Научная статья на тему 'Актуальное состояние развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении'

Актуальное состояние развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1052
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА / РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДИАГНОСТИКА / АНАЛИЗ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутвина Ольга Юрьена, Гаврашенко Екатерина Сергеевна

В статье рассмотрены особенности организации и проведения констатирующего этапа экспериментальной деятельности по выявлению актуального состояния развивающей предметно-пространственной среды на базе выделенного дошкольного образовательного учреждения. Выделены и охарактеризованы этапы работы по изучению состояния развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. Определены проблемы обновления предметно-пространственной среды для повышения развивающего эффекта по итогом констатирующего этапа экспериментальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутвина Ольга Юрьена, Гаврашенко Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальное состояние развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении»

2) реализации методики проблемного обучения с использованием ученических программ;

3) автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому глухому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе (т.е. о его достижениях в ходе занятия);

4) технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; 5) развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.

Список литературы

1. Социальная поддержка детей и молодёжи - основа благополучного и процветающего общества: Материалы международной конференции. 4-5 декабря 2013 года. - Т., 2013. - 400 с.

АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Бутвина О.Ю.1, Гаврашенко Е.С.2

'Бутвина Ольга Юрьена - доцент, кандидат биологических наук;

2Гаврашенко Екатерина Сергеевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно—педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассмотрены особенности организации и проведения констатирующего этапа экспериментальной деятельности по выявлению актуального состояния развивающей предметно-пространственной среды на базе выделенного дошкольного образовательного учреждения. Выделены и охарактеризованы этапы работы по изучению состояния развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. Определены проблемы обновления предметно-пространственной среды для повышения развивающего эффекта по итогом констатирующего этапа экспериментальной деятельности.

Ключевые слова: среда, развивающая среда, предметно-развивающая среда, дошкольное образовательное учреждение, диагностика, анализ, экспертная оценка.

В условиях модернизации системы российского образования, вариативности образовательных программ, реформирования системы дошкольного воспитания все более актуальной становится проблема организации такой окружающей среды, которая была бы «направлена на гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости, степени влияния на ребенка» (Р.Б. Стеркина) всех ее компонентов, способствующих всестороннему развитию личности ребенка.

В контексте сказанного главным является влияние предметно-пространственной среды на развитие воспитанников дошкольного возраста в соответствии с их возрастными особенностями, охраны и укрепления их здоровья и повышения эмоционального благополучия. Среда, в которой живет и воспитывается ребенок, как известно, может быть разной: поддерживающей, развивающей, насыщенной, комфортной или в некоторых случаях даже враждебной (Т.И. Алиева, Е.П. Арнаутова, Т.В. Антонова, В.И. Логинова, Т.Н. Доронова и др.) [2].

Отсюда возникает необходимость грамотной организации развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечит активное включение ребенка во взаимодействие с окружающим предметным миром, тем самым станет одним из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. При этом развивающий эффект предметно -пространственной среды детского сада в значительной степени зависит от способности педагогов раскрыть социальный потенциал предметного мира, использовать его в качестве воспитательного средства [1].

Под развивающей предметно-пространственной средой дошкольной образовательной организации понимается рационально организованная и эстетически оформленная обстановка, наполненная разнообразными предметами и игровыми материалами, которая является комфортной и безопасной для детей и способствует их личностному развитию [3].

База экспериментальной работы - МБДОУ «Детский сад № 7 «Жемчужинка» муниципального

образования городской округ Симферополь Республики Крым. В эксперименте приняли участие 10 педагогов ДОУ, заместитель заведующего по ВМР, инструктор физического воспитания, педагог-логопед, педагог-психолог и музыкальный руководитель, а также 125 родителей воспитанников.

I этап (август - сентябрь 2018 г.) - констатирующий эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента - изучить состояния развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении;

Задачи констатирующего эксперимента:

1. Провести анализ предметно-пространственной развивающей среды детского сада № 7 «Жемчужинка», выявить ее соответствие возрасту воспитанников.

