Научные междисциплинарные исследования обучение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://edu.gov.ru/press/2205/ministerstvo-prosvescheniya-rekomendovalo-regionam-pri-neobhodimostivremenno-perehodit-na-distancionnoe-obuchenie/ (29.05.2020)
2. Методические рекомендации Минобрнауки от 18.03.2020. Экспертные разъяснения по вопросам, возникающим в связи с использованием онлайн-курсов в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://spb.hse.ru/data/2020/03/26/1552979228/METODIChESKIE_REKOMEND ATsII_MINOBRNAUKI_OT_18_03_2020.pdf/ (29.05.2020)
© В.И. Антонова, Л.С. Штраус, 2020
УДК 376
Бачина Татьяна Валерьевна, Евсенкина Юлия Михайловна, Ерзылева Анна Александровна
доцент кафедры экономики, менеджмента и организации производства Рязанский государственный радиотехнический университет
имени В.Ф. Уткина Bachina Tatyana Valeryevna, Evsenkina Yulia Mikhaelovna, Erzyleva Anna Aleksandrovna associate professor of economy, management and organization of production Ryazan state radio engineering university of V.F. Utkin
ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИИ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ В ВУЗЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА»
VOCATIONAL GUIDANCE PROGRAMME FOR PERSONS WITH DISABILITIES AND OVZ IN THE UNIVERSITY IN THE DIRECTION
«ECONOMICS»
Аннотация: В данной статье рассматривается ряд вопросов, связанных с необходимостью разработки и проведения программы профессиональной ориентации лиц
II Международная научно-практическая конференция с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в высших учебных заведениях в целях их социализации и подготовки высоко квалифицированных бакалавров и магистров экономики. В статье определены цель и основные задачи профориентационной работы в высшем учебном заведении. Представлены основные направления профориентации с потенциальными абитуриентами. Выявлены особенности подготовки бакалавра и магистра по направлению «Экономика». Разработан и представлен план мероприятий по проведению профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в высших учебных заведениях. Сделан вывод о необходимости применения в вузе представленной в статье программы профориентации по направлению «Экономика» для подготовки высоко квалифицированных специалистов, способных решать любые задачи руководства потенциальных работодателей, выполняя приоритетные направления развития РФ.
Abstract: This article addresses a number of issues related to the need to develop and implement a vocational guidance programme for persons with disabilities and disabilities in higher education institutions with a view to socializing them and training highly qualified bachelor and master 's degrees in economics. The article defines the purpose and main tasks of vocational guidance work at a higher educational institution. The main directions of career guidance with potential applicants are presented. Peculiarities of training of bachelor and master in the direction "Economics" have been revealed. A plan of measures to guide persons with disabilities and disabilities in higher education has been developed and presented. It was concluded that it is necessary to apply in the university the program of vocational guidance presented in the article in the direction "Economics" to train highly qualified specialists, able to solve any tasks of management of potential employers, carrying out priority directions of development of the Russian Federation.
Ключевые слова: направление подготовки «Экономика», особенность подготовки бакалавра и магистра экономики, программа, профориентация, профессиональное самоопределение, профессиональное образование, высококвалифицированный специалист, лица с инвалидностью и ОВЗ, социализация, мотивация.
Keywords: direction of training "Economics", feature of bachelor and master of economics training, program, vocational guidance, professional self-determination, professional education, highly qualified specialist, persons with disabilities and HIA, socialization, motivation.
В настоящее время в Российской Федерации одним из приоритетных направлений развития образования является обеспечения условий успешной
Научные междисциплинарные исследования социализации, адаптации и создания равных стартовых возможностей для
детей, в том числе детей с ограниченными возможностями. Выбор профессии
является одной из наиболее актуальных проблем, от правильного решения
которой зависит благополучие человека и всего общества в целом. Между тем,
ситуация на рынке труда требует подготовки высоко квалифицированных,
компетентных специалистов. Разработка и внедрение программы
профориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ в ВУЗе по направлению
«Экономика» дает возможность привлекать наиболее способных
абитуриентов, в том среди лиц с ОВЗ для обучения в ВУЗе, усвоения ими всех
необходимых для бакалавра экономики и магистра экономики компетенций,
способного полностью выполнять все задачи руководства потенциальных
работодателей. Этим определяется актуальность темы статьи.
