Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / УЧАЩИЕСЯ С ОВЗ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Дарья Михайловна

В статье рассматриваются особенности организации профориентации детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях. Профессиональное ориентирование детей с ограниченными возможностями здоровья является энергозатратным трудом, требующим большого количества сторонних ресурсов (материальных, технических, методических и т. д.). В большинстве случаев их будущие профессии примитивны, однообразны и впоследствии не радуют своего работника. Такие дети практически лишены выбора, он очень узок. В статье рассматривается краткая история учреждения и опыт работы его педагогов с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликова Дарья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

В результате целенаправленного использования игровых технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста удалось достичь положительных результатов на этапе адаптации. Так, к концу адаптационного периода было установлено, что 55% детей показали высокий уровень потребности в игре. Эти дети с удовольствием играли на протяжении всего времени пребывания в детском саду, охотно вступали во взаимодействие со взрослыми, сверстниками, проявляли активный интерес к новым играм и игрушкам. 45% детей показали средний уровень потребности в игре. Данная группа детей комфортно чувствует себя

в условиях детского сада, наблюдается устойчивое положительное эмоциональное состояние, они принимают инициативу взрослого в качестве игрового партнера.

Полученные результаты подтверждают особенность использования игровых технологий как средство адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ Они позволяют говорить об успешной легкой степени адаптации большинства детей.

Таким образом, подготовленная, четко спланированная и грамотно реализованная игровая технология даёт положительные результаты в период адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ.

Литература

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста: учебник / Н.М. Аксарина. - М.: Медицина, 1969. - 256 с.

2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ - Воронеж: Учитель, 2008. - 264 с.

3. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. -М., 1991.

4. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. ст. / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца [и др.]. - М.: МОиПК, 2003. - 144 с.

5. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собрание сочинений. - В 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - 356 с.

6. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте // Вопросы психологии. -2005. - №3. - С 18-26.

7. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей / Г.Г. Григорьева, Н.П. Ко-четова, Г.В. Губанова. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с.

8. Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении / Р. Калинина // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.

9. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт. - М.: Академия, 1952. - 321 с.

10. Лялина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. - Волгоград: Учитель, 2001. - 136 с.

УДК 37

DOI 10.21661/r-559502

Куликова Д.М.

Особенности организации профориентации детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях

Аннотация

В статье рассматриваются особенности организации профориентации детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях. Профессиональное ориентирование детей с ограниченными возможностями здоровья является энергозатратным трудом, требующим большого количества сторонних ресурсов (материальных, технических, методических и т. д.). В большинстве случаев их будущие профессии примитивны, однообразны и впоследствии не радуют своего работника. Такие дети практически лишены выбора, он очень узок. В статье рассматривается краткая история учреждения и опыт работы его педагогов с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, профориентация, учащиеся с ОВЗ, общеобразо-' вательное учреждения.

Успешная социализация личности и вхождение ее в социум, активное включение в социальную и профессиональную жизнь - это все то, к чему стремится индивид после получения образования. Каждый выпускник задумывается о своей

будущей профессии и вынужден по окончании школы выбрать вектор своего профессионального становления, то есть профессионально самоопределиться. Далеко не каждому под силу сделать этот выбор правильно. Они не учитывают место своего нахождения, потреб-

ности рынка труда, свои способности и возможности. В конечном итоге разочаровываются в своем выборе и не могут в дальнейшем устроиться работать по профессии. У детей с ОВЗ эта проблема особенно остра. Круг их профессионального выбора может быть весьма ограничен, при этом следует учитывать их психофизические и умственные особенности.

Как мы знаем, абитуриенты с установленной инвалидностью имеют особые права при поступлении в высшие учебные заведения, которые им гарантирует ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 71, п. 5) [1].

Такой закон способствует тому, чтобы лица с ОВЗ могли получать высшее образование. Но как показывает практика, уровень знаний таких, поступивших несколько ниже, чем у остальных, прошедших отбор. Следовательно, сложившееся положение создает некоторые трудности в овладении профессиональными компетенциями. На рынке труда также существует жёсткая конкуренция. Работодатели ждут высокопрофессиональных специалистов, которым не потребуются особые условия труда. Именно из-за этого многие лица с ОВЗ остаются неконкурентоспособными. Исходя из этого, необходимо уделять внимание тому, чтобы дети с ОВЗ стремились стать уникальными и востребованными в своей профессиональной деятельности, на рынке труда той местности, где они будут проживать. Также, чтоб выбирали те профессии, где их нарушение здоровья не будет препятствовать должностным обязанностям.

