Научная статья на тему 'Особенности организации образовательного процесса в структуре информационной дидактики'

Особенности организации образовательного процесса в структуре информационной дидактики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
956
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДИДАКТИКА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова О. В.

Рассматривается понятие «информационная дидактика», анализируется ее влияние на формирование информационной образовательной среды вуза. Раскрываются особенности взаимоотношения субъектов учебного процесса, а также методы и технологии, в наибольшей степени отвечающие требованиям современной информационной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE STRUCTURE OF INFORMATION DIDACTICS

This paper considers the problem of organization of the modern educational process. Describes the concept of information didactics, examines its influence on the educational information environment of the university. The author reveals the peculiarities of the relationship of subjects of educational process, as well as techniques and technologies that best meet the requirements of modern information education environment.

Текст научной работы на тему «Особенности организации образовательного процесса в структуре информационной дидактики»

УДК 378.026

О. В. Романова, канд. пед. наук, доц., 8-928-128-49-25, romanovaov77@rambler.ru (Россия, Ростов-на-Дону, ПИ ЮФУ)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СТРУКТУРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДИДАКТИКИ

Рассматривается понятие «информационная дидактика», анализируется ее влияние на формирование информационной образовательной среды вуза. Раскрываются особенности взаимоотношения субъектов учебного процесса, а также методы и технологии, в наибольшей степени отвечающие требованиям современной информационной образовательной среды.

Ключевые слова: качества личности, опережающее обучение, информационная дидактика, компетентность, информационная образовательная среда, субъекты образовательного процесса.

Основной целью системы высшего образования всегда остается качественная профессиональная подготовка специалистов высшей квалификации в соответствии с социальным заказом, который на настоящий момент предъявляет к молодым людям требования, которые не лидировали всего несколько десятков лет тому назад - организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной цели, умение самостоятельно планировать свою информационную деятельность, структурирование общения и коммуникаций, инструментирование интеллектуальной деятельности и ряд других умений. Так, выпускник вуза, готовый стать членом информационного общества, должен обладать следующими востребованными качествами:

- системностью мышления - способностью выделить в исследуемой проблеме наиболее важные ее компоненты, их причинноследственные связи;

- образностью мышления - креативными способностями, позволяющими представить возможные варианты будущего развития тех или иных процессов на основе их ранее выделенных свойств;

- пространственным воображением - адекватным восприятием окружающего мира, постижением понятий многополярности физической реальности;

- высоким эмоциональным подъемом, необходимым для внутренней психологической поддержки творческого процесса;

- развитой интуицией и ассоциативностью мышления, которые помогают человеку уловить взаимосвязь явлений и на этой основе выявить новые закономерности развития природы и общества;

- вариативностью мышления - способностью выйти за рамки привычных, устоявшихся представлений, чувством нового;

- мобильностью, умением работать в коллективе.

Учеными сформулирована система глобальных компетентностей, которую в сокращенной форме можно представить в виде трехкомпонентной системы умений - «умение учиться, умение делать и умение жить» [1]. Такие умения являются не узко предметными, а общеобразовательными, поэтому содержание и структура высшего образования, все виды деятельности преподавателя и студента должны быть в целом ориентированы на эти задачи.

В процессе переосмысления важнейших задач образования основные категории традиционной дидактики изменяются, строится современная модель обучения. Ресурсы мирового информационного пространства, средства информационных и коммуникационных технологий, информационная инфраструктура становятся компонентами образовательной среды и влияют не только на изменение форм и средств обучения, но и на закономерности, принципы и подходы к образованию. Так, в системе высшего образования, в контексте модернизации, особую актуальность приобретает опережающий подход.

Идея опережающего подхода в образовании с трудом поддается как теоретической концептуальной проработке, так и технологически четкой практической реализации. Ученые неоднократно обращаются к этой идее на разных этапах развития отечественного образования, что свидетельствует о ее плодотворном, но не реализованном до сих пор потенциале [4].

