УДК 373.2
Павлова А.И.
студент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования
Казанский Федеральный Университет (Россия, г. Елабуга)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация: в статье рассмотрены особенности организации и проведения констатирующего этапа экспериментальной деятельности по выявлению актуального состояния развивающей предметно-пространственной среды на базе
выделенного дошкольного образовательного учреждения. Выделены и охарактеризованы этапы работы по изучению состояния развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. Определены проблемы обновления предметно-пространственной среды для повышения развивающего эффекта по итогам констатирующего этапа экспериментальной деятельности.
Ключевые слова: среда, развивающая среда, предметно-развивающая среда, дошкольное образовательное учреждение.
Развивающая среда является одним из условий, обеспечивающих качество дошкольного образования. Научно обоснованная организация среды в целом определяет эффективность образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, создает благоприятные условия для развития личности и деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
В научных исследованиях нет единых подходов в определении понятия «среда». Используются различные термины: развивающая предметная среда (С.Л. Новоселова); предметно-развивающая среда (В.А. Петровский); предметно
- пространственная среда (Т.С. Комарова), предметно-игровая среда (Н.Т. Гринявичене и др.).
Как указывает С.Л. Новоселова, развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.
Предметно-игровая среда обеспечивает удовлетворение потребностей детей в игровой деятельности посредством соответствующего наполнения, отвечающего интересам и склонностям детей. Она выступает стимулом к занимательной, эмоционально-окрашенной совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста. По мнению О.А. Комаровой, предметно -пространственная развивающая среда представляет собой организованное пространство, включающее в себя специально подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления специфических видов деятельности, игры, личностно-ориентированного взаимодействия.
При создании среды необходимо руководствоваться и современными требованиями к организации образовательного процесса. Для проведения занятий, игр, наблюдений педагог подбирает и размещает в групповом помещении игрушки, материалы и оборудование для специально организованной и нерегламентированной деятельности детей.
Среда должна обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка; побуждать детей к деятельности; способствовать развитию самостоятельности и творчества; - обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка, а для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.
Воспитатель должен знать, какие материалы нужны для того или иного вида деятельности, в том или ином возрасте. Тогда из множества окружающих детей материалов и игрового оборудования он сможет выбрать те, которые могут
создать обстановку, имеющую свои специфические и отличительные для каждого возраста признаки. Соответствие возрасту - одно из значимых и, в то же время, сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития.
Таким образом, развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Рассмотрев научно-теоретические основы особенностей организации среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения мы определили, что в разных возрастных группах организацию развивающей среды необходимо осуществлять в соответствии с моделью организации развивающей предметно - пространственной среды для каждого возраста, в которой определены особенности педагогических условий, в которых ориентиром для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на возрастном этапе.
Для того, чтобы творчество педагога было направлено на развитие детей, а развивающая среда дошкольного образовательного учреждения выполняла возложенные на нее функции, необходимо сформировать у педагогов -практиков представления о важной роли развивающей предметно -пространственной среды в работе с дошкольниками, снабдить их теоретической информацией и практическими, реально выполнимыми методическими рекомендациями по организации развивающей предметно - пространственной среды в разных возрастных группах.
Исследовательская работа проводилась на базе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 103 «Тургай» г. Набережные Челны. В данном образовательном учреждении функционируют 10 групп общеразвивающей направленности, что позволило провести экспериментальное исследование в пределах одного образовательного учреждения.
Исследование проводилось длительно, в течение шести месяцев и состояло из трех этапов: констатирующий эксперимент, экспериментальное обучение и контрольный эксперимент.
В эксперименте приняли участие 4 групп детей общеразвивающей направленности в количестве 100 человек.
- Экспериментальная группа среднего дошкольного возраста - дети средней группы «Пчелки», в количестве 25 человек.
- Контрольная группа среднего дошкольного возраста - дети средней группы «Цветочки», в количестве 25 человек.
- Экспериментальная группа старшего дошкольного возраста - дети подготовительной группы «Бабочки», в количестве 25 человек.
- Контрольная группа старшего дошкольного возраста - дети подготовительной группы «Звездочки», в количестве 25 человек.
