УДК 796.1/.3
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФЕДЕРАЦИЙ ФУТБОЛА ПО РАЗВИТИЮ МИНИФУТБОЛА (ФУТЗАЛА)
Эмиль Гуметович Алиев, доктор педагогических наук, Президент Ассоциации минифутбола России,
Олег Семенович Андреев, кандидат педагогических наук, член научно-методического совета Ассоциации мини-футбола России,
Андрей Анатольевич Демин, технический директор департамента сборных команд России по мини-футболу (футзалу), г. Москва
Аннотация
На основании проведенного социологического исследования рассматривается структура организационной деятельности территориальных федераций футбола различного уровня по развитию мини-футбола. Сделано предположение, что на современном этапе развития этого вида спорта как автономного модификации классического футбола данная структура неэффективна и требует кардинального пересмотра.
Ключевые слова: структура, мини-футбола (футзал), федерации, развитие.
ANALYSIS OF STRUCTURE OF TERRITORIAL FEDERATIONS OF FOOTBALL ORGANIZATIONAL ACTIVITY ON MINIFOOTBALL DEVELOPMENT (FUTSAL) Emil Gumetovich Aliev, the doctor of pedagogical sciences, President of Association of minifootball of Russia,
Oleg Semenovich Andreev, the candidate of pedagogical sciences, member of Scientifically methodical council of Association of minifootball of Russia,
Andrey Anatolevich Dyomin, the technical director of department of national teams ofRussia
for minifootball (futsal),
Moscow
Annotation
The article conceders the structure of organizational activity of territorial federations of football of various levels on development of minifootball based on the conducted sociological research. The assumption has been made that at the present stage of development of this sport as independent updating of classical football the given structure is inefficient and demands cardinal revision.
Keywords: structure, minifootball (futsal), federations, development.
ВВЕДЕНИЕ
Проведенные в последние годы исследования в области организации и управления развитием в Российской Федерации мини-футбола [1,2,3,5] показывают, что, начиная с 2000 года, в стране несколько активизировалась деятельность физкультурно-спортивных организаций по решению данной проблемы. Более заметную роль по развитию минифутбола стали играть территориальные федерации футбола [4,6,7]. В то же время практика показывает, что еще многие физкультурно-спортивные организации этого типа в настоящее время рассматривают эту одну из самых популярных спортивных игр среди населения как второстепенный вид спорта [1,2,3]. Анализ актов проверок работы территориальных федераций, проведенный Ассоциацией мини-футбола России в период 20072010 гг., выявил, что многие из них еще неудовлетворительно осуществляют планирование и реализацию работы по развитию на местах данной разновидности футбола. Особенно неудовлетворительно обстоят дела с привлечением молодежи и занятием минифутболом в школах, ссузах и вузах.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведенное социологическое исследование с привлечением 110 представителей городских и районных федераций футбола, 84 работников республиканских, краевых и областных федераций футбола позволило определить структуру деятельности данных физкультурно-спортивных организаций по развитию на местах мини-футбола, а также выявить иерархию ее основных разделов. В ходе исследования были определены согласованность мнений экспертов ^ - коэффициент конкордации, их статистическая достоверность (х2 - критерий), а также степень важности каждого раздела упомянутой деятельности.
Так для экспертов федераций футбола городов и районов, доминирующим разделом работы по развитию мини-футбола является организация соревнований по минифутболу среди взрослых футболистов. Данный вид деятельности поставлен респондентами на 1-е ранговое место. 91% опрошенных специалистов указали, что этим вопросам они занимаются систематически. Лишь 9% респондентов отметили, что такие мероприятия они проводят эпизодически.
На 2-е ранговое место эксперты поставили подготовку судей по мини-футбола. 40% опрошенных отметили, что такую работу они проводят систематически, 16% - эпизодически, а 44% констатировали отсутствие такой деятельности.
