Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ В УСЛОВИЯХ ОН-ЛАЙН ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ В УСЛОВИЯХ ОН-ЛАЙН ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / СТУДЕНТЫ-ЛОГОПЕДЫ / ОБСЛЕДОВАНИЕ / КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ / МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОЧИХ СИТУАЦИЙ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акименко Валентина Михайловна

В статье представлен опыт работы по использованию специальных сервисов, позволяющих студентам-логопедам в режиме моделирования рабочих ситуаций освоить многие виды коррекционной работы, предусмотренные планом прохождения практики в условиях дистанционного обучения. Инновационное развитие отечественной системы образования предполагает создание условий для качественного и успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа сложна, требует больших знаний, опыта работы. Существенно улучшить результаты коррекционной работы в условиях дистанционного обучения с детьми, имеющими ОВЗ, может логопедическая платформа ЛогоКот. Для детей с ограниченными возможностями здоровья нарушение в развитии само по себе не является фактором психологическим. Психологическим фактором оно становится только тогда, когда дети вступают в общение со здоровыми людьми. У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья общение, которое определяется уровнем сформированности речевых навыков, нарушено. Логопедическая платформа ЛогоКот поможет специалистам грамотно обследовать ребёнка и провести коррекционную работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акименко Валентина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND PRODUCTION PRACTICE FOR SPEECH THERAPY STUDENTS UNDER CONDITIONS OF ONLINE TRAINING

The article presents the experience of working on the use of special services, allowing speech therapy students in the mode of modeling working situations to master many types of corrective work, provided by the plan of practicing in distance learning. Innovative development of the national education system involves creating conditions for high-quality and successful education of children with disabilities. The logopedic platform LogoKot can improve with the potential the results of corrective work in distance learning with disabled children. For children with disabilities, developmental impairment is not a psychological factor itself. It becomes a psychological factor only when children communicate with healthy people. The speech therapy platform LogoKot will help specialists to properly examine the child and execute corrective work.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ В УСЛОВИЯХ ОН-ЛАЙН ОБУЧЕНИЯ»

DQI:10.23888/humJ20212145-154

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ В УСЛОВИЯХ ОН-ЛАЙН ОБУЧЕНИЯ

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND PRODUCTION PRACTICE FOR SPEECH THERAPY STUDENTS UNDER CONDITIONS OF ONLINE TRAINING

Акименко В.М.

Ставропольский государственный педагогический институт

Аннотация:

В статье представлен опыт работы по использованию специальных сервисов, позволяющих студентам-логопедам в режиме моделирования рабочих ситуаций освоить многие виды коррек-ционной работы, предусмотренные планом прохождения практики в условиях дистанционного обучения. Инновационное развитие отечественной системы образования предполагает создание условий для качественного и успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа сложна, требует больших знаний, опыта работы. Существенно улучшить результаты коррекционной работы в условиях дистанционного обучения с детьми, имеющими ОВЗ, может логопедическая платформа ЛогоКот. Для детей с ограниченными возможностями здоровья нарушение в развитии само по себе не является фактором психологическим. Психологическим фактором оно становится только тогда, когда дети вступают в общение со здоровыми людьми. У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья общение, которое определяется уровнем сформированности речевых навыков, нарушено. Логопедическая платформа ЛогоКот поможет специалистам грамотно обследовать ребёнка и провести коррекционную работу.

Akimenko V.M.

Stavropol State Pedagogical Institute Abstract:

The article presents the experience of working on the use of special services, allowing speech therapy students in the mode of modeling working situations to master many types of corrective work, provided by the plan of practicing in distance learning. Innovative development of the national education system involves creating conditions for high-quality and successful education of children with disabilities. The logopedic platform LogoKot can improve with the potential the results of corrective work in distance learning with disabled children. For children with disabilities, developmental impairment is not a psychological factor itself. It becomes a psychological factor only when children communicate with healthy people. The speech therapy platform LogoKot will help specialists to properly examine the child and execute corrective work.

