Научная статья на тему 'Перспективы реализации новых организационно-управленческих возможностей в развитии мини-футбола (футзала) на современном этапе'

Перспективы реализации новых организационно-управленческих возможностей в развитии мини-футбола (футзала) на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИ-ФУТБОЛ (ФУТЗАЛ) / СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ / СТРУКТУРА / РЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиев Эмиль Гуметович

В связи с инициативами Европейской ассоциации футбольных федераций (УЕФА) и Международного Олимпийского Комитета (МОК), учредивших важные международные турниры по мини-футболу (футзалу), в статье рассматриваются перспективы реализации новых организационно-управленческих возможностей в развитии этой спортивной игры в Российской Федерации на современном этапе. Приводятся данные проведённого социологического исследования, позволившего выявить комплекс наиболее актуальных проблем в данной модификации футбола, требующих кардинального решения, а также определить их иерархию. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности физкультурно-спортивных организаций страны по совершенствованию отдельных направлений развития мини-футбола (футзала) как на региональном, так и всероссийском уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of realization of new organizational and administrative opportunities in development of mini-football (futsal) at the present stage

Due to the initiatives of the European association of football federations (UEFA) and the International Olympic Committee (IOC), which have founded the important international tournaments on mini-football (futsal), the article considers the prospects of realization of the new organizational and administrative opportunities in development of this sports game in the Russian Federation at the present stage. Data of the conducted sociological research have been provided, allowing revealing a complex of the most current problems in this type of soccer, requiring the cardinal solution and also defining their hierarchy. Results of the research can be used in the practical activities of the physical culture and sports organizations of the country for improvement of the separate directions of development of mini-football (futsal) both at the regional and All-Russian level.

Текст научной работы на тему «Перспективы реализации новых организационно-управленческих возможностей в развитии мини-футбола (футзала) на современном этапе»

4. Federal state educational standard of preschool education (2013), Education, Moscow, available at: http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf.

Контактная информация: nauka.tlt@gmail.com

Статья поступила в редакцию 27.11.2017

УДК 796.332.6

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В РАЗВИТИИ МИНИ-ФУТБОЛА (ФУТЗАЛА) НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Эмиль Гуметович Алиев, доктор педагогических наук, профессор, Президент, Ассоциация мини-футбола России, г. Москва

Аннотация

В связи с инициативами Европейской ассоциации футбольных федераций (УЕФА) и Международного Олимпийского Комитета (МОК), учредивших важные международные турниры по мини-футболу (футзалу), в статье рассматриваются перспективы реализации новых организационно-управленческих возможностей в развитии этой спортивной игры в Российской Федерации на современном этапе. Приводятся данные проведённого социологического исследования, позволившего выявить комплекс наиболее актуальных проблем в данной модификации футбола, требующих кардинального решения, а также определить их иерархию. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности физкультурно-спортивных организаций страны по совершенствованию отдельных направлений развития мини-футбола (футзала) как на региональном, так и всероссийском уровне.

Ключевые слова: мини-футбол (футзал), спортивные соревнования, структура, реализация.

PROSPECTS OF REALIZATION OF NEW ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE OPPORTUNITIES IN DEVELOPMENT OF MINI-FOOTBALL (FUTSAL) AT THE PRESENT STAGE Emil Gumetovich Aliev, the doctor of pedagogic sciences, professor, President, Futsal Association of Russia, Moscow

Annotation

Due to the initiatives of the European association of football federations (UEFA) and the International Olympic Committee (IOC), which have founded the important international tournaments on minifootball (futsal), the article considers the prospects of realization of the new organizational and administrative opportunities in development of this sports game in the Russian Federation at the present stage. Data of the conducted sociological research have been provided, allowing revealing a complex of the most current problems in this type of soccer, requiring the cardinal solution and also defining their hierarchy. Results of the research can be used in the practical activities of the physical culture and sports organizations of the country for improvement of the separate directions of development of mini-football (futsal) both at the regional and All-Russian level.

Keywords: mini-football (futsal), sports competitions, structure, realization.

ВВЕДЕНИЕ

За более чем 25-летний период становления мини-футбола (футзала) в Российской Федерации эта спортивная дисциплина трансформировалась в автономную модификацию футбола. [1, 2, 3, 4]. Благодаря реальному эволюционному процессу, эта спортивная игра, вобрав в свою функциональную структуру все основные системообразующие элементы, характерные для самостоятельных видов спорта [5], стала одной из наиболее популярных в нашей стране. Чемпионат России среди мужских профессиональных клубов стал одним из сильнейших в мире. Успешно выступают на международной арене сборные команды страны, занимающие сегодня первое место в рейтинге УЕФА. Неплохие результаты имеет и женская сборная России. Поступательно развивались в прошедшие годы и общероссийские проекты среди студентов и школьников. К сожалению, к началу второго 10-летия XXI

