Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Степанида Николаевна, Евдокарова Туяра Валеряновна

В данной статье рассматриваются особенности организации профориентационной работы в сельской школе. Одной из важнейших задач современной школы является создание условий для самоопределения старшеклассников. Для этого в школе должна быть организована планомерная профориентационная работа, которая способствовала бы старшеклассникам в правильном выборе будущей профессии. На основе анализа научной литературы раскрываются сущность, методы и формы организации профориентационной работы в сельской школе. В статье представлены результаты проведенного исследования на базе МКОУ «Орто-Эбэнская основная общеобразовательная школа им. П.П. Пестрякова» с. Арылах Усть-Алданского улуса Республика Саха (Якутия). Проведен анализ деятельности школы по организации профориентационной работы, изучены профессиональная направленность и профессиональная готовность старшеклассников, также мнение родителей. В результате выявлены недостатки и проблемы в профориентационной работе, которые были учтены в разработке комплекса мероприятий по профориентационной работе со старшеклассниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF CAREER GUIDANCE WORK IN RURAL SCHOOL

This article examines the features of the organization of vocational guidance work in a rural school. One of the most important tasks of a modern school is to create conditions for self-determination of high school students. For this, a systematic vocational guidance work should be organized at the school, which would help high school students in the correct choice of their future profession. Based on the analysis of scientific literature, the essence, methods and forms of organizing vocational guidance work in a rural school are revealed. The article presents the results of the research carried out on the basis of the Moscow State Educational Institution «Orto-Eben Basic General Education School. P.P. Pestryakova» with. Arylakh of the Ust-Aldan ulus Republic of Sakha (Yakutia). An analysis of the school's activities in organizing vocational guidance work was carried out, the professional orientation and professional readiness of high school students, as well as the opinion of parents, were studied. As a result, shortcomings and problems in vocational guidance work were identified, which were taken into account in the development of a set of measures for vocational guidance work with high school students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ»

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Дмитриева Степанида Николаевна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); старший преподаватель Евдокарова Туяра Валеряновна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск) ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности организации профориентационной работы в сельской школе. Одной из важнейших задач современной школы является создание условий для самоопределения старшеклассников. Для этого в школе должна быть организована планомерная профориентационная работа, которая способствовала бы старшеклассникам в правильном выборе будущей профессии. На основе анализа научной литературы раскрываются сущность, методы и формы организации профориентационной работы в сельской школе. В статье представлены результаты проведенного исследования на базе МКОУ «Орто-Эбэнская основная общеобразовательная школа им. П.П. Пестрякова» с. Арылах Усть-Алданского улуса Республика Саха (Якутия). Проведен анализ деятельности школы по организации профориентационной работы, изучены профессиональная направленность и профессиональная готовность старшеклассников, также мнение родителей. В результате выявлены недостатки и проблемы в профориентационной работе, которые были учтены в разработке комплекса мероприятий по профориентационной работе со старшеклассниками.

Ключевые слова: профориентационная работа, сельская школа, старшеклассники, выбор профессии, комплекс мероприятий.

Annotation. This article examines the features of the organization of vocational guidance work in a rural school. One of the most important tasks of a modern school is to create conditions for self-determination of high school students. For this, a systematic vocational guidance work should be organized at the school, which would help high school students in the correct choice of their future profession. Based on the analysis of scientific literature, the essence, methods and forms of organizing vocational guidance work in a rural school are revealed. The article presents the results of the research carried out on the basis of the Moscow State Educational Institution «Orto-Eben Basic General Education School. P.P. Pestryakova» with. Arylakh of the Ust-Aldan ulus Republic of Sakha (Yakutia). An analysis of the school's activities in organizing vocational guidance work was carried out, the professional orientation and professional readiness of high school students, as well as the opinion of parents, were studied. As a result, shortcomings and problems in vocational guidance work were identified, which were taken into account in the development of a set of measures for vocational guidance work with high school students.

Keywords: vocational guidance work, rural school, high school students, choice of profession, set of activities.

Введение. Как известно, сегодня профориентационной работе в любой школе, отводится главное место. Это связано с тем, что в современной школе создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников и содействие им в правильном выборе будущей профессии являются одной из основных решаемых задач. При этом должны быть учтены личностные особенности, способности, ценности, интересы и профессиональная подготовленность каждого из них.

Хорошо запланированная, системная профориентационная работа позволит старшеклассникам на выпуске школы определиться с выбором профессии и принятием решения о месте учебы. Необходимость в этом диктуется взаимосвязью между современными требованиями общества и личной ответственностью за будущую жизнь.