Работу по профориентации с детьми с ОВЗ и их родителями по вопросу ожидания профессионального будущего своего ребенка, следует начинать еще с начальной школы и не останавливать до момента успешного трудоустройства ребенка. А работа с родителями необходима потому, что семья оказывает мощное влияние на формирование личности ребенка.

Над темой профориентации детей и подростков с ОВЗ работали такие ученые, как И.И. Маймачук, А.А. Дыскин, С.Л. Мирский, Е.М. Старобина и другие. Особенность их работ заключается в том, что они исследовали детей и подростков с нестандартными и тяжелыми нарушениями (НОДА, дефекты зрения, слуха и речи, умственная отсталость разной степени). И мало кто обращал внимание на профориентацию детей с ЗПР. С ними работают как с обычными детьми без отклонений, хотя их диагноз требует индивидуального подхода. Ведь им тоже необходимо качественное психолого-педагогическое сопровождение.

Профессиональной ориентацией детей с ЗПР занимались О.А. Алексеева, Ю.Г. Елизарова, А.Д. Журавлева. Они провели ряд анкет, которые были адаптированы под возможности детей с ЗПР.

Вывод и дальнейшее решение они описали следующим образом.

Родители в большинстве случаев некорректно расценивают психофизические возможности своих детей. У старшеклассников и у их родителей в целом присутствует очень низкая осведомленность о содержании распространенных профессий. У обучающихся выпускных классов уже есть определенные знания и представления о про-

фессиях, но их оказывается недостаточно. У старшеклассников присутствует растерянность при выборе профессии, они теряются в выборе из-за неправильного расчета своих возможностей. Наблюдается малая профориентационная работа с семьями. Несмотря на то, что дети нуждаются в родительском участии при выборе профессии, родители в половине случаев не способны оказать посильную помощь. В таких условиях создание специальных условий для систематической профориентационной работы с детьми с ОВЗ в школе просто необходимо. Работа предполагает системный подход всех специалистов и в школе, и за ее пределами: подробное теоретическое и практическое ознакомление обучающихся и их родителей с основными рабочими профессиями, с СПО, где можно получить эти профессии, и работодателями.

Некоторые аспекты рассматриваемой проблемы решены не полностью. Как мы знаем, игра и практика помогают нам усваивать материал в разы лучше. И чтобы работа с детьми и подростками с задержкой психического развития была действительно продуктивной, мы предлагаем использовать в работе с ними игровые технологии.

Рассмотрим одно из общеобразовательных учреждений города Ярославль - «Средняя школа №88». Открыла впервые свои двери для учеников 7 сентября 1992 года. Современная школа с доступной инфраструктурой, отвечающая всем требованиям техники безопасности. Вход для учеников и педагогического состава доступен только с помощью магнитного ключа. Здесь вместе со здоровыми детьми обучаются также 30 детей с ОВЗ и 9 детей-инвалидов. Также уже в среднем звене существует отдельный класс для обучающихся с ОВЗ (5 класс). В нем на данный момент учится 8 детей. С 2022 года школе подведомственен МДОУ «Детский сад №117», благодаря чему воспитывающиеся там дети, будут поступать в школу №88 независимо от места жительства. Это просто и удобно, когда сотрудники будут знать своих будущих учеников с такого раннего возраста. Это даст им возможность определить стратегию обучения, выявить лидеров или тех, кому необходимо будет помочь в адаптационный период. Также подготовиться к приему детей с ОВЗ.

Говоря о том, что школа и детский сад сливаются воедино, мы можем выявить один большой положительный момент - это ранняя профориентация, как раз о ней мы упомянули выше.

Обучающиеся с ОВЗ, как правило, имеют задержку психического развития. Эти дети принимают активное участие в профориентационных играх совместно с детьми, не имеющими никакого диагноза.

В каникулярное время на базе школы функционирует лагерь актива «САМИ». Смены в нем посвящены подготовке к ГИА, профориентации, психологии, творческому началу и другим направлениям.

Рассмотрим профориентационные настольные игры, которые были разработаны и подарены школе центром профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс». Комплект профориента-ционных игр предназначен для учащихся 8-11 классов. Набор состоит из 7 игр: «Папа знает», «Промышлен-

ность, Версия 7х8», «В объективе - экономика региона», «ТОП - регион», «Мой город», «Экономическое лото», «Фермер». Комплект по каждой игре включает в себя: описание игры, карты игровых полей, игровые фишки и карточки, раздаточный материал. Также в набор входят игровые деньги, игральные кубики, фишки, русско-английская туристическая карта города с историческими памятниками культуры. Игры направлены на повышение информированности о пространстве будущей работы, формирование у школьников представлений об экономике региона, отраслях и видах экономической деятельности, предприятиях и профессиях; развитие навыков построения логических цепочек, их взаимосвязей и оценки требуемых качеств; прогнозирования собственных профессиональных траекторий и принятия решений об отраслевых и профильных направлениях выбора профессии.

