УДК 796.075; 796:338.2; 796:658
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МИНИ-ФУТБОЛА (ФУТЗАЛА)
В ВУЗАХ
Эмиль Гуметович Алиев, доктор педагогических наук, генеральный директор, Денис Владимирович Федяев, руководитель департамента развития,
Андрей Анатольевич Демин, ведущий специалист,
Ассоциация мини-футбола России, г. Москва
Аннотация
В статье рассматриваются организационные проблемы развития в стране мини-футбола среди студенческой молодежи. Приводится динамика количества субъектов РФ, реализующих общероссийский проект «Мини-футбол - в вузы», а также динамика численности обучающихся в вузах (юноши и девушки), вовлеченных в систематические занятия данной разновидностью футбола. Также приводится анализ социологического исследования по выявлению основных факторов, снижающих эффективность организационной работы по развитию студенческого мини-футбола в стране.
Ключевые слова: мини-футбол (футзал), динамика, развитие, проект.
ORGANIZATIONAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF MINI-FOOTBALL (FUTSAL) IN HIGHER SCHOOLS Emil Gumetovich Aliev, the doctor of pedagogical sciences, general director,
Denis Vladimirovich Fedjaev, the head of development department,
Andrey Anatolevich Dyomin, the leading expert,
Association of mini-football of Russia,
Moscow
Annotation
The article deals with the organizational problems of the futsal development among the students in the country. The dynamics of the number of the Russian Federation regions where the All-Russian Project "Futsal to Universities" and the dynamics of the number of the students (boys and girls) involved in the systematic going in for this kind of football have been shown. In addition, the analysis of social study aimed at the detection of the factors that decline the efficiency of the organizational work on the university futsal development in the country is carried out.
Keywords: futsal, dynamics, development, project.
ВВЕДЕНИЕ
О необходимости активной борьбы с малоподвижным образом жизни значительной части современной студенческой молодежи и построения рационального образа жизни, включающего оптимальный режим двигательной активности, основанный на систематических занятиях физической культурой и спортом, многократно выступал ряд специалистов [4-7]. Сегодня одним из наиболее популярных среди молодежи средств физического воспитания является такая модификация классического футбола, как минифутбол [1-3]. В условиях вузов для занятий этой спортивной игрой могут использоваться не только физкультурные залы, но и практически любые плоскостные сооружения. Не требует эта игра дорогостоящей экипировки. Можно сказать, что мини-футбол, словно специально создан для культивирования среди учащейся молодежи. Утвержденный в 2008 году Российским футбольным союзом и Ассоциацией мини-футбола России и поддержанный Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ общероссийский проект «Мини-футбол - в вузы», сегодня органически вписался в современную концепцию развития системы физического воспитания учащейся молодежи. Проект основан на спортивно-ориентированном подходе, формирующем у обучающихся потреб-
ность в регулярных занятиях физическими упражнениями и здоровом образе жизни.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
Основным направлением в реализации общероссийского проекта «Мини-футбол -в вузы» являются соревнования по данному виду спорта, начиная с внутривузовских турниров между факультетами, отделениями и другими структурными подразделениями учебных заведений этой категории и завершая финальными турнирами первенства России среди команд вузов - победительниц межрегиональных этапов. Развитие данного проекта в стране за прошедшие три учебных года (2008-09, 2009-10,2010-11), практически представляющего собой естественный организационно-педагогический эксперимент, дало следующий педагогический эффект.