Вопросы профессиональной ориентации старшеклассников освещаются в научных работах педагогов и психологов. Для нашего исследования имели значение научные труды:

- А.Г. Антипьева, Н.Д. Бобковой, М.В. Брянцевой, С.С. Гриншпуна, Г.А. Дзида, Д.Д. Мухортовой, В.И. Мурадовой, Э.А. Столбовой, Е.В. Таточенко, Ж.Б. Хапсироковой и др. о проблемах профессиональной ориентации школьников;

- Е.Б. Горчакова, Э.Ф. Зеера, Е.М. Ивановой, Е.А. Климова, О.А. Тарасюк, Ю.В. Тюшева и др. о психологических основах профориентационной работы с обучающимися;

- А.Е. Голомштока, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, А.Д. Сазонова, Е.В. Таточенко, А.П. Чернявской, В.Д. Шадрикова и др. о путях и формах организации профессиональной ориентации в условиях общеобразовательной школы.

Как отмечает Е.В. Таточенко, «профессиональная ориентация - это целенаправленная социально-психологическая и педагогическая деятельность, направленная на подготовку молодёжи к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, а также общественными потребностями в определённых профессиях, и представляет собой единство практической деятельности и междисциплинарной теории» [4].

Э.Ф. Зеер считает, что «профессиональная ориентация - это система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально - психологических особенностей личности и потребностей общества» [1].

Как подчеркивает в своем исследовании Н.С. Пряжников, «в профориентации традиционно выделяются следующие направления: профессиональная информация, профессиональная агитация, профессиональное просвещение, профессиональная диагностика (профотбор, профподбор), профессиональная консультация» [3].

Т.С. Дюковой выделены следующие «современные методы организации профориентационной работы:

- разработка индивидуализированных программ по профориентации;

- внедрение программ по профессиональному самоопределению в учебный процесс;

- психологические консультации для старшеклассников и их родителей на тему выбора профессиональной сферы и определения индивидуальной траектории личностного и профессионального развития;

- организация курсов по выбору общеобразовательных учреждений;

- курс лекций для выпускников и их родителей о профессиональном продвижении и развитии, а также курс лекций по ряду востребованных рыночных профессий;

- проведение бизнес-игр» [2].

Проанализировав труды исследователей по данной проблеме, мы ставим цель - определить особенности профориентационной работы в сельской школе. Мы считаем, что профориентационная работа в школе - это системный и целенаправленный процесс, который оказывает обучающимся психолого-педагогическую поддержку в планировании ими вариантов продолжения обучения в средних и высших учебных учреждениях. А также с учетом региональных особенностей выделяем наиболее часто используемые во многих общеобразовательных школах формы и методы профориентационной работы:

1. Ознакомительная деятельность: информационные уроки с миром профессий (теоретические и практические вопросы о будущей профессии), практические уроки в учебных мастерских, круглые столы со специалистами, студентами, работодателями, совместная работа с СМИ (телевидение, газеты, радио другие источники) экскурсии на предприятия и в учебные заведения, выставки передового опыта села.

2. Интерактивная деятельность: индивидуальная работа со старшеклассниками, с учетом интересов (дополнительные задания для углубления знаний, курсы повышения квалификации), склонностей (участие в конкурсах, тематических вечерах, кружках, молодежных объединениях, школьных объединениях).

В общеобразовательных школах педагогами-психологами наряду с названными методами используются: методы изучения личности, методы экспертов, методы обобщения независимых характеристик, педагогический эксперимент и др.

Базой исследования явилось МКОУ «Орто-Эбэнская основная общеобразовательная школа им. П.П. Пестрякова» с. Арылах Усть-Алданского улуса Республика Саха (Якутия). Данная школа является сельской, малокомплектной. Всего с 1 класса по 9 класс- 43 учащихся.

В ходе проводимого исследования нами проведено диагностическое исследование уровня сформированности профессионального самоопределения старших школьников МКОУ «Орто-Эбэнская основная общеобразовательная школа им. П.П. Пестрякова», 9 класс (4 обучающихся), 8 класс (9 обучающихся).

Цель диагностики: изучение профессиональной готовности и уровня сформированности профессионального самоопределения старшего возраста в сельской общеобразовательной организации. В соответствии с целью, задачами исследования были выбраны следующие методики:

1. «Профессиональная направленность», разработанная Г.А. Карповой, Л.Н. Кабардовой;

2. «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской;

3. Опрос родителей 8- го и 9-го класса.

В данной статье как пример, мы приводим результаты проведенного исследования по методике «Профессиональная готовность» (автор - А.П. Чернявская), которая «позволила оценивать уровень эмоциональной включенности в процесс выбора, информированности, автономности, умения принимать решения, планировать профессиональную карьеру. От уровня развития данных качеств зависит осознанность и обоснованность процесса профессионального выбора» [4].