В опытно - экспериментальной работе были поставлены следующие
задачи:
- Опытно - экспериментальным путем определить особенности педагогических условий в организации развивающей среды в разных возрастных группах.
- Выявить влияние формирующей работы, включающей в себя особые педагогические условия организации развивающей среды в разных возрастных группах, на развитие ребенка в соответствии с закономерностями развития детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе.
Экспериментальное исследование особенностей организации развивающей среды в разных возрастных группах проводилось с использованием следующих диагностических методик:
• Экспертная карта «Оценка качества организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ»;
• Диагностическая методика «Изучение свободной деятельности детей -уровня игровой активности» - Г.А. Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной ;
• Диагностическая методика «Диагностика уровня развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста» - З.И. Власовой .
По результатам экспериментального изучения проблемы исследования были сделаны выводы:
1. Экспериментальное исследование особенностей организации развивающей среды в разных возрастных группах, показало, что преобразование развивающей среды с учетом особенностей педагогических условий способствует развитию детей в соответствии с закономерностями развития дошкольников в определенный возрастной период дошкольного детства. Среда группового пространства дошкольного образовательного учреждения - это то место, где дети активно развиваются и ее насыщения, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности зависит возможность организовать активность детей.
2. В ходе экспериментального исследования по данной проблеме выявлено, позитивное влияние обогащения развивающей среды игровыми атрибутами для организации сюжетно - ролевых игр в экспериментальной группе среднего возраста, а также позитивное влияние создания «пространства развития самостоятельности детей» в экспериментальной группе старшего дошкольного возраста. В процессе опытно - экспериментальной работы после формирующего этапа у детей экспериментальной группы среднего дошкольного возраста произошли следующие позитивные изменения: дети научились самостоятельно разворачивать сюжетно ролевые игры, сюжеты организуемых
сюжетно ролевых игр детей стали более развернутыми, увеличилось количество ролей в играх, игры стали более продолжительными по времени. В экспериментальной группе старшего дошкольного возраста дети стали проявлять инициатива, самостоятельно организовывали подготовку к занятиям, назначали дежурных, выбирали командира команды в соревнованиях. В контрольных группах у детей, с которыми развивающая работа не проводились позитивные изменения выявлены, но не в такой степени как в экспериментальной группе.
3. Контрольный этап опытно - экспериментальной работы показал, что у детей в экспериментальной группе среднего дошкольного возраста повысился уровень игровой активности, а у детей в экспериментальной группе старшего дошкольного возраста повысился уровень самостоятельности.
Таким образом, учет особенностей педагогических условий при организации развивающей среды в разных возрастных группах способствовал развитию основных линий развития на определенном возрастном этапе дошкольного образования.
По результатам проведенной опытно - экспериментальной работы педагогам дошкольных образовательных учреждений можно порекомендовать уделять особое внимание учета особенностей педагогических условий в организации развивающей среды в разных возрастных группах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.
Новоселова, С.Л., Овчинников, А.А, Гринявичене, Н.Т. Мебельигрушка -оборудование детского сада / в кн. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: П. - . 2017 - 325 с.
Комарова, О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с
образовательными областями / О.А. Комарова // Справочник старшего воспитателя - 2019г. - №8.
Концепция дошкольного воспитания / авт.-сост. В.В. Давыдов, В.А. Петровский, Р.Б. Стеркина и др.. М.: Просвещение,2018. - 336 с.
Pavlova A.I.
Student of the Department of Theory and Methods of Preschool and Primary Education Kazan Federal University (Russia, Elabuga)
FEATURES OF THE ORGANIZATION OF DEVELOPING ENVIRONMENT IN DIFFERENT AGE GROUPS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION
Abstract: the article discusses the features of organizing and conducting the ascertaining stage of experimental activities to identify the current state of the developing object-spatial environment on the basis of a dedicated preschool educational institution. The stages of work on studying the state of the developing subject-spatial environment in a preschool educational institution are identified and characterized. The problems of updating the object-spatial environment to increase the developmental effect following the results of the ascertaining stage of experimental activity are identified.
Keywords: environment, developing environment, subject-developing environment, preschool educational institution.