века процесс развития мини-футбола (футзала) в стране заметно замедлился, что во многом было связано с пассивной позицией бывшего руководства УЕФА и ФИФА в отношении данной модификации футбола, тормозящего инициативы национальных федераций футбола. Однако середина второго 10-летия XXI века всё же ознаменовалась рождением новых организационно-управленческих возможностей в развитии в европейских странах мини-футбола (футзала). Так, приход к руководству УЕФА новых лиц привел, наконец, к решению ряда долголетних проблем в этой дисциплине футбола. Были учреждены чемпионат континента среди национальных женских сборных и юношеских сборных (до 19 лет), которые пройдут в 2019 году. При этом данные турнира планируется проводить каждые 2 года. Другой важной акцией УЕФА является предстоящая реорганизация Кубка УЕФА для клубных команд в «Лигу европейских чемпионов», что, естественно, стало хорошим стимулом клубного мини-футбола (футзала). Не менее важное решение было принято и МОК, включившего впервые футзал в программу юношеских олимпийских игр в 2018 г., что сразу же подвигло УЕФА к проведению целого ряда европейских турниров для сборных команд юношей и девушек. Естественно, рождение новых возможностей в развитии в странах Европы мини-футбола (футзала) стало сигналом для национальных федераций футбола как к активному развитию актуальных направлений в этой дисциплине футбола, так и пересмотру сложившихся за прошедший период стереотипов в организационно-управленческой деятельности физкультурно-спортивных организаций по дальнейшему продвижению данной спортивной игры.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В целях уточнения и выявления наиболее острых проблем в развитии отечественного мини-футбола (футзала), требующих на современном этапе кардинального решения, нами было проведено социологическое исследование. В опросе приняли участие 104 специалиста, в т.ч. 42 работника региональных федераций футбола, 36 работников территориальных ассоциаций мини-футбола (футзала) и 26 тренеров по мини-футболу. Опрос проводился по заранее разработанной анкете на всероссийских и региональных семинарах, организованных Ассоциацией мини-футбола России. При проведении исследования были использованы рекомендации ряда специалистов [6, 7]. По итогам опроса респондентов были определены согласованность их мнений коэффициент конкордации) и статистическая достоверность ответов (х2-критерий).

На первое ранговое место респонденты поставили задачу необходимости расширения структуры сборных России с включением в неё команд юношей и девушек различного возраста. Так, 71% экспертов оценили этот фактор как «очень важный», 15% - как «важный» и лишь 14% - как «не важный». Такая высокая оценка данной проблемы, безусловно, связана с необходимостью формирования команд юношей и девушек для участия в предстоящих первенствах континента, учрежденных УЕФА.

На второе ранговое место респонденты поставили задачу необходимости открытия отделений мини-футбола в СДЮШОР и ДЮСШ Минспорта РФ в регионах базирования мужских и женских команд суперлиги и высших лиг. Так, 64% экспертов дали этому фактору оценку «очень важно», 20% - «важно» и только 16% - «не важно». Остроту этой проблемы во многом можно объяснить ограниченностью в настоящее время числа ДЮСШ и СДЮШОР, готовящих игроков для мини-футбола (футзала).

Третье и четвёртое ранговые места эксперты поделили между такими задачами как необходимость организации централизованного первенства страны среди дублирующих составов мужских команд суперлиги и женских команд высшей лиги и необходимостью организации международных турниров с участием сборных команд Росси в различных регионах страны. 61% респондентов дали этим факторам оценку «очень важно», 18% -«важно», а 21% - «не важно». Можно предположить, что острота данных факторов напрямую связана с дефицитом подготовки для клубов и сборных команд России квалифицированного резерва и необходимостью усиления пропаганды этой дисциплины футбола в

регионах нашей страны.

На пятое ранговое место специалисты поставили задачу необходимости увеличения клубов в мужской суперлиге с 12 до 16 команд и в женской высшей лиге до 14-16 клубов. Так, 55% экспертов дали этой проблеме оценку «очень важно», 25% - «важно», а 20% -«не важно».

Шестое ранговое место заняла задача необходимости открытия в ведущих физкультурных вузах страны на кафедрах теории и методики футбола специализации по мини-футболу (футзалу). 49% респондентов дали этому фактору оценку «очень важно», 28% -«важно» и 23% - «не важно».

На седьмое ранговое место эксперты поставили задачу необходимости повышения ответственности мини-футбольных клубов за качество подготовки резерва. 38% респондентов дали этой проблеме оценку «очень важно», 12% - «важно», а 50% - «не важно». Несмотря на недостаточную значимость этой проблемы, (по мнениям экспертов) в сравнении с предыдущими факторами, на наш взгляд, этот фактор остается достаточно актуальным и требующим, безусловно, серьезного обсуждения.

Мнения экспертов, а также иерархия выявленных факторов имеют высокую статистическую согласованность и достоверность (W = 0,78, х2-критерий = 146, 63).