Программа профориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ в вузе по направлению «Экономика» разрабатывается с целью привлечения наиболее способных абитуриентов, в том числе среди лиц с ОВЗ для подготовки высококвалифицированного специалиста, знания умения и навыки которого в полном объеме соответствуют требования федерального образовательного стандарта по направлению «Экономика».
Проблема профориентации абитуриентов является областью изучения различных международных институтов и научно-исследовательских организаций. В настоящее время в России причины выделенной в ходе исследования проблемы получили теоретическое обоснование в работах Н.А. Красновой, Э.И. Леонгард, Н.А. Пирожник, М.С. Прудниковой, Н.Г. Агаповой и других авторов.
Тенденция расширения потоков информации о бизнесе и внешней среде занимает важное место в планировании деятельности организаций, выборе бизнес-моделей и построении отношений с различными контрагентами, но в большей степени она может повлиять на конечный результат работы фирмы. Данные о происходящих в фирме и на рынке процессах при их правильном
II Международная научно-практическая конференция использовании необходимы для формирования стратегий продвижения на
рынке и ориентира на потребителя.
Целью статьи является разработка программы профориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ в вузе для привлечения наиболее способных абитуриентов и подготовки высоко квалифицированных специалистов, в том числе среди лиц с ОВЗ, по направлению «Экономика».
Задачи статьи:
- определить цель и основные задачи профориентационной работы в высшем учебном заведении;
- представлены основные направления профориентации с потенциальными абитуриентами;
- выявить особенности подготовки бакалавра и магистра по направлению «Экономика»;
- определить необходимость применения психологических тестов, личностной диагностики и тренингов по самоопределению профессиональной деятельности;
- разработать план мероприятий по проведению профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в высших учебных заведениях;
Согласно ст. 43 второй главы «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ каждый человек имеет право на образование [1]. Среди широкого круга субъектов права есть лица, с особым правовым статусом, это лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды.
Проблемы здоровья детей с ОВЗ, обеспечения условий успешной социализации, адаптации и создания равных стартовых возможностей для их различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями, определены в качестве наиболее важных в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации [2, 3].
Получение лицами с инвалидностью и с ОВЗ профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их
Научные междисциплинарные исследования успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни
общества, эффективной самореализации в различных видах
профессиональной и социальной деятельности. Оценка потребности в
профессиональном образовании обучающихся с ОВЗ строится на основе учета
количества потенциальных абитуриентов, из числа детей, имеющих
инвалидность, желающих продолжить образование [4]. Потребность в
профессиональном образовании лиц с инвалидностью и ОВЗ оценивается на
основе: определения и обеспечения источников воспроизводства молодых
кадров региона; определения текущих и перспективных потребностей
предприятий региона в кадровом ресурсе; профессиональной диагностики и
оценки качества, обучающихся как будущих специалистов. Для формирования
мотивации к трудовой деятельности, социализации и внесению личного
вклада в развитие общества указанной категории необходимо проведение
профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ [5].
Профессиональная ориентация это образовательный подпроцесс,
направленный на развитие и формирование культуры профессионального
самоопределения [6].
Основной целью профориентационной работы в ВУЗе является
привлечение наиболее способных абитуриентов, в том числе среди лиц с ОВЗ
для подготовки высококвалифицированного специалиста, знания умения и
навыки которого в полном объеме соответствуют требования федерального
образовательного стандарта по направлению «Экономика».
Основными задачами профориентационной работы в ВУЗе являются:
взаимодействие с образовательными организациями среднего общего и
профессионального образования, поддержка постоянных контактов с их
коллективами;
повышение мотивации потенциальных абитуриентов к осознанному выбору профессии с учетом уровня знаний предметных областей, индивидуальных предпочтений, личностных достижений и имеющихся ограничений по здоровью;
II Международная научно-практическая конференция
сотрудничество с предприятиями и потенциальными работодателями;
сотрудничество с факультетами и приемной комиссией университета;
информирование об основных направлениях деятельности ВУЗа [7].