Сам смысл опережающего профессионального образования как существенного его свойства лежит в основе развития способностей и возможностей человека самоопределяться в профессиональной деятельности и его подготовки к динамично меняющимся производству и социосфере. Опережающее профессиональное образование становится, таким образом, важнейшим условием реализации права личности на самоопределение, что обеспечивается расширением ее возможностей выбора вариантов своей деятельности [3]. Человек обладает способностями к прогнозированию, анализу, предвидению развития событий и широко использует их как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Поэтому совершенно правильным выглядит стремление перенести эту способность на область образования, научиться предвидеть изменения в жизни и заранее готовиться к ним через образование.

Ученые, занимающиеся исследованием проблемы опережающего подхода к образованию, до сих пор не могут придти к одному мнению по вопросу о содержании опережающего образования. Некоторые предполагают, что необходимо прогнозировать в образовании те изменения в науке, технике и социуме, которые с наибольшей вероятностью могут произойти в недалеком будущем. К сожалению, это далеко не всегда оправдывается на практике. По мнению П.Н. Новикова и В.М. Зуева, «нельзя дать обучаемому знания о еще не обоснованных научно законах, закономерностях,

категориях природы и общества, нельзя раскрыть принципы функционирования еще не созданных техники и технологий» [3]. Поэтому такая реализация принципа опережающего подхода оправдывается лишь в некотором ряде случаев: тогда, когда речь идет об уже известном содержании и о высокой вероятности востребования его конкретным контингентом обучающихся. Например, повышение квалификации, ориентированное на освоение новой техники; переобучение на специальности, имеющие явную тенденцию роста востребованности на рынке труда; изучение иностранных языков и информационных технологий «впрок» и т. п. [4].

Большинство ученых в качестве основных опережающих элементов содержания образования рассматривают не конкретные знания и умения, а определенные качества личности, позволяющие самостоятельно осваивать новое содержание и технологии деятельности: развитие общих способностей, склонностей, интересов, способствующих адаптации человека к изменяющейся жизни (Б.М. Бим-Бад); фундаментальные общекультурные знания, обеспечивающие широкий кругозор и активную деятельность в любой сфере (К.К. Колин); способности использовать собственные знания для совершенствования профессиональной деятельности (В. Горшенин); развитие личности обучающихся (А.М. Новиков); развитие творческих способностей, навыков самообразования, умений находить пути решения сложных проблем (Л.В. Занина). Опережающее образование в итоге способствует становлению глобального сознания, понимающего грозящие опасности и умеющего сделать все для их предотвращения [6].

В этом аспекте информационная дидактика представляет собой один из основных структурных компонентов целостного общенаучного обеспечения образовательного процесса, а разработка концепта её построения в условиях информационного образовательного пространства является актуальной научной задачей. Информационная дидактика характеризует общие закономерности процесса обучения, происходящего в условиях информатизации образования, которые проявляются во всех видах обучения, исследует те свойства процесса обучения, которые имеют место в преподавании любой дисциплины: условия осуществления, факторы, порождающие их, эффективность. Как современная отрасль педагогической науки информационная дидактика отражает основные вопросы организации образования личности, живущей по законам информационного общества, раскрывает сущность процесса обучения, содержание образования, взаимодействие субъектов образовательного процесса, инновационные методы, средства, технологии, формы организации обучения, основанные на использовании информационных и коммуникационных технологий.

Информационная дидактика не является кардинально новой, отрицающей все, накопленное раннее. Она опирается на положения, сформулированные классической дидактикой, на её понятийный аппарат, но пред-

ставляет собой новый уровень развития педагогической науки, отражающий опережающий подход в образовании.

Исходя из новых тенденций в организации образовательного процесса, можно сформулировать принципы, которые закладываются в основу проектирования современной информационной дидактической системы:

- необходимо создать условия для развития у обучаемых способности самостоятельного определения собственной цели и потребности в образовании;

- содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, коммуникативных, организационных, мировоззренческих и иных проблем;

- оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых студентами на определённом этапе обучения.

Эти принципы находятся в абсолютной системной взаимосвязи и оказывают огромное влияние на формирование информационной образовательной среды вуза. В информационной образовательной среде вуза разворачивается процесс обучения, именно здесь строится совместная деятельность студента и преподавателя, формируется вариативное содержание образования, разрабатывается его структура. Учащиеся осваивают информационные ресурсы, следуя собственным познавательным потребностям и интересам, опираясь на базовую составляющую образования (знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру) [2]. Информационная образовательная среда способствует эффективному использованию новых технологий, развитию самостоятельной познавательной деятельности, целесообразной организации индивидуального, группового и коллективного обучения.

