Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СОВРЕМЕННЫМИ ЭЛЕКТРОННЫМИ ПРИЛОЖЕНИЯМИ И УСТРОЙСТВАМИ'

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СОВРЕМЕННЫМИ ЭЛЕКТРОННЫМИ ПРИЛОЖЕНИЯМИ И УСТРОЙСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОБИЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / СМАРТФОНЫ / ГАДЖЕТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патаркацишвили Николай Юрьевич, Завьялов Дмитрий Александрович, Исаев Роман Самирович, Бикбулатов Андрей Владимирович, Михайлова Светлана Александровна

Целью исследования было, изучить влияние мобильных, интерактивных, электронных и другие современные компьютерные устройства, способствующие для мотивации учащихся к физической активности. Для данного изучения был проведен опрос и анкетирование студентов Сибирского федерального университета в г. Красноярск, всех учебных групп занимающихся прикладной физической культурой в двух учебных корпусах, гуманитарные науки и юриспруденция. Так же студенты проявили целевой интерес к совершенствованию и дальнейшему продвижению современных средств и устройств, для занятий физической культурой в высших учебных заведениях. Исследование показало, что использование студентами электронных гаджетов в виде устройств и приложений во время физической активности в вузе хорошо развито, но недостаточно широко распространено использование в группах по прикладной физической культуре. Однако рекомендации по их правильному использованию и предназначению вызывают интерес у значительной части респондентов, выразивших доверие и необходимость внедрения современных устройств в учебный процесс в высшем образовательном учреждении на дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Патаркацишвили Николай Юрьевич, Завьялов Дмитрий Александрович, Исаев Роман Самирович, Бикбулатов Андрей Владимирович, Михайлова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS' MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION WITH MODERN ELECTRONIC APPLICATIONS AND DEVICES

The aim of the study was to study the impact of mobile, interactive, electronic and other modem computer devices on motivation of the students to be physically active. For this study, the survey and questioning of students of the Siberian Federal University in Krasnoyarsk, all educational groups engaged in applied physical culture in two educational buildings, humanities and jurisprudence were carried out. Also, students showed the targeted interest in improving and further promoting the modern means and devices for physical education in higher educational institutions. The study showed that the use of electronic gadgets by students in the form of devices and applications during physical activity in the university is well developed, but not widespread in groups on applied physical education. However, recommendations on their correct use and purpose arouse the interest of the significant part of the respondents, who expressed confidence and need to introduce the modern devices into the educational process at a higher educational institution in the discipline "Applied physical culture and sports".

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СОВРЕМЕННЫМИ ЭЛЕКТРОННЫМИ ПРИЛОЖЕНИЯМИ И УСТРОЙСТВАМИ»

versity. Physical education. Sport, No. 1, pp. 69-76.

4. Rzhanov, A.A., Nesmeyanov, A.I., Zagorodnikova, I.S. and Vlasov, E.A. (2020), "Improving the protective element in volleyball - "falling on the chest" as a deployed psychomotor act", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 187, No. 9, pp. 319-323.

5. Roleder L.N. (2016), "Features of sports tourism at the university", Young Scientist, No. 5, pp. 772-774.

Контактная информация: kafedrasporta@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.02.2021

УДК 796.011.3:796.015.68

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СОВРЕМЕННЫМИ ЭЛЕКТРОННЫМИ ПРИЛОЖЕНИЯМИ И УСТРОЙСТВАМИ

Николай Юрьевич Патаркацишвили, старший преподаватель, Сибирский федеральный университет, Красноярск; Дмитрий Александрович Завьялов, доктор педагогических наук, профессор, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск; Роман Самирович Исаев, преподаватель, Сибирский федеральный университет, Красноярск; Андрей Владимирович Бикбулатов, старший преподаватель, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Красноярский институт железнодорожного транспорта - филиал Иркутского государственного университета путей сообщения; Светлана Александровна Михайлова, старший преподаватель, Сибирский федеральный университет, Красноярск

