Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ДОО ДЛЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ДОО ДЛЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДЫ / ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Н.В., Оконосова Т.И.

В статье раскрываются особенности организации производственной технологической практики в ДОО студентов Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 «специальное (дефектологическое) образование», направленность программы (профиль): «логопедия». Актуальность темы объясняется тем, что условия дистанционного обучения значительно повлияли на производственную технологическую практику в ДОО, которая предполагала исключительно контактную работу с детьми. Описывается опыт взаимодействия с дошкольными образовательными организациями, где студенты проходили практику в период удаленного обучения. Большое внимание авторы уделяют выполняемым заданиям, их специфике, вызванной условиями, обеспеченными дошкольными организациями в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19. По итогам прохождения практики определены сложности организационного, содержательного и технологического характера. Представленный материал может быть использован руководителями практик от высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Н.В., Оконосова Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF PRODUCTION TECHNOLOGICAL PRACTICE IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR FUTURE SPEECH THERAPISTS IN CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The article reveals the features of the organization of industrial technological practice in preschool educational institutions of undergraduate students of the Pedagogical Institute of the North-Eastern Federal University, who are studying in the direction of training 44.03.03 Special (defectological) education (major: “Speech therapy”). Its relevance is due to the fact that the conditions of distance learning have significantly influenced industrial technological practice in preschool educational institutions, which exclusively involved contact work with children. The experience of interaction with preschool organizations, where students underwent practical training during the period of distance learning, is described. The authors pay great attention to the tasks being performed, their specificity caused by the conditions provided by preschool organizations in connection with the pandemic of the new coronavirus infection COVID-19. The material presented in the article can be used by heads of practices from higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ДОО ДЛЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 360-364. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 12. P. 360-364.

Научная статья УДК 378.147.88

https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.54

Особенности организации производственной технологической практики в ДОО для будущих учителей-логопедов в условиях дистанционного обучения

Нарияна Васильевна Степанова1, Туйара Ивановна Оконосова2

1Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия,

paulostep@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7848-8032

2Центр развития ребенка - Детский сад №16 «Золотинка», Якутск, Россия,

zolotinka_2021@mail.ru

Аннотация. В статье раскрываются особенности организации производственной технологической практики в ДОО студентов Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 «специальное (дефектологическое) образование», направленность программы (профиль): «логопедия». Актуальность темы объясняется тем, что условия дистанционного обучения значительно повлияли на производственную технологическую практику в ДОО, которая предполагала исключительно контактную работу с детьми. Описывается опыт взаимодействия с дошкольными образовательными организациями, где студенты проходили практику в период удаленного обучения. Большое внимание авторы уделяют выполняемым заданиям, их специфике, вызванной условиями, обеспеченными дошкольными организациями в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19. По итогам прохождения практики определены сложности организационного, содержательного и технологического характера. Представленный материал может быть использован руководителями практик от высших учебных заведений.

Ключевые слова: дистанционное обучение, будущие учителя-логопеды, практика студентов, производственная технологическая практика, специальное (дефектологическое) образование

Для цитирования: Степанова Н.В., Оконосова Т.И. Особенности организации производственной технологической практики в ДОО для будущих учителей-логопедов в условиях дистанционного обучения // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 360-364. https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.54.

Original article

Features of the organization of production technological practice in preschool educational institutions for future speech therapists in conditions of distance learning

Nariiana V. Stepanova1, Tuyara I. Okonosova2

1North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia,

paulostep@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7848-8032

2Child Development Center, Kindergarten № 16 "Zolotinka", Yakutsk, Russia,

zolotinka_2021@mail.ru

Abstract. The article reveals the features of the organization of industrial technological practice in preschool educational institutions of undergraduate students of the Pedagogical Institute of the North-Eastern Federal University, who are studying in the direction of training 44.03.03 Special (defectological) education (major: "Speech therapy"). Its relevance is due to the fact that the conditions of distance learning have significantly influenced industrial technological practice in preschool educational institutions, which exclusively involved contact work with children. The experience of interaction with preschool organizations, where students underwent practical training during the period of distance learning, is described. The authors pay great attention to the tasks being performed, their specificity caused by the conditions provided by preschool organizations in connection with the pandemic of the new coronavirus infection COVID-19. The material presented in the article can be used by heads of practices from higher educational institutions.