Ключевые слова:

Keywords:

дистанционное обучение, логопедическая платформа, студенты-логопеды, обследование, коррекция речевых нарушений, моделирование рабочих ситуаций, коррекционная работа, практические занятия.

distance learning, logopedic platform, speech therapy students, examination, correcting speech disorders, models of working situations, correlated work, practical classes.

В условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции образовательные

организации, включая институты и университеты, перешли на дистанционное обучение. Все очные лекционные и практические занятия были перенесены на онлайн обучение. Необходимость организации учебного процесса посредством дистанционного обучения затронула учебную и производственную практику.

Существенным условием перехода к дистанционному обучению является овладение педагогами современными технологиями образования, включая информационные, что связано с жёсткими требованиями к профессиональной компетентности будущего учителя-логопеда: к уровню знаний и практических навыков, способностям применять эти знания практические навыки в новых ситуациях, к умениям и навыкам самообразования, уровню критического мышления, к способностям выстраивать коммуникации с другими людьми, относящимися к различным социально-культурным и профессиональным группам.

Одним из способов решения вышеназванных задач может являться дистанционное обучение. Как утверждается в исследованиях Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной, М.В. Моисеевой: «Совершенно очевидно, что традиционное очное обучение не в состоянии решить не только проблемы высшего, но и среднего образования» [1, с. 9].

Дистанционное обучение - это получение образования с помощью интернета и современных информационных и телекоммуникационных технологий [2]. Новые информационные технологии (НИТ) и, в частности, передача по сети Интернет текстовой, звуковой, графической и видеоинформации предоставляют огромные возможности для их использования в педагогическом процессе. Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они дают пользователю громадные возможности выбора источников: информация в сетях (базовая информация на серверах и задания в электронной почте, разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных центров, а также информация на гибких дисках, на видео-и аудиокассетах, на печатных носителях).

Однако, организация учебной и производственной практики в вузе посредством дистанционного обучения - достаточно новое направление работы образовательных учреждений. Особая сложность организации дистанционного обучения связана с видами контактной деятельности, которые присутствуют в процессе обучения, например, студентов-логопедов.

Поэтому переход учебной и производственной практики на дистанционное обучение сопряжён с большими трудностями и проблемами, чем проведение лекционных занятий в онлайн режиме.

Учебная и производственная практика - это одна из основных форм профессиональной подготовки, позволяющая осуществлять обучение студентов «от опыта» собственной педагогической деятельности, что создает условия для интеграции психолого-педагогических дисциплин, частных методик и предметных знаний. Преобразование «практического» опыта в «обучающий» требует тщательного планирования, структурирования и руководства, то есть обучения студентов анализу собственной деятельности, описанию и обобщению субъективного профессионального опыта. Всё это помогает студенту увидеть возникшие проблемы, понять причины их возникновения и попытаться определить способы их преодоления.

В процессе прохождения учебной и производственной практики педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного и фактического материала, через познание и результативное освоение на основе живых впечатлений и наблюдений. Именно в процессе выполнения практических занятий и прохождения производственной практики выявляются противоречия между имеющимся запасом знаний, критически осмысливается педагогическая действительность, происходит дискредитация прежних и конструирование новых смыслов педагогических знаний, соответствующих гуманистической парадигме образования, развивается система смыслов педагогической деятельности, как жизненно-нравственной ценности сферы саморазвития личности педагога и его учеников, оцениваются реальные способности, творческий потенциал, выстраивается профессиональная перспектива. В педагогической практике не только реализуются, но и развиваются творческие силы и способности личности. В профессиональной деятельности формируется мотивационно-потребностная сфера личности и приобретается практический опыт в решении многообразных задач жизненного и профессионального содержания, вырабатываются стратегии, принципы. Включаясь в профессиональную деятельность, студент приобретает опыт взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.