Аннотация

Целью исследования было, изучить влияние мобильных, интерактивных, электронных и другие современные компьютерные устройства, способствующие для мотивации учащихся к физической активности. Для данного изучения был проведен опрос и анкетирование студентов Сибирского федерального университета в г. Красноярск, всех учебных групп занимающихся прикладной физической культурой в двух учебных корпусах, гуманитарные науки и юриспруденция. Так же студенты проявили целевой интерес к совершенствованию и дальнейшему продвижению современных средств и устройств, для занятий физической культурой в высших учебных заведениях. Исследование показало, что использование студентами электронных гаджетов в виде устройств и приложений во время физической активности в вузе хорошо развито, но недостаточно широко распространено использование в группах по прикладной физической культуре. Однако рекомендации по их правильному использованию и предназначению вызывают интерес у значительной части респондентов, выразивших доверие и необходимость внедрения современных устройств в учебный процесс в высшем образовательном учреждении на дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт».

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, выносливость, работоспособность, мотивация, общая физическая подготовка, физическая активность, физическая культура, мобильные устройства, электронные приложения, смартфоны, гаджеты, эффективность, интеграция в учебный процесс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p248-253

STUDENTS' MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION WITH MODERN ELECTRONIC APPLICATIONS AND DEVICES

Nikolay Yurievich Patarkatsishvili, the senior teacher, Siberian Federal University, Krasnoyarsk; Dmitry Alexandrovich Zavyalov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev; Roman Samirovich Isaev, the teacher, Siberian Federal University Krasnoyarsk; Andrey Vladimirovich Bikbulatov, the senior teacher, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Institute of Railway Transport - branch of the Irkutsk State University ofRailways; Svetlana Alexandrovna Mi-

khailova, the senior teacher, , Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Abstract

The aim of the study was to study the impact of mobile, interactive, electronic and other modern computer devices on motivation of the students to be physically active. For this study, the survey and questioning of students of the Siberian Federal University in Krasnoyarsk, all educational groups engaged in applied physical culture in two educational buildings, humanities and jurisprudence were carried out. Also, students showed the targeted interest in improving and further promoting the modern means and devices for physical education in higher educational institutions. The study showed that the use of electronic gadgets by students in the form of devices and applications during physical activity in the university is well developed, but not widespread in groups on applied physical education. However, recommendations on their correct use and purpose arouse the interest of the significant part of the respondents, who expressed confidence and need to introduce the modern devices into the educational process at a higher educational institution in the discipline "Applied physical culture and sports".

Keywords: health, healthy lifestyle, endurance, performance, motivation, general physical fitness, physical activity, physical culture, mobile devices, electronic applications, smartphones, gadgets, efficiency, integration into the educational process.

Обычно принято считать, что мотивация является главной движущей силой успеха любой деятельности. Это заставляет студента сосредоточиться на намеченной цели, преданно следовать ей и целенаправленно добиваться успеха. Таким образом, формирование внутренней мотивации у студента это основная обязанность каждого преподавателя.

Мобильные устройства и современные электронные приложения стали неотъемлемой частью повседневной жизни каждого студента. Интеграция мобильных приложений в учебный процесс происходит постепенно и охватывает далеко не всех студентов и их предметы обучения, однако наблюдается заметное повышение уровня мотивации студентов, так как данный прибор и его приложения (современный девайс) позволяет отслеживать динамику биологических показателей организма. Цифровизация образования и образовательных ресурсов - результат стремительного технологического развития в современном мире. Достаточно много различных мобильных устройств и электронных приложений в мире, предназначенные не только для развития интерактивных навыков, но и для повышения вовлеченности и мотивации во время упражнений и физической активности.

Физическая активность - это сложный поведенческий комплекс, на который в биологическом аспекте влияет рост и развитие организма, состояние здоровья [5, 6]. А так же развитие социальных связей и рост в корпоративной среде, самостоятельное или групповое развитие физических качеств и способностей [6, 7, 8], высокие уровни нагрузки для достижения спортивных результатов [1] и физические упражнения на досуге [2, 3]. Данные теории поведенческих изменений были использованы в качестве основы для интеграции физической активности при решении проблемы, связанные с принятием и поддержанием физически активного образа жизни. Факторы, влияющие на физическую активность, которые не имеют целевой теоретической основы, часто содержат один или несколько методов изменения поведения. Объяснения теоретического понимания часто включают один или несколько методов изменения поведения [8, 9].