Каждое образовательное учреждение формирует свою информационную образовательную среду. Ее основным компонентом является учебная информация - результат информационных процессов: формирования и преобразования информации в процессе педагогического творчества преподавателей вуза, анализа и синтеза информации, поиска, накопления, хранения, обработки, передачи, представления информации в форме, необходимой для использования. Можно сказать, что информационные процессы это взаимодействие двух сторон - участников деятельности. В результате процессов восприятия, понимания, осмысления человеком чего-либо появляется новая информация. Человек, получая информацию, преобразует ее в своем понимании в зависимости от того, какие знания он уже имеет, какими видами деятельности обладает, чему он обучен и для чего ему необходима эта информация [7]. Содержание знания обновляется, уточняется, обобщается и заменяется. Таким образом, информационные процессы

влияют на социальные, содержательной стороной которых являются культурные процессы, в свою очередь определяющие возникновение новых информационных процессов и новой информации, образуя современное информационное образовательное пространство. Образование приобретает новое качество благодаря интеграции информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс; наличию информационного пространства, включающего информационную инфраструктуру, информационные ресурсы, созданные в целях образования (учебники, учебные пособия, самоучители, виртуальные тренажеры, справочные материалы); информационной среде (части информационного пространства, включающего информационные объекты, средства коммуникации, способы получения, переработки, создания и использования информации).

Основным свойством информационной образовательной среды является интерактивность - возможность оперативного взаимодействия личности с компонентами среды в целях образования и развития. Таким образом, появляется новый активный элемент учебного процесса, оказывающий огромное влияние на взаимодействие и функции основных субъектов обучения (студента и преподавателя).

В процессе формирования современной информационной образовательной среды полноценным партнером учебного процесса становится обучающийся, усиливается роль его деятельности. Он самостоятельно ставит цели своего обучения, выбирает пути их достижения, обращаясь за консультацией и помощью к преподавателю, куратору, организатору процесса обучения. Алгоритм действий студентов в этом процессе предполагает определение собственной цели и потребности в образовании, сопоставление их со своими возможностями, выбор образовательного маршрута, выполнение требований и инструкций, предусмотренных выбранной программой; самооценку проделанной работы, решение о продолжении обучения по выбранной индивидуальной траектории или ее смене. Студент с помощью преподавателя выступает в роли организатора своего собственного образования, выбирая наиболее оптимальную для себя траекторию обучения.

Преподаватель управляет учебным процессом, направляет учащегося, предлагает различные варианты достижения познавательных целей, способствует самоконтролю. Современная информационная образовательная среда определяет обновленный алгоритм действий преподавателя, состоящий из следующих этапов:

- диагностика уровня обученности студентов;

- координирование познавательного процесса;

- отбор и адаптацию учебного материала к уровню обученности группы;

- корректировка содержания обучения и средств достижения образовательных целей;

- разработка индивидуальных образовательных траекторий, исходя из различия уровней подготовки студентов, желаемой степени индивидуализации учебного процесса;

- консультирование при составлении индивидуального образовательного маршрута;

- руководство учебными проектами;

- обеспечение дидактическим материалом всего учебного процесса.

Таким образом, в задачи преподавателя входят консультации, обеспечивающие координацию всех этапов работы студента, включая проблемы и трудности процесса самообразования конкретного обучаемого, что обеспечивает строгую индивидуализацию процесса развития. Преподаватель должен демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические возможности получения максимального педагогического результата.

Нельзя сказать, что традиционные функции преподавателя полностью уходят из современного процесса обучения. В любом случае он выполняет функции руководителя (планомерное воздействие на студента), информатора (передача учебной информации), воспитателя (воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру), контролера (определение и оценка уровня учебных достижений студента). В условиях информационной образовательной среды эти функции уходят на второй план, становятся менее выраженными. Основными функциями преподавателя становятся:

- функция педагогической поддержки - сопровождение и координация индивидуального образовательного маршрута, представление различных вариантов деятельности студента в информационной образовательной среде;

- ориентирующая - развитие умений учащихся ориентироваться в мировом информационном пространстве, осваивать современные информационные процессы: поиска, хранения, использования и передачи информации;

- развивающая - развитие креативного мышления, творческих способностей студентов, рефлексивно-оценочного отношения к окружающему миру.

