Научная статья на тему 'Совершенствовать механизм реализации общероссийских проектов по мини-футболу'

Совершенствовать механизм реализации общероссийских проектов по мини-футболу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИ-ФУТБОЛ / ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ПРОЕКТЫ / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / ВСЕРОССИЙСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ / СМОТР-КОНКУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиев Эмиль Гуметович

В статье рассматривается процесс развития в стране общероссийских проектов «Мини-футбол – в школу» и «Мини-футбол – в вузы», анализируется механизм их реализации, а также прогнозируются пути его усовершенствования в связи с возвращением численности участников массовых соревнований, учреждением с текущего учебного года нового направления – «Мини-футбол – в ссузы», возросшим интересом к развитию аналогичных проектом за рубежом и перспективой их международного развития, а также наметившимися планами включения в эту организационно-педагогическую программу массового спорта традиционных соревнований «Кожаный мяч».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиев Эмиль Гуметович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the mechanism of implementation of the futsal all-Russian projects

The article considers the development of the all-Russian projects "Mini-soccer – to School" and "Futsal – to Higher Education Institutions" in the country, the mechanism of their realization has been analyzed, and also the ways of its improvement have been forecast in connection with return of number of participants in mass competitions, by the promotion beginning from the current academic year of the new direction – "Futsal – to Average Special Educational Institutions", the increased interest in development of the similar projects abroad and prospects of their international development, and also the drawn-up plans for inclusion in this organizational and pedagogical program of mass sports of the traditional competitions "Leather Ball".

Текст научной работы на тему «Совершенствовать механизм реализации общероссийских проектов по мини-футболу»

REFERENCES

1. Alhasov, D.S. (2007), Structure of training of different orientation at the stage of initial training in Koshiki karate, dissertation, Moscow.

2. Volkov, V.Y. and In’kova, N.V. (2000), “Use of computer programs for physical culture”, Actual problems of physical culture in the professional training of students of higher schools: Materials of 46 scientific and methodological conferences on physical education of students, St. Petersburg, pp. 24.

3. Demin, I.V. and Stepanov, M.U. (2008), “Method individually-group training kick-boxers based on the individual styles of competitive activity”, Pedagogical-psychological and medical-biological problems ofphysical culture and sports, Vol. 8, No. 3, pp. 11-24.

4. Yeganov, V.A. Mironov, S.A. and Olin, S.V. (2009), “Learning methodology defensive tactical actions in case martial arts difficult coordination directionality”, Modern problems of science and education, No. 2, pp. 29-31.

5. Zubenko, V.I. (2005), Training tactical actions in karate-do to Shotokan based on the design and problem solving, dissertation, Maikop.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.10.2013.

УДК 796.1/.3

СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕРОССИЙСКИХ ПРОЕКТОВ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ

Эмиль Гуметович Алиев, доктор педагогических наук,

Президент Ассоциации мини-футбола России, г. Москва

Аннотация

В статье рассматривается процесс развития в стране общероссийских проектов «Минифутбол - в школу» и «Мини-футбол - в вузы», анализируется механизм их реализации, а также прогнозируются пути его усовершенствования в связи с возвращением численности участников массовых соревнований, учреждением с текущего учебного года нового направления - «Минифутбол - в ссузы», возросшим интересом к развитию аналогичных проектом за рубежом и перспективой их международного развития, а также наметившимися планами включения в эту организационно-педагогическую программу массового спорта традиционных соревнований «Кожаный мяч».

Ключевые слова: мини-футбол, общероссийские проекты, механизм реализации, динамика развития, всероссийские соревнования, смотр-конкурс.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p10-13

IMPROVING THE MECHANISM OF IMPLEMENTATION OF THE FUTSAL ALL-

RUSSIAN PROJECTS Emil Gumetovich Aliev, the doctor of pedagogic sciences,

President of Futsal Association of Russia, Moscow

Annotation

The article considers the development of the all-Russian projects "Mini-soccer - to School" and "Futsal - to Higher Education Institutions" in the country, the mechanism of their realization has been analyzed, and also the ways of its improvement have been forecast in connection with return of number of participants in mass competitions, by the promotion beginning from the current academic year of the new direction - "Futsal - to Average Special Educational Institutions", the increased interest in development of the similar projects abroad and prospects of their international development, and also the drawn-up plans for inclusion in this organizational and pedagogical program of mass sports of the traditional competitions

"Leather Ball".

Keywords: futsal, all-Russian projects, mechanism of realization, dynamics of development, All-Russian competitions, review competition.

