Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЛАН-ПРОГРАММА / ДЕТИ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ (ЗАИКАНИЕ)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бурминская Ирина Валерьевна

В данной статье рассмотрены основные аспекты организации психологического сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи (заикание) в условиях групп компенсирующей направленности ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бурминская Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»



SCIENCE TIME

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Бурминская Ирина Валерьевна, МБДОУ №67 «Медвежонок», г. Северодвинск

E-mail: burminskaya. irina@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные аспекты организации психологического сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи (заикание) в условиях групп компенсирующей направленности ДОО.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, план-программа, дети с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Формирование мышления, когнитивных функций, становление личности ребёнка дошкольного возраста тесно связаны с появлением и развитием речи. В период интенсивного формирования речь оказывается наиболее восприимчивой к воздействию неблагоприятных факторов.

Стремительный темп современной жизни, увеличение эмоциональных и физических перегрузок часто приводят к внутрисемейным неурядицам, нарушению детско-родительских отношений. Детские стрессы влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. В связи с этим в настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с недоразвитием психических функций и процессов, нарушениями речи (в том числе с заиканием).

По оценке Федеральной службы государственной статистики в 2014г. количество нуждающихся в лечении заикания в России, включая детей, школьников и взрослых составляет 3 506 400 человек. Из них: дети и школьники - 2 103 640 человек, дети и школьники с тяжёлой формой заикания - 147 255 человек. По данным этого же источника в Архангельске в 2014 году насчитывалось примерно 350 человек нуждающихся в лечении заикания, в Северодвинске - 187 [7].

Таким образом, в последние годы заикание относят к одному из самых распространённых расстройств речи.

Работа по преодолению заикания в условиях дошкольного учреждения носит ряд особенностей. Многолетний опыт работы учёных и дефектологов, специалистов по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста (Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П., Л.Н.Смирнова, С.В. Леонова и др.) показал, что использование только логопедических приёмов не даёт положительного результата, необходим комплексный подход к лечению. При заикании в первую очередь необходимо "лечить душу" больного, помочь ему избавиться от комплекса "неполноценности", заставить его вновь поверить в свои силы [4].

Большинство авторов приветствуют взаимодействие и совместное планирование непосредственно образовательной деятельности всеми специалистами дошкольного учреждения в ходе коррекции заикания: учителя-логопеда, воспитателей группы, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, не включая, однако, в этот список педагога-психолога.

В настоящее время тема психологического сопровождения компенсирующих групп для детей с заиканием остается разработанной не в полной мере. Недостаточно данных об особенностях и формах работы педагога-психолога с данной категорией детей в условиях дошкольного учреждения.

Соответственно, чётко не определенны направления и сфера деятельности педагога-психолога в ходе сопровождения коррекционного процесса.

М.М. Семаго, кандидат психологических наук, в статье "Сопровождение -это...", опубликованной в еженедельнике "Школьный психолог" (2003. № 35), пишет: "Каких-либо конкретных технологических разработок в области сопровождения я, например, не встречал. Более того, методология комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка и его семьи в образовательном пространстве, а также методология сопровождения образовательного процесса, насколько мне известно, пока еще не разработаны".

Специфика работы педагога-психолога в условиях дошкольного учреждения заключается в содействии гармоничному развитию личности дошкольника, через создание комфортных условий пребывания воспитанника в детском саду и в семье, повышению психологической компетентности родителей и сотрудников ДОО. Организация целенаправленной профилактической и просветительной работы с семей, является одним из залогов успешного преодоления тяжёлого речевого нарушения у воспитанников.

Таким образом, при разработке коррекционных мероприятий по преодолению такого тяжёлого речевого нарушения как заикание, накладывающего отпечаток на формирование личности ребёнка-дошкольника, целесообразно учитывать возможную пользу от привлечения к работе педагога-психолога ДОО.

В МБДОУ № 67 «Медвежонок» г. Северодвинска Архангельской области

функционируют две группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи (далее ТНР) -заикание.

В дошкольном возрасте заикание ограничивает коммуникативную активность детей, искажает развитие личностных качеств. Это обусловливает недоразвитие общественного поведения заикающихся детей [1].