Профориентационная работа с потенциальными абитуриентами, в том числе с лицами с ОВЗ и инвалидностью должна осуществляться по следующим направлениям:
- профпросвещение,
- профдиагностика,
- профконсультирование,
- профподбор/профотбор,
- профессиональная адаптация [8].
Спецификой подготовки бакалавра экономики является его практическая направленность. Учебный план содержит три вида практик: учебная, производственная, преддипломная. Каждая из них предполагает посещение студентами различных организаций и учреждений города, в том числе и промышленных предприятий, что не всегда под силу студентам с ОВЗ.
Абитуриент ВУЗа должен обладать необходимыми навыками и знаниями для успешного обучения по экономическим направлениям.
В рамках профориентации потенциальных абитуриентов лиц с инвалидностью и ОВЗ необходимо провести просветительскую деятельность о работе ВУЗа в целом и экономического факультета в частности, выявить с помощью психологических тестов и тренингов наиболее способных лиц, которые могли бы стать квалифицированными экономистами. С помощью проведения деловых игр, конкурсов, викторин, экскурсий по некоторым учреждениям города для лиц с инвалидностью и ОВЗ и их родителей, мастер-классов, совместной научной работы заинтересовать в получении экономического образования [9]. С помощью проведения дней открытых дверей, встреч с представителями потенциальных работодателей и вебинаров - сделать полностью прозрачной информацию по поступлению, обучению в ВУЗе и дальнейшему трудоустройству.
Научные междисциплинарные исследования
Однако, если на первом (диагностическом) этапе проведения
профориентации по результатам тестирования школьников выяснится, что они заинтересованы и мотивированны к получению другого (не экономического) образования, дальнейшее проведение мероприятий по профориентации для представителей экономического факультета в ВУЗе с этими детьми считается нецелесообразным.
План мероприятий по проведению профориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ в ВУЗе по направлению «Экономика» приведен таблице (Табл.1).
Профориентация - это сложный процесс, требующий последовательной и комплексной работы с лицами ОВЗ и инвалидностью, обучающихся последний год в общеобразовательных школах и колледжах, техникумах, а также их родителями в течение всего учебного года [10].
Таблица 1.
План мероприятий по проведению профориентации лиц с
инвалидностью и ОВЗ в ВУЗе по направлению «Экономика»
№ п/п Наименован ие мероприятий Краткая информация о мероприятии Ответственные лица Место проведения мероприят ия Сроки проведения
1 2 3 4 5 6
1 Тесты и тренинг по самоопределению профессиональной деятельности Профориентация: (тест профессионального личностного типа Голланда, тест определения профессиональных предпочтений Йовайши. Проведение деловой игры «Путешествие в мир профессий» Личностная диагностика (тест уверенности в себе Рейзерса). Проведение тренингов по социальной адаптации лиц с ОВЗ (Шульпин «Семь навыков высокоэффективных людей») Специалисты кафедры психологии университета совместно с психологами общеобразовательн ых организаций и профессионально образовательных организаций Общеобраз овательные организаци и сентябрь
<а
й ч и и Рч
Предоставление лицам с инвалидностью и их родителям к просмотру видеороликов и рекламных материалов экономического факультета университета.
ППС кафедры экономики
Общеобраз овательные организаци и
Профессио
нальные
образовате
льные
организаци
и
е ы в о
л
е «
Проведение деловых игр «Семейный бюджет», «Рыночная активность предпринимателя», «Прибыльное производство», «Рынок труда»._
ППС кафедры экономики
Общеобраз овательные организаци
и
й
е р
е
в
д
х ы т
ы р
к т о ь н е
Экскурсия по ВУЗу, общение с представителями кафедр экономического факультета.
Выступление работающих инвалидов и лиц с ОВЗ по представлению опыта своей работы в выбранной профессии.
Предоставление лицам с инвалидностью и их родителям рекламных материалов экономического факультета университета
ППС кафедры экономики
Специалисты -лица с
ограниченными возможностями
Университ ет
в
я и н
е
д
у жд
ке ср
ск ч Эу
и и
с р
у
а
д
о р
о
Знакомство с деятельностью. Учреждений, посещение музеев, проведение семинаров, викторин, и конкурсов песен по экономическим тематикам.
