Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СЕМЬЯ / ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова Т.В.

В статье рассматривается актуальность нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Раскрыто понятие нравственного воспитания. Описана роль семьи в нравственном воспитании детей. Рассмотрены особенности сотрудничества дошкольного образовательного учреждения со старшим поколением воспитанников по вопросам нравственного воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полякова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 372.3

Полякова Т.В. студент

специальность «Дошкольное образование.»

Крымский инженерно-педагогический университет

РФ, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается актуальность нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Раскрыто понятие нравственного воспитания. Описана роль семьи в нравственном воспитании детей. Рассмотрены особенности сотрудничества дошкольного образовательного учреждения со старшим поколением воспитанников по вопросам нравственного воспитания детей.

Ключевые слова: нравственное воспитание, дошкольное образовательное учреждение, взаимодействие, сотрудничество, семья, дошкольники.

Polyakova T. V.

student of the specialty «Preschool education» Crimean Engineering and Pedagogical University

Simferopol, Russia

Annotation. The article considers the urgency of moral education of children of the senior preschool age. The concept of moral education is revealed. The role of the family in the moral education of children is described. Features of cooperation between preschool educational organizations and the older generation ofpupils on issues of moral upbringing of children are considered.

Key words: moral education, pre-school educational institution, interaction, cooperation, family, preschoolers.

В настоящее время в современном российском обществе остро переживается кризис нравственных идеалов, и самой большой опасностью, подстерегающей наше общество сегодня, является разрушение личности. Доминирование материальных ценностей над духовными влияет на искажение у детей представлений о таких понятиях как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. Зачастую молодые родители вопросам нравственного воспитания не уделяют должного внимания. Отсутствие нравственного воспитания ведет к росту агрессивности и жестокости в обществе, вследствие чего возникают такие катастрофические ситуации, как террористические акты. Сегодня назрела особая необходимость воспитания нравственного сознания личности, начиная с раннего возраста.

Нравственное воспитание диктует необходимость работы в единой

системе «семья-ребенок-детский сад». Предпринимаемые сегодня попытки воспитания нравственных качеств у детей показывают, что наиболее слабым звеном в данной системе является семья. Многие родители просто не знают, что именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает социальные нормы, моральные требования и образцы поведения на основе подражания. Данная ситуация обуславливает необходимость помощи родителям в осознании (без навязывания), что в первую очередь именно семья сохраняет и передает нравственные духовные ценности и обычаи, которые чтили и почитали предки, и что именно родители несут ответственность за нравственное воспитание детей.

Нравственное воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения, оно является многогранным по своему содержанию: оно может проявляться в любви к родному краю, в гордости за свою страну, в уважении к окружающему миру, в ощущении своей неразрывности с окружающим миром, в желании сохранить и приумножить культурно-исторические ценности своей родины.

Маленький человек, попадая в сложный многогранный мир, знакомиться не только с такими понятиями как добро и справедливость, героизм и преданность, на его пути встречаются также предательство, нечестность, корысть. Дети должны уметь отличать хорошее от плохого. С этой целью в человеке с ранних лет жизни необходимо формировать прочные идейные убеждения, высокую мораль, культуру труда и поведения. Воспитание и формирование миропонимания детей становятся необходимыми в тот момент, когда их жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детские годы происходит определение направленности личности, появление первых моральных установок и взглядов.

Под содержанием нравственного воспитания понимают совокупность ценностей, представлений, понятий, идеалов, нравственных эталонов, действий и поступков, которые подлежат освоению в воспитательном процессе [1, с. 12].

Нравственное воспитание является по своей сути формированием системы ценностных отношений человека - к миру, другим людям, самому себе, поэтому воспитание толерантности - это также процесс присвоения ценностей, в первую очередь этических, посредством открытия в них человеком собственных смыслов.

Нравственное воспитание выступает в качестве процесса целенаправленного развития духовной сферы человека, как внешней, так и внутренней. Духовно-нравственное воспитание расширяет и углубляет понятия о родных людях в семье, прививает навыки доброжелательного общения со сверстниками, дает представления о непосредственном и далеком окружении. Духовно-нравственным воспитанием осуществляется влияние на телесное развитие ребенка и определяется зрелость психофизиологической личности.