В своем выступлении на коллегии департамента физической культуры и спорта г. Москвы 20 апреля 2011 г. Министр спорта, туризма и молодежной политики РФ В. Л. Мутко отмечал, что стратегическими целями государственной политики в данной сфере являются: развитие массовой физической культуры и массового спорта; создание условий для увеличения числа граждан, ведущих здоровый образ жизни; обеспечение возможностей регулярных для занятий физическими упражнениями различных категорий населения нашей страны [3]. Рассматривая с этих позиций развитие в Российской Федерации общероссийских проектов «Мини-футбол - в школу» и «Мини-футбол - в вузы», следует отметить их активное продвижение в большинство регионов нашей страны, все большую их популярность и трансформацию за короткий срок в наиболее массовую организационно-педагогическую программу занятий учащейся молодежи физической культурой и спортом [1, 2]. Решая задачи физического воспитания школьников и студентов, данные проекты одновременно способствуют эффективному развитию массовости футбола в стране, приобщению молодежи к передовой отечественной спортивной культуре [1]. Анализируя динамику реализации проектов, в первую очередь обращаешь внимание на постоянный рост за прошедшие годы как количества субъектов Российской Федерации, осуществляющих систематическую работу по мини-футболу в системе физического воспитания школ и вузов, так и количества учебных заведений, численность мальчиков и девочек, юношей и девушек, принимающих участие в городских, районных и областных соревнованиях по мини-футболу [1]. Так, если в стартовом 2005 году в реализации общероссийского проекта «Мини-футбол - в школу» приняли участие всего 6 субъектов РФ, а численность детей, принявших участие в массовых соревнованиях в двух возрастных группах составила более 3 тысяч мальчиков, то в последующие годы отмечался постоянное увеличение этих показателей. Более того, было расширено и количество возрастных групп школьников до 4. Сегодня в соревнованиях по мини-футболу в рамках упомянутого проекта учувствуют школьники 10-11, 12-13, 14-15 и 16-17 лет. Важным фактором развития проекта стало вовлечение девочек, начиная с 2008 года, в массовые занятия мини-футболом. В настоящее время девочки являются активными участниками соревнований по мини-футболу в рамках проекта уже во всех четырех возрастных группах. В прошедшем сезоне показатели реализации общероссийского проекта «Мини-футбол - в школу» выглядят таким образом. Практически все субъекты РФ на сегодняшний день являются организаторами массовых соревнований по мини-футболу, проводимых в рамках данного проекта. Всего же Ассоциацией мини-футбола России зарегистрировано более 800 тысяч мальчиков и более 200 тысяч девочек, систематически занимающихся этой дисциплиной футбола. Аналогичные изменения прослеживаются и в развитии в прошедшие годы общероссийского проекта «Мини-футбол - в вузы», Если в стартовом, 2007 году в реализации этого проекта участвовали лишь 32 субъекта РФ, то в настоящее время активными сторонниками и организаторами данного направления являются уже 79 субъектов РФ. Если вначале в массовых соревнованиях в рамках проекта принимали участие лишь юноши, то с 2009 года их полноправными участниками стали и девушки. Сегодня показатели реализации проекта выглядят следующим образом. Всего 570 вузов страны являются активными участниками регулярных массовых соревнований по мини-футболу в рамках этого проекта. При этом число зарегистрированных студентов, систематически занимающихся данной дисциплиной футбола, составляет более 120 юношей и более 50 тысяч девушек. Всего же в этих двух проектах участвует более 1 миллиона обучающихся в школах и вузов.

Как видим, положительная динамика развития указанных общероссийских проектов очевидна. В первую очередь эти результаты связаны с созданным и функционирова-

нием механизмом их реализации. Разработанные Ассоциацией мини-футбола России, утвержденные затем Российским футбольным союзом, общероссийские проекты «Минифутбол - в школу» и «Мини-футбол в вузы», далее были одобрены Минспортом РФ. Всероссийские соревнования по мини-футболу среди школьников и студентов включены в ЕВКП спортивно-массовых мероприятий Минспорта РФ, получив необходимое финансирование для организации и проведения региональных, межрегиональных и финального этапов соревнований. В структуре Ассоциации мини-футбола России был образован специальный департамент развития, основными функциями которого стала реализация указанных проектов совместно с территориальными федерациями футбола, отделениями Ассоциации мини-футбола России и местными органами управления физической культурой и спортом. Важным элементом механизма реализации проектов стал Всероссийский ежегодный смотр-конкурс на лучшую организацию работы по развитию школьного и студенческого мини-футбола, проводимого среди межрегиональных объединений футбола, федераций футбола Москвы и С.-Петербурга, предусматривающий ранжирование данных звеньев по результатам ежегодной деятельности, поощрение организаций, отличавшихся в этом направлении, а также публикацию его результатов в прессе. Данный смотр-конкурс учитывает в первую очередь количество школ и вузов на данной территории, организующих регулярные внутришкольные и внутривузовские соревнования между классами, факультетами, отделениями и т.д., а также число учащейся молодежи принявшей участие в региональных и межрегиональных соревнованиях.

