Научная статья на тему 'Процесс индивидуализации технико-тактических действий юных футболистов 12-13 лет на основе соревновательной деятельности'

Процесс индивидуализации технико-тактических действий юных футболистов 12-13 лет на основе соревновательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
753
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ / СРЕДСТВА / МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масловский Евгений Александрович, Яковлев Анатолий Николаевич, Саскевич Алексей Петрович, Соболевски Кшиштов Людвигович, Стадник Владимир Иванович

На современном этапе развития футбола необходимо интегрировать остро атакующие действия и игру в обороне, что является проблематичным в силу использования широкого спектра двигательных умений и навыков для успешной игровой деятельности в течение игрового времени. Технико-тактические действия, их условия реализации в форме «живых» движений зависит от умения анализировать свои и противника двигательные действия в короткий промежуток времени. Большинство научно-теоретических и методических работ по футболу отражают технико-тактические действия как уровни развития психофизических характеристик, использование в тренировочном процессе типологии соревновательных ситуаций, выполнение технико-тактических двигательных действий в условиях дефицита времени. Несмотря на противоречия, решение данной проблемы представляется возможным на основе моделирования условий и ситуаций соревновательной деятельности в контексте процесса индивидуализации технико-тактических действий юных футболистов 12-13 лет на основе соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масловский Евгений Александрович, Яковлев Анатолий Николаевич, Саскевич Алексей Петрович, Соболевски Кшиштов Людвигович, Стадник Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process of individuation of the technical and tactical actions of young football players aged 12-13 years based on the competitive activity

At the present stage of development of football it is necessary to integrate the acute attack and game in the defense, which is problematic due to the use of a wide range of motor skills for successful gaming activities during the possession time. Technical and tactical actions, their conditions of realization in the form of «live» motions depend on the ability to analyze the own and the enemy's physical actions within a short period of time. Most of the scientific-theoretical and methodological studies in football reflect technical and tactical actions as levels of the mental and physical characteristics development, the use for the training process of the typology of the competitive situations, technical and tactical execution of the motor actions under time pressure. Despite the controversy, the solution of this problem is possible on the basis of the simulation conditions and situations of competitive activity in the context of the process of individualization of the technical and tactical actions of the young football players aged 12-13 years old based on the competitive activity.

Текст научной работы на тему «Процесс индивидуализации технико-тактических действий юных футболистов 12-13 лет на основе соревновательной деятельности»

УДК 796.01.61

ПРОЦЕСС ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ НА ОСНОВЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Евгений Александрович Масловский, доктор педагогических наук, профессор, Полесский государственный университет, г. Пинск, Беларусь; Анатолий Николаевич Яковлев, кандидат педагогических наук, доцент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; Алексей Петрович Саскевич, магистрант, Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина г. Мозырь, Беларусь; Кшиштов Людвигович Соболевски, кандидат педагогических наук, доцент, Высшая школа физического воспитания и туризма» г. Белосток, Польша; Владимир Иванович Стадник, кандидат педагогических наук, доцент, Полесский государственный университет г. Пинск, Беларусь

Аннотация

На современном этапе развития футбола необходимо интегрировать остро атакующие действия и игру в обороне, что является проблематичным в силу использования широкого спектра двигательных умений и навыков для успешной игровой деятельности в течение игрового времени. Технико-тактические действия, их условия реализации в форме «живых» движений зависит от умения анализировать свои и противника двигательные действия в короткий промежуток времени. Большинство научно-теоретических и методических работ по футболу отражают техникотактические действия как уровни развития психофизических характеристик, использование в тренировочном процессе типологии соревновательных ситуаций, выполнение технико-тактических двигательных действий в условиях дефицита времени. Несмотря на противоречия, решение данной проблемы представляется возможным на основе моделирования условий и ситуаций соревновательной деятельности в контексте процесса индивидуализации технико-тактических действий юных футболистов 12-13 лет на основе соревновательной деятельности.

Ключевые слова: тренировочный и соревновательный процесс юных футболистов, средства, методы и организационные формы формирования технико-тактических двигательных действий.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p92-97

PROCESS OF INDIVIDUATION OF THE TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS AGED 12-13 YEARS BASED ON THE COMPETITIVE ACTIVITY

Eugeny Aleksandrovich Maslowski, the doctor of professor sciences, professor, Polesye State University, Pinsk, Belarus; Anatoly Nikolaevich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok Russia; Alexey Petrovich Saskevich, the undergraduate, Mozyr State Pedagogical University of

I.P. Shamyakin, Mozyr, Belarus; Krzysztof Lyudvigovich Sobolewski, the candidate of pedagogical sciences, Higher School of Physical Education and Tourism Bialystok, Poland; Vladimir Ivanovich Stadnik, the candidate of pedagogical sciences, Polesye State University, Pinsk,

Belarus

Annotation

At the present stage of development of football it is necessary to integrate the acute attack and game in the defense, which is problematic due to the use of a wide range of motor skills for successful gaming activities during the possession time. Technical and tactical actions, their conditions of realization in the form of «live» motions depend on the ability to analyze the own and the enemy's physical actions within a short period of time. Most of the scientific-theoretical and methodological studies in football reflect technical and tactical actions as levels of the mental and physical characteristics development, the

use for the training process of the typology of the competitive situations, technical and tactical execution of the motor actions under time pressure. Despite the controversy, the solution of this problem is possible on the basis of the simulation conditions and situations of competitive activity in the context of the process of individualization of the technical and tactical actions of the young football players aged 12-13 years old based on the competitive activity.

Keywords: training and competitive process of young players, tools, methods and organizational forms of the formation of technical and tactical motor actions.

ВВЕДЕНИЕ

Такой современный вид спорта, как футбол, характеризуется повышенной двигательной активностью игроков. Основными среди них являются технико-тактические действия (ТТД) с мячом и передвижения по игровому полю (бег, ходьба, жонглирование, удары по воротам). И от того, насколько спортсмен владеет своими двигательными способностями, зависят все составляющие необходимые при выполнении конкретной тактической задачи. Соревновательная деятельность, весьма часто приводит к увеличению объёма передвижений по футбольному полю и выполнение тех или иных ТТД не сопровождается повышением их эффективности [2].

При повышении уровня физической подготовки юных футболистов, важнейшего аспекта ТТД, имеются все основания говорить о необходимости разработки и внедрения новой структуры системы подсчётов выполнения ТТД с мячом обуславливающихся на адекватном подборе средств, отвечающих, профессиональным требованиям игровой деятельности, что определило актуальность темы исследования [3].

Основу содержания футбольной тактики составляют как индивидуальные, так и групповые тактические действия в атаке и в обороне, но не следует забывать и о командных действиях. Суть тактики является основой при определении спектра тактической подкованности футболистов в процессе многолетней подготовки, в определении последовательности при изучении тактических действий и при систематизации тактических упражнений в игровой деятельности [1, 4].

Цель - классифицировать ТТД с мячом и определить их эффективность в соответствии игровыми амплуа юных футболистов. Исходя из цели данной работы, был поставлен ряд задач: 1. Выявить общий процент брака (ошибок) при выполнении ТТД с мячом в сыгранных матчах по отдельным игровым амплуа; 2. Определить количество выполняемых ТТД с мячом в минуту (активность) юными футболистами отдельными игровыми амплуа.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

По разработанной системе подсчётов выполнения ТТД с мячом, нами произведён анализ и подсчёт выполнения действий в условиях соревновательной деятельности. В исследованиях приняло участие 15 юных спортсменов футбольной команды «Black Pan-thers» Центра физической культуры и спорта Полесского государственного университета в возрасте 12-13 лет. Данная система подсчётов выполнения ТТД с мячом, является авторским вариантом. За основу взята система подсчётов, разработанная тренером по футболу В.В. Лобановским (в модификации тренера по футболу ЦФКиС УО «ПолесГУ» В.А. Беленко). Авторская система включает в себя 90 ТТД с мячом: 44 - положительные действия, 46 - отрицательные. При подсчёте футбольное поле разделяется на 14 полевых зон (рисунок 1). Каждой зоне соответствует свой порядковый номер, а каждому номеру свой уровень выполнения ТТД с мячом, выраженный в баллах. В ходе видеоанализа производились подсчёты выполнения ТТД с мячом по итогам Международных футбольных турниров «ALLIANCETOUR CUP - 2013» г. Пинск (Республика Беларусь) 1-4 ноября 2013 года и «Riga Cup - 2014 U-13» г. Рига (Латвия) 17-19 января 2014 года. Было проанализировано 10 матчей, по которым сложилась определённая картина игры команды в условиях соревнований.

Рисунок 1. Игровые зоны футбольного поля РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализируя игру 12-13 летних футболистов на количество совершённых ошибок можно говорить о том, что процентные соотношения наблюдаются совершенно разные среди различных игровых амплуа.

По условиям первой задачи выявлялся общий процент брака (количество ошибок) совершённый игроками в условиях соревновательной деятельности при выполнении ТТД с мячом. Уровень выполненных ошибок в игровой деятельности определялся по формуле:

Общее количество отрицательных действий п, _ -------------------i---------------------=% ошибок.

Общее количество действий

По первому сыгранному футбольному турниру наивысший процент ошибок наблюдается при выполнении ТТД с мячом у игроков линии полузащиты - 18,8%, по сравнению с другими амплуа: защитники - 15,6%; нападающие - 16,5%. Полученные данные свидетельствуют о том, что в исследуемом игровом возрасте почти все действия в футболе не имеют стабильности и их результаты варьируются в зависимости от построения игры. По второму футбольному турниру наблюдается иная ситуация: игроки линии нападения за турнир совершили 32% брака (ошибок); линия полузащиты 22,3%; линия защиты - 19,6%. Качество игры, по сравнению с предыдущим футбольным турниром ухудшилось у игроков линии защиты и полузащиты в среднем на 4%. В то время, как игроки линии атаки совершали в два раза больше потерь. Общий коэффициент ошибок на футбольном турнире «ALLIANCETOUR CUP - 2013» составил 17,1%, в свою очередь, на футбольном турнире «Riga Cup - 2014 U-13» данный показатель был равен 24,4%. Опираясь на полученные данные по итогам двух турниров, был выявлен общий процент брака (ошибок) в десяти сыгранных матчах (рисунок 2).

30,00%

22 60%

24.30%

17.60%

25,00%

20,00%

15,00%

10,00%

5,00%

0,00%

Защитники Полузащитники Нападающие

Рисунок 2. Общий процент ошибок за десять игр

Исходя из данных полученных в ходе исследования, коэффициент уровня выполнения ошибок в ТТД с мячом различен и варьируется между игровыми амплуа в пределах 2%. Это свидетельствует о том, что игроки своих линий (полузащита и нападение)

допускают, примерно, одинаковое количество ошибок. Наивысший показатель уровня совершённых ошибок у игроков линии нападения - 24,3%; немного меньше у полузащитников - 22,6%; минимальный показатель, среди игровых амплуа, у защиты составил 17,6%. Всё это связанно с той игрой, которую навязывает соперник, а так же с уровнем выполнения ТТД с мячом. Это подтверждает то, что мяч чаще переходит от одной команды к другой, и действия игроков более отрывочны. Команды не умеют ещё так контролировать мяч. Поэтому, намного больше должно быть действий по отбору мяча, а не по передачам.

Опираясь на вторую поставленную задачу, определялось количество выполняемых действий в минуту юными спортсменами, иными словами - активность игроков. Уровень выполнения исследуемого действия определялся по формуле:

Общее количество действий (отрицательные+положительные) Количество действий в минуту

Общее количество сыгранных минут (Активность)

Количественные и качественные характеристики ТТД с мячом у юных футболистов отличаются в зависимости от возраста. На Международном футбольном турнире «ALLIANCETOUR CUP - 2013» по игровым амплуа, исследуемая команда совершила: защитники 1,0 действий в минуту; полузащитники 1,33 действий в минуту; нападающие 1,23 действий в минуту.

Как мы видим, показатели находятся более или менее на достойном уровне для исследуемого возраста. На Международном футбольном турнире «Riga Cup - 2014 U-13», если произвести деление на игровые амплуа, то игроки линии защиты совершили наименьшее количество действий в минуту - 0,83; полузащитники совершили наибольшее количество действий в минуту - 1,26; игроки линии нападения имели показатель

0,91 действий в минуту. Полученные характеристики свидетельствуют о том, что игроки выполняли большее количество действий в первом футбольном турнире, среднее значение которых - 1,17 действий в минуту. В то время, как на другом футбольном турнире они совершали в среднем 1 действие.

В свою очередь, общие данные активности игроков на обоих футбольных турнирах оказались разными: на турнире «ALLIANCETOUR CUP - 2013» исследуемая команда совершила 1,21 действий в минуту, что является весьма не плохим показателем; на турнире «Riga Cup - 2014 U-13» было совершенно 0,93 действий в минуту, что говорит нам о не самой лучшей активности игроков во время матчей. Анализируя полученные данные, по итогам двух турниров, была выявлена активность игроков в десяти сыгранных матчах (два турнира).

1.3

1.07

0,92

1,4

л 1 2

ЗК '

I 1

^0 8 о я

ь I 0,6

£ 0,4

М 0,2 О

Защитники Полузащитники Нападающие

Рисунок 3. Средние показатели активности игроков в десяти играх

Из полученных результатов вырисовывается общая картина действий и уровня активности игроков исследуемой команды. Наивысший показатель имели полузащитники -1,3 действий в минуту. Данные цифры подтверждают то, что игра в основном строилась

именно через линию полузащиты (центр футбольного поля). Активность игроков линии нападения оказалась заметно меньшей - это подтверждается тем, что нападающие исследуемой команды выходили из-под опеки соперников, довольно меньшее количество раз, что бы получить мяч, по сравнению с полузащитниками. Что же касается игроков оборонительного плана, то они, по итогам десяти сыгранных матчей показали наименьший уровень активности - 0,92 действий в минуту. Данные результаты показывают деятельность игроков в получение мяча, их активность в плане построения атакующих и оборонительных действий.

ВЫВОДЫ

По результатам проведённого исследования, упор сделан на то, что возрасте 12-13 лет, тренеры начинают думать о специализации игроков в зависимости от их индивидуальных данных и показателей в соревновательном процессе (определение амплуа, тактической целесообразности в игре команды). Предложенная система подсчётов выполнения ТТД с мячом способствует совершению меньшего количества ошибок в игровой деятельности, и выводит игроков на более обдуманные действия во время матча, и, тем самым, повышения игровой уровень, а так же класс футболиста.

Статистические данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что мяч чаще переходит от одной команды к другой, и действия игроков более отрывочны. Команда не умеет на должном уровне ещё так контролировать мяч. Поэтому намного больше должно быть действий по отбору мяча, а не по передачам. Активность игроков и брак в ТТД с мячом - основные показатели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Масловский, Е.А. Сравнительная характеристика технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности высококвалифицированных и юных футболистов / Е.А. Масловский, А.П. Саскевич, А.Н. Яковлев // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики : сборник статей по материалам II международного научного симпозиума. г. Орел, 24 - 25 апреля 2014. Т. 1 / под ред. В.С. Макеевой. - Орел : Изд-во «Госуниверситет - УНПК», 2014. - С. 306-311.

2. Саскевич, А.П. Атакующие и оборонительные ТТД с мячом юных футболистов и их реализация в условиях соревновательной деятельности / А.П. Саскевич, Е.А. Масловский // Научный потенциал молодёжи - будущему Беларуси : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Пинск, 6 апреля 2012 г. - Пинск : Изд-во Полес. гос. ун-та, 2012. - С. 300-302.

3. Саскевич, А.П. Комплексы специально-подготовительных упражнений для обучения технике игры в футбол с подключением периферического зрения на этапе начальной спортивной специализации : практические рекомендации / А.П. Саскевич. - Пинск : Изд-во Полес. гос. ун-та, 2012. - 14 с.

4. Яковлев, А.Н. Определение рациональной структуры физической подготовки юных спортсменов в структуре технических навыков игры в футбол / А.Н. Яковлев, Е.А. Масловский, А.П. Саскевич // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 177-182.

REFERENCES

1. Maslowski, E.A., Saskevich, A.P. and Yakovlev, A.N. (2014), “Comparative characteristics of the technical and tactical actions in a highly competitive activity and young players” Physical Culture, Sports and Tourism. Processes of integration of science and practice: a collection of articles based on the II International Scientific Symposium., Volume 1, Orel, 24 - 25 April 2014, publishing house "State University - ESPC", Orel, pp. 306-311.

2. Saskevich, A.P. and Maslowski, E.A. (2012), “Attacking and defensive HDT ball young players and their implementation in terms of competitive activity”, Scientific potential of young people - the future of Belarus: Proceedings of the Intern. Scientific-practical. conf., Pinsk, April 6, 2012, publishing house “Polesye State University”, Pinsk, Belarus, pp. 300-302.

3. Saskevich, A.P. (2012), Complexes specially-preparatory exercises for learning the art of the

game offootball with the connection ofperipheral vision at the initial stage of sports specialization: Practical Guidelines, publishing house “Polesye State University”, Pinsk, Belarus

4. Yakovlev, A.N., Maslowski E.A., Saskevich A.P. (2013), “Definition of rational structure of physical training of young athletes in the Organizational Structure of technical skills of the game of football”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 177-182.

Контактная информация: YAK-33-c1957@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.09.2014.

УДК 796(091)

СТАНОВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПЕТРОГРАДСКОМ (ЛЕНИНГРАДСКОМ) УНИВЕРСИТЕТЕ В 1920-1930 ГОДАХ

Борис Алексеевич Михайлов, кандидат физико-математических наук, профессор, Виктор Васильевич Трунин, кандидат биологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

В статье проанализировано состояние студенческого спорта в вузах Санкт-Петербурга в первые годы советской власти, до принятия в 1929 году Декрета СНК РСФСР «О введении физического воспитания как обязательного предмета в высших учебных заведениях». Этот период характеризуется самодеятельным участием студентов в различных спортивных мероприятиях. Анализ проведен на примере развития спорта в эти годы в Петроградском (Ленинградском) университете, однако он в целом отражает состояние студенческого спорта и в других высших учебных заведениях.

Ключевые слова: студенческий спорт, физическая культура.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p97-101

PHYSICAL TRAINING AND SPORTS DEVELOPMENT AT PETROGRAD (LENINGRAD) UNIVERSITY IN 1920-1930

Boris Alekseevich Mikhailov, the candidate of physical and mathematical sciences, professor, Victor Vasilyevich Trunin, the candidate of biological science, senior lecturer,

St. Petersburg State University

Annotation

This article analyzed the condition of the student's sports in higher schools of St. Petersburg within the first years of the Soviet power, before acceptance in 1929 of Decree SNK RSFSR “About physical training introduction as obligatory subject in higher educational institutions”. This period is characterized by amateur participation of students in various sports actions. The analysis is carried out on the example of development of the sports during these years at Petrograd (Leningrad) university; however, it reflects the condition of student's sports in other higher educational institutions.

Keywords: student's sports, physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Исследование развития спорта и особенно студенческого спорта в 20-е годы XX века представляют значительный интерес в силу его малой изученности. В этой связи можно лишь отметить работы известного историка спорта А.Б. Суника [3].

Это был сложный период становления нашего государства. После 1917 года руководство страны стало обращать пристальное внимание на физическую подготовку населения и в первую очередь с целью увеличения обороноспособности. Шла гражданская война, но уже в 1919 году в Москве прошел 1 Всероссийский съезд по физической культуре, спорту и допризывной подготовке. Председателем съезда был Л. Е. Марьясин -первый руководитель Всеобуча. Съезд принял постановление «О принятии положения о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.