Основа содержания воспитания остается в обществе неизменной, однако наполнение данного воспитания способно меняться в зависимости от таких категорий как этап развития общества, возраст детей, их психологические возможности в восприятии окружающего мира. С целью правильного восприятия и принятия содержания воспитания детьми необходимо использование адекватных методов, средств, педагогических путей.

Стоит отметить, что процесс систематического ознакомления дошкольников нравственными установками должен осуществляться, прежде всего, в образовательном процессе, основанном на целенаправленном использовании тех возможностей воспитания, которые заложены в образовательных дошкольных программах.

Нравственное воспитание предполагает ведущую роль взрослого, который выступает в качестве организатора жизни ребенка, объекта познания, реального носителя тех моральных ценностей, которые имеют для ребенка особое значение. Закладывание первых нравственных навыков детей происходит в семье. В игре и посильном труде происходит наиболее интенсивное формирование таких нравственных качеств детей, как взаимопомощь, аккуратность, отзывчивость. Включение духовных народных традиций в учебно-воспитательный процесс способствует всестороннему развитию детей старшего дошкольного возраста, обогащает их внутренний мир и дает знания в области народного искусства.

Итак, успех нравственного воспитания дошкольников во многом обусловлен характером субъективного нравственного пространства, которое их окружает.

Семья и детский сад являются общественными институтами, стоящими у истоков нашего будущего, однако зачастую в отношениях между ними отсутствуют взаимопонимание, такт, терпение, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между дошкольным образовательным учреждением и родителями всей тяжестью ложится на ребенка. Многие родители считают, что детский сад является тем местом, где за детьми только присматривают, в то время как родители на работе. Поэтому дошкольные педагоги часто испытывают большие трудности в общении с семьей.

Важность нравственного воспитания для развития ребенка определяет направленность взаимодействия ДОУ и семьи. Не превращение семьи в филиал детского сада, а сохранение и развитие самобытности семейного воспитания ребенка [3, с. 19].

В ходе развития общества процесс воспитания детей становится всё более длительным и сложным. Это обусловлено действием ряда факторов, главные из которых заключаются в усложнении самой общественной жизни и удлинении периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала всё больше испытывать необходимость помощи, как со стороны общества, так и со стороны педагогов.

Работа с семьями является сложной и важной частью деятельности детского сада в целом и воспитателя в частности. Одной из главных целей руководителя ДОУ и дошкольных педагогов является организация процесса вовлечения родителей в педагогический процесс.

Повышать педагогическую культуру родителей - своего рода миссия образовательного учреждения. И это является особенно актуальным в условиях кардинального изменения социальной жизни общества и перемен в области образования, основанных на реализации ФГОС ДО [6, с. 6].

Процесс сотрудничества дошкольной образовательной организации и старшего поколения в семьях воспитанников подразумевает организацию совместных действий членов семей дошкольников и воспитателей, задачи которых заключаются в удовлетворении интересов и достижении целей всех сторон в образовательном процессе.

Современная система дошкольного образования требует нового взгляда на проблему сотрудничества ДОУ и старшего поколения воспитанников в вопросах нравственного воспитания детей. Необходим поиск новых форм работы с родителями, основанных на процессе взаимодействия семьи и детского сада.

Говоря об организации сотрудничества дошкольных образовательных организаций и семей дошкольников, стоит отметить, что уже к середине XX столетия были разработаны устойчивые формы работы в указанном направлении, которые дошкольная педагогика трактует как традиционные формы. Условно они подразделяются на следующие группы:

• познавательные - формы взаимодействия, при которых повышается психолого-педагогическая культура родителей, изменяются взгляды на процесс воспитания ребенка в семье, развивается рефлексия. Данная группа включает проведение практикумов, лекций, дискуссий, симпозиумов, «круглых столов», дебатов, педагогических советов, педагогической лаборатории, родительских конференций, родительских собраний, аукционов, семейной гостиной, родительских клубов, дней добрых дел, дней открытых дверей, эпизодических посещений, различных видов игровых технологий.