Становление профессиональной компетентности будущего учителя-логопеда определяется двумя факторами: один связан с процессом освоения профессиональных ценностей, понятийного и концептуального аппарата дисциплин психолого-педагогического цикла; другим является сама реальная педагогическая деятельность в период прохождения педагогической практики и выполнения практических занятий, в ходе которых у студента проявляются и объективируются профессионально важные качества и личностные особенности. Студенты изучают и наблюдают за опытом работы, взаимодействием педагога с обучающимися того учебного заведения, в котором практиканты проходят практику, рассматривают педагогические ситуации различного характера, которые возникают в учебном заведении в ходе практики [3].

Вопросы профессиональной компетентности довольно широко освещены в трудах педагогов В.А. Адольфа, Г.И. Аксёновой, Ю.В. Варданян, Д.Н. Богоявленского, П.Я. Гальперина, В.В. Грачёва, И.А. Зимней, И.Ф. Исаева, А.К. Марковой, Н.А. Менчинской, Е.А. Милеряна, Л.Т. Митиной, Л.И. Кобышевой, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, Н.А. Лошкарёвой, Н.Н. Платонова, В.А. Сластёнина, А.В. Хуторского, Е.Н. Шиянова, И.С. Якиманской и др. Как подчёркивается в исследованиях И.В. Моториной «Ведущая

тенденция современного профессионального образования как среднего, так и высшего уровня - практико-ориентированное обучение. Оптимальным видится специалист, способный сразу после получения диплома эффективно решать определенный набор профессиональных задач» [4, с.624], и далее «...верхушка образовательной пирамиды -это профессиональный опыт, пусть пока небольшой, но качественный и ценный, а знания и умения - это также бесспорно смыслообразующие, значимые, обязательные, но предварительные ступени на пути к профессиональной вершине» [4, с.625].

В процессе прохождения учебной и производственной практики на этапе профессионального становления будущего учителя-логопеда создаются условия для соотнесения личностного и профессионального опыта будущего учителя-логопеда с опытом всех участников образовательного процесса. Исходя из этого, учебная и производственная практика может быть определена как среда приобщения будущего учителя-логопеда к профессиональной деятельности, существенно влияющая на его профессиональное становление и способствующая формированию профессиональной компетентности специалиста.

В процессе организации и проведения учебной и производственной практики посредством дистанционного обучения мы условно выделили три направления работы студентов-логопедов:

1. Работа посредством платформы ZOOM. Данная платформа обеспечила взаимодействие студентов с организаторами практики, с педагогами-практиками и, конечно, постоянный контакт студентов между собой и руководителем практики.

2. Работа на сайтах дошкольных учреждений. Данная форма работы позволила сформировать у студентов представление о дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида как образовательной системе, знания о сущности и содержании деятельности учителя-логопеда ДОУ комбинированного вида: направлениях работы, документации и т.д. В результате студенты-логопеды ознакомились с требованиями к организации, содержанию и проведению коррекционной логопедической работы в дошкольных образовательных организациях, изучили функциональные обязанности учителя-логопеда коррекционной группы в дошкольной образовательной организации; формы и средства консультативной помощи педагогам дошкольных учреждений, родителям детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

3. Работа на логопедической платформе ЛогоКот.

Как показывает опыт обучения студентов-логопедов, многие виды работ можно успешно моделировать и получить достаточно высокий практический результат при использовании специальных сервисов, к которым мы относим логопедическую платформу Логокот.

Так, в процессе прохождения учебной и производственной практики студентами-логопедами был освоен данный сервер, который позволил выполнить многие виды коррекционной работы, предусмотренные учебным планом.

В структуру веб-сервера данной платформы входят следующие компоненты сервиса:

1. Личный кабинет, в котором хранится информация о коррекционной работе на каждого ребёнка.

2. База знаний, в которой представлены методические рекомендации по всем направлениям коррекционной работы.

3. Логопедическое обследование, позволяющее обследовать ребёнка от нарушения произношения отдельных звуков до общего недоразвития речи (ОНР) I уровня.

4. Коррекционная работа, в которой представлены игры и упражнения по исправлению нарушенных компонентов речи.