С целью организации психологической помощи воспитанникам групп компенсирующей направленности и сопровождения семей в процессе коррекции тяжёлого речевого нарушения в ДОУ был разработан план-программа психологического сопровождения детей с заиканием.

Разработка плана-программы позволила нам подобрать наиболее оптимальные методы и приемы, повышающие эффективность коррекционной работы по преодолению заикания, и дала возможность в короткие сроки организовать психологическое сопровождение детей с заиканием и их семей.

Представленная в плане-программе система работы педагога-психолога разработана с учётом содержания коррекционных мероприятий и рекомендаций учителя-логопеда.

План-программа психологического сопровождения группы компенсирующей направленности (ТНР - заикание)

20_-20_уч.год

Возрастная категория: Педагог - психолог: Воспитатели: 1. Описание группы Год обучения:

Общие результаты психодиагностики:

Таблица 1

Список детей

№ Фамилия Имя ребёнка Дата рождения Неврологический статус, логопедический диагноз

п...

2. Цели психологического сопровождения группы Направления работы с детьми:

1. Развитие познавательной сферы и пространственно-временных представлений (старший дошкольный возраст)

SCIENCE TIME

Цель - формирование пространственных представлений, развитие психических процессов.

Задачи - формировать навыки словообразования, расширять словарный запас и общую осведомлённость, увеличивать объём знаний об окружающем ребёнка; развивать способности к вербальному анализу и вербально-логическому мышлению; формировать ориентацию в некоторых временных представлениях; развивать умение правильно использовать и понимать предлоги, сложные речевые конструкции (сложные грамматические конструкции, в том числе инвертированные, пассивные, пространственно -временные и квазипространственные).

2. Школьная готовность (подготовительный к школе возраст)

Цель - подготовка детей к школьному обучению. Профилактика школьной дезадаптации.

Задачи - снять психологический стресс перед школой; развивать любознательность как основу познавательной активности; развивать интеллект, творческое воображение; формировать умение общаться с взрослыми и сверстниками.

Реализация - совместная деятельность; сопровождение образовательного процесса; индивидуальная форма работы.

3. Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы

Цель работы: развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер

деятельности ребёнка с целью успешной адаптации к новым условиям и овладения школьной программы.

Задачи: развивать умения и навыки адекватного, свободного, активного общения, учить использовать полученные знания в разнообразных коммуникативных ситуациях; развивать способность более адекватно выражать свое эмоциональное состояние.

Реализация: совместная деятельность; сопровождение

образовательного процесса; индивидуальные формы работы.

4. Работа с педагогами:

Цель - повышение психологической компетентности родителей, поддержка и сопровождение в ходе учебно-воспитательного процесса.

Реализация - корректировка плана работы в соответствии с этапом работы учителя-логопеда (при необходимости); сопровождение образовательного процесса через индивидуальные консультации воспитателей; сопровождение непосредственно образовательной деятельности; разработка рекомендаций по результатам психодиагностики; участие в ПП консилиуме (в соответствии с годовым планом ДОО).

5. Работа с родителями:

Цель - повышение психологической компетентности родителей,

поддержка и сопровождение в ходе учебно-воспитательного процесса.

Реализация - индивидуальные и групповые консультации; родительские собрания; информационные стенды и папки передвижки; показ приёмов практической работы с детьми; Клуб родителей будущих первоклассников.

