Научная статья на тему 'Особенности организации педагогической практики бакалавров по направлению «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности»'

Особенности организации педагогической практики бакалавров по направлению «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Р. И., Силакова О. В.

В статье описывается опыт подготовки бакалавров по направлению «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности». Определены цели и задачи организации педагогической практики бакалавров. Выделены основные виды педагогической практики бакалавров по направлению «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Р. И., Силакова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации педагогической практики бакалавров по направлению «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности»»

От правильности профессионального выбора зависит душевное равновесие и материальное благополучие дальнейшей жизни. Неправильный выбор профессии приводит к недовольству выбранной сферой деятельности, и как следствие - уровнем и качеством жизни.

У студентов появляется шанс, пересмотрев свои достижения, приоритеты, изменить специализацию ещё при обучении, что способствует росту мобильности.

Для успешного профессионального становления необходимо, чтобы уже в школе учащийся смог определиться в выборе профессионального пути. Решение данной задачи связано с профессиональной ориентацией и подготовкой учащихся к профессиональному самоопределению. Изолированность работы школы от вуза способствует не профессиональному самоопределению, а подготовке их поступлению в вуз. Отсутствие преемственности системы «школа-вуз» является одной из главных проблем, в эффективном решении вопроса профессионального самоопределения учащихся в системе непрерывного образования.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПРОФИЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

© Попова Р.И.*, Силакова О.В.4

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

В статье описывается опыт подготовки бакалавров по направлению «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности». Определены цели и задачи организации педагогической практики бакалавров. Выделены основные виды педагогической практики бакалавров по направлению «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности».

В настоящее время в условиях модернизации образования наблюдается тенденция к развитию профессиональных функций педагога, ориентированного не только на знание предмета, но и на формирование самостоя-

* Заведующий кафедрой «Методика обучения безопасности жизнедеятельности», кандидат педагогических наук, доцент.

* Преподаватель кафедры «Методика обучения безопасности жизнедеятельности», кандидат педагогических наук.

тельности и ответственности будущего педагога, его способности эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью обучаемых в условиях инновационных преобразований, проводимых в системе образования.

На факультете безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена профессиональная подготовка бакалавров по направлению «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» начата в 2006 г.

Вопросы формирования готовности студента к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного педагогического вуза. В совокупности форм и методов подготовки бакалавров важное место занимает педагогическая практика.

Педагогическая практика как эффективная форма профессионального обучения является с одной стороны, критерием профессиональной компетентности будущих педагогов, проявляющейся в готовности решать профессиональные задачи в условиях реального взаимодействия со школьниками, а с другой - возможностью актуализации образовательного опыта студента.

Основная цель педагогической практики заключается в подготовке студентов к целостному выполнению функций учителя безопасности жиз-недеятельности, к проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися в практической деятельности на основе теоретической подготовки по психологии, педагогике и методике обучения безопасности жизнедеятельности, а также на основе учебно-воспитательного процесса в конкретном образовательном учреждении.

Основными задачами педагогической практики являются: формирование и развитие специальных профессионально-педагогических умений учителя безопасности жизнедеятельности; закрепление и углубление психолого-педагогических и специальных знаний, приобретенных в процессе теоретического обучения. Наряду с применением теоретических знаний, приобретенных в процессе обучения в вузе, в ходе педагогической практики студенты применяют также практические знания, полученные из личного опыта.

Целенаправленная организация педагогической практики способствует взаимосвязи психолого-педагогических и специальных знаний студентов, формированию профессиональной компетенции и профессионально значимых черт личности учителя.

Адаптация студентов к условиям профессиональной деятельности происходит тем успешнее, чем лучше практика продумана содержательно и организационно, имеет квалифицированное руководство. Программа подготовки и организации педагогической практики бакалавров профиля «Безопасность жизнедеятельности» на факультете безопасности жизнедеятельности предусматривает:

- использование возможностей всех дисциплин учебного плана для подготовки к педагогической практике с целью формирования профессиональной компетентности студентов;

- установление четкой согласованности деятельности преподавателей вуза по месту прохождения педагогической практики;

- выработку единых методических требований к проведению и оценке всех форм работ, осуществляемых студентами в период практики.

Бакалавры профиля «Безопасность жизнедеятельности» в период профессиональной подготовки проходят различные типы педагогической практики: учебно-исследовательскую и производственную.

Учебно-исследовательская практика начинается на втором курсе и носит характер ознакомительной. В ходе данной практикинами ставились следующие задачи:

- формирование представлений о функциональных обязанностях, содержании учебно-воспитательной деятельности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности;

- изучение современного состояния учебно-воспитательного процесса по ОБЖ с учетом специфики разного типа школ;

- формирование умений наблюдать и анализировать учебно-воспитательный процесс по ОБЖ;

- развитие умений организовывать внеклассную работу по предмету.