На начальном этапе обучения в вузе преподаватель определяет исходный уровень подготовки студентов по предмету, далее студент с его помощью выбирает формы и средства своего обучения. Студентам предоставляется возможность выбора различных форм: аудиторной, смешанной или дистанционной. Обучение происходит в доступном для студента темпе

и в удобное время при возможности многократного обращения к учебной информации, выставленной в его свободное пользование. С этой целью в Южном федеральном университете создан цифровой кампус. Он позволяет студентам консультироваться с преподавателями, сдавать контрольные работы, знакомиться с расписанием занятий и др. Преподаватели выставляют различные материалы для студентов: учебники, дидактические материалы, учебные и учебно-методические пособия, а также электронные учебники и учебные пособия, что позволяет рационально использовать аудиторное время, эффективно организовывать самостоятельную работу. Кроме этого, студенты и преподаватели могут участвовать в обсуждении различных научных и методических проблем в интерактивном режиме.

Организация образовательного процесса, построенная таким образом, предполагает модификацию традиционных методов и технологий обучения, а цели информационной дидактики способствуют переводу процесса обучения на технологический уровень. Усиливает роль современных образовательных технологий в реализации образовательных программ.

В нашем вузе введена модульная организация образовательного процесса, что делает возможным, а с точки зрения повышения качества образования и необходимым, использование так называемых обобщенных технологий, работающих в диапазоне всех учебных дисциплин модуля.

Таких, как:

- поиск информации: организация работы студентов с учебной и научной литературой, организация самостоятельной исследовательской работы;

- технологии актуализации потенциала субъектов образовательного процесса: актуализация мотивационного потенциала информационной образовательной среды, технологии самопрезентации, формирования готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, технологии критического мышления, повышения коммуникативной компетентности личности;

- диагностических технологий: рейтинга учебных достижений, оценки качества профессиональной деятельности преподавателя, технологии портфолио [5].

На основе этих технологий определяется сочетание методов, форм организации, средств обучения и самообучения, конструируются учебные элементы, дидактические материалы, учебные ситуации, разрабатывается структура и содержание учебных занятий, планируется самостоятельная работа студентов, проектируются контролирующие процедуры.

Важно отметить, что с использованием информационных и коммуникационных технологий традиционные технологии и методы обучения могут приобретать новые черты. В информационной образовательной сре-

де целесообразно использовать те методы и технологии, которые максимально способствуют формированию общекультурных и профессиональных компетенций: проблемное обучение (способствующее развитию исследовательских способов деятельности), метод проектного обучения (в основе которого лежит получение индивидуального интеллектуального продукта), кейс-технологии, модульное обучение, обучение в сотрудничестве, технология портфолио (средство мониторинга учебных достижений учащихся).

На учебных занятиях в Педагогическом институте Южного федерального университета нами используются учебные дискуссии, деловые игры и активные диалоговые формы. Степень интерактивных форм обучения преобладает. На лекциях мы рекомендуем создать условия для самостоятельного осмысления проблемы (представляются противоположные точки зрения на проблему, высказываются сомнения в достоверности выводов, предоставляется возможность находить собственные примеры). Активно используются проблемные лекции, где в отличие от традиционной, знания вводятся опосредованно. Лекция начинается с постановки проблемного вопроса, на который в ходе обсуждения проблемы необходимо ответить. Такой тип лекции строится на деятельности студента приближенной к научно-исследовательской. Большая часть теоретического материала таких лекций дается на самостоятельную проработку, лекции носят установочный, консультирующий характер. Итоги же самостоятельной познавательной деятельности студентов проверяются, обсуждаются и закрепляются на семинарах и практических занятиях.

Таким образом построенное обучение в наибольшей степени отвечает требованиям современной информационной образовательной среды, опережающему подходу, качественному формированию общекультурных и профессиональных компетенций, заложенных в образовательном стандарте, т. к. преподаватель в определенной степени влияет на процесс, но не на результат.