Таблица 2

Этапы реализации плана-программы

Месяц направление деятельности

Сентябрь Диагностический этап Цель: выявление особенностей развития психических функций, эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с заиканием. Мероприятия: - Наблюдение за адаптацией. - Изучение медицинских карт. -Индивидуальные консультации с педагогами и родителями по запросу. -Психодиагностика (деятельность, требующая вербальной активности, приостанавливается на период «молчания»). Диагностический инструментарий: Методика обследования носит комплексный характер. Диагностический блок варьируется в зависимости от возраста детей и направления работы. Используются: «Методическое руководство по оценке психического развития ребёнка», автор Н.Я.Семаго для проведения психологического обследования детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет, I год обучения); «Методика определения школьной готовности», автор Ясюкова Л.А.для диагностики школьной готовности детей дошкольного возраста (6-7 лет, II год обучения); (при необходимости) для оценки внутрисемейных отношений, общего эмоционального состояния ребёнка: проективные методики - «Рисунок семьи», «Семья животных», «Несуществующее животное» (источник: Венгер А.Л. «Психологическое консультирование и диагностика», часть 2, изд. Генезис, 2001 г.); «Кактус» (источник: Коноваленко С.В. «Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет»); (при необходимости, дополнительно) для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка, осознанных или неосознанных желаний, потребностей и притязаний, страхов, опасений и отвержений ребенка, проявляющихся в его поведении: проективные методики «Метаморфозы», «Три желания», автор Жаклин Руайер, модификация Н.Я.Семаго; тест «Сказка», автор Луиза Дюсс.

продолжение таблицы 2

Октябрь Установочный этап Цель: обоснование значимости предстоящей работы. Актуализация проблем по организации коррекционной работы с детьми с заиканием. Мероприятия: -1111 консилиум ДОО (по результатам первичной диагностики). Задачи (в рамках специфики деятельности педагога-психолога): определить направления работы педагога-психолога с детьми с заиканием старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста, их родителями, воспитателями; познакомить воспитателей и специалистов с результатами психодиагностики, а также с целями, задачами и планом работы педагога-психолога с детьми с заиканием. -Корректировка плана работы в соответствии с этапами работы учителя-логопеда (при необходимости, в течение года). -Формирование коррекционных групп (с учётом результатов диагностического исследования, возрастом и годом обучения детей). -Выход на родительское собрание. Задачи: провести анкетирование родителей с целью оптимизации работы педагога-психолога на учебный год, раскрыть важность своевременной работы по оказанию психологической помощи детям и роль родителей в развитии психических функций ребёнка-дошкольника; - Статья для родителей «Критерии школьной готовности» (Информационный стенд «Шпаргалка для родителей»).

Ноябрь Коррекционно-развивающий этап Цель: организация психологического сопровождения всех участников коррекционного процесса. Мероприятия: - Совместная деятельность с детьми: развитие познавательной сферы и пространственно-временных представлений (старший дошкольный возраст); школьная готовность (подготовительный к школе возраст); развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы; индивидуальная работа по гармонизации эмоционально-волевой сферы с использованием приёмов арт-терапии (по запросу, в течение года). -Психологическое сопровождение педагогов: сопровождение образовательного процесса через индивидуальные консультации воспитателей; сопровождение непосредственно образовательной деятельности (наблюдение и оказание практической помощи); разработка рекомендаций по результатам психодиагностики. -Психологическое сопровождение родителей: Клуб родителей будущих первоклассников №1(тема в соответствии с тематическим планом Клуба); консультирование родителей по запросу.

продолжение таблицы 2

Декабрь Мероприятия: - Совместная деятельность с детьми: развитие познавательной сферы и пространственно-временных представлений (старший дошкольный возраст); школьная готовность (подготовительный к школе возраст); развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы. -Психологическое сопровождение педагогов: сопровождение образовательного процесса через индивидуальные консультации воспитателей; сопровождение непосредственно образовательной деятельности; разработка рекомендаций по результатам психодиагностики. -Психологическое сопровождение родителей: Клуб родителей будущих первоклассников №2(тема в соответствии с тематическим планом Клуба); консультирование родителей по запросу; Статья для родителей «Внимание, невнимательный ребёнок!» (Информационный стенд «Шпаргалка для родителей»).

Январь Мероприятия: - Совместная деятельность с детьми: развитие познавательной сферы и пространственно-временных представлений (старший дошкольный возраст); школьная готовность (подготовительный к школе возраст); развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы. -Психологическое сопровождение педагогов: сопровождение образовательного процесса через индивидуальные консультации воспитателей; сопровождение непосредственно образовательной деятельности -Психологическое сопровождение родителей: Клуб родителей будущих первоклассников №3(тема в соответствии с тематическим планом Клуба); консультирование родителей по запросу; Статья для родителей «Мой ребёнок меня не слышит» (Информационный стенд «Шпаргалка для родителей»).