Дистанционное обучение ориентировано на большую степень самостоятельной работы обучающихся [5,6]. Л.М. Левина в своих исследованиях подчёркивает, что «смещение центра тяжести в обучении с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовательной среде и направление образовательного процесса на развитие у студентов высших учебных заведений учебной самостоятельности обусловливает необходимость активизации самостоятельной работы студентов» [7, с.18].

Материал учебных дистанционных практических занятий должен быть организован таким образом, чтобы создавать основу для собственных рассуждений студентов, формирования профессиональных навыков, поиска ими дополнительных фактов, их анализа и обобщения. Задания должны стимулировать обучающихся к самостоятельной работе с информацией [8,9].

Студентам-логопедам было дано задание обследовать в режиме моделирования рабочих ситуаций детей с логопедическими заключениями: «Общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня. Псевдобульбарная дизартрия»; «Общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня. Экстрапирамидная дизартрия»; «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Функциональная дислалия»; «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Стёртая дизартрия». Конечно, данные задания носили продуктивный характер, но, чтобы смоделировать обследование, студент должен был знать структуру данного нарушения по клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациям. И в результате обследования должен выйти на это логопедическое заключение, то есть должен знать, какие параметры обследования присутствуют в структуре дефекта, а какие надо исключить.

К заданиям более сложного уровня можно отнести следующие:

- На момент поступления в логопедическую группу по заключению ТМППК у ребёнка по состоянию речевого развития было дано логопедическое заключение: «Общее недоразвитие речи (ОНР) I уровня. Моторная алалия». Какое, по вашему мнению, будет логопедическое заключение через два года коррекционной работы с ребёнком (при условии квалифицированной помощи).

- На момент поступления в логопедическую группу по заключению ТМППК у ребёнка по состоянию речевого развития было дано логопедическое заключение: «Общее недоразвитие речи (ОНР) II уровня. Псевдобульбарная дизартрия». Какое, по вашему мнению, будет логопедическое заключение через два года коррекционной работы с ребёнком (при условии квалифицированной помощи).

- На момент поступления в логопедическую группу по заключению МППК у ребёнка по состоянию речевого развития было дано логопедическое заключение: «Общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня. Псевдобульбарная дизартрия». Какое, по

вашему мнению, будет логопедическое заключение через год коррекционной работы с ребёнком (при условии квалифицированной помощи).

Данные задания потребовали от студентов не только знаний структуры дефекта, но и понимания динамики коррекционной работы.

В коррекционной работе учителя-логопеда большая роль отводится грамотно проведённому логопедическому обследованию. Традиционные диагностические методики предполагают использование напечатанных на бумажном носителе материалов (стимульного материала, речевых карт, листов подсчета и представления результатов обследования).

Опыт практической работы учителей-логопедов показывает, что недостаточно только провести обследование, необходимо обработать результаты, заполнить речевые карты, дать анализ динамики хода коррекционного воздействия. Необходимо еще грамотно и правильно оформить речевую характеристику на каждого ребёнка группы, представить свои результаты в понятной и доступной для администрации, педагогов и родителей форме. Большую сложность, особенно для начинающих логопедов, также представляет правильная оценка логопедического заключения на ребёнка, которая должна состоять из двух частей:

- Первая часть логопедического заключения опирается на психолого-педагогическую классификацию речевых нарушений, в которой указываются внешние симптомы недоразвития речи детей и выявляются логопедом в процессе обследования ребёнка.

- Вторая часть логопедического заключения опирается на клинико-педагогическую классификацию речевых нарушений, в которой уточняется неврологом механизм речевой патологии и структура речевого дефекта.

Проводя обследование на бумажном носителе, вышеперечисленные трудности затягивают и усложняют работу учителя-логопеда.

Студенты-логопеды, моделируя прохождение обследования, должны были оценить структуру дефекта логопедического заключения данного им в задании на виртуального ребёнка, понять нарушенные компоненты речевой системы, правильно выбрать их при обследовании и сопоставить состояние речевого развития обследуемого ребёнка в соединении двух классификаций: клинико-педагогической и психолого-педагогической. Речевая карта, которая была предложена программой по результатам обследования, давала возможность оценить правильность понимания студентами структуры речевого нарушения.

