Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УСЛОВИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ / ПРОЦЕСС / ПРИНЦИПЫ / СПЕЦИАЛИСТЫ / НОВАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Марина Викторовна, Бездомникова Елена Владимировна, Кулюшина Наталья Владимировна, Маркова Светлана Юрьевна, Хабарова Ольга Петровна

Описываются специальные условия инклюзивного обучения ребенка с ОВЗ в ДОО, необходимые для организации детей с ОВЗ: обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Марина Викторовна, Бездомникова Елена Владимировна, Кулюшина Наталья Владимировна, Маркова Светлана Юрьевна, Хабарова Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 376.1-056.2

М.В. Алексеева, Е.В. Бездомникова, Н.В. Кулюшина, С.Ю. Маркова, О.П. Хабарова

Создание специальных условий инклюзивного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации

Описываются специальные условия инклюзивного обучения ребенка с ОВЗ в ДОО, необходимые для организации детей с ОВЗ: обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Ключевые слова: инклюзивное образование, условия, специальные, процесс, принципы, специалисты, новая среда.

В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние два десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического развития и соматического здоровья. Создание специальных условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одна из приоритетных целей социальной политики России - модернизация образования в контексте обеспечения его доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим значительно вырос заказ общества на инклюзивное образование [1].

В законе «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование понимается как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [3].

В нашей дошкольной образовательной организации (ДОО) с сентября 2015 г. реализуется модель инклюзивного образования. Это связано с тем, что весной 2015 г. четырем детям, посещающим группу обще-развивающей направленности, была рекомендована адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Соответственно, в детском саду была организована группа комбинированной направленности, или инклюзивная группа. Группа комбинированной направленности - группа, в которой осу-

ществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ. Дошкольники с ОВЗ обучаются в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для них с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Основная цель ДОО в процессе становления инклюзивной практики - обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями.

Таким образом, нашей задачей было организовать обучение этих детей в группе комбинированной направленности (инклюзивной), учитывая особенности развития и особые образовательные потребности каждого ребенка.

Организационная модель инклюзивного дошкольного образовательного учреждения должна учитывать разнообразные условия, зависящие от комплектации детского сада, поэтому должна быть гибкой, вариативной. Условия инклюзивного обучения включают следующие группы: организационные, содержательные (программно-методические), кадровые, материально-технические, финансовые условия, а также работу с семьей [2].

Охарактеризуем некоторые из созданных в нашей образовательной организации (ОО) условия.

Административной командой разработаны локальные нормативные акты, фиксирующие особенности образовательной деятельности ДОО в отношении детей с ОВЗ и обеспечивающие особую организацию деятельности:

- положение об организации инклюзивного образования в ОО;

- положение об организации психолого-педагогической помощи воспитанникам с ОВЗ в ОО;

- положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме ОО;

- договор с родителями.

В соответствии с обозначенными организационными условиями особое внимание педагогического коллектива направлено на организацию сопровождения детей с ОВЗ. Традиционно психолого-медико-педагогическое сопровождение детей включает ряд направлений: диагностическое, коррекцион-но-развивающее, консультативное и другие -в соответствии с выявленными особыми образовательными потребностями воспитанников. Для этого в ДОО была организована работа узких специалистов: учителя-дефек-толога, учителя-логопеда, педагога-психолога. Консилиумом ДОО на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии и результатов диагностики специалистов детского сада разработаны индивидуальные образовательные маршруты и адаптированная образовательная программа, проведены встречи с родителями учеников.

Охарактеризуем специфику деятельности узких специалистов как важное специальное условие дошкольного образования детей с ЗПР. Коррекционная работа проводится педагогом-дефектологом в соответствии с учебным планом. Коррекционная работа учителя-дефектолога направлена на восполнение пробелов в освоении адаптированной образовательной программы по разделам «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений». Традиционными задачами работы учителя-дефектолога являются преодоление недостатков сенсорного развития и мышления ребенка с ЗПР. Учитель-дефектолог реализует содержание коррекционно-разви-вающей работы в индивидуальной и под-групповой формах [2].

В содержание деятельности учителя-логопеда входят всестороннее изучение речевой деятельности детей, проведение ин-

дивидуальных и групповых занятий с детьми, которые имеют ЗПР, оказание методической помощи воспитателям. Организация логопедической работы предусматривает соблюдение следующих необходимых условий:

- взаимосвязи коррекции речи дошкольников с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления);

- проведения логопедических занятий с учетом вторичных нарушений в развитии речевой системы (коррекция фонетико-фо-нематической, лексико-грамматической сторон речевого и языкового развития, развитие связной речи дошкольников с ЗПР, профилактика нарушений письменной речи);

- максимального использования при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического), учета особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям, а также их психомоторики (артикуляционной, ручной, общей моторики).

В задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР входят развитие и совершенствование общей, ручной и артикуляционной моторики, развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, ритма, навыков связной речи, формирование произносительных умений и навыков, совершенствование лексических и грамматических средств языка, обогащение коммуникативного опыта.

Тесная взаимосвязь в деятельности учи-теля-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности реализуемых задач. В результате совместного обсуждения составляются планы фронтальных, подгруп-повых и индивидуальных занятий.

Одной из форм работы педагогов с дошкольниками с ЗПР является коррекцион-ный час. В рамках данной организационной формы воспитатель по заданию учителя-дефектолога и учителя-логопеда работает с ребенком. Основные задачи коррекцион-но-развивающей работы отражены в журнале взаимодействия воспитателя и узких специалистов. Важно, чтобы учитель-ло-

гопед, педагог-дефектолог, воспитатель -каждый на своем занятии - решали коррек-ционно-образовательные задачи. Только в этом случае коррекция нарушений развития у дошкольников с ЗПР будет осуществляться системно.

Крайне важным условием дошкольного образования детей с ОВЗ является организация коррекционно-развивающей образовательной и предметно-пространственной среды.

Образовательная среда - это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении, где реализуется инклюзивное образование. Образовательная среда в дошкольном учреждении состоит из следующих компонентов. Ядро модели - развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая развитие детей по пяти образовательным областям. В нее включены также игры, пособия, игрушки, оборудование всех помещений, отвечающих требованиям нозологии детей с ОВЗ и детей с инвалидностью [2].

Образовательная среда инклюзивной группы организует взаимодействие участников педагогического процесса, которое понимается как согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов. Эффективное взаимодействие предполагает четкое описание действий и компетентности участников образовательного процесса. Ниже представлены требования к действиям, компетенциям и результатам включения в образовательную деятельность разных субъектов инклюзивного образовательного процесса.

Родители детей с ОВЗ:

- понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду, а также свою ответственность;

- полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;

- проинформированы о режиме пребывания ребенка в образовательном учреждении и поддерживают его;

- включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Родители всех детей, посещающих инклюзивные группы и группы компенсирующей направленности, занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье «особого ребенка», педагогу, специалистам психолого-педагогического сопровождения.

Педагоги:

- принимают политику администрации образовательного учреждения по инклюзивному образованию;

- реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющиеся профессиональные опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных учреждениях);

- эффективно взаимодействуют с родителями, координатором по инклюзии, специалистами психолого-педагогического сопровождения;

- имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности;

- имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его (в ресурсном центре по развитию инклюзивного образования, методическом центре, общественных организациях) и активно их используют в профессиональной деятельности.

Неотъемлемой частью образовательной среды нашей дошкольной образовательной организации является содержание деятельности дошкольного образования, которое включает:

- непосредственные образовательные, коррекционно-развивающие занятия с детьми в рамках адаптированной образовательной программы,

- краткосрочные образовательные практики, разработанные также в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ,

- дополнительные адаптированные образовательные программы на выбор родителей,

- мероприятия и проекты, осуществляемые в рамках сетевого взаимодействия (например, со школой для детей с ОВЗ),

- совместную деятельность, праздники, различные формы работы с родителями, которые мы условно обозначаем как «новые формы». Современные требования образования, в том числе и инклюзивного, мотивируют на обновление традиционных форм взаимодействия.

Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения взаимосвязаны, взаимообусловлены. Они обеспечивают полноценное развитие и образование всех детей, в том числе детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, уверенность в себе у всех

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

детей, условия для полноценного общения детей со сверстниками, воспитание отзывчивости и понимания у детей без патологии, адаптацию и интеграцию в обществе всех детей, в том числе детей с ОВЗ и инвалидностью, понимание обществом проблем инвалидности.

Миссией деятельности нашей дошкольной образовательной организации по созданию и реализации специальных условий образования детей с ОВЗ является принятие ценностей инклюзивного образования всеми участниками образовательного процесса, которое может быть выражено словами: «Мы разные, но мы равные!».

1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Ку-теповой. - М., 2011. - 144 с.

2. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях : методические рекомендации / отв. ред. С.В. Алехина; Моск. гос. психол.-пед. ун-т. - М., 2012. - 92 с.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: pravo.gov.ru (без даты обращения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.