Февраль Мероприятия: - Совместная деятельность с детьми: развитие познавательной сферы и пространственно-временных представлений (старший дошкольный возраст); школьная готовность (подготовительный к школе возраст); развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы. -Психологическое сопровождение педагогов: сопровождение образовательного процесса через индивидуальные консультации воспитателей; сопровождение непосредственно образовательной деятельности; 1111 консилиум ДОО (промежуточные результаты коррекционной работы). Задачи: обсудить динамику развития детей; внести корректировки в программу коррекции заикания (по необходимости). -Психологическое сопровождение родителей: Клуб родителей будущих первоклассников №4(тема в соответствии с тематическим планом Клуба); консультирование родителей по запросу.

продолжение таблицы 2

Март Мероприятия: - Совместная деятельность с детьми: развитие познавательной сферы и пространственно-временных представлений (старший дошкольный возраст); школьная готовность (подготовительный к школе возраст); развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы. -Психологическое сопровождение педагогов: сопровождение образовательного процесса через индивидуальные консультации воспитателей; сопровождение непосредственно образовательной деятельности -Психологическое сопровождение родителей: Клуб родителей будущих первоклассников №5(тема в соответствии с тематическим планом Клуба); консультирование родителей по запросу.

Апрель Оценочный этап Цель: Оценка эффективности коррекционной работы. Мероприятия: - Совместная деятельность с детьми: развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы. -Повторная психодиагностика (деятельность, требующая вербальной активности, приостанавливается на период «молчания»). - Выход на родительское собрание. Задачи: подвести итоги совместной работы, провести анкетирование родителей для определения хода дальнейшего сотрудничества (в старшей группе). - Заполнение медицинских карт воспитанников.

Май Мероприятия: - Заключительный ПП консилиум ДОО. Задачи: познакомить педагогов и специалистов с результатами повторного психологического исследования, проанализировать коррекционно-педагогическую работу за год, определить коррекционно-образовательные перспективы дальнейшей работы. -Консультирование родителей по результатам контрольного диагностического среза.

4. Планируемые результаты

При комплексном психолого-медико-педагогическом сопровождении планируются следующие результаты:

1. Старший дошкольный возраст:

- повышение самооценки, демонстрация детьми элементарных навыков конструктивного общения;

- увеличение словарного запаса, объёма знаний об окружающем;

- ориентировка в доступных возрасту пространственно-временных представлениях;

- понимание сложных речевых конструкций. 2. Подготовительный к школе возраст:

- формирование уверенного поведения, демонстрация детьми элементарных навыков конструктивного общения, умения сотрудничать;

- увеличение словарного запаса, объёма знаний об окружающем; ориентировка в доступных возрасту пространственно-временных представлениях;

- понимание сложных речевых конструкций; развитие способности к вербальному анализу и вербально-логическому мышлению (соответственно возрасту);

- формирование «позиции школьника» у детей подготовительного к школе возраста.

Представленная в плане-программе система работы педагога-психолога обеспечивает комплексный подход по организации психологического сопровождения всех участников коррекционного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание). Результаты контрольных диагностических срезов свидетельствуют о положительной динамике в виде гармонизации эмоционально-аффективной сферы воспитанников, повышения коммуникативной и эмоциональной компетентности детей, развития психических функций. Вовлечение родителей в коррекционный процесс побуждает их занять конструктивную позицию по отношению к ребёнку, у родителей повышается чувство ответственности за качество обучения. Что в свою очередь способствует повышению эффективности логопедической работы, создает благоприятные предпосылки для удовлетворения эмоциональных и интеллектуальных потребностей ребенка.

Литература:

1. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. -М., 1983.

2. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка.- СПб, 1997.

3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. « Организация и содержание деятельности психолога специального образования» Методическое пособие, Москва, изд. АРКТИ, 2005 г.

4. Соловьёва Е.Н. Путь к преодолению заикания. Система занятий. - СПб, 2002.

5. Ясюкова Л.А. Методическое руководство, «Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация», СПб, Иматон, 1997г.

6. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Методическое руководство по оценке психического развития ребёнка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва 2004.

7. Центр коррекции речи [Электронный ресурс]. - URL: www.dictor.ru/city/ russia.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.