Научная статья на тему 'Структура деятельности физкультурно-спортивных организаций по развитию мини-футбола'

Структура деятельности физкультурно-спортивных организаций по развитию мини-футбола Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
452
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИ-ФУТБОЛ / СТРУКТУРА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИЕРАРХИЯ / FUTSAL / STRUCTURE / ACTIVITY / HIERARCHY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алиев Эмиль Гуметович

В статье приводятся данные проведенного в период 2004-2006 гг. социологического исследования с участием работников федераций футбола различного уровня и территориальных ассоциаций мини-футбола, позволившего выявить структуру их деятельности по развитию мини-футбола как автономной разновидности классического футбола. Результаты исследования были использованы Российским футбольным союзом и Ассоциацией мини-футбола России для разработки и внедрения в практику общероссийских проектов «Мини-футбол в школу» и «Мини-футбол в вузы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains data from public opinion poll which has been taken among representatives of football federations and territorial associations of various levels during the period of 2004-2006. It made possible to identify the structure of their activities concerning the development of futsal as an autonomous form of classic football. The results have been used by Football Union of Russia and Futsal Association of Russia for development and implementation of all-Russia projects "Futsal to schools" and "Futsal to universities".

Текст научной работы на тему «Структура деятельности физкультурно-спортивных организаций по развитию мини-футбола»

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ МИНИ-ФУТБОЛА

Эмиль Гуметович Алиев, кандидат педагогических наук, Генеральный директор, Ассоциация мини-футбола России (АМФР), г. Москва

Аннотация

В статье приводятся данные проведенного в период 2004-2006 гг. социологического исследования с участием работников федераций футбола различного уровня и территориальных ассоциаций мини-футбола, позволившего выявить структуру их деятельности по развитию мини-футбола как автономной разновидности классического футбола. Результаты исследования были использованы Российским футбольным союзом и Ассоциацией мини-футбола России для разработки и внедрения в практику общероссийских проектов «Мини-футбол - в школу» и «Мини-футбол - в вузы».

Ключевые слова: мини-футбол, структура, деятельность, иерархия.

THE STRUCTURE OF ACTIVITY OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ORGANIZATIONS IN DEVELOPMENT OF FUTSAL

Emil Gumetovich Aliev, the candidate of pedagogical sciences, General director,

Association of Futsal of Russia,

Moscow

Annotation

The article contains data from public opinion poll which has been taken among representatives of football federations and territorial associations of various levels during the period of 2004-2006. It made possible to identify the structure of their activities concerning the development of futsal as an autonomous form of classic football. The results have been used by Football Union of Russia and Futsal Association of Russia for development and implementation of all-Russia projects "Futsal to schools" and "Futsal to universities".

Key words: futsal, structure, activity, hierarchy.

Начало XXI в. ознаменовалось новой волной активного развития в стране минифутбола как автономной разновидности классического футбола. Значительные успехи, прежде всего, были выявлены в развитии профессионального футбола. Все большую популярность приобретала эта спортивная игра и в целом ряде регионов Российской Федерации [1]. Однако, как свидетельствует практика, в деятельности большинства федераций футбола и территориальных ассоциаций мини-футбола по развитию данной модификации футбола отмечались серьезные недостатки, сдерживающие развитие этого общедоступного и перспективного вида спорта [2, 3].

Проведенное исследование позволило выявить основные разделы деятельности федераций футбола различного уровня и территориальных ассоциаций мини-футбола по развитию этой спортивной игры, а также определить их иерархию. В социологическом исследовании приняли участие 110 работников федераций футбола городов и районов, 84 сотрудника федерации футбола областей краев и республик и 42 работника территориальных ассоциаций мини-футбола. Данное социологическое исследование проводилось с использованием рекомендаций ряда специалистов [2, 6].

Для экспертов, представляющих федерации футбола городов и районов, доминирующим разделом их деятельности является организация соревнований по минифутболу среди взрослых футболистов. Данный вид деятельности поставлен на первое ранговое место. 91% опрошенных специалистов указали, что этим вопросом они занимаются систематически. Лишь 9% респондентов отметили, что этим видом деятельности они занимаются эпизодически.

Второе место экспертами отдано подготовке судей по мини-футболу. 70% респондентов отметили, что такую работу они проводят систематически, 16% - эпизодически, а 14% такую работу не проводят.

На третьем и четвертом ранговых местах находятся организация соревнований по мини-футболу среди детских и юношеских команд спортивных школ и спортивных клубов и подготовка команд к соревнованиям по мини-футболу, проводимых вышестоящими организациями. 37% опрошенных специалистов такую работу выполняют систематически, 8% - эпизодически, а 55% эту работу не проводят.

Участие в пропаганде мини-футбола по телевидению, радио и в прессе эксперты поставили на пятое место. 21% экспертов такую работу выполняют систематически, 10% - эпизодически, а 69% в такой работе не участвуют.

Шестое и седьмое места респонденты поделили между такими видами деятельности, как повышение квалификации тренеров мини-футбольных клубов, подготовка тренеров - общественников и развитие школьного и студенческого мини-футбольных судей. 16% респондентов занимаются этими видами деятельности систематически, 8% - эпизодически, а 76% в такой работе не участвуют.