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведённое социологическое исследование позволило выявить комплекс актуальных проблем, подлежащих первостепенному решению физкультурно-спортивными организациями в целях реализации возникших в последнее время новых организационно-управленческих возможностей для дальнейшего развития отечественного мини-футбола (футзала). Благодаря полученным данным, Ассоциация мини-футбола России сегодня имеет реальные основания для разработки перспективного плана решения комплекса проблем в тесном взаимодействии с Российским футбольным союзом, региональными федерациями футбола и территориальными ассоциациями мини-футбола, что должно позволить отечественному мини-футболу (футзалу) в предстоящие года не только оставаться в числе ведущих стран европейского континента, но и выйти на новый уровень развития этой популярной спортивной игры в нашей стране.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев, Э.Г. Содержание и направленность управления деятельностью спортивной федерации (на примере Ассоциации мини-футбола России) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Алиев Эмиль Гуметович. - СПб., 2010. - 49 с.

2. Алиев, Э.Г. Взаимосвязь массового и профессионального мини-футбола (футзала) / Э.Г. Алиев, О.С. Андреев, А.А. Демин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011.

- № 10 (80). - С. 16-19.

3. Андреев, О.С. Организационно-педагогические аспекты развития мини-футбола в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Андреев Олег Семенович. -Малаховка, 2009. - 27 с.

4. Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола / С.Н. Андреев // Теория и методика футбола. - 2007. - № 1.

- С. 6-7.

5. Переверзин, И.И. Менеджмент спортивной организации : учебное пособие / И.И. Переверзин. - 2 изд., перераб. и доп. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 224 с.

6. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике : учебное пособие / В.П. Губа, М.П. Шегаков, М. П. Бубнов, М.П. Борисенков. - 2-е изд. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 220 с.

7. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М. : Добросвет ; Университет, 1998. - 569 с.

REFERENCES

1. Aliyev, E.G. (2010), Contents and orientation of management of activity of sports fédération (on the example of Futsal Association of Russia), dissertation, St. Petersburg.

2. Aliev, E.G., Andreyev, O.S. and Dyomin, A.A. (2011), "The Relationship of mass and professional mini-football (futsal)", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 16-19.

3. Andreyev, O.S. (2009), Organizational and pedagogical aspects of development of mini-football in the Russian Federation, dissertation, Malakhovka.

4. Andreyev, S.N. (2007), "Evolution of mini-football (futsal) in a modern autonomous kind of classical football", Theory and a football technique, No. 1, pp. 6-7.

5. Pereverzin, I.I. (2002), Management of the sports organization: manual, SportAcademPress, Moscow.

6. Guba, V.P., Shegakov, M.P., Bubnov M.P. and Borisenkov, M.P. Measurements and calculations in it is sports - student teaching: manual, Physical culture and sport, Moscow.

7. Yadov, V.A. (1998), Strategy of a sociological research: description, explanation, understanding of social reality, Dobrosvet, University, Moscow.

Контактная информация: office@amfr.ru

Статья поступила в редакцию 24.11.2017

УДК 796.011.3

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СО СКОЛИОЗОМ

Татьяна Васильевна Аношина, доцент, Ирина Викторовна Мищенко, кандидат педагогических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (САФУ), г. Архангельск; Людмила Анатольевна Шаренкова, кандидат биологических наук, доцент, Северный государственный медицинский университет (СГМУ), Архангельск; Ирина Николаевна Гернет, кандидат медицинских наук, доцент, Николай Владимирович Оляшев, кандидат педагогических наук, доцент, Любовь Николаевна Коданева, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва

Аннотация

Показано, что использование в процессе физического воспитания на методико-практических занятиях интерактивных методов обучения, включающих такие формы работы как круглый стол, тренинг, конференция, мозговой штурм, повышает мотивацию студенток со сколиозом к занятиям физической культурой. Выполнение физических упражнений с использованием фитболов на практических занятиях по физической культуре значительно увеличивают силу мышц спины, брюшного пресса и гибкость. Таким образом, комплексное применение интерактивных методов и тренировочных средств, оказывающих сочетанное воздействие на психологическое и физическое состояние студенток со сколиозом, повышает эффективность процесса физического воспитания.

Ключевые слова: интерактивные методы, мотивация, студентки, сколиоз, фитбол-гимна-

стика.

COMPLEX APPROACH TO ORGANIZATION OF PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH SCOLIOSIS

Tatyana Vasilevna Anoshina, the senior lecturer, Irina Viktorovna Mishchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk; Lyudmila Anatolievna Sharenkova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Northern State Medical University, Arkhangelsk; Irina Niko-laevna Gernet, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Nicolay Vladimirovich Olyashev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lubov Nikolaevna Ko-daneva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, RUDN University, Moscow

Annotation

It has been shown that application of the interactive teaching methods in the process of physical education at the methodical-practical classes, including such forms as round-table, training, conference, brainstorming increases motivation of students with scoliosis to physical training. Carrying out of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.