Студенты-логопеды, моделируя обследование, пришли к выводу, что, работая по данной программе, процесс обследования станет более качественным и объективным, а речевая карта, предлагаемая программой, ускорит и облегчит процесс обследования. Параметры обследования представлены ниже.

Для детей с ФФНР:

1. Обследование звукопроизношения.

2. Обследование артикуляционной моторики.

3. Обследование строения артикуляционного аппарата.

4. Обследование фонематического восприятия.

5. Обследование слоговой структуры слова.

Для детей с ОНР I- IV уровней:

1. Обследование звукопроизношения.

2. Обследование артикуляционной моторики.

3. Обследование строения артикуляционного аппарата.

4. Обследование фонематического восприятия.

5. Обследование слоговой структуры слова.

6. Обследование лексики.

7. Обследование грамматического строя.

8. Обследование связной речи [10,11].

Результаты обследования отражаются в речевой карте, которая автоматически заполняется программой и используется логопедом в коррекционной работе. В процессе проведения обследования присутствовал достаточно положительный обучающий момент, позволивший уточнить структуру дефекта ОНР I-IV уровней и ФФНР, а также грамотно составить логопедическое заключение. В компьютерной программе предусмотрена обработка результатов обследования, подсчёт баллов, набранных ребёнком в результате обследования и постановка логопедического заключения. Логопедическое заключение, предлагаемое программой, может анализироваться, что тоже является хорошим обучающим моментом для студентов-логопедов, которые только учатся ставить логопедическое заключение. Более того, логопедическая плаформа ЛогоКот может служить для студентов-логопедов тренажёром по формированию навыков проведения логопедического обследования и коррекционной работы, так как несоответствие логопедического заключения, предлагаемого программой, поможет переосмыслить структуру речевого дефекта и изменять тактику обследования и, как следствие, коррекционной работы.

Студенты-логопеды, анализируя речевую карту, предлагаемую программой по реультатам обследования, успешно смогли её трансформировать в другой документ, который они должны были представить: индивидуальный маршрут коррекционной работы с ребёнком. Впоследствии, по результатам обследования студенты проводили коррекционную работу в режиме моделирования.

По результатам логопедического обследования компьютерная платформа предлагает два направления работы: основные (по нарушению) и дополнительные (на усмотрение логопеда):

1. Коррекция артикуляционной моторики.

2. Развитие дыхательной и голосовой функции.

3. Развитие фонематического восприятия.

4. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков).

5. Развитие просодических компонентов речи.

6. Коррекция слоговой структуры слова.

7. Развитие понимания речи.

8. Коррекция лексики.

9. Коррекция грамматического строя.

10. Коррекция связной речи.

11. Коррекция мелкой моторики [12-16].

Высокий отзыв был получен от студентов-логопедов о коррекционной работе, представленной на логопедической платформе. Они отметили, что компьютерная программа коррекционной работы высоко автоматизирована, результаты коррекционной работы на каждого ребёнка адекватно фиксируются программой и, что очень удобно, при очередной работе с ребёнком предлагаются направления работы.

В результате проведения коррекционной работы, студенты отметили, что каждое направление представлено ярким, наглядным материалом. Все упражнения доступны, понятны, легки в исполнении и использовании. В логопедической платформе предлагаются, наряду с традиционными методами коррекционной работы, современные развивающие методы и приёмы коррекции мелкой и артикуляционной моторики, фонематических нарушений, речевого дыхания, голоса, развития лексики, грамматики и связной речи.

Студентами также отмечено возрастание роли самостоятельной работы в процессе проведения обследования и коррекционной работы на логопедической платформе.

Педагог, обучая студентов-логопедов коррекционной работе на логопедической платформе, концентрируется на функциях управления и контроля, а не на сообщении информации. Преподаватель перед предъявлением каждого нового задания проводит входной контроль знаний и умений обучающихся, определяет уровень готовности студентов-логопедов к освоению нового задания, а в случае необходимости, проводит коррекцию знаний с помощью индивидуальных или групповых консультаций. При подготовке к обследованию или проведению коррекционной работы студенты могут обратиться в информационный блок (база знаний) платформы, в котором представлен обширный теоретический и методический материал, обеспечивающий правильное выполнение практического задания.