В ходе нашего исследования мы провели опрос студентов 4-го курса бакалавриата, магистрантов 2-го года обучения факультета естествознания и студентов 4-го курса бакалавриата факультета математики, информатики и физики Педагогического института Южного федерального университета на предмет их самооценки сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, после изучения предлагаемых дисциплин и вышеизложенной организации образовательного процесса. Для определения самооценки уровня компетенций студентов, эффективности предложенной системы обучения, субъективной оценки степени влияния информационной образовательной среды вуза на профессиональные и личностные качества будущих учителей, субъективного мнения о степени удовлетворенности методикой

организации образовательной деятельности студентов была использована социометрическая методика измерения индекса удовлетворенности 1к, который может принимать значения от -1 до +1.

Получены достаточно благоприятные оценки студентов влияния предлагаемой системы на профессиональные и личностные качества: общекультурные компетенции - 1к = 0,39; профессиональные компетенции -1к = 0,14; творческие умения - 1к = 0,30; познавательные исследовательские интересы и потребности - 1к= 0,27. Это говорит о высокой эффективности построенной информационной образовательной среды на факультетах и, в общем, влияния информационной дидактики на систему организации образовательного процесса в Педагогическом институте Южного федерального университета, а также об адекватности выбранных нами форм, методов и технологий, используемых в процессе обучения будущих учителей основным целям и задачам их подготовки.

В качестве заключения отметим, что образовательный процесс будет достаточно эффективным в целесообразно сформированной информационной образовательной среде. Идеи информационной дидактики уже вводятся в учебный процесс образовательных учреждений и активно влияют на становление профессиональной компетентности личности. Применяя основные положения информационной дидактики к организации системы обучения в вузах, мы приходим к выводу о том, что важнейшей ее функцией является обеспечение организации, управления и упорядоченности всех компонентов процесса обучения, связанных с информатизацией образования, что обеспечивает качественную современную подготовку специалиста любого профиля.

Список литературы

1. Делор Ж. Образование - скрытое сокровище. М.: Московская школа политических исследований, 2002. 472 с.

2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2011. 190 с.

3. Новиков П.М., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование: науч.- практ. пособие. М.: РГАТиЗ, 2000. 266 с.

4. Практическая андрагогика: монография. Кн. 2. Опережающее образование взрослых / под ред. проф. В.И. Подобеда, проф. А.Е. Марона. Изд. второе, доп. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2009. 404 с.

5. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.

6. Субетто А.И. Компетентностный подход: онтология, эпистемо-

логия, системные ограничения, классификация и его место в системе но-осферного императива в XXI веке // Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ ВПО в контексте европейских и мировых тенденций: материалы XVII Все-рос. науч.-метод. конф. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. 96 с.

7. Хуторская Л.Н. Информационная педагогика // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. URL: http: // www.eidos.ru / journal / 2002 / 0825.htm.

O.V. Romanova

FEATURES OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE STRUCTURE OF INFORMATION DIDACTICS

This paper considers the problem of organization of the modern educational process. Describes the concept of information didactics, examines its influence on the educational information environment of the university. The author reveals the peculiarities of the relationship of subjects of educational process, as well as techniques and technologies that best meet the requirements of modern information education environment.

Key words: personality traits, anticipatory learning, information didactics, competence, information educational environment, the subjects of the educational process.

Получено 06.02.2012

УДК 37.061

К.В. Скворцов, канд. пед. наук, доц., 8-903-563-3091, skv-kv@mail.ru (Россия, Москва, РГУПС)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Посвящается проблемам социальной адаптации молодежи в современном российском обществе. Определяются причины социальных проблем отечественной молодежи, комплекс культурных, общественных, информационных и иных факторов, влияющих на процесс социализации молодежи в современном обществе. Ставятся задачи оказания педагогической помощи представителям молодого поколения в деле адаптации к современному динамично меняющемуся обществу.

Ключевые слова: молодежь, социальная адаптация, педагогика, образование, современное общество.

Жизненные потребности и интересы современного человека простираются в многообразии совершенно новых направлений, тщательное изучение которого вышло на повестку дня в самое последнее время, развива-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.