Таблица 1
Динамика числа студентов, участвующих в проекте «Мини-футбол - в вузы»
Учебный год Кол-во субъектов РФ, принявших участие в проекте Рост, % Кол-во вузов, учащихся в проекте Рост, % Численность студентов, участвующих в проекте (тыс.чел.) Рост, %
юноши девушки всего
2008-09 69 - 496 - 73 248 24 416 97 664 -
2009-10 74 7,2 469 7,5 92 304 30 756 123 060 26,4
2010-11 78 5,4 504 7,4 100 548 33 516 136 060 10,5
Как следует из таблицы 1, наблюдается стабильный рост количества субъектов РФ, принявших участие в развитии студенческого мини-футбола. В настоящее время 78 субъектов РФ проводят массовые студенческие соревнования по данной разновидности футбола. В то же время из года в год увеличивается и количество вузов, участвующих реализации данного проекта. Если в 2008-09 учебном году такую работу проводили лишь 436 вузов, то в следующем учебном году наблюдается прирост вузов на 7,5%, а в 2010-11 учебном году еще на 7,4%. В соответствии с этим ежегодно возрастает и численность юношей и девушек, участвующих в массовых соревнованиях по мини-футболу. Если в 2008-09 учебном году в них приняли участие 97664 студентов, то в следующем учебном году численность занимающихся этим видом спорта возросла на 26,4%, а в 2010-11 учебном году в сравнении с предыдущим годом - на 10,5%.
И все же, несмотря на положительную динамику развития мини-футбола среди студенческой молодежи, далеко не во всех субъектах РФ работа по реализации упомянутого проекта осуществляется эффективно. Практика показывает, что зачастую местные органы управления физической культурой и спортом, органы образования и федерации футбола действуют еще разрознено, а некоторые из них уклоняются от организационной работы по проведению городских, областных и республиканских этапов студенческих соревнований. В целях выявления факторов, снижающих эффективность организационной работы в одной сфере физической культуры и спорта, нами было проведено социологическое исследование с участием 168 преподавателей физического воспитания, работников органов управления физической культурой и спортом, органов образования и территориальных федераций футбола. В ходе опроса были определены согласованность мнений экспертов ^ - коэффициент конкордации) и их статистическая достоверность (X2- критерий), а также степень важности каждого фактора [8,9].
Суммируя мнения экспертов различного уровня, следует сделать вывод, что наиболее острой проблемой при организации городских, областных, республиканских и межрегиональных студенческих соревнований является формальный подход местных органов управления физической культуры и спорта, органов образования к реализации общероссийского проекта «Мини-футбол - в вузы». Так, 73% экспертов присвоили данному фактору оценку «очень важно», 17% - «важно», а 10% - «не важно». На втором ранговом месте находится проблема низкого уровня пропаганды студенческого футбола в средствах массовой информации. 68% экспертов дали этому фактору оценку «очень
важно», 23% - «важно», а 9% - «не важно». Третье место отдано недостаточной заинтересованности в развитии данного проекта со стороны территориальных федераций футбола, рассматривающего его зачастую как второстепенный раздел работы. 60% экспертов присвоили этому фактору оценку «очень важно», 25% - «важно», а 15% - «не важно». Четвертое и пятое ранговые места были поделены между такими проблемами, как слабое взаимодействие между местными органами управления физической культурой и спортом, органами образования и территориальными федерациями футбола в организации студенческого мини-футбола и недостаточной заинтересованности руководителей вузов и преподавателей кафедр физического воспитания вузов во внедрении мини-футбола в систему физического воспитания студентов. Так, 30% экспертов поставили этим факторам оценку «очень важно», 6% - «важно», а 64% - «не важно». Данные факторы в сравнении с предыдущими, как видим, не являются доминирующими. Однако они еще имеют место в целом ряде регионов страны. Низкую степень важности имеет и проблема отсутствия в вузах специализированной базы для мини-футбола. Лишь 16% экспертов поставили этому фактору оценку «очень важно», 3% - «важно», а 81% - «не важно». На последнем ранговом месте находится проблема несогласованности сроков проведения городских, областных и республиканских соревнований среди студенческих команд с внутренним календарем спортивных соревнований в вузах. Так, лишь 6% экспертов дали этому фактору оценку «важно», а 94% - «не важно».
Мнения экспертов, принявших участие в социологическом исследовании, имеют высокую статистическую согласованность и достоверность ^=0,76; х2-критерий= 186,39).
