования среди учащейся молодежи. Утвержденный в 2008 году Российским футбольным союзом и Ассоциацией мини-футбола России и поддержанный Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ общероссийский проект «Мини-футбол - в вузы», сегодня органически вписался в современную концепцию развития системы физического воспитания учащейся молодежи. Проект основан на спортивно-ориентированном подходе, формирующем у обучающихся потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и здоровом образе жизни [2, с. 46].

Основным направлением в реализации общероссийского проекта «Мини-футбол -в вузы» являются соревнования по данному виду спорта, начиная с внутривузовских турниров- между факультетами, отделениями и другими структурными подразделениями учебных заведений этой категории и завершая финальными турнирами первенства России среди команд вузов - победительниц межрегиональных этапов. Развитие данного проекта в стране за прошедшие три учебных года (2012-13,2014-15,2016-17), практически представляющего собой естественный организационно-педагогический эксперимент, дало следующий педагогический эффект.

Таблица 1

Динамика числа студентов, участвующих в проекте «Мини-футбол - в вузы»

Учебный Кол-во Рост, Кол-во Рост, Численность студентов, Рост,

год субъектов % вузов, % участвующих (тыс. чел.) %

РФ, учащихся юноши девушки всего

принявших

участие

2012-13 69 - 436 - 73 248 24 416 97 664 -

2014-15 74 7,2 469 7,5 92 304 30 756 123 060 26,4

2016-17 78 5,4 504 7,4 100 548 33 516 136 060 10,5

Как следует из таблицы 1, наблюдается стабильный рост количества субъектов РФ, принявших участие в развитии студенческого мини-футбола. В настоящее время 78 субъектов РФ проводят массовые студенческие соревнования по данной разновидности футбола. В то же время из года в год увеличивается и количество вузов, участвующих реализации данного проекта. Если в 2012-13 учебном году такую работу проводили лишь 436 вузов, то в следующем учебном году наблюдается прирост вузов на 7,5%, а в 2016-17 учебном году еще на 7,4%. В соответствии с этим ежегодно возрастает

и численность юношей и девушек, участвующих в массовых соревнованиях по мини-футболу. Если в 2012- 13 учебном году в них приняли участие 97664 студентов, то в следующем учебном году численность занимающихся этим видом спорта возросла на 26,4%, а в 2016-17 учебном году в сравнении с предыдущим годом - на 10,5%.

И все же, несмотря на положительную динамику развития мини-футбола среди студенческой молодежи, далеко не во всех субъектах РФ работа по реализации упомянутого проекта осуществляется эффективно. Практика показывает, что зачастую местные органы управления физической культурой и спортом, органы образования и федерации футбола действуют еще разрознено, а некоторые из них уклоняются от организационной работы по проведению городских, областных и республиканских этапов студенческих соревнований. [7, с. 119]. В целях выявления факторов, снижающих эффективность организационной работы в одной сфере физической культуры и спорта, нами было проведено социологическое исследование с участием 168 преподавателей физического воспитания, работников органов управления физической культурой и спортом, органов образования и территориальных федераций футбола. В ходе опроса были определены согласованность мнений экспертов ^ - коэффициент конкордации) и их статистическая достоверность (Х2- критерий), а также степень важности каждого фактора [1, с. 39].

Суммируя мнения экспертов различного уровня, следует сделать вывод, что наиболее острой проблемой при организации городских, областных, республиканских и межрегиональных студенческих соревнований является формальный подход местных органов управления физической культуры и спорта, органов образования к реализации общероссийского проекта «Мини-футбол -в вузы». Так, 73% экспертов присвоили данному фактору оценку «очень важно», 17% - «важно», а 10% - «не важно». На втором ранговом месте находится проблема низкого уровня пропаганды студенческого футбола в средствах массовой информации. 68% экспертов дали этому фактору оценку «очень важно», 23% -«важно», а 9% - «не важно». Третье место отдано недостаточной заинтересованности в развитии данного проекта со стороны территориальных федераций футбола, рассматривающего его зачастую как второстепенный раздел работы. 60% экспертов присвоили этому фактору оценку «Очень важно», 25% - «важно», а 15% - «не важно». Четвертое и пятое ранговые места были поделены между такими проблемами, как слабое взаимодействие между местными органами управления физической культурой и спортом, органами образования и территориальными федерациями футбола в организации студенческого мини-футбола и недостаточной заинтересованности руководителей вузов и преподавателей кафедр физического воспитания вузов во внедрении мини-футбола в систему физического воспитания студентов. Так, 30% экспертов поставили этим факторам оценку «очень важно», 6% - «важно», а 64% - «не важно». Данные факторы в сравнении с предыдущими, как видим, не являются доминирующими. Однако они еще имеют место в целом ряде регионов страны. Низкую степень важности имеет и проблема отсутствия в вузах специализированной базы для мини- футбола. Лишь 16% экспертов поставили этому фактору оценку «очень важно», 3% - «важно», а 81% - «не важно». На последнем ранговом месте находится проблема несогласованности сроков проведения городских,

областных и республиканских соревнований среди студенческих команд с внутренним календарем спортивных соревнований в вузах. Так, лишь 6% экспертов дали этому фактору оценку «важно», а 94% - «не важно».