Методика (опросник) состоит из 99 вопросов по 5 шкалам: «автономность (20), информированность (17), ориентация во времени (20), принятие решения (20), эмоциональное отношение (22). Респонденты должны дать ответ «да» или «нет. Вопросы располагаются в случайном порядке» [5].

Методика применялась для определения готовности учащихся 8-х и 9-х классов совершить адекватный профессиональный выбор. При обработке данных мы учитывали распределение выборки учащихся на 2 группы: с оптимальными профессиональными планами и малооптимальными профессиональными планами (табл. 1).

Таблица 1

Оценка профессиональной готовности учащихся с оптимальными профессиональными планами

Структура ЛПП Методика «Про< >ессиональная готовность»

А И ПР П ЭО Проф. Готовность

1. оптимальный 11 8 12 15 20 13,2

4. оптимальный 7 10 11 14 20 12,4

5. оптимальный 9 9 10 15 20 12,6

7. оптимальный 8 9 12 15 20 12,8

13. оптимальный 11 8 12 15 20 13,2

9,2 8,8 11,4 14,8 20,0

На основании полученных данных можем констатировать следующее. Интегральный показатель профессиональной готовности обучающихся с оптимальной структурой личных профессиональных планов колеблется в диапазоне 12,4-13,2 балла.

Средний балл по критерию «автономность» - 9,2.

Средний балл по критерию «информированность» - 8,8.

Средний балл по критерию «принятие решений» - 11,4.

Средний балл по критерию «планирование» - 14,8.

Средний балл по критерию «эмоциональное отношение» - 20,0.

В таблице 2 представлены значения показателей профессиональной готовности испытуемых с малооптимальной структурой профессионального плана.

Таблица 2

Оценка профессиональной готовности учащихся с малооптимальными профессиональными

планами

Структура ЛПП Методика «Профессиональная готовность»

А И ПР П ЭО Проф. Готовность

2. малооптимальный 9 12 9 11 7 9,6

3. малооптимальный 8 11 9 11 5 8,8

6. малооптимальный 7 10 8 12 8 9,0

8. малооптимальный 6 10 10 10 8 8,8

9. малооптимальный 9 10 8 10 7 8,8

10. малооптимальный 8 11 8 10 6 8,6

11. малооптимальный 6 10 7 12 5 8,0

12. малооптимальный 7 10 8 10 7 8,4

7,5 10,5 8,4 10,8 6,6

Как видно из таблицы 2, интегральный показатель профессиональной готовности обучающихся с малооптимальной структурой личных профессиональных планов находится в диапазоне 8,0-9,6 балла.

Средний балл по критерию «автономность» - 7,5.

Средний балл по критерию «информированность» - 10,5.

Средний балл по критерию «принятие решений» - 8,4.

Средний балл по критерию «планирование» - 10,8.

Средний балл по критерию «эмоциональное отношение» - 6,6.

Полученные данные позволяют проанализировать сформированность компонентов профессиональной готовности обучающихся с оптимальными и малооптимальными профессиональными планами. Обучающиеся показали малооптимальный уровень - 61%, оптимальный - 39%.

Интегральный показатель профессиональной готовности у обучающихся с оптимальной структурой профессиональных планов выше, чем у обучающихся с малооптимальной структурой на 4 балла.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что недостаточно хорошо организованная профориентационная работа (низкая информированность учащихся старших классов сельской общеобразовательной организации о мире профессий, неумение соотнести информацию со своими особенностями, а также неумение планировать своё время, жизнедеятельность) затрудняет построение профессиональных планов. Из чего можно предположить, что способность личности к самоопределению на основе собственных стандартов, а также основанное на ней умение самостоятельно выдвигать и оценивать альтернативы решения, являются психологическими условиями построения оптимальных профессиональных планов.

Таким образом, у испытуемых с малооптимальными (несформированными) личными профессиональными планами профессиональная готовность также сформирована недостаточно, в частности, в параметрах «информированность», «планирование», «автономность», «принятие решений».

Далее приводим опрос родителей 8-9 классов:

1. На вопрос считают ли родители нужным наличие организации профориентационной работы со старшеклассниками в образовательной организации, утвердительно ответили 11 родителей из 13 (84%).

2. На вопрос, знаете ли Вы, какую помощь нужно оказать вашим детям в процессе профессионального определения, утвердительно ответили 6 родителей, что составило 46%.

3. Вопрос о том, как родители получают основную информацию о профориентации, показал следующее:

- на родительских собраниях - 13 человека или 100%;

- на классных часах - 7 человека или 54%;

- на индивидуальных консультациях - никто;

- в виде наглядного раздаточного материала - 6 человека или 46%.

4. На вопрос «Удовлетворены ли Вы организацией профориентационной работы», утвердительно ответили 7 человек, что составляет 54%, не удовлетворены 6 человек (46%).