Познакомимся с каждой игрой поближе. В игре «Папа знает» дети знакомятся с перечнем знаний и умений профессий и специальностей среднего профессионального образования (СПО), рынком профессионального образования, построением образовательных траекторий. Игра состоит из 7 этапов:1-й этап. Ведущий рассказывает о среднем профессиональном образовании; о программах подготовки специалистов среднего звена; о рынке СПО Ярославской области. 2-й - 4-й этап. Дети подбирают и называют карточку, подходящие друг другу. Нужно соотнести отрасль деятельности и профессии, которые ей присущи. Также карточки с указаниями, что должен знать и уметь человек, данной профессии. 5-й и 6-й этап. Команды «защищают» свои варианты образовательных траекторий. Игроки выбирают колледж, в которых можно получить образование по выбранным профессиям и специальностям. 7-й этап. Ведущий рассказывает об инвестиционных проектах, реализуемых в Ярославской области. Игроки называют варианты трудоустройства по профессиям, которым «не нашлось» места в инвестиционных проектах.

В игре «Промышленность. Версия 7х8» задача участников - ознакомиться с промышленностью региона: предприятия, продукция, сырье, технологии, оборудование, потребители, профессии. 1 шаг. Игрок, выбравший категорию «Предприятие», выкладывает на стол одну из своих карточек. Остальные игроки должны выбрать из своих комплектов те карточки, которые соответствуют данному предприятию и выложить их. 2 шаг. Следующий ход делает игрок, сидящий слева. Например, у него карточки категории «Продукция» и он выкладывает карточку «Полнотелый кирпич». Остальные игроки выкладывают соответствующие карточки своей категории: предприятие, сырье, оборудование и т. д. 3-7 шаги. Аналогично второму. Игра завершена после того, как все карточки будут выложены.

Игра «В объективе - экономика города». Задача участников игры: выписать уровень знаний о предприятиях и организациях города, их продукции и профессиональном составе, отработать навык работы с картой. 1-й этап. Каждая команда получает карту города и 12 карточек с названиями и адресами предприятий. Игроки должны найти на карте эти адреса и поместить

карточки на карте. 2-й этап. Командам выдается свой список товаров и услуг. Игрокам необходимо указать, какое предприятие выпускает данный товар или оказывает данную услугу. 3-й этап. Командам выдается список профессий и специальностей. Игрокам необходимо выбрать для каждого предприятия те профессии и специальности, которые могут быть там представлены. 4-й этап. Участники рассказывают о любом предприятии из их списка. Можно разработать рекламный продукт для одного из предприятий.

Игра «ТОП-регион». Задача участников игры: ознакомиться с особенностями профессий и специальностей среднего профессионального образования, наиболее востребованных и перспективных в Ярославской обрасти. Игрок получает набор фрагментов по профессиям и специальностям, соответствующую матрицу сборки и лист с перечнем профессий или специальностей, выбирает из списка профессию, пазл по которой он хотел бы собирать, находит соответствующий фрагмент с названием профессии. Игроку нужно собрать в единое целое все фрагменты пазла, выбрав из набора те, которые, по его мнению, соответствуют данной профессии.

Игра «Мой город». Задача участников игры: ознакомиться с инфраструктурой города, профессиями и специальностями ряда отраслей; отработать навыки прогнозирования и принятия решений. У каждого участника есть своя роль: представитель городских органов власти, представитель банка, представитель кадрового агентства, представитель фирмы по продаже оборудования. На игровом поле в каждой зоне 3 пустых клетки - предприятия. По ходу игры они заполняются карточками с названиями предприятий - объектов собственности города, переходящих в собственность или аренду предпринимателям. Каждому игроку вначале игры выделяется сумма в размере 2 000 000 рублей, если он может назвать источники получения такой суммы. Если игрок не может назвать таких источников, он получает 500 000 как безработный по программе поддержки самозанятости. Игра может быть завершена после того, как вся городская собственность перейдет предпринимателям. Победителем можно признать того, кто будет обладать большей собственностью.