3-е и 4-е места эксперты поделили между такими разделами как организация соревнований по мини-футболу среди детских и юношеских команд спортивных школ так и организация подготовки команд к соревнованиям, проводимым вышестоящими организациями. 27% респондентов такую работу выполняют систематически, 8% - эпизодически, а 65% - эту работу не проводят.
5-е место занимает участие в пропаганде мини-футбола по телевидению, радио и в прессе. 21% экспертов отметили такая работа выполняется систематически, 10% - эпизодически, а 69% опрошенных такой работой не занимаются.
6-е и 7-е ранговые места были поделены между работой по повышению квалификации тренеров, преподавателей учебных заведение и общественного актива, и также развитием школьного и студенческого мини-футбола. 9% респондентов этими вопросами занимаются систематически, 8% - эпизодически, а 93% - такую работу вообще не проводят.
Для экспертов, представляющих федерации футбола республик, краев и областей, главным видом деятельности по развитию мини-футбола на своих территориях является организация соревнований среди взрослых футболистов. Этот раздел работы они поставили на 1-е ранговое место. Систематически такой деятельностью занимаются 52% респондентов, 10% - эпизодически, а 48% - такую работу не проводят.
2-е место опрошенные специалисты отдали организации подготовки команд к соревнованиям, проводимым вышестоящими организациями. 40% экспертов этим видом деятельности занимаются систематически, 12% - эпизодически, а 48% - в такой работе не участвуют.
На 3-ем ранговом месте находится подготовка судей по мини-футболу. 34% специалистов эту работу проводят систематически, 15% - эпизодически, а 51% такую работу не проводят.
На 4-е место поставлена организация соревнований по мини-футболу среди детских и юношеских команд спортивных школ. 21% экспертов систематически проводят такую работу, 11% - эпизодически, а 68% указали, что они такую работу не проводят.
5-ое ранговое место опрошенные специалисты отдали развитию школьного и студенческого мини-футбола. 18% экспертов такую работу проводят систематически, 10% -эпизодически, а 72% - эту работу не проводят. Участие в пропаганде мини-футбола в средствах массовой информации респонденты поставили на 6-е место.
75% опрошенных отметили, что такой работой они занимаются систематически,
12% - эпизодически, а 73% указали, что такую работу они вообще не планируют. 7-е последнее ранговое место экспертами отдано повышению квалификации тренеров, преподавателей учебных заведений и общественного актива. 12% респондентов таким видом деятельности занимаются систематически, 9% - эпизодически, а 79% - в этой работе не принимают участие.
Мнения экспертов, а также степень важности разделов деятельности территориальных федераций футбола различного уровня имеют высокую статистическую согласованность ^ = 0,79) и достоверность (х2 - критерий = 164,07).
ВЫВОДЫ
Таким образом, анализ структуры основных направлений деятельности территориальных федераций футбола по развитию мини-футбола выявил, что доминирующим разделом деятельности для них является организация соревнований по этому виду спорта среди взрослых футболистов. Значительно ниже степень важности имеет такие разделы, как подготовка команд к соревнованиям, проводимым вышестоящими организациями, проведение соревнований среди спортивных школ, а также подготовка судей по минифутболу. Одновременно работа по развитию мини-футбола среди школьников и студентов для федераций футбола городов и районов также пока еще является второстепенной. Несколько выше ранг этого раздела работы выявлен в деятельности федераций футбола республик, краев и областей. Явно недостаточной является работа территориальных федераций футбола всех уровней и по организации пропаганды мини-футбола как автономной модификации футбола в средствах массовой информации. В целом можно констатировать, что сложившаяся в большинстве территориальных федераций футбола структура основных разделов деятельности по развитию мини-футбола - вида спорта, сегодня стремительно набирающего темпы на всех континентах мира, мало эффективна и требует перестройки с акцентом на массовое развитие этого вида спорта, в первую очередь среди учащейся молодежи, а также усиления эффективности организационной деятельности по повышению квалификации тренеров, преподавателей школ, вузов и ссузов и общественного актива вовлеченных в данную сферу. Такая перестройка диктуется требованиями общероссийских проектов «Мини-футбол - в школу» и «Мини-футбол - в вузы», утвержденных Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ и Российским футбольным союзом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиев, Э.Г. Содержание и направленность управления деятельностью спортивной федерации (на примере Ассоциации мини-футбола России) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук (13.00.04) / Алиев Э.Г. - СПб., 2010. - 49 с.