Представители учреждений города
учреждени я города
я
и ц
а т ь
л у
с н о
к р,
а н и б е В
Проведение вебинаров на тему «Профессия экономист. Возможности обучения в университете» Он-лайн консультация лиц с ОВЗ и их родителей по всем вопросам поступления и обучения в университете по направлению «Экономика» (бакалавриат и магистратура)_
ППС кафедры экономики
Университ ет
3
4
5
6
Научные междисциплинарные исследования
Продолжение таблицы 1
я л е
теа
д
о т о б
а р
с и ч
е р
т с В
Проведение конференции на тему «Требования, предъявляемые к бакалаврам и магистрам экономики в организациях. Перспективы развития как специалиста лиц с ограниченными возможностями в организациях»_
ППС кафедры экономики
Представители организаций и учреждений города
Университ ет
й
е р
е
в
д
х ы т
ы р
к т о ь н
е «
Экскурсия по РГРТУ, общение с представителями кафедр экономического факультета. Семинар на тему «Возможности обучения студентов с ограниченными возможностями в университета» Предоставление лицам с инвалидностью и их родителям рекламных материалов экономического факультета университета.
ППС кафедры экономики
Университ ет
ы с с а
л
¥
о, е т с а
Курс занятий по практическим примерам экономических знаний. Обсуждение бизнес идей. Ситуационные задания. Кейсы.
ППС кафедры экономики
Общеобраз овательные организаци и
Профессио
нальные
образовате
льные
организаци
и
10
а м а л к е Р
Предоставление лицам с инвалидностью и их родителям к просмотру видеороликов и рекламных материалов экономического факультета университета
ППС кафедры экономики
Общеобраз овательные организаци и
Профессио
нальные
образовате
льные
организаци
и
8
9
«
к а а н л ч
о X О
и
О, ей X X ю и
т
Проведение вебинаров на тему «Профессия экономист. Возможности обучения в университете» Он-лайн консультация лиц с ОВЗ и их родителей по всем вопросам поступления и обучения в РГРТУ по направлению «Экономика» (бакалавриат и магистратура)_
ППС кафедры экономики
Университ ет
12
ы н
и р
о ток
и В
Конкурсы и викторины на тему «Экономика. Бизнес. Деньги.»
ППС кафедры экономики
Общеобраз овательные организаци
и
13
й
е р
е
в
д
х ы т
ы р
к т о ь н
е Де
Экскурсия по ВУЗу, общение с представителями кафедры Экономики и финансового менеджмента экономического факультета.
Консультация лиц с ОВЗ и их родителей по всем вопросам поступления и обучения в университет по направлению «Экономика» (бакалавриат и магистратура) Предоставление лицам с инвалидностью и их родителям рекламных материалов экономического факультета университета.
ППС кафедры экономики
Университ ет
14
яа н
чь ут ас но
яа н т с е м в о С
н ь л е т я
е
д
Научная коллективная работа с руководителем над экономическими проблемами и участие желающих лиц с ограниченными возможностями в научных конференциях._
ППС кафедры экономики
Профессио
нальные
образовате
льные
организаци
и
Научные междисциплинарные исследования
Продолжение таблицы 1
ч к а а н л
ч ^
о К о и
ср й К
к ю и
т
Проведение вебинаров на тему «Профессия экономист. Возможности обучения в университете» Он-лайн консультация лиц с ОВЗ и их родителей по всем вопросам поступления и обучения в университете по направлению «Экономика» (бакалавриат и магистратура)_
ППС кафедры экономики
Университ ет
й а
16
я
и ц
а т ь
л у
с н о
к р,
а н и б е В
Проведение вебинаров на тему «Профессия экономист. Возможности обучения в университете» Он-лайн консультация лиц с ОВЗ и их родителей по всем вопросам поступления и обучения в университете по направлению «Экономика» (бакалавриат и магистратура)_
ППС кафедры экономики
Университ ет
ь н ю и
Проведение психологических тестов, личностной диагностики и тренинга по самоопределению профессиональной деятельности дает возможность определить тип социально-профессиональной направленности школьников, степень социальной адаптации и облегчает дальнейшее определение ими будущей профессии, тем самым дает возможность рассчитать рациональность дальнейшей профориентационной работы с тестируемыми [11].