Не менее значимым элементом реализации проектов являются высокие требования к качеству организации и проведения массовых соревнований среди школьников и студентов на каждом их этапе. Ассоциация мини-футбола России как организация, являющаяся органом оперативного управления данным процессом, осуществляя постоянный контроль за уровнем проведения региональных и межрегиональных соревнований, в то же время и, со своей стороны, старается ежегодно на высоком уровне проводить финальную часть этих турниров с создания хороших условий проживания участников и проведением матчами только на спортивных сооружениях, отвечающих современным требованиям; с привлечением известных спортсменов, космонавтов и других известных людей, а также организацией мастер-классов для участников с участием футболистов сборной команды России по мини-футболу и, конечно, торжественной и нестандартной церемонией награждения участников. Предусматривается и широкое освещение хода этих соревнований в средствах массовой информации. Такой подход оказывает на учащихся и студентов большое влияние в плане пропаганды спорта, способствует вовлечению новых почитателей в систематические занятия этой спортивной игрой.

Не менее эффективным элементов реализации проектов является подготовка и издание Ассоциацией мини-футбола России учебно-методических пособий по минифутболу для учителей физкультуры школ, преподавателей кафедр физического воспитания вузов, методических материалов для спортивных уголков школ, а также азбуки мини-футбола для детей. В планах работы Ассоциации мини-футбола России намечена также подготовка видеоматериалов по этим проблемам. Не менее весомым направлением реализации проектов является организация всероссийских и региональных семинаров с организаторами и преподавателями школ и вузов.

Идея широкого продвижения данных проектов не является застывшей. Она развивается, захватывает новые территории, обрастает новыми направлениями. Так, с текущего года рождается новый общероссийский проект «Мини-футбол - в ссузы», который в своей перспективе позволит привлечь к систематическим занятиям мини-футболом значительный контингент учащихся колледжей, техникумов, профтехучилищ и, таким образом, постепенно завершить охват всех типов учебных заведений программой развития мини-футбола - важной частью системы физического воспитания учащейся молодежи. Кроме того, сегодня не без основания рассматривается вопрос о включении традицион-

ных всероссийских соревнований «Кожаный мяч» в структуру проекта «Мини-футбол -в школу», что позволило бы, начав школьные массовые соревнования в начале учебного года логически завершить их в августе, т.е. практически по его окончании.

Учитывая также большой интерес к развитию мини-футбола среди школьников и студентов в КНР, Хорватии, Венгрии, Казахстане, Украине, то есть намерившуюся тенденцию выхода общероссийских проектов на международную арену. Перед Ассоциацией мини-футбола России встает важный вопрос в связи с возрастающим объемом организационной деятельности о дальнейшем совершенствовании механизма их реализации как эффективного инструмента дальнейшего развития данной дисциплины футбола среди различных возрастных групп молодежи. Можно предположить, что такой механизм будет основан:

- на расширении функций департамента развития Ассоциации мини-футбола;

- увеличении финансирования соревнований среди команд школ, вузов и сузов по линии Минспорта РФ;

- оперативной разработке и утверждении регламентирующих документов по проведению международных соревнований в рамках упомянутых проектов;

- выделения в структуре региональных федераций футбола штатных работников, отвечающих за это важное направление развития отечественного футбола.

Значительным резервом в совершенствовании реализации будет развитие маркетинга данных проектов, а также систематическое повышение квалификации специалистов различных профилей, занятых в развитии мини-футбола среди учащихся молодежи. Нет сомнения, что, благодаря совместным усилиям всех упомянутых организаций, минифутбол получит новый мощный импульс в своем развитии среди широкого круга учащейся молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев, Э.Г. Взаимосвязь массового и профессионального мини-футбола (фут-зала) / Э.Г. Алиев, О.С. Андреев, А.А. Демин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 16-19.

2. Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола / С.Н. Андреев // Теория и методика футбола. -2007. - № 1. - С. 6-7.

3. Мутко, В. Л. Выступление на Коллегии Департамента физической культуры и

спорта г. Москвы [Электронный ресурс] // URL: http://minstm.gov.ru/press-

entre/speech/xPages/entry.611.html. - Дата обращения 24.10.2013.

REFERENCES

1. Aliev E.G., Andreev O.S. and Dyomin A.A. (2011), “Interconnection of mass and professional futsal”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 1619.

2. Andreev, S.N. (2007), “Evolution of futsal in a modern autonomous version of classical football“, Theory and a football technique, No. 1, pp. 6-7.

3. Mutko, V.L. (2011), Performance on Board of Department of physical culture and sport of Moscow, available at: http://minstm.gov.ru/press-entre/speech/xPages/entry.611.htm (accessed 24 October 2013)

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.10.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.