Наиболее эффективными методами изменения поведения для улучшения результатов физической активности являются:

1. Изучение полученных и использованных подсказок, практических приемов, в зависимости от усилий или подхода к намеченной деятельности;

2. Оперативный самоконтроль поведенческого результата;

3. Планирование социальной поддержки и своевременных социальных изменений.

Такие факторы, включая данные методы изменения поведения, могут положительно и эффективно влиять на поведение, связанное с физической активностью.

Мобильные приложения - это привлекательный способ интеграции не только в образовательный процесс, но и в повседневную жизнь каждого человека, поскольку они общедоступны для загрузки и использования через магазины приложений Apple Store и Google Play, для устройств Apple и Android. А также для электронных устройств на базе операционной системы Microsoft имеются приложения для самостоятельного расчета и оценки необходимой выполняемости. Современное электронное приложение - универсальный инструмент служит потенциальным решением для поддержки и оправдания инициатив по изменению питания и физической активности [8, 9]. Доступность и скорость получения вывода элементарных результатов позволяют оперативно вмешиваться, исправлять и оперативно подсказывать о выполнении заданной программы. Наряду с контролем функциональных возможностей устройства обеспечивают интерактивность и социальную связь (в соответствии с наиболее эффективными методами изменения поведения при физической активности).

Приложения могут еще больше влиять на поведение, в том числе от привлекательных компонентов дизайна и игрофикации. К сожалению, в настоящее время катастрофически недостаточное внимание уделяется различным аспектам проблемы внедрения мобильных образовательных и электронных современных технологий в организацию процесса физического воспитания студентов, использование которых основано на их личной заинтересованности и вовлеченности [2, 3, 4, 5, 8, 9].

Цель исследования - изучить влияние и отношение на мобильные, интерактивные, электронные и другие современные компьютерные устройства и приложения для мотивации студентов способствующие к физической активности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 471 студент 1-3 курсов СФУ занимающихся прикладной физической культурой в корпусах № 1 - пр. Свободный 79б (гуманитарные науки) и № 5 - ул. Маерчака 6 (юриспруденция). Для изучения проблемы исследования был проведен опрос и анкетирование студентов Сибирского федерального университета г. Красноярска, возраст респондентов составил 18-21 год, кто из них использует мобильные и иные электронные устройства с функцией физической активности и контроля в повседневной практике. Выявлен целевой интерес в улучшении и дальнейшем продвижении таких подобных средств, влияющих на физическое воспитание и контроль в высших учебных заведениях. Полученные результаты статистически обработаны для идентификации набора данных (рисунок 1).

_0_

Microsoft | 22

22

I 28

Android _

]_3

iOS

0 50 100 150 200 250

Рисунок - Повседневное использование устройств

Во всем мире в среднем 65% взрослых сообщают, что используют смартфоны и другие электронные современные устройства [4, 6]. В нашем случае не все учащиеся с мобильными устройствами, электронными современными гаджетами, используют устройства для корректировки питания, сна, утомляемости и устанавливают программы

183

211

□ ноутбук или ПК

□ смартфон / планшет

■ Операционная система

238

для отслеживания своего активного образа жизни - физическая активность. По этой же причине мы не разделяли студентов по половому признаку. С целью всестороннего изучения этой темы был проведен опрос. Опрос проводился об эффективности мобильных приложений и современных электронных устройств, их роли в повседневной жизни человека и влиянии на мотивацию изменения личного поведения, контроль над здоровьем, занятий спортом и физически активной работы над собой.

ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Исследование показало, что опрошенные студенты следят за своим питанием и здоровьем, для этого используют мобильные приложения - 53,9% (254 студента), другие 46,1% (217 студента) - используют иные современные электронные устройства, и компьютерные приложения, в которых рассчитывают свои полученные показатели, в виде шагомера, пульса и время физической активности. Все используемые данные приложения позволяют им следить за динамикой изменений, правильно планировать свой распорядок дня, питание, физические нагрузки и полноценный отдых, как во сне, так и в активном образе жизни. Следует отметить, что в современном обществе приложения для отслеживания пульса шагомеры и др. уже встроены в телефоны более 90% людей [4, 6]. Разработчики программ рассматривают такие нововведения как неотъемлемую часть жизни образованного и здорового общества, они помогают отслеживать, что и в каком количестве человек съел, какое расстояние он преодолел за день. Более 71% (335 студентов) опрошенных респондентов отмечают эффективность использования таких мобильных приложений по критерию отслеживания состояния своего здоровья, что однозначно подтверждает заинтересованность подрастающего поколения в поддержании здорового и сбалансированного уровня жизни.

Объектом исследования стала возможность эффективного использования таких приложений при занятиях спортом не только самостоятельно, но и в рамках групповых занятий по физическому воспитанию в университете. Исследование показало, что на данный момент на занятиях в высших учебных заведениях только 20,6% (97 студентов) опрошенных респондентов активно используют мобильные устройства и электронные приложения на занятиях прикладной физической культуры в вузе. Используют это для отслеживания динамики их биологических и физических показателей для самоконтроля воздействия нагрузки на организм, работают по самостоятельным программам и расчетам, выполняя заданные определенные целевые настройки (рисунок 2).

Apple Здоровье Samsung Heaith Nike Training Club Strava

Программы Microsoft Excel Water Balance Не пользуюсь Pacer Paloma Fat Secret Habitica

128

56

26

99

15

40

60

100

120

140

Рисунок 2 - Использование студентами приложений физической активности для отслеживания и контроля состояния здоровья

Приятно отметить, что 77,9% - это 367 студентов, которые уверены, что такое приложение может стать как отличное дополнение к учебному процессу и нормативной зачетной подготовки на занятии по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт».

ВЫВОДЫ

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Результаты исследования выявили очевидный интерес студентов и их желание на внедрения информационных и коммуникационных электронных современных технологий, при использовании мобильных устройств, гаджетов и электронных программ в процессе занятий физической культурой в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

2. Полученные данные подтверждают необходимость интеграции интерактивных методов, использовать как элемент общего компонента физического воспитания, для формирования физически активных привычек и укрепления здоровья, как мотивация ведения и контроля здорового образа жизни не только внутри учебного заведения, в кото -ром проводят большую часть своего времени, но и за пределами вуза.

3. Предлагаемые нововведения в образовательной программе данной дисциплины будут оптимально и эффективно сочетать личностно-ориентированное содержание образовательного процесса и требования федерального образовательного стандарта, исходя из отсутствия дополнительных финансовых затрат в процессе приобщения обучающихся к систематическому активному образу жизни и физическим упражнениям. Контроль и наблюдение индивидуальной активности во время проведения занятий покажет о высшем уровне учебного заведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соотношение средств тренировки юных футболисток в подготовительном периоде с учетом их индивидуальных особенностей / Д.В. Выприков, Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, С.П. Голуб-ничий // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 3. - С. 60-62.

2. Влияние современных электронных устройств и приложений на мотивацию студентов к занятиям физической культурой / Д.В. Выприков, А.В. Титовский, А.Б. Егоров, Р.И. Заппаров // Ученые записки университета Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 63-67.

3. Высоцкая, Т.П. Активный досуг как механизм оздоровления современной студенческой молодежи / Т.П. Высоцкая, С.П. Голубничий, А.Г. Ростеванов // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2017. - № 4 (20). С. 158-164.

4. Лифанов, А.Д. К вопросу использования мобильных образовательных ресурсов в системе физического воспитания студентов / А. Д. Лифанов, Л.А. Финогентова // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 3. - С. 43-48.

5. Удовлетворенность процессом физического воспитания студенток в условиях диверсификации физкультурного образования / А. Д. Лифанов, С.В. Деменев, Р.Г. Хуснутдинова, В.Д. Кузь-мичев, С.А. Блохин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 190-194.

6. Патаркацишвили, Н.Ю. Индивидуальные способы применения электронных современных устройств за контролем физической нагрузки / Н.Ю. Патаркацишвили, Д.А. Завьялов, А.А. Близневский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 288-292.

7. Титовский, А.В. Технология «Бильярд» как направление физической культуры в условиях снижения состояния здоровья / А.В. Титовский, Д.В. Выприков, И.Н. Моторин // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 5. - С. 155-159.

8. Титовский, А.В. Бильярд как инновационное направление учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» / А.В. Титовский // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 4. - С. 90-96.

9. Титовский, А.В. Учебно-методический комплекс «Бильярд» в учебном процессе по физической культуре экономического университета / А.В. Титовский // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 6. - С. 30-33.

REFERENCES

1. Vyprikov, D.V. Shutova, T.N., Bodrov, I.M. and Golubnichy, S.P. (2019), "Individualized preparatory staged training model for junior female footballers", Theory and Practice of Physical Culture, No. 3, pp. 60-62.

2. Vyprikov, D.V., Titovsky, A.V. Egorov, A.B. and Zapparov, R.I. (2020), "Influence of modern electronic devices and applications on students' motivation for physical culture lessons", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 63-67.

3. Vysotskaya, T.P., Golubnichy, S.P. and Rostevanov, A.G. (2017), "Active leisure as a mechanism for improving modern student youth", Bulletin of the Russian University of Economics. G. V. Plek-hanov. Introduction. Path to science, No. 4 (20), pp. 158-164.

4. Lifanov, A.D. and Finogentova, L.A. (2015), "On the use of mobile educational resources in the system of physical education of students", Bulletin of sports science, No. 3, pp. 43-48.

5. Lifanov A.D., Demenev, S.V., Khusnutdinova, R.G., Kuzmichev, V.D. and Blokhin, S.A. (2018), "Satisfaction with the process of physical education of students in the conditions of diversification of physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (158), pp. 190-194.

6. Patarkatsishvili, N.Yu., Zavyalov, D.A. and Bliznevsky, A.A. (2020), "Individual ways of using modern electronic devices for physical load control", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (187), pp. 288-292.

7. Titovsky A.V., Vyprikov, D.V and Motorin, I.N. (2017), "The Technology of "Billiards" as the direction of physical culture in the conditions of decrease health", Yaroslavl pedagogical Bulletin, No. 5, pp. 155-159.

8. Titovsky, A.V (2016), "Billiards as an innovative direction of educational process on discipline "Physical culture"", Izvestiya Tula State University. Physical culture. Sport, No. 4, pp. 90-96.

9. Titovsky, A.V (2017), "Educational and methodical complex "Billiards" in educational process on physical culture University of Economics", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 30-33.

Контактная информация: nputincev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.02.2021

УДК 796.093.4

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКИХ ОНЛАЙН-СОРЕВНОВАНИЙ ПО ФУТБОЛУ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Игорь Евгеньевич Прокофьев, заместитель директора спортивного клуба, Сергей Николаевич Александров, старший преподаватель, Наталья Васильевна Австриевских,

старший преподаватель, Светлана Владимировна Шеменёва, старший преподаватель, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

Аннотация

Проблема повышения уровня двигательной активности студенческой молодежи вот уже на протяжение ряда десятилетий непросто привлекает спортивную науку, а заставляет и требует проведения ряда фундаментальных исследований. Большая роль в решении данной проблематики, в том числе, отводится и дальнейшему поступательному развитию студенческого спорта, о чём в последние годы говорится на государственном уровне. В то же время существующая действительность, связанная с появлением новой коронавирусной инфекции, борьбой с её дальнейшим стремительным распространением, введением в большинстве регионов нашей страны ряда санитарно-гигиенических ограничений и т.д., ещё больше осложнила возможности прогрессивного решения данной проблемы и что, самое главное, требует от специалистов поиска новых, отвечающих современным требованиям и интересам студенческой молодёжи форм физкультурно-спортивной активности, а также тренировочной и соревновательной деятельности. Таким образом, в условиях современных реалий, характеризующихся введением ряда ограничительных мер в области образовательной, физкультурно-спортивной и иных сфер деятельности, многие учреждения вынуждены были перейти на дистанционный формат обучения, прекратить работу спортивных отделений и секций, а тренировочные и соревновательные занятия оказались доступны лишь небольшому кругу лиц. Следует констатировать, что, к большому сожалению, большинство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.