Keywords: distance learning, future speech therapists, student practice, training practice, industrial technology practice, special (defectological) education

For citation: Stepanova, N.V. & Okonosova, T.I. (2021 ) Features of the organization of production technological practice in preschool educational institutions for future speech therapists in conditions of distance learning. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 360-364. Available from: doi:10.24158/spp.2021.12.54 (In Russian).

© Степанова Н.В., Оконосова Т.И., 2021

В связи с пандемией новой коронавирусной инфекции СОУЮ-19 перед образовательными учреждениями встала важная задача - широкое внедрение дистанционного обучения. Необходимость реализации образовательного процесса с помощью новой формы затронула и организацию практики.

Существенным условием перехода к дистанционному обучению является овладение педагогами современными технологиями образования, включая информационные. Это связано с жесткими требованиями к профессиональной компетентности будущего учителя-логопеда: к уровню знаний и практических навыков, способности применять их в меняющихся условиях, повышению квалификации, степени критического мышления, навыкам выстраивания взаимодействия с другими участниками коррекционно-педагогического процесса (Акименко, 2021).

Дистанционное обучение - это образовательный процесс, в котором взаимодействие двух сторон происходит посредством электронных каналов предоставления и приема информации без прямого и живого общения. Целью дистанционного обучения как учебного процесса является вовлечение обучаемых в активную познавательную деятельность, которая ориентирована на достижение установленных учебных целей, т. е. освоение определенной системы знаний и умений (Шатуновский, Шатуновская, 2020).

Дистанционная форма обучения обусловливает парадоксальную ситуацию, заключающуюся, с одной стороны, в обеспечении самоизоляции, с другой - в стирании личных границ, когда преподаватели и обучаемые взаимодействуют в домашней обстановке (Корякина, Архипова, 2021). Большая доля дополнительных обязательств была возложена на семьи, которым пришлось обеспечить детей техническими средствами связи, соответствующим образом организовать время и пространство (Abuhammad, 2020).

Организация перехода обучения в дистанционный формат актуализирует проблему соотнесения целей производственной технологической практики в ДОО и специфики выполнения заданий согласно санитарно-эпидемиологическими ограничениям и требованиям, предъявляемым в образовательных организациях (Антонова, 2021).

В соответствии с учебным планом по программе бакалавриата по направлению подготовки 44.03.03 «специальное (дефектологическое) образование», направленность программы (профиль) «логопедия», производственная технологическая практика в ДОО реализуется на третьем курсе обучения (в пятом семестре). Способ проведения практики - стационарный. Студенты закрепляются за дошкольными организациями, имеющими специальные группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В программе практики в качестве цели определено овладение системой специальных педагогических и психологических знаний, умений и навыков, позволяющих проводить обследование состояния речи, выявлять речевое нарушение, составлять план коррекционной работы и оказывать логопедическое воздействие в дошкольных образовательных организациях. Основными задачами данной практики являются следующие1.

1. Изучение условий работы учителя-логопеда, предметно-пространственной среды, активизирующей развитие речи детей, организации кабинета логопеда и речевых уголков в группах.

2. Формирование практических навыков проведения логопедического обследования и составления логопедического заключения.

3. Овладение навыками разработки перспективного плана логопедического работы.

4. Формирование умений построения коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе для детей с различными речевыми патологиями.

5. Овладение навыками планирования и организации индивидуальных занятий с детьми в соответствии с коррекционными, образовательными и воспитательными задачами с применением методов, приемов и форм коррекции нарушений речи детей с учетом их индивидуальных особенностей.

6. Формирование умений и навыков взаимодействия с родителями, организации консультативной работы по обучению необходимым коррекционным приемам, а также пропаганды развития уровня знаний в области логопедии.

7. Развитие навыков анализа, самоанализа при проведении логопедических занятий.

Для достижения поставленной цели и выполнения сформулированных задач студенты реализуют различные виды работ. В ходе подготовительного этапа практики будущие учителя-логопеды должны ознакомиться с организацией деятельности логопеда и воспитателя, изучить ме-

1 Логопедическая практика в дошкольных образовательных учреждениях : программа и методические рекомендации для студентов / сост. Н.И. Болтакова. Казань, 2013. 38 с. ; Поваляева М.А. Справочник логопеда : 10-е изд. Ростов н/Д., 2010. 445 с.

дицинскую и педагогическую документацию, провести наблюдение и анализ коррекционно-обра-зовательного процесса в группе детей с тяжелыми нарушениями речи. После этого студенты должны осуществить диагностику уровня речевого развития детей, заполнить речевые карты, составить логопедическую характеристику, перспективный план логопедической работы с данными детьми и провести пробные индивидуальные логопедические занятия.