Таким образом, дистанционное обучение прочно входит в образовательный процесс и предоставляет широкий выбор образовательных ресурсов. Сегодня мы имеем уникальный шанс существенной модернизации качества практических занятий и прохождения практики за счёт использования возможностей дистанционного обучения. Поэтому педагоги и методисты должны использовать разнообразные средства для его реализации. Успех реализации дистанционного обучения зависит от совместных усилий педагогов, методистов, практиков российской системы образования.

Использование современных компьютерных технологий, к которым мы относим логопедическую платформу ЛогоКот, позволит обеспечить высокое качество онлайн обучения студентов-логопедов, а работа в режиме моделирования рабочих ситуаций позволит освоить многие виды коррекционной работы, предусмотренные практическими занятиями: проведение логопедического обследования ребёнка и коррекционной работы над недостатками речевого развития.

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. М.: Академия; 2004.

2. Романова С.М. Система дистанционного обучения как средство информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Концепт. 2013. Т. 4. С. 271-275.

3. Исаева Т.А. Педагогическая практика в образовательном процессе высших учебных заведений России и за рубежом (на примере университетов Великобритании, США, Германии) // Молодой ученый. 2012. №4. С. 412-414.

4. Моторина И.В. Формирование эффективной профессиональной коммуникации медицинских сестёр на этапе получения среднего профессионального образования // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журнал. 2019. Т. 7. №4. С. 621-635. Доступно по ссылке: http://humjournal.rzgmu.ru/upload-files/2019-7-4-RUSSIAN.pdf. Ссылка активна на 18 мая 2021.

5. Можаева Г.В. Учебный процесс в системе дистанционного образования // Открытое и дистанционное образование. 2000. №1. С. 11 - 17.

6. Назаров П.А., Руденко Т.В. Роль практикума в учебном процессе и его реализация в ДО. В сб.: Научное и методическое обеспечение системы дистанционного образования: материалы Международной конференции. Томск;2000. С. 82-84.

7. Левина Л.М. Инновационные аспекты самостоятельной работы студентов в контексте Болон-ского процесса и модернизации высшей школы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. №6. С. 17-22.

8. Толстик А.М. Компьютерный лабораторный практикум в дистанционном образовании. В сб.: Интеграция учебного процесса и фундаментальных исследований в университетах: инновационные стратегии и технологии; 21-22 Апреля 2000. Томск; 2000. Доступно по: http://vital.lib.tsu.ru/ vital/access/services/Dowmload/vtls:000068990/SO URCE1. Ссылка активна на 18 мая 2021.

9. Жуков С.А. Качество обучения в вузе в контексте меняющейся образовательной парадигмы // Вестник Пермского университета. 2007. Т. 11, №6. С. 66-71.

10. Сорокина Н.А. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями. М.: Владос; 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Филичева Т.Б. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей

REFERENCES:

1. Bukharkina MI, Moiseyeva MV , Polat ES. Theory and practice of distance learning. Moscow: Academy; 2004. (In Russ).

2. Romanova SM. Distance Learning System as a means of information and communication technologies in the educational process. Concept. 2013;4:271-5. (In Russ).

3. Isayeva TA. Teaching practice in the educational process of higher education institutions in Russia and abroad (in the example of universities in Great Britain, USA, Germany). Young scientist. 2012;(4): 412-4. (In Russ).

4. Motorina IV. Formation of effective professional communication of medical sisters at the stage of obtaining secondary vocational education. Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal. 2019;7 (4):621-35. (In Russ). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/ upload-files/2019-7-4-RUSSIAN.pdf. Accessed: 2021 May 18. (In Russ).

5. Mozhayeva GV. Uchebnyy protsess v sisteme distantsionnogo obrazovaniya. Otkrytoe i distantsionnoe obrazovanie. 2000;(1):11-7. (In Russ).