Рекламная деятельность предполагает освящение работы ВУЗа в целом и экономического факультета в частности. На встречах в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях с потенциальными абитуриентами и их родителями представители кафедры экономики раздают рекламные буклеты и предлагают к просмотру видеоролики и презентации, выполненные техническими специалистами экономического факультета.
II Международная научно-практическая конференция Проведение деловых игр, конкурсов и викторин по экономической
тематике играет не маловажную роль в профориентационной деятельности
[12]. Главной целью и смыслом учебных деловых игр является моделирование
умственной и профессиональной деятельности. Использование игры
приближает процесс обучения непосредственно к профессиональной
деятельности, вырабатывает стереотип поведения в экстренных ситуациях,
сообразительность, быстроту действий, являясь средством личностного
взаимодействия, позволяющего решить проблемные вопросы, конфликтные
ситуации [13]. Цель игры «семейный бюджет» научить планировать семейный
бюджет и контролировать движение денежных средств в семье, развивать
аналитическое мышление и коммуникативные способности участников. Цель
игры «Рыночная активность предпринимателя» - познакомить участников с
механизмом рыночной торговли, сформировать установку на активные
самостоятельные действия в условиях рыночной экономики [14]. Цель
деловой игры «Прибыльное производство» - ознакомить участников с
процессом производства и обмена в условиях рыночной экономики и
получения на этой основе прибыли, освоить расчеты, развить аналитическое
мышление, навыки предпринимательской деятельности и коммуникативные
способности участников. Цель игры «Рынок труда» - показать участникам
механизм функционирования рынка рабочей силы, отработать навыки найма
работника и самостоятельного устройства на работу (службу), оформления и
подписания контрактов, развивать коммуникативные умения [15].
В процессе игры потенциальным абитуриенты ненавязчиво познают
некоторые экономические категории и процессы, при этом работа в команде
дает возможность участникам почувствовать себя важным элементом
соцсистемы, что особенно необходимо для лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Экскурсии по учреждениям и организациям города для потенциальных
абитуриентов - лиц с инвалидностью и ОВЗ, а так же их родителей дает
возможность ближе познакомиться с деятельностью организаций, их
структурой и принципами работы, понять и оценить свои возможности и
Научные междисциплинарные исследования предпочтения в выборе профессиональной деятельности. На семинарах и
личных встречах с представителями организаций родители и потенциальные
абитуриенты экономического факультета ВУЗа могут получить ответы на все,
интересующие их вопросы, касающиеся трудоустройства и возможностей
развития в организации.
Мастер - класс - занятие практической направленности по специально подобранным темам по экономическим проблемам, проводимое представителями кафедры экономического факультета университета с целью приобретения, углубления и расширения определенных экономических знаний и умений аудитории. Вниманию потенциальных абитуриентов предлагаются ситуационные задания и кейсы, целью которых является показать процесс и результаты практического применения экономических знаний.
Совместная научная работа потенциальных абитуриентов (преимущественно обучающихся в профессиональных образовательных организациях) с преподавателями кафедр экономического факультета ВУЗа, предполагает проведение научных исследований по экономическим проблемам, участие в конференциях внутривузовского, всероссийского и международного уровней. Результаты такой работы публикуются в экономических научных изданиях, что является дополнительным бонусом при поступлении в магистратуру экономического факультета ВУЗа.
Программа профориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ в ВУЗе по направлению «Экономика» предполагает проведение дней открытых дверей, и вебинаров. Эти мероприятия дают возможность потенциальным абитуриентам и их родителям ознакомиться с деятельностью ВУЗа, направлениями обучения, предметами и средствами обучения, методическими комплексами, получить полную информацию по поступлению, обучению в ВУЗе. В рамках дней открытых дверей проводятся встречи с выпускниками экономического факультета - лицами с ОВЗ и инвалидностью, которые делятся своим опытом обучения в ВУЗе и рассказывают о карьерных
II Международная научно-практическая конференция достижениях в качестве специалиста. Вебинары проводятся с помощью
программы Moodle и предполагают он-лайн консультации родителей и
будущих абитуриентов по всем интересующим их темам.
