2. Аванесов, В.У. Применение локального отрицательного давления в подготовке спортсменов : монография / В.У. Аванесов. - М. : Изд-во «СпортАкадемПресс», 2001. - 90 с. -(Медицина - спорту).
3. Аванесов, В.У. Физические средства восстановления в спорте : монография / В.У. Аванесов. - Воронеж : Истоки, 2006. - 297 с.
4. Аванесов, В. У. Проблемы и пути повышения специальной работоспособности в беге на короткие дистанции / В.У. Аванесов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 12. -С. 38-41.
5. Аралов, В.И. Сочетание тренировочных нагрузок и средств восстановления при непосредственной подготовке к соревнованиям лыжников-гонщиков : дис. ... канд. пед. наук / Аралов В.И. ; Московский обл. гос. ин-т физ. культуры. - Малаховка, 1990. - 176 с.
6. Мирзоев, О.М. Применение восстановительных средств в спорте / О. М. Мирзоев. - М.
: СпортАкадемПресс, 2000. - 203 с. - (Наука - спорту).
7. Медицинские средства восстановления спортивной работоспособности : учебное пособие / под общ. ред. Н.Д. Граевской ; Московский обл. гос. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 1987. - 149 с.
REFERENCES
1. Avanesov, V.U. (1973), An experimental substantiation of system of use of means of restoration in education-training process, dissertation, The All-Russia scientific research institute of physical training, Moscow.
2. Avanesov, V.U. (2001), Requirement of local negative pressure in preparation of sportsmen: Monograph, publishing house “Medicine - to sports”, Moscow.
3. Avanesov, V.U. (2006), Physical means of restoration in sports: Monograph. publishing house "Sources", Voronezh
4. Avanesov, V.U. (2007), “Problem and ways of increase of special working capacity to sprint”, Theory and practice ofphysical training, No. 12, pp. 38-41.
5. Aralov, V.I. (1990), The Combination of training loadings and means Restoration by direct preparation for competitions Skiers-racers, dissertation, The Moscow regional state institute of physical training, Moscow.
6. Mirzoev, O.M. (2000), Application of restoration means in sports, publishing house “Science
- to sports”, Moscow.
7. Ed. Graevsky N.D. (1987), Medical means of restoration of sports working capacity: the Manual, publishing house “Moscow regional state institute of physical training”, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.03.2014.
УДК 796.1/.3
СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА ЗВЕНЬЕВ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ МИНИ-ФУТБОЛА (ФУТЗАЛА)
Эмиль Гуметович Алиев, доктор педагогических наук, Президент, Ассоциация мини-футбола России, г. Москва
Аннотация
В статье рассматривается в условиях интенсивного мини-футбола в мире и в России проблема совершенствования уровня организации работы по обучению и повышению квалификации персонала (тренеров, судей, врачей, менеджеров), осуществляющего деятельность в различных звеньях организационной структуры мини-футбола (футзала). Приводятся результаты социологического опроса специалистов различного профиля, подтверждающие актуальность данной темы. Рассматривается возможность ее реализации через учрежденную в структуре Ассоциации минифутбола России Академию футзала.
Ключевые слова: мини-футбол (футзал), повышение квалификации, социологический опрос, развитие.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p10-13
IMPROVING THE ORGANIZATIONAL FORMS OF PERSONNEL PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF FUTSAL Emil Gumetovich Aliev, the doctor of pedagogic sciences, President,
Futsal Association of Russia, Moscow
Annotation
The article considers the problems of improvement of the organization of work at training and personnel professional development (trainers, judges, doctors, managers), carrying out the activity in various spheres of the organizational structure of futsal in the conditions of the intensive mini-soccer activity in the world and Russia. Results of the sociological poll of experts with various profile have been presented, confirming the relevance of this subject. The possibility of its realization through founding the Futzal Academy under the structure of Association of futsal of Russia has been considered.
Keywords: futsal, professional development, sociological poll, development.