6. Nazarov PA, Rudenko TV. Rol' praktikuma v uchebnom protsesse i ego realizatsiya v DO. In: Nauchnoe i metodicheskoe obespechenie sistemy distantsionnogo obrazovaniya: materialy Mezhdu-narodnoy konferentsii. Tomsk; 2000. P. 82-4. (In Russ).

7. Levina LM. Innovative aspects of self-employed students in the context of the Bologna process and the modernization of high school. Innovation in education. Nizhny Novgorod University Herald. 2010;(6):17-22. (In Russ).

8. Tolstrick AM. Computer Laboratory Workshop in Distance Education [Abstact]. In: Integrating Learning Process and Fundamental Research in Universities: Innovative Strategies and Technologies; 21-22 April 2000. Tomsk; 2000. (In Russ). Available at: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Down load/vtls: 000068990/SOURCE1. Accessed: 2021 May 18.

9. Zhukov SA. Quality of education at the university in the context of a changing educational paradigm. Vestnik Permskogo universiteta. 2007;11(6):66-71. (In Russ).

10. Sorokina NA. Comprehensive diagnosis of the development of children with speech disorders. Moscow: Vlados;2013. (In Russ).

11. Filicheva TB. Didactic materials for the examination and formation of speech of preschool children. Moscow:

153

дошкольного возраста. М.: Высшая школа; 2009.

12. Чумакова И. Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи // Дошкольное воспитание. 2015. №1. С. 69-83

13. Акименко В.М. Исправление звукопроизно-шения у детей. Ростов-на-Дону; 2008.

14. Кузнецова М.Б. Использование моделей в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи // Дошкольная педагогика. 2015. №1. С. 57-64.

15. Рыжова С.Ф. Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми 5-7 лет с нарушением речи. М.: Учитель; 2013.

16. Шилова О.В. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников с ОНР // Дошкольная педагогика. 2015. №1. С. 50-54.

High School; 2009. (In Russ).

12. Chumakova I. Formirovanie fonematicheskikh protsessov u doshkol'nikov s narusheniyami rechi. Doshkol'noe vospitanie. 2015;(1):69-83. (In Russ).

13. Akimenko VM. Correcting sound pronunciation in children. Rostov-on-Don; 2008. (In Russ).

14. Kuznetsova MB. Ispol'zovanie modeley v korrektsionnoy rabote s det'mi s tyazhelymi narusheniyami rechi. Doshkol'naya pedagogika. 2015;(1):57-64. (In Russ).

15. Ryzhova SF. Corrective-developing technologies in working with children 5-7 years with speech impairment. Moscow: Teacher; 2013. (In Russ).

16. Shilova OV. Ispol'zovanie metoda naglyadnogo modelirovaniya v razvitii svyaznoy rechi u starshikh doshkol'nikov s ONR. Doshkol'naya pedagogika. 2015;(1):50-4. (In Russ).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Акименко Валентина Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт; 355037, г. Ставрополь, ул. Ленина, д. 417а. E-mail: kimenst@mail.ru

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 24.01.2021. ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 01.06.2021.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Акименко В.М. Особенности организации учебной и производственной практики для студентов-логопедов в условиях онлайн обучения // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9, №2 (33). С. 145-154. Доступно по: http://humjoumal.rzgmu.m/art&id=480. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/ humJ20212145-154

INFORMATION ABOUT AUTHOR:

Akimenko Valentina M. - PhD (Pedagogics), Associate Professor, Stavropol State Pedagogical Institute; 417a, Lenin street, 355037, Stavropol. E-mail: kimenst@mail.ru

PAPER RECEIVED: 24.01.2021. PAPER ACCEPTED: 01.06.2021.

REFERENCE FOR CITING:

Akimenko VM. Features of the organization of educational and production practice for speech therapy students under conditions of online training. Personality in a changing word: health, adaptation, development. 2 0 2 1 ; 9 ( 2 ) : 1 4 5 - 5 4 . Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=480. Accessed: dd Month yyyy. (In Russ). doi: 10.23888/ humJ20212145-154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.