2. Андреев, О. С. Организационно-педагогические аспекты развития минифутбола в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.04) / Андреев О.С. - Малаховка, 2009. - 27 с.
3. Андреев, О. С. Совершенствовать организационно-управленческую деятельность физкультурно-спортивных организаций / О. С. Андреев // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции в Сибири. - Иркутск, 2005. - С. 135-139.
4. Андреев, С.Н. Мини-футбол: подготовка юных футболистов в спортивных школах и любительских командах / С.Н. Андреев, В.С. Левин. - Липецк : ГУРОГ «Липецкая газета», 2004. - 496 с.
5. Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола / С.Н. Андреев // Теория и методика футбола. -2007. - № 1. - С. 6-7.
6. Антонов, В.А. Мини-футболу Урала 15 лет (страницы истории) / В.А. Антонов. - Новый Уренгой : Печатный мир, 2006. - 95 с.
7. Мутко, В.Л. Мини-футбол - игра для всех / В.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. - М. : Советский спорт, 2007. - 264 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.947; 159.947.5
НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМ
МАТЕРЯМ
Елена Дмитриевна Афанасьева, аспирант,
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
(РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматривается проблема адаптации ВИЧ-инфицированных женщин к материнству. Представлены «мишени» психологической коррекции нарушений, выделены направления и описано содержание психологической помощи ВИЧ-инфицированным матерям.
Ключевые слова: ВИЧ/СПИД, материнство, нарушение адаптации, психологическая помощь.
DIRECTIONS OF THE PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO AIDS-INFECTED
MOTHERS
Elena Dmitrievna Afanaseva, the post-graduate student,
The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg
Annotation
The article is about adaptation of HIV-positive women to maternity. The targets of psychological adjustment of disorders, directions and content of counseling of HIV-infected mothers have been presented.
Keywords: HIV/AIDS, maternity, adaptation, psychological assistance.
ВВЕДЕНИЕ
В изучении проблемы ВИЧ/СПИДа женщины беременные и имеющие детей выделяются как особая группа, в связи с задачами профилактики передачи ВИЧ от матери к ребенку и многочисленными социально-психологическими трудностями материнства данной категории женщин [2,3]. В литературе представлены следующие аспекты оказания психологической помощи ВИЧ-инфицированным матерям: необходимость повышения психологического благополучия [6], пересмотр смысла жизни [5,6], повышение уровня знаний и навыков, связанных с детьми и ВИЧ-инфекцией [1,5], подчеркивается эффективность интегральной психотерапии [1,4]. При этом, однако, отсутствуют работы, посвященные оказанию психологической помощи ВИЧ-инфицированным женщинам с учетом трудностей адаптации к материнству, что позволило бы обосновать направления психологического сопровождения ВИЧ-положительных женщин на начальных этапах материнства. Вышеизложенное, определило цель исследования: обоснование направлений и содержания психологического сопровождения ВИЧ-положительных матерей после родов.
ВЫБОРКА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В рамках комплексного медико-психологического исследования было обследовано 135 женщин в возрасте от 18 до 36 лет, воспитывающие детей в возрасте до 2 лет. Первую группу составили 93 ВИЧ-инфицированные матери, состоящие на амбулаторном наблюдении в Санкт-Петербургском Центре СПИД. Вторую (контрольную) группу составили 42 условно здоровые женщины; их дети наблюдаются в детской поликлинике.