Во время учебно-исследовательской педагогической практики студенты:

- изучают особенности и традиции образовательного учреждения, режим его работы, основные принципы деятельности;

- посещают уроки по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и другим дисциплинам;

- изучают особенности организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательном учреждении (с 5 по 11 классы);

- анализируют функциональные обязанности преподавателя-организатора ОБЖ;

- изучают план военно-патриотического воспитания учащихся и допризывной подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах;

- проектируют и проводят внеклассное мероприятие по предмету;

- изучают учебно-методическое обеспечение кабинета ОБЖ.

В ходе учебно-исследовательской практики ознакомительного характера у студентов не только формируются представления о современном состоянии учебно-воспитательного процесса по ОБЖ в общеобразовательном учреждении, но и развиваются умения исследовательского характера, позволяющие осуществлять отбор и владеть методами научных исследований в области психолого-педагогических дисциплин, планировать и организовывать самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность.

Результаты своей деятельности студенты представляют на итоговой конференции в виде сообщения о результатах прохождения практики.

Производственная практика бакалавров проходит на 3 и 4 курсах. Рассмотрим особенности производственной практики бакалавров, организуе-

мой на 4 курсе. В ходе производственной практики нами были поставлены следующие задачи:

- закрепить и расширить теоретические знания в области педагогики, психологии и методики обучения безопасности жизнедеятельности;

- повысить степень владения методикой обучения безопасности жизнедеятельности и внеклассной работы на разных этапах обучения;

- овладеть организацией различных видов учебно-познавательной деятельности учащимися на уроках основ безопасности жизнедеятельности;

- совершенствовать умения анализировать уроки ОБЖ на основе теоретических знаний по педагогике, психологии и методики обучения безопасности жизнедеятельности.

Необходимо отметить, что деятельность студентов во время производственной практики складывается из индивидуальной и коллективной работы студентов (обсуждение и анализ собственных уроков и других студентов-практикантов и учителей школы, подготовка и проведение внешкольных и внеклассных мероприятий, изготовление учебно-наглядных пособий и дидактических материалов). Студенты в процессе производственной педагогической практики работают с учащимися 5-11 классов. Во время практики студенты включаются во все виды деятельности преподавателя-организатора и классного руководителя. Бакалавры выполняют учебную, внеклассную и воспитательную работу. Важным компонентом в процессе производственной практики является участие студентов педсоветах, совещаниях учителей, заседаниях методических объединений, в методических семинарах проводимых районным методистом по ОБЖ с преподавателями-организаторами ОБЖ школ. Особенностью производственной практики является возможность проведения исследовательской работы, необходимой для выполнения выпускных квалификационных работ. В ходе производственной практики бакалавры не только самостоятельно осуществляют все функции преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности, но и совершенствуют методические умения по предмету.

Таким образом, педагогическая практика бакалавров как особая форма практической подготовки выполняет функции адаптации студентов к реальной деятельности и содействует профессиональной компетентности бакалавров, которая выражается в способности решать различные виды профессиональных задач.

Список литературы:

1. Соломин В.П. Концепция, модель и анализ опыта реализации многоуровневого естестественнонаучного образования // Непрерывное педагогическое образование. - Вып. XVI. Теоретические основы многоуровневого естественнонаучного педагогического образования: коллект. монограф. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

2. Морева H.A. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

© Шаталов М.А.*, Попова Р.П.4

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

В статье описывается опыт профессиональной подготовки магистров по направлению / программе «Естественнонаучное образование» / «Экологическая безопасность» в Российском государственном педагогиче-ском университете им. А.И. Герцена. Рассматривается роль и возможности курсов по выбору в подготовке магистров, обучающихся по программе «Экологическая безопасность».

Современный этап модернизации российского образования сопряжён с активным внедрением многоуровневых систем профессиональной подготовки специалистов. На факультете безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена профессиональная подготовка магистров по направлению / программе «Естественнонаучное образование» / «Экологическая безопасность» начата в 2008 г.

Актуальность открытия магистерской программы «Экологическая безопасность» обусловлена рядом предпосылок социально-экономического, экологического и социально-педагогического характера. В этом плане, прежде всего, следует отметить, что повышение экологической грамотности каждого человека и общества в целом, развитие образования в сфере экологической безопасности выступает важнейшим фактором преодоления глобального экологического кризиса. Кроме того, система подготовки по программе «Экологическая безопасность» рассматривается нами как непременная составляющая фундаментального естественнонаучного образования, а её содержание имеет выраженный междисциплинарный характер и предполагает интеграцию содержания естественнонаучных, гуманитарных, социально-экономических и других учебных дисциплин.

* Доцент кафедры «Методика обучения безопасности жизнедеятельности», доктор педагогических наук.

* Заведующий кафедрой «Методика обучения безопасности жизнедеятельности», кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.