• информационно-аналитические - формы взаимодействия, при которых собираются, обрабатываются и используются данные о семье каждого дошкольника; к данным формам относятся: анкетирование, интервью, опрос, беседа и т.д.

• наглядно-информационные - формы взаимодействия, которые направлены на организацию родительского всеобуча; данная группа включает: разработку сайта ДОУ в Интернете, «Летописи ДОУ», организацию выставок детских работ, фотовыставок, рекламы в СМИ, записей видеофрагментов реализации разных видов деятельности детей, фотографий, информационных проспектов, газет, тематических выставок, выпусков бюллетеней, издание информационных листков, создание буклетов, информационных стендов, использование средств массовой

информации, освещающих проблемы семейного воспитания и т.д.

• досуговые - формы взаимодействия, которые способствуют установлению теплых неформальных отношений между родителями и воспитателями и более доверительных отношений родителей со своими детьми. Данная группа предполагает организацию совместных походов и экскурсий, праздников и утренников, семейных вернисажей, выставок детско-родительских работ, различных мероприятий (концертов и соревнований) и т.д. [6, с. 8].

Сотрудничество ДОУ и старшего поколения семей воспитанников строится в единой воспитательной системе, которая, по мнению, Н. В. Микляевой, представлена целостным социальным организмом, возникающим в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и способствующим целенаправленному и эффективному содействию развития личности ребенка [4, с. 28].

Педагоги дошкольного образовательного учреждения постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, используют нетрадиционные формы работы с семьей.

Основными формами такого сотрудничества выступают общение и деятельность. Необходимо отметить, что в системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательной организации. Основная цель взаимодействия семьи и сотрудников дошкольной организации заключается в стимулировании позитивных факторов семейного и общественного воспитания, организации их взаимодополнения и взаимовлияния.

Развитие и совершенствование воспитательного процесса в детском саду основаны на качественной организации сотрудничества. Как отмечается исследовательницей С. В. Шифановой, успех в организации взаимодействия и сотрудничества ДОУ и родителей опирается на систему, построенную из следующих этапов:

1. Определение содержания и форм работы с родителями. Данный этап предполагает организацию опросов или бесед, направленных на выявление потребностей семьи. Необходимым является не только сообщение родителям, что детский сад ожидает от них, но и определение тех направлений работы, которые являются интересными для представителей старшего поколения семей воспитанников.

2. Формирование доброжелательных отношений между ДОУ и родителями с установкой на будущую организацию взаимодействия и сотрудничества. Формирование заинтересованности родителей в работе в данном направлении.

3. Формирование в понимании родителей более грубого представления о процессе сотрудничества с дошкольным учреждением. Предоставление информации, в которой отражены возможные варианты взаимодействия и сотрудничества.

4. Совместная деятельность детского сада и старшего поколения семей

воспитанников. Данный этап предполагает планирование конкретного содержания работы, выбор форм сотрудничества [7].

Таким образом, объединение усилий дошкольного педагога и родителей является обязательным условием успешного решения образовательных задач. Показателем успешности в этом случае будет являться умение воспитателя сделать из родителей своих воспитанников союзников, готовых к педагогическим изменениям. И в этом ему помогут такие методы, формы и приемы работы, которые позволят создать процесс взаимодействия с родителями оптимальным и целостным.

Воспитателю следует помнить, что сотрудничество педагогов и родителей организуется на паритетных началах, но эффективность воспитания подрастающего поколения зависит от активности обеих сторон [6, с. 15-16].

К сожалению лишь небольшое количество родителей, понимают ценность совместных усилий, чтобы изменить эту ситуацию, необходимо конструктивно взаимодействовать, переходить от монолога к диалогу, учиться слышать проблемы и поддерживать друг друга в их решении.

Преимуществом психолого-педагогического просвещения родителей в детском саду по вопросам нравственного воспитания (в отличие от средств массовой информации) является оперативная обратная связь. Задачей дошкольного педагога является вовлечение родителей в диалог, выявление степени осознания ими тех или иных психолого-педагогических знаний, в случае надобности — корректировке отдельных представлений, убеждений в чем-то и т. д.