На основном этапе производственной технологической практики в ДОО главными направлениями работы являются составление конспекта индивидуального логопедического занятия, организация и проведение индивидуального занятия с обследованными детьми, планирование и осуществление фронтального занятия с последующим анализом, организация консультаций для родителей и воспитателей групп.

На заключительном этапе требуются оформление итоговой документации, анализ достигнутых результатов, оценивание руководителями практики от организации и университета.

Дистанционное обучение усложнило выполнение перечисленных заданий, так как они непосредственно связаны с видами контактной деятельности и работой на базах практики. Доступ в ДОО и взаимодействие с ними в 2021/22 учебном году были существенно усложнены из-за мер предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции. В связи с этим организация производственной технологической практики посредством дистанционного обучения -актуальное направление работы образовательных учреждений. Однако переход практики на удаленную форму проведения сопряжен с трудностями и имеет ряд недостатков.

Дошкольные образовательные организации, куда были направлены будущие учителя-логопеды, соответствовали профилю подготовки обучающихся и позволяли решать задачи производственной технологической практики. Базами являлись МБДОУ ЦРР-Д/c № 16 «Золотинка» ГО «Город Якутск», МБДОУ ЦРР-Д/с № 86 «Колокольчик» ГО «Город Якутск». Со всеми учреждениями были заключены договоры о сотрудничестве. Все они имели высококвалифицированный педагогический состав, хорошую материальную базу, опыт работы с практикантами.

Задания в рамках практики не могли выполняться в том виде, в котором они планировались изначально. В процессе организации и проведения производственной практики посредством дистанционного обучения мы условно выделили следующие основные направления деятельности.

1. Работа с помощью программы для организации видеоконференций Zoom. Ресурсы данного сервиса обеспечивали взаимодействие студентов с учителями-логопедами, проведение логопедических занятий онлайн.

2. Работа на сайтах дошкольных учреждений. Данная форма позволила сформировать у студентов знания о месте ДОО комбинированного вида в системе образования, представление о содержании и системе работы учителя-логопеда: целях, задачах, направлениях и т. д. В конечном счете обучающиеся приобрели знания по основным требованиям к организации, содержанию и проведению логопедической работы, рассмотрели и уточнили должностные обязанности учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации, формы консультативной работы с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи и воспитателями групп.

В таблице 1 представлены фрагменты содержания практики, где перечислены виды учебной работы и соотнесенные с ними формы текущего контроля.

Таблица 1 - Фрагменты содержания практики

Вид учебной работы Форма текущего контроля Форма, направление работы

1 2 3

Изучение коррекционно-развивающей среды Составление перечня элементов коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета, индивидуального плана прохождения практики Внеаудиторная: консультация на платформе Zoom

Изучение медицинской и педагогической документации Анализ содержания логопедической и воспитательной работы, медицинской и педагогической документации логопеда и воспитателя Внеаудиторная: работа на сайте, консультация на платформе Zoom

Наблюдение за коррекционно-развивающей работой с последующим анализом Просмотр занятий воспитателя, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя. Анализ индивидуального занятия и фронтального занятия логопеда Внеаудиторная: работа на платформе Zoom

Наблюдение за консультативной деятельностью учителя-логопеда с родителями и воспитателями Протокол наблюдений Внеаудиторная: работа на сайте, консультация на платформе Zoom

Продолжение таблицы 1

1 2 3

Диагностика речевого развития детей, составление необходимой документации Заполнение речевых карт, составление конспектов логопедических характеристик, перспективных планов индивидуальной логопедической работы с обследованными детьми Внеаудиторная: работа на платформе Zoom

Коррекционно-развивающая работа: планирование, проведение пробных и зачетных логопедических занятий (индивидуальных и фронтальных) Составление конспектов индивидуальных логопедических занятий, проведение пробных логопедических занятий с детьми, анализ занятий Внеаудиторная: работа на платформе Zoom

Планирование консультаций для родителей и воспитателей группы Составление конспекта консультаций для воспитателей группы и родителей Внеаудиторная

Проведение консультаций для родителей и воспитателей группы Анализ конспектов консультаций для родителей и воспитателей группы Внеаудиторная: консультация на платформе Zoom

Ознакомление с содержанием логопедической работы осуществлялось с помощью сайтов дошкольных учреждений, логопедическое обследование проводилось с применением видео-кон-ференц-связи, дополнительно изучалась информация, предоставленная руководителями практик, в том числе анамнестические данные детей. Беседы с родителями также проходили по видеосвязи. Коррекционно-развивающая деятельность включала в себя онлайн-занятия на платформе Zoom, отправку заранее подготовленных заданий родителями в целях повышения их компетентности в области развития речи детей с тяжелыми речевыми нарущениями. Будущие учителя-логопеды применяли разнообразные информационно-коммуникативные технологии, среди которых самыми распространенными выступали мультимедийные презентации Powerpoint, компьютерные логопедические игры, аудио- и видеофрагменты.

На заключительном этапе при анализе достигнутых результатов дополнительно проведен опрос студентов с помощью платформы Google Forms. Он позволил выявить недостатки в организации производственной технологической практики в ДОО в условиях дистанционного обучения. По итогам анкетирования среди недостатков логопедических занятий в дистанционной форме респонденты выделили невозможность реализации некоторых упражнений и специфических приемов логопедической работы, трудности с удержанием внимания ребенка и значительные временные затраты на подготовку логопедического занятия по видео-конференц-связи, заданий для родителей.

Таким образом, при организации в ДОО производственной технологической практики будущих учителей-логопедов в условиях дистанционного обучения использовались информационно-коммуникативные технологии и дистанционные формы логопедических занятий с помощью ви-део-конференц-связи. Подобный вариант реализации производственной практики в дошкольном учреждении требует уточнения следующих вопросов:

- следование Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи № 2.4.3648-20;

- присутствие родителей при проведении логопедических занятий в дистанционной форме;

- взаимодействие с родителями при подготовке к онлайн-занятию.

Список источников:

Акименко В.М. Особенности организации учебной и производственной практики для студентов-логопедов в условиях онлайн-обучения // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9, № 2 (33). С. 145-154. https://doi.org/10.23888/humJ20212145-154.

Антонова Н.Н. Особенности организации психолого-педагогической практики студентов в период пандемии // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 5 (90). С. 8-10. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-590-8-10.

Корякина Т.Г., Архипова С.Н. К проблеме практической подготовки будущих дефектологов в условиях дистанционного обучения // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 188-192. https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.30.

Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Еще раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) // Вестник науки и образования. 2020. № 9-1 (87). С. 53-56.

Abuhammad S. Barriers to distance learning during the COVID-19 outbreak: A qualitative review from parents' perspective // Heliyon. 2020. Vol. 6, no. 11. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e05482.

References:

Abuhammad, S. (2020) Barriers to distance learning during the COVID-19 outbreak: A qualitative review from parents' perspective. Heliyon. 6 (11). Available from: doi:10.1016/j.heliyon.2020.e05482.

Akimenko, V.M. (2021) Features of the organization of educational and production practice for speech therapy students under conditions of online training. Personality in a changing word: health, adaptation, development. 9 (2), 145-154. Available from: doi: 10.23888/humJ20212145-154. (In Russian)

Antonova, N.N. (2021) Features of organization of psychological and pedagogical student practicum during the pandemic. MirNauki, Kultury, Obrazovaniya. (5), 8-10. Available from: doi:10.24412/1991-5497-2021-590-8-10. (In Russian)

Koryakina, T.G. & Arkhipova, S.N. (2021) To the problem of practical training of future defectologists in a distance learning environment. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (11), 188-192. Available from: doi:10.24158/spp.2021.11.30. (In Russian)

Shatunovskiy, V.L. & Shatunovskaya, E.A. (2020) Once again about distance learning (organization and provision of services for distance learning). Bulletin of Science and Education. (9-1), 53-56. (In Russian)

Информация об авторах Н.В. Степанова - старший преподаватель кафедры специального (дефектологического) образования, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1020581. SPIN-код: 3588-3275.

Т.И. Оконосова - учитель-логопед, Центр развития ребенка - Детский сад №16 «Золо-тинка», Якутск, Россия.

Information about the authors N.V. Stepanova - Senior Lecturer, Department of Special (Defectological) Education, NorthEastern Federal University, Yakutsk, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1020581. SPIN: 3588-3275.

T.I. Okonosova - Teacher-Speech therapist, Child Development Center, Kindergarten № 16 "Zolotinka", Yakutsk, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.12.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 17.12.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 23.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.