По результатам диагностики выявлены следующие недостатки:

1. Несмотря на то, что в данной школе ежегодно проводится целый ряд профориентационных мероприятий, этих мероприятий явно недостаточно. Так как не у всех старшеклассников есть четкие и достоверные представления о различных профессиях и их содержании, далеко не все четко представляют, где они могут продолжить обучение для получения привлекательной для них профессии.

2. Форма проведения профориентационных мероприятий однообразная. В основном сводится к проведению бесед, классных часов и экскурсий, которые не объединены общей программой, не наблюдается этапность организации профориентационной работы.

3. Диагностика способностей, склонностей и профессиональной направленности обучающихся проводится эпизодично и не анализируется для последующего принятия решений.

4. Мнения родителей об удовлетворенности и неудовлетворенности организацией профориентационной работы в школе разделились. Уровень удовлетворенности родителей средний - 54%.

Вместе с тем, в ходе исследования выявлен ряд проблем:

- в селе отсутствуют учреждения среднего и высшего профессионального образования, предприятия и организации, знакомство с деятельностью которых могло бы позволить обучающимся изучить различные отрасли хозяйства и перечень требующихся в них специальностей;

- недостаточная заинтересованность родителей приводит к отсутствию мотивации у детей;

- отсутствие учреждений дополнительного образования ограничивает круг возможностей кружками и секциями школы, которые представлены в небольшом количестве и малом спектре направлений.

Выявленные в результате исследования недостатки и проблемы, были учтены при разработке комплекса мероприятий по профориентационной работе со старшеклассниками. Цель комплекса мероприятий заключается в совершенствовании профориентационной работы в сельской школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- повышение профессиональной компетенции педагогов в области профориентационной работы со старшеклассниками;

- вовлечение родителей в профориентационную работу школы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выявление в совместной работе с обучающимися и родителями возможных ошибок и рисков в выборе той или иной профессии;

- информирование старшеклассников о мире профессий, их содержании и профессиональной ориентации в целом;

- оказание содействия для личностного роста старшеклассников в сфере профессионального самоопределения;

- выявление индивидуальных способностей обучающихся с целью определения развития необходимых профессиональных качеств;

- повышение уровня сформированности профессионального самоопределения у старшеклассников.

Для реализации комплекса мероприятий в школе должны соблюдаться определенные требования:

- создание социально-психологической службы;

- разработка плана профориентационной работы педагогами и специалистами школы;

- оснащение информационным обеспечением (доступ к Интернет-ресурсам, специальная литература);

- материально-техническое обеспечение.

Выводы. В заключении следует отметить, что профориентационная работа в сельской школе должна быть построена таким образом, чтобы в этой системе каждый старшеклассник смог сделать осознанный, правильный выбор профессии, с учетом своих способностей, склонностей и интересов. Следовательно, педагогам школы предстоит обучать их навыкам получения дополнительных знаний по выбираемой профессии, умению соотносить индивидуальные особенности с желаемой профессией и проектировать свою жизнедеятельность, знакомить с основными этапами выбора профессии и дополнительным профессиональным образованием.

Литература:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект, 2008. - 336 с.

2. Дюкова Т.С. Современные формы и методы профориентационной работы в образовательном учреждении / Электронный ресурс: http://ipk.68edu.ru/consult/uros/1543-konsult-sovr-formy-2013.html

3. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: учебное пособие. - М.: МГППИ, 2009. - 97 с.

4. Таточенко Е.В. Специфика организации профориентационной работы в старших классах в системе «школа-вуз» Ставрополь, 2005. - 210 с.

5. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. - 96 с.

Педагогика

УДК 371

преподаватель кафедры дошкольного образования и педагогики Дронжек Наталья Валерьевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития творческих проявлений старших дошкольников в конструировании из бумаги и картона в процессе кружковой работы. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература, выделены творческие проявления в конструировании у дошкольников в процессе работы с бумагой и картоном. Описаны уровни развития творческих проявлений старших дошкольников с показателями. Получены результаты экспериментального исследования развития творческих проявлений старших дошкольников в конструировании из бумаги и картона в процессе кружковой работы.

Ключевые слова: дошкольник, конструирование, бумага, картона кружковая работа, развитие, творчество, дети.

Annotation. The article is devoted to the current problem of the development of creative manifestations of senior preschoolers in the construction of paper and cardboard in the process of circle work. The article analyzes the psychological, pedagogical and methodological literature, identifies creative manifestations in the construction of preschool children in the process of working with paper and cardboard. The levels of development of creative manifestations of older preschoolers with indicators are described. The results of an experimental study of the development of creative manifestations of older preschoolers in the construction of paper and cardboard in the process of circle work are obtained.

Keywords: preschooler, designing, paper, cardboard circle work, development, creativity, children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.