Таким образом, к основным факторам, снижающим эффективность организационной работы по развитию мини-футбола среди студенческой молодежи, следует отнести:
- формальный подход местных органов управления физической культурой и спортом и органов образования к организации городских, областных, республиканских и межрегиональных соревнований среди студентов;
- недостаточный уровень пропаганды студенческого мини-футбола в средствах массовой информации;
- слабая заинтересованность в развитии общероссийского проекта «Минифутбол - в вузы» со стороны территориальных федераций футбола.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный в течение трех учебных годов естественный организационнопедагогический эксперимент по реализации общероссийского проекта «Мини-футбол - в вузы» показал положительную динамику количества субъектов РФ и вузов, вовлеченных в данный проект. За прошедший период также был выявлен рост численности юношей и девушек, обучающихся в вузах, которые стали регулярно заниматься этой спортивной игрой. Полученные результаты свидетельствовали о том, что развитие упомянутого проекта полностью вписывалось в в современную концепцию спортивно-ориентированного подхода к организации физического воспитания студенческой молодежи, направленного на реализацию ее потребностей и интересов в регулярных занятиях физическими упражнениями и воспитания стремления к здоровому образу жизни.
В то же время определенно, что в целом ряде территорий страны дальнейшему развитию упомянутого проекта препятствует ряд факторов. В определенной степени выявленные факторы являются управляемыми. В связи с этим можно предположить, что с их устранением в перспективе в развитии общероссийского проекта «Мини-футбол - в вузы» можно ожидать нового качественного подъема.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиев, Э.Г. Содержание и направленность управления деятельностью спор-
тивной федерации (на примере Ассоциации мини-футбола России) : монография / Э.Г. Алиев. - СПб. : Центр цифровой полиграфии С.-Петерб. гос. политехн. ун-та, 2010. - 442 с.
2. Андреев, О.С. Организационно-педагогические аспекты развития минифутбола в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Андреев О.С. ; Московская гос. акад. физ. культуры. - М., 2009. - 27 с.
3. Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола / С.Н. Андреев // Теория и методика футбола. -2007. - № 1. - С. 6-7.
4. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента : учебное пособие / В. А. Бароненко, Л.А. Рапопот. - Изд. 2-е, перераб. -М. : ИНФРА-М, 2009. - 336 с.
5. Кайнова, Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта / Э.Б. Кайно-ва. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 208 с.
6. Сухарев, А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения / А.Г. Сухарев. - М. : Знание, 1976. - 64 с.
7. Тюленьков, С.Ю. Технология преподавания физической культуры / С.Ю. Тю-леньков // Теория и методика физической культуры. - 2001. - № 5. - С. 50-54.
8. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике: учебное пособие для вузов физической культуры / В.П. Губа, М.П. Шестаков [и др.]. - 2-е изд. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 220 с.
9. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. - М. : Добросвет, 1998. - 569 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.42
ОПТИМИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ КОРРЕКЦИИ НАГРУЗОК ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДАХ
Виктор Михайлович Башкин, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и спорта, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП)
Аннотация
В исследовании показано проведение коррекции тренировочных нагрузок на основе полученных нормограмм изменения функционального состояния нервно-мышечного аппарата прыгунов в длину и результаты проведения педагогического эксперимента.
Ключевые слова: коррекция тренировочной нагрузки, функциональное состояние, нервномышечный аппарат, тестирование.
OPTIMIZATION OF THE TRAINING PROCESS BASED ON THE CORRECTION OF LONG-JUMPERS' LOADS DURING THE PREPARATORY AND COMPETITIVE
PERIODS
Victor Mikhajlovich Bashkin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Physical training and sports department chairman,
The St.-Petersburg State University of Space Instrument Making
Annotation
The research showed the correction carrying out for the training loads based on the received tests results covering the changes of long-jumpers' neuromuscular apparatus functional condition and results of the pedagogical experiment fulfillment.