Таким образом, к основным факторам, снижающим эффективность организационной работы по развитию мини-футбола среди студенческой молодежи, следует отнести [5, с. 14]:

- формальный подход местных органов управления физической культурой и спортом и органов образования к организации городских, областных, республиканских и межрегиональных соревнований среди студентов;

- недостаточный уровень пропаганды студенческого мини-футбола в средствах массовой информации;

- слабая заинтересованность в развитии общероссийского проекта «Мини- футбол - в вузы» со стороны территориальных федераций футбола [3, с. 22].

Проведенный в течение трех учебных годов естественный организационно-педагогический эксперимент по реализации общероссийского проекта «Мини-футбол - в вузы» показал положительную динамику количества субъектов РФ и вузов, вовлеченных в данный проект. За прошедший период также был выявлен рост численности юношей и девушек, обучающихся в вузах, которые стали регулярно заниматься этой спортивной игрой. [6. с. 9] Полученные результаты свидетельствовали о том, что развитие упомянутого проекта полностью вписывалось в современную концепцию спортивно-ориентированного подхода к организации физического воспитания студенческой молодежи, направленного на реализацию ее потребностей и интересов в регулярных занятиях физическими упражнениями и воспитания стремления к здоровому образу жизни [4. c.17].

В то же время определенно, что в целом ряде территорий страны дальнейшему развитию упомянутого проекта препятствует ряд факторов. В определенной степени выявленные факторы являются управляемыми. В связи с этим можно предположить, что с их устранением в перспективе в развитии общероссийского проекта «Мини-футбол - в вузы» можно ожидать нового качественного подъема.

Литература

1. Андреев С. Н. Игра в футбол : учеб. пособие. М. : ПОМА ТУР, 1999.130 с.

2. Андреев С. Н, Левин В. С. Мини-футбол : метод. пособие. Липецк : ГУРОГ «Липецкая газета». 2004.111 с.

3. Арестов Ю.М. Подготовка футболистов высших разрядов: учеб. пособие /Ю.М. Арестов, М.А. Годик. -М, 1980. - 65 с.

4. Вайцеховский С. М. Пулысометрия как критерий интенсивности тренировочной нагрузки // Теория и практика физической культуры/. 1966. № 1. С. 17-19.

5. Верхошанский Ю. В. Основы/ специальной физической подготовки спортсменов : учеб. пособие. М. : Физкультура и спорт, 1983. 331 с.

6. Волков Н. И. [и др.]. Физиологические характеристики непреры/вной мы/шечной работы/, вы/полняемой при разной ЧСС // Теория и практика физической культуры/. 1969. № 4. С. 9-12.

7. Годик М. А. Контроль тренировочны/х и соревновательных нагрузок : учеб. пособие. М. : Физкультура и спорт, 1980. 136 с.

8. Петько С. Н. Структура, величина и направленность соревновательных нагрузок в мини-футболе на этапе спортивного совершенствования : автореф. дисс. ...канд. пед. наук : 13.00.04 /Сергей Николаевич Петько. М, 1997. 137 с.

References

1. Andreev S. N. Igra v futbol [Game in football]. Moscow, POMATUR Pub., 1999, 130 p.

2. Andreev S. N., Levin V S. Mini-futbol [Mini-football]. Lipetsk, GUROG "Lipetsk newspaper" Pub/., 2004,111 p.

3. Arestov Yu. M., Godik M. A. Podgotovka futbolistov vysshih razryadov [Players higher categories]. Moscow, 1980, 65p.

4. Vajcekhovskij S. M. Pul'sometriya kak kriterij intensivnosti trenirovochnoj nagruzki [Pulsometry as a criterion of intensity of training load]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture, 1966, no. 1,pp. 17-19.

5. Verhoshanskij Yu. V. Osnovy special'noj fiziches—koj podgotovki sportsmenov [Fundamentals of special physical preparation of sportsmen]. Moscow, FIS Publ., 1983, 331 p.

6. Volkov N. I., Zatsiorsky V. M., Chepik V. D. Fiziologicheskie harakteristiki nepreryvnoj myshechnoj raboty, vypolnyaemoj pri raznoj CHSS [Physiological characteristics of continuous muscle work performed at different heart rate]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture, 1969, no. 4, pp. 9-12.

7. Godik M. A. Kontrol' trenirovochnyh i sorev—novatel'nyh nagruzok [Year of training and competitive loads Control]. Moscow, FIS Publ., 1980, 136p.

8. Pet'ko S. N. Struktura, velichina i napravlennost' sorevnovatel'nyh nagruzok v mini-futbole na ehtape sportivnogo sovershenstvovaniya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk[Structure, size and direction of competitive loads in mini-football at the stage of sports improvement. Abstract diss. cand. ped. sci.]. Moscow, 1997,137p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.