2. Обобщить полученные результаты и сделать выводы.

3. Выделить проблемы, затрудняющие эффективно использовать предметно-пространственную развивающую среду для общего развития детей дошкольного возраста.

На данном этапе была проведена следующая работа:

- изучение документации, которая ведется в детском саду по отслеживанию влияния предметно -пространственной среды на уровень освоения образовательной программы всеми воспитанниками детского сада;

- анализ предметно-пространственной развивающей среды групповых помещений и площадок дошкольной образовательной организации.

1. Изучение документации.

В работе для анализа предметно-пространственной развивающей среды изучались и были проанализированы следующие документы:

1) результаты педагогического мониторинга по освоению образовательной программы воспитанниками всех возрастных групп детского сада на конец 2017-2018 учебного года;

2) рабочие программы и планы воспитателей групп, музыкального работника и инструктора по физической культуре.

Изучение результатов педагогического мониторинга по освоению образовательной программы воспитанниками всех возрастных групп детского сада на конец 2017-2018 учебного года. Педагогическим мониторингом было охвачено 230 детей второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп детского сада. Мест по плану - 260.

На основании данных можно сделать вывод: овладение детьми образовательной программой дошкольного образования по 3 образовательным областям (социально-коммуникативному, художественно-эстетическому и физическому развитию) происходит в основном на среднем уровне. По четырем образовательным областям (кроме речевого развития) имеются дети, которые осваивают ее на низком уровне. Причины этого можно связать с неэффективной организацией предметно-пространственной среды по образовательным областям для развития детей разных возрастных групп детского сада [4].

Анализ планов работы воспитателей, музыкального работника и инструктора по физической культуре проводился с целью установления, как планируется работа по обогащению и усовершенствованию предметно-пространственной развивающей среды.

Анализ планов работы педагогов показал, что обогащение и усовершенствование предметно-пространственной развивающей среды групп детского сада не находит отражения при планировании, поэтому эта работа в практике становится не эффективной.

2. Анализ предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации включал в себя:

1) оценку качества предметно-пространственной развивающей среды, созданной в каждой возрастной группе детского сада для общего развития детей;

2) самооценку воспитателями соответствия предметно-пространственной развивающей среды групп детского сада принципам ее организации по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Оценка качества предметно-пространственной развивающей среды, созданной в каждой возрастной группе детского сада для общего развития детей проводилась педагогами. В ДОУ одиннадцать групп с детьми разного возраста, мы использовали один оценочный лист на группу.

В качестве оценивания предметно-пространственной развивающей среды мы использовали следующие критерии:

1. Блок оценки дизайна помещения образовательной организации. В данном блоке оценивались: эстетика оформления здания образовательной организации и внутреннего пространства помещений, а также территории, прилегающей к образовательной организации; цветовое оформление пространства; освещенность.

2. Блок оценки пространства образовательной организации. В данном блоке оценивались: комфортность; условия эмоционального благополучия и оптимального развития; трансформируемость пространства; безопасность; доступность расположения предметов и пособий для детей; возрастная адекватность пространства; учет потребностей детей с ОВЗ, половозрастных особенностей детей, национально--культурных традиций; стимулирование игровой, познавательной и двигательной активности детей.

3. Блок наличия зон для различных видов деятельности: игровой; познавательной; исследовательской; художественно-эстетической; двигательной активности; зон релаксации (расслабления); личного пространства (зон для уединения); свободного сегмента пространства (незаполненного пространства); пространства для совместной деятельности со взрослым, индивидуальных занятий; для организации урочной и внеурочной деятельности (для начальной ступени образования).

4. Блок оценки игрового материала, учебно-методических пособий, учебно-игрового оборудования образовательной организации: наличие спортивного инвентаря, технических средств обучения и воспитания, материалов и оборудования для игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной и самостоятельной (индивидуальной) деятельности.

Каждый критерий предметно-пространственной среды оценивался педагогами по 10- балльной шкале. Градация оценок происходила следующим образом: от 1 до 3 баллов - низкий уровень проявления критерия в предметно-пространственной среде организации; от 4 до 7 баллов - средний уровень проявления; от 7 до 10 баллов - высокий уровень проявления критерия. Для удобства оценивания нами использовалась таблица.

Под развивающей предметно-пространственной средой дошкольной образовательной организации понимается рационально организованная и эстетически оформленная обстановка, наполненная разнообразными предметами и игровыми материалами, которая является комфортной и безопасной для детей и способствует их личностному развитию.

Анализ полученных данных указывает на то, что эксперты оценивают состояние предметно-пространственной среды в ДОУ на среднем уровне. Все респонденты отметили, что оснащенность групп современными ТСО находится на высоком уровне, но в тоже время в группах недостаточно игрового материала, инвентаря и оборудования.

В целом, подводя итоги экспертной оценки, удалось сформулировать проблемы обновления предметно-пространственной среды для повышения развивающего эффекта по следующим параметрам:

- насыщенность и информационная неисчерпаемость предметно-развивающей среды;

- оборудование и атрибуты для разных видов детской деятельности;

- многофункциональность использования элементов среды и возможность ее преобразования;

- наличие, разнообразие и доступность автодидактических пособий;

- использование интерактивных форм и методов работы с детьми, позволяющих «оживить» среду, сделать ее интерактивной.

Анализ выявил ряд проблем в организации предметно-развивающей среды детского сада.

1. Сохранение и иногда доминирование традиционного или формального подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды в активизации разнообразной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.

2. Некоторая стихийность при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов).

3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, «устаревших» игрушек, дидактических игр-коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).

4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы центров и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости.

5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.

6. Недооценивание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий, технических приспособлений и компьютерных приложений, а также изменение способов представления информации в средствах массовой информации создают принципиально отличную от традиционной среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников.

Для обеспечения развивающего эффекта при использовании предметно-пространственной среды изучаемого ДОУ необходимо единство предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми.

Список литературы

1. Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: -http://goo.gl/VhpiUr/ (дата обращения: 04.06.2019).

2. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании / Ю.С. Мануйлов // Вестник УРАО, 2013. № 1. С. 42-49.

3. Приступа Е.Н. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья школьника: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Е.Н. Приступа. М., 2008. 490 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Перспектива, 2014. 32 с.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТА ОБЖ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Апокина Л.Ю.

Апокина Лилиана Юрьевна - старший преподаватель, кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация: в статье рассмотрена проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня, как одна из важнейших задач государства и общества. Роль предмета ОБЖ, рассмотрена, как одна из ведущих в школьном курсе. Ключевые слова: патриотическое воспитание, гражданское воспитание, основы безопасности человека, патриотизм.

В старших классах происходит окончательное осознание обучающимися морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, которые определены понятием «патриот». Добиваться этого призвана, в частности, учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности». Значительное место в процессе формирования у молодежи качеств гражданина и патриота, личности безопасного типа занимает урочная деятельность курса ОБЖ.

Какие знания должны получить студенты при изучении курса ОБЖ, и какими навыками овладеть после его изучения? Анализ существующих программ по ОБЖ показал, что в них основное внимание уделяется изучению истории вопроса возникновения той или иной чрезвычайной ситуации, ее физическим основам и причинам возникновения. Безусловно, эти вопросы интересны и полезны, но есть целый ряд учебных дисциплин, в которых изучаются и должны изучаться эти вопросы (история, химия, физика, география и др.), а там, где надо действовать, надо учить тому, что надо делать и, самое главное, как делать, чтобы обеспечить собственную безопасность и безопасность окружающих людей [5,43].

Концепция преподавания курса ОБЖ должна быть направлена на понимание обучающимися общей логики безопасности, которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Палкевич: «Предвидеть опасность. По возможности избегать ее. При необходимости - действовать»[2, 247].

Важно, чтобы обучающиеся осознали целевую установку при изучении предмета, а именно курс ОБЖ поможет подготовиться к самостоятельной жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор, как человека, так и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.