Таким образом, разработанная программа профориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ в ВУЗе по направлению «Экономика» дает возможность привлекать наиболее способных абитуриентов среди лиц с ОВЗ для обучения в ВУЗе, усвоения ими всех необходимых для бакалавра экономики и магистра экономики компетенций, способного полностью выполнять все задачи руководства потенциальных работодателей. Тем самым выполнять задачи приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации.
Библиографический список:
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]/ URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (дата обращения 3.06.2020)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]/ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/708566b2fd52d51c7 0e2f0c8e02abb2d81 a6c22e/ (дата обращения 3.06.2020)
3. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]/ URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8559 (дата обращения 3.06.2020)
4. Хилько А.А., Филимонюк Л.А. Профессиональная социализация лиц с ОВЗ и инвалидностью [Электронный ресурс]/ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-sotsializatsiya-lits-s-ovz-i-invalidnostyu/viewer (дата обращения 25.05.2020)
Научные междисциплинарные исследования
5. Специфика профориентационной работы с детьми и подростками,
имеющими ограниченные возможности здоровья [Электронный ресурс]/ URL: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/02/21/spetsifika-proforientatsionnoy-raboty-s-detmi-i (дата обращения 11.05.2020)
6. Модель профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, ориентирующей на выбор профессий и специальностей среднего профессионального образования. [Электронный ресурс]/ URL: http://chetk.info/downloads/BPOO/model.pdf (дата обращения 12.05.2020)
7. Г.Г. Саитгалиева Разработка программы профориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ [Электронный ресурс]/ URL: http://m.mirapolis.ru/m/miravr/4058858006 (дата обращения 11.05.2020).
8. Методические рекомендации по организации профориентации детей с ОВЗ URL: http://proforient.fmcspo.ru/documents/metodics/rekomendatsii/proforientatsiya_ov z (дата обращения 21.05.2020)
9. Организация профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. [Электронный ресурс]/ URL: https://infourok.ru/organizaciya-proforientacionnoj-raboty-s-obuchayushimisya-s-ovz-i-invalidnostyu-4134223.html (дата обращения 23.05.2020)
10. Профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]/ URL: https://www.nevapmsc.ru/doc/canprof3.pdf (дата обращения 13.05.2020)
11. А.В. Герасимов Довузовская подготовка как механизм профессионального самоопределения абитуриентов-инвалидов // Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 18 ноября 2016г./составители: Байрамов В.Д., Ореховская Н.А. - М.: МГГЭУ, 2016. - С. 199 - 201.
II Международная научно-практическая конференция
12. Профориентационные игры [Электронный ресурс]/ URL:
http://azps.ru/training/indexpf.html (дата обращения 01.06.2020)
13. Игровые технологии в профориентационной работе [Электронный ресурс]/ URL: https://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=910821(дата обращения 01.06.2020)
14. Лизунова Л.Ю., Моисеенко О.М. Игры на уроках экономики [Электронный ресурс]/ URL: http: //izhmmc.ru/wp-content/uploads/2018/04/Сборник-Игры-в-экономике.pdf (дата обращения 30.05.2020)
15. О.В. Есина Экономика: сборник деловых игр: учеб. пособие для преподавателей и студентов [Электронный ресурс]/ URL: https: //infourok.ru/sbornik_delovyh_i gr_po_discipline_ekonomika-425921 .htm (дата обращения 30.05.2020).
© Т.В. Бачина, Ю.М. Евсенкина, А.А. Ерзылева, 2020
УДК 005.3:316.46:378
Берестовская Людмила Петровна Berestovskaya LudmilaPetrovna
Кандидат педагогических наук, доцент, директор Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Director Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре
Omsk State Pedagogical University, Branch in Tara
РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES OF THE FUTURE HEAD OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY