Научная статья на тему 'Информационное обеспечение педагогических дисциплин: теоретические и практические аспекты'

Информационное обеспечение педагогических дисциплин: теоретические и практические аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
780
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / INFORMATIONAL SUPPORT / PEDAGOGICAL DISCIPLINES / CREATING INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панченко Т. В.

В статье описаны теоретические и практические аспекты создания информационной образовательной среды гуманитарного вуза. Раскрыты методологические основания и показан опыт совместной проектной деятельности студентов и преподавателей по разработке электронных практико-ориентированных образовательных ресурсов и их апробации в условиях образовательного процесса в школе и вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панченко Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and Practical Aspects of Informational Support of Pedagogical Disciplines

In the article theoretical and practical aspects of creation of the information educational environment of humanitarian higher school are described. The methodological bases and experiment of joint design activity of students and teachers on working out of the electronic practice-oriented educational resources and their approbation in the conditions of educational process of secondary and higher school are shown.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение педагогических дисциплин: теоретические и практические аспекты»

В условиях поступательного развития инновационной экономики исследовательская деятельность университетов и в период финансового кризиса, и в особенности по его завершении, служит хорошим основанием для коммерческого освоения перспективных идей, выдвигаемых в подразделениях этих организаций.

Прежние глубинные тенденции развития и связанные с ними проблемы не снимаются по сути, но лишь модифицируются.

Финансовый кризис, таким образом, помог отчетливее выявить накопившиеся ко времени его начала системные проблемы европейских университетов. При этом он неоднозначно повлиял на перспективы их решения. В странах, расширяющих государственное финансирование при спаде и рецессии, вставал вопрос об укреплении инновационной составляющей деятельности вузов. Там же, где это финансирование сокращалось, под угрозой оказывались сами основания системы, обеспечивающей формирование и развитие человеческого капитала, производство научных знаний и их коммерциализацию. Преодоление текущего кризиса не будет означать исчезновение другого, имеющего структурный характер.

Литература:

1. Estermann Th. Monitoring the impact of the economic crisis on European universities. - Münster, EUA, 2009. - Режим доступа: www.eua.be.

2. Ward D. Quality, access and institutional missions: Current global challenges and their future implications. - Lnd, HEFCE, 2009. - Режим доступа: http://www.hefce.ac.uk.

3. Ritzen Jo A Chance for European Universities Or