Мнения экспертов и степень важности выявленных факторов имеют высокую статистическую согласованность и достоверность (^=0,81; %2- критерий=152,03).

Для экспертов, представляющих федерации футбола областей, краев и республик, доминирующим видом деятельности по развитию мини-футбола является организация соревнований среди взрослых футболистов. Этот раздел работы респонденты поставили на первое место. Систематически эту работу выполняют 82% респондентов, 10% - эпизодически, а 8% в такой работе не участвуют.

Второе место опрошенными специалистами отдано подготовке команд к соревнованиям по мини-футболу, проводимым вышестоящими органами. 70% экспертов этим видом деятельности занимаются систематически, 12% - эпизодически, а 18% в такой работе не участвуют.

Подготовка судей по мини-футболу поставлена экспертами на третье место. 64% опрошенных специалистов такой работой занимаются систематически, 15% -эпизодически, а 21% в такой работе не участвуют.

На четвертом месте находится организация соревнований по мини-футболу среди детских и юношеских команд спортивных школ и спортивных клубов. 41% респондентов этой проблемой занимаются систематически, 11% - эпизодически, а 48% такую работу не проводят.

Участие в пропаганде мини-футбола по телевидению, радио, в прессе экспертами поставлено на пятое место. 30% опрошенных специалистов систематически участвуют в такой работе, 12% - эпизодически, а 58% в этой работе не участвуют.

На шестое место эксперты поставили повышение квалификации тренеров мини-футбольных клубов, подготовку тренеров-общественников, а на последнее место -развитие школьного и студенческого мини-футбола.

Мнения экспертов и степень важности выявленных факторов имеют высокую статистическую согласованность и достоверность (^=0,87; %2- критерий = 164,07).

Эксперты, представляющие территориальные ассоциации мини-футбола, определили, что доминирующими видами их деятельности являются организация соревнований среди детских и юношеских команд спортивных школ и спортивных клубов и организация соревнований среди взрослых футболистов. Между этими разделами опрошенные специалисты поделили первое и второе места. 93% экспертов занимаются этими видами деятельности систематически, 7% - эпизодически.

Третье и четвертое места эксперты поделили между подготовкой судей по мини-футболу и подготовкой команд к соревнованиям, проводимым вышестоящими организациями. 86% опрошенных специалистов систематически занимаются этой работой, 6% - эпизодически, а 8% такую работу не проводят.

Пятое и шестое места эксперты поделили между участием в пропаганде минифутбола по телевидению, радио и в прессе и повышением квалификации тренеров ми-ни-футбольных клубов, подготовкой тренеров-общественников. 48% респондентов в такой работе участвуют систематически, 9% - эпизодически, а 43% такую работу не

проводят.

Развитию школьного и студенческого футбола респонденты отвели последнее место. 18% экспертов в этом виде деятельности участвуют систематически, 7% - эпизодически, а 75% такую работу не проводят.

Мнения экспертов, а также степень значимости видов деятельности федераций футбола и ассоциаций мини-футбола различных уровней по развитию мини-футбола имеют высокую статистическую согласованность и достоверность (W=0,79; %2- критерий = 161,31).

Таким образом, в ходе исследования была выявлена структура деятельности федераций футбола различного уровня и территориальных ассоциаций мини-футбола по развитию данной спортивной игры. Самым значимым видом деятельности для федераций футбола различных уровней и региональных ассоциаций мини-футбола является организация соревнований по мини-футболу среди взрослых футболистов. Следовательно, этот вид деятельности превалирует над всеми другими разделами работы по развитию мини-футбола. В федерациях футбола всех уровней высокое место занимает подготовка судей по мини-футболу и подготовка команд к соревнованиям, проводимым вышестоящими организациями, что, безусловно, тесно увязывается с доминирующим для них видом деятельности - организацией соревнований среди взрослых футболистов. В то же время для региональных ассоциаций мини-футбола практически все виды деятельности являются достаточно значимыми, за исключением такого раздела, как развитие школьного и студенческого мини-футбола, которому как ассоциации мини-футбола, так и федерации футбола всех уровней в настоящее время уделяют наименьшее внимание. Об этом факте также свидетельствуют решения исполкома Ассоциации мини-футбола России [3, 4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола/С.Н. Андреев// Теория и методика футбола. -2007. - №1. - С.6-7.

2. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике: учебное пособие для вузов физической культуры / В.П. Губа, М.П. Шестаков, М.П Бубнов, М.П. Борисенков. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 220с.

3. Постановление исполкома Ассоциации мини-футбола России от 14 апреля 2005г. «Об имеющихся недостатках в работе по развитию мини-футбола и мерах по их устранению»//Архив делопроизводства АМФР. - № 39.04.05.

4. Постановление исполкома Ассоциации мини-футбола России от 12 января 2005г. «О мерах по развитию мини-футбола среди учащейся молодежи»//Архив делопроизводства АМФР. - № 01.01.05.

5. Постановление исполкома Ассоциации мини-футбола России от 18 декабря 2006г. «О стратегии развития мини-футбола среди учащихся общеобразовательных школ и студенческой молодежи высших учебных заведений»//Архив делопроизводства АМФР. № 15.12.06.

6. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности/В.А. Ядов. - М.: Добросвет; Университет, 1998. - 569с.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.