Игра «Экономическое лото». Задача участников игры - ознакомиться с отраслями экономики региона: продукцией, ресурсами (сырье и материалы, технологии, оборудование, рабочая сила), перспективными разработками и предприятиями. 1 шаг. Игрокам раздается 6 основных карточек и «деньги». Игрокам необходимо определить, чему соответствует каждая карточка: какой отрасли и какому ресурсу. Например, игрок выбрал карточку «лекарственные средства». Эта карточка обозначает продукцию химической промышленности и должна быть положена на соответствующую клетку поля. 2 шаг. Оценивая получившуюся на поле комбинацию, игрок может предложить партнерам произвести обмен карточек, учитывая их стоимость. Например, у игрока «А» есть «оборудование» и отрасли «строительство», а у игрока «Б» «предприятие» этой отрасли. Игрок «А» может предложить партнеру купить у него эту карточку. 3 шаг. Игро-

ки выбирают еще по 3 основные карточки. 4 шаг. Аналогично 2-му шагу. Игра завершается после того, как кто-то из игроков выстроит хотя бы одну отрасль.

Игра «Фермер». Задача участников игры: ознакомиться с видами деятельности, профессиями и специальностями сельского хозяйства; отработать навыки прогнозирования и принятия решения. Игроки ходят по очереди, бросая кубик. Останавливаясь на клетке с указанием специализации хозяйства, игрок передает ведущему указанную сумму, «покупая» это предприятие, и забирает себе карточку. Другие игроки, попадая на эту клетку, должны будут заплатить ему указанную на карточке сумму, комментируют свои расходы. Например, игрок, остановившийся на поле «Выращивания цветов», может сказать, что он покупает цветы для своих коллег к празднику. Игра завершена после того, как все сельскохозяйственные предприятия перейдут к игрокам-фермерам. Победителем можно признать того, кто будет обладать большей собственностью. Механика игры построена по принципу классической игры «Монополии».

Вышеизложенные игры представлены для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ.

Далее рассмотрим игры для учащихся более младшего возраста: 5-8 класс.

Одна из них - это своя игра, включающая следующие блоки: «Интерьер кухни - столовой», «Санитарно-гигиенические требования», «Физиология питания», «Бутерброды», «Блюда из яиц». Оценивание: 25 баллов и выше - оценка «5»; 23 - 19 баллов - «4»; 18 - 11 баллов - «3»; 10 баллов и ниже - «2».

Следующая игра интеллектуальная. Также состоит из этапов: «Угадай профессию» - здесь требуется отгадать о какой профессии идет речь по ассоциативным описаниям. Например, «Цвет - полосатый, вкус - солёный, запах - сырости. Ответ: моряк». Следующий этап - это «Юный эрудит», состоящий из вопросов, проверяющих и дополняющих эрудированность ребят. Пример вопроса: «Название какой профессии в переводе с греческого означает «Звёздный мореплаватель». Ответ: астронавт». Этап «Народная мудрость». Здесь требуется правильно продолжить народную мудрость. Пример: «Кудри завивай, да про дело не забывай». Последний этап называется, как и первый, - «Угадай профессию», только отгадывать необходимо по предметам, изображенным на картинках. Например.

Рис. 1. Пожарник

Рис. 2. Сапожник

Также активно в работе применяется квест-игра «Все профессии нужны, все профессии важны». Подразумевает под собой 10 станций.

1. «Тайна за семью печатями». Команда получает карточки с зашифрованными профессиями. Учащимся необходимо установить правильный порядок букв в слове и написать профессию.

2. «Профессия или должность». Ведущий объясняет участникам игры, что такое профессия, и что такое должность. Участникам команды предлагаются карточки с названиями профессий и должностями. Учащимся необходимо распределить их на две группы: Профессия и Должность.

3. «Крокодил». Участники команды выбирают одного участника, который используя мимику и жесты показывает, загаданную профессию. Остальные участники команды должны профессию отгадать.

4. «Мудрость народная». Участники команды должны «собрать пословицу или поговорку о труде.

5. «Литературная». Ведущий называет героя литературного произведения, участники команды должны назвать его профессию.

6. «Он - Она». Участникам команды предлагается утверждение «Профессия в мужском и женском роде», ребята должны согласиться или опровергнуть это утверждение.

7. «Загадочная». Ведущий предлагает команде отгадать загадки о труде.

8. «Угадайка!». Участникам команды показывают слайды, на которых изображены орудия труда. Команда называет профессию.

9. «Профессия на букву». Ведущий показывает участникам команды буквы, задача команды назвать как можно больше профессий на эту букву.

«А ну-ка, обгони!». Ведущий предлагает команде описание профессии, участники как можно быстрее должны догадаться о какой профессии идет речь и назвать ее, если ответ неверный ведущий продолжает читать описание.

Литература

1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/46a162e9a1bb082c0b 7а1643927с9а344с20а2ес/ (дата обращения: 23.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.