Мини-футбол (футзал) как автономная разновидность классического футбола за 25-летний период своего развития в мире постоянно находился в состоянии непрерывного совершенствования всех своих системообразующих элементов [3, 4]. Не случайно сегодня, когда более 110 стран мира проводят национальные первенства и имеют сборные команды по данной дисциплине футбола, в ФИФА и МОК все более активно обсуждается вопрос о включении мини-футбола в программу Олимпийских игр [1, 3]. Анализ становления этой спортивной игры в нашей стране также свидетельствует о ее динамичном развитии в большинстве регионов России. При этом, наряду с профессиональным направлением, имеющим значительные успехи на международной арене, успешно развивается и массовый мини-футбол, благодаря как деятельности региональных ассоциаций мини-футбола, так и реализации во всех субъектах Российской Федерации общероссийских проектов «Мини-футбол - в школу» и «Мини-футбол - в вузы», утвержденных Минспортом РФ и получивших поддержку руководителей нашего государства В.В. Путина и Д. А. Медведева [1, 2].
Учитывая интенсивное развитие мирового отечественного мини-футбола, который на современном этапе предъявляет все большие требования к квалификации персонала всех звеньев организационной структуры управления (тренеров, судей, спортивных врачей, менеджеров), сегодня на повестку дня встает вопрос о совершенствовании организационных форм повышения квалификации кадров. И это естественно. Ведь одним из ключевых моментов дальнейшего развития данного вида спорта является профессиональный рост персонала мини-футбольных клубов, спортивных школ, региональных ассоциаций мини-футбола и соответствующих федераций футбола в соответствии со спецификацией этой дисциплины футбола и современными тенденциями его развития в мире. Об актуальности данной темы свидетельствуют результаты широкого социологического исследования, проведенного в период 2012-2013 гг. Ассоциацией мини-футбола России. При его проведении использовались рекомендации ряда специалистов [5, 6].
Результаты социологического исследования таковы. Из 78 опрошенных руководителей профессиональных мини-футбольных клубов, 82% респондентов проблеме необходимости систематического проведения работы по повышению квалификации тренеров дали оценку «очень важно», а 18% опрошенных - «важно». Из 66 опрошенных представителей региональных ассоциаций мини-футбола и соответствующих федераций футбола необходимости решения этой проблемы, 72% респондентов дали оценку «очень важно», 28% - «важно», и 28 опрошенных директоров спортивных школ 86% респондентов оценили эту проблему как «очень важную, а 14% - как «важную».
При опросе также была выявлена высокая степень значимости проблемы обучения и систематической работы по повышению квалификаций судей по мини-футболу. Так,
72% опрошенных руководителей профессиональных клубов этой проблеме дали оценку «очень важно», 21% - «важно» и лишь 7% - «не важно». В то же время 66% опрошенных представители региональных ассоциаций мини-футбола этой проблеме поставили оценку «очень важно», 26% - «важно» и лишь 8% - «не важно».
Не менее высокая степень значимости была дана респондентам проблеме организации систематической работы по повышению квалификации спортивных врачей, работающих в клубах и обслуживающих спортивные соревнования. Так, 78% опрошенных руководителей профессиональных клубов оценили эту проблему как «очень важную», а 22% как «важную». В то же время 68% опрошенных специалистов региональных ассоциаций мини-футбола и соответствующих федераций футбола этой проблеме дали оценку «очень важно», 28% - «важно» и лишь 4% - «не важно». А из 25 опрошенных врачей профессиональных клубов 100% респондентов оценили эту проблему как «очень важную».
В ходе исследования изучалась и необходимость организации обучения и систематической работы по повышению квалификации менеджеров профессиональных клубов, региональных ассоциаций мини-футбола и соответствующих федераций футбола. В результате была выявлена следующая картина. Так, 70% руководителей клубов этой проблеме дали оценку «очень важно», 15% - «важно», а 15% - «не важно». В тоже время 66% опрошенных представителей упомянутых ассоциаций и федераций оценили эту проблему как «очень важную», 22% как «важную», а 12% как «неважную».
Одновременно в ходе социологического опроса специалистов была затронута тема создания в структуре Ассоциация мини-футбола России специального звена, непосредственно занимающегося организацией систематической работы по повышению квалификации персонала звеньев организационной структуры мини-футбола. Примечательно, что 62% опрошенных руководителей профессиональных клубов оценили тему как «очень важную», 29% - как «важную», а 9% - как «неважную». 54% опрошенных представителей региональных ассоциаций мини-футбола и соответствующих федераций футбола дали этой проблеме оценку «очень важно», 32% - «важно», а 14 % - «не важно».