Такая педагогическая работа воспитателей способствует формулировке следующих положительных моментов в активизации сотрудничества со старшим поколением воспитанников:

- на основе родительской реакции (проявляется в росте активности в делах группы, более массовом участии в групповых мероприятиях и т. п.) происходит стимулирование инициативы воспитателей, возникают новые креативные проекты, которые, в свою очередь, способствуют возникновению родительского интереса к деятельности дошкольной образовательной организации;

- установление тесной связи с большим количеством родителей, а не только с активистами родительского комитета, в результате чего происходит активизация индивидуального подхода к воспитанию и обучению каждого дошкольника [5, с. 26].

Педагоги должны понимать, что сотрудничество с родителями не принесет мгновенного успеха - оно требует длительной, кропотливой работы по нескольким направлениям.

Первое направление предполагает повышение психолого -педагогической культуры родителей через самообразование. Для этого в дошкольных образовательных учреждениях может быть использована программа «Из детства - в отрочество», которая подробно отражает задачи,

которые должны решаться в семье в процессе формирования здоровья и развития детей от 4 до 7 лет.

Самообразование родителей может опираться на информацию из специальных пособий и психолого -педагогической литературы, в которых отражены теория и практика становления и развития «Я-концепции» дошкольников. Для знакомства родителей с данной информацией воспитателям рекомендуется готовить специализированную литературу или специальные информационные листки и даже газеты, с которыми родители знакомятся, когда провожают или забирают детей из детского сада [2, с. 51 -52].

Вторым направлением является непосредственное взаимодействие воспитателей, психологов и родителей при совместном исследовании представлений дошкольников о себе и других. Проведение данной работы предполагает использование любых методик. Далее проводится анализ и обсуждение между родителями и воспитателями полученных в ходе такого исследования результатов. При этом такие беседы с родителями могут состоять из анализа психологических особенностей дошкольников, проблем, связанных с воспитанием нравственных качеств личности ребенка [2, с. 51 -52].

Итак, семья и ДОУ равнозначны и равноценны в вопросах воспитания и развития личности ребенка. Для осуществления полноценной воспитательной программы, семье необходимо грамотное педагогическое кураторство.

Таким образом, воспитателям необходимо поддерживать связь с семьями воспитанников. Такая взаимосвязь должна осуществляться в двух основных направлениях:

а) через пропаганду нравственных отношений к родителям среди учащихся;

б) через тактичное побуждение родителей к проявлению примера нравственности, что в свою очередь позволит обеспечить педагогически целесообразную согласованность влияний со стороны школы и семьи.

Семья и детский сад должны взаимодополнять друг друга, потому что без участия какой-либо одной из сторон, в воспитании появится пробелы. А в отношении нравственного воспитания детей не должны допускаться ошибки.

Путем содружества детского сада и семьи закладывается основа в развитии личности в процессе семейного воспитания. Семья обладает способностью формирования у детей первоначального представления о нормах и правилах морали, первых навыков совместного труда, закладывания первых жизненных установок.

Использованные источники: 1. Глазкова Т.Н., Коровина Е.В., Кондратюк С.В., Новикова С.Г., Рязанов Д. С. Формирование системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях всех видов и типов:

методические рекомендации / Под общ. ред. Н. Е. Астафьевой. - Тамбов : ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2013. - 81 с.

2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2002. - 120 с.

3. Казанцева И.В., Жданова Л.В., Арсеньева Е.А. и др. Аксиологическая модель взаимодействия семьи и ДОО в период предшкольной подготовки ребенка. - СПб., 2016. - 69 с.

4. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования; 3 -е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 208 с.

5. Румянцева Т.А., Деньгина А.Ю., Рядинская Н.В. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - №1. - С. 25-27.

6. Тимофеева Н.В. Современные формы и методы сотрудничества дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников // Качество дошкольного образования в условиях введения ФГОС: из опыта работы ДОО Ленинградской области, в 3-х частях. - 2015. - С. 6-16.

7. Шифанова С.В. Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. - URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/cvetlana-valerevna-sMfanova/osobenosti-organizaci-vzaimodeistvija-dou-s-semjami-vospitanikov.html (дата обращения 08.04.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.