Как видим, результаты проведенного социологического исследования позволяют сделать вывод об актуальности проблемы организации систематической работы по обучению и повышению квалификации персонала различных звеньев организационной структуры мини-футбола. На основании анализа развития мини-футбола в мире и в России, а полученных при проведении социологического исследования данных нами был разработан проект учреждения в структуре Ассоциации мини-футбола России Академии футзала. Проект предусматривает проведение систематических семинаров для тренеров мини-футбольных клубов и спортивных школ, преподавателей вузов, судей, спортивных врачей, менеджеров профессиональных клубов, региональных ассоциаций мини-футбола и соответствующих федераций футбола на основе разработанных программ повышения квалификации персонала с привлечением специалистов соответствующих вузов, в том числе и из-за рубежа. После утверждения данного документа исполком Российского футбольного союза Ассоциация мини-футбола планирует приступить к его реализации. Таким образом, Академия мини-футбола будет осуществлять деятельность как важная организационная форма обучения и повышения квалификации специалистов различных категорий, занятых в различных звеньях структуры управления мини-футболом в нашей стране.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиев, Э.Г. Содержание и направленность управления деятельностью спортивной федерации (на примере Ассоциации мини-футбола России): монография / Э.Г. Алиев. - СПб. : Издательство Цифрового типографского центра С.-Петерб. Гос. политехн. ун-та, 2010. - 201 с.
2. Алиев, Э.Г. Взаимосвязь массового и профессионального мини-футбола (футзала) / Э.Г. Алиев, О.С. Андреев, А. А. Демин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - №
10 (80). - С. 16-19.
3. Андреев, О.С. Организационно-педагогические аспекты развития мини-футбола в Российской Федерации : автореферат дис.... канд. пед. наук / Андреев О.С. - М., 2008. - 27 с.
4. Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола / С.Н. Андреев // Теория и методика футбола. - 2007. - № 1.
- С. 6-7.
5. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике : учебное пособие для вузов физической культуры / В.П. Губа, М.П. Шестаков, М.П. Бубнов, М.П. Борисенков. - 2-е издание. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 220 с.
6. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описания, объяснение,
понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М. : Добросвет : Университет, 1998. - 569 с.
REFERENCES
1. Aliyev, E.G. (2010), Contents and an orientation of management of activity of sports federation (on the example of Association of mini-soccer of Russia): monograph, publishing house of the Digital
typographical center of St. Petersburg Polytechnical University, St. Petersburg.
2. Aliev, E.G., Andreev, O.S., Dyomin, A.A. (2011), “Interconnection of mass and professional futsal”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No.10, pp. 16-19.
3. Andreyev, O.C. (2008), Organizational and pedagogical aspects of development of futsal in the Russian Federation, dissertation, Moscow.
4. Andreyev, S.N. (2007), “Evolution of futsal in a modern autonomous kind of classical football”, Theory and football technique, No. 1, pp. 6-7.
5. Guba, V.P., Shestakov, M.P., Bubnov M.P. and Borisenkov M.P. (2006), Measurements and calculations in sports student teaching: manual for higher education institutions ofphysical culture, Physical culture and sports, Moscow.
6. Yadov, VA. (1998), Strategy of sociological research: descriptions, explanation, understanding of social reality, publishing house “Dobrosvet”, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.03.2014.
УДК 796.332
СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Мухаммед Аль Арджа, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Анализ официальных и товарищеских матчей юношеских и молодежных команд различного уровня показал, что юный футболист может быть хорошо обучен технике и тактике игры, знает правила соревнований, но нарушает их в игре, оспаривает решения судьи на поле, бывает агрессивен и груб в общении с товарищами и тренером, нарушает спортивный режим, курит, склонен к наркомании. Психологическая подготовка юных футболистов на олимпийских традициях обязывает тренера решать задачи спортивного обучения и воспитания в их единстве.
Ключевые слова: футбол, обучение, воспитание в футболе.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p13-15 SPORTS PSYCHOLOGY IN TRAINING OF THE YOUNG FOOTBALL PLAYERS
Mohammed Al Arja (Jordan), the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The analysis of the official and friendly matches of the youthful and youth teams of various level showed that the young football player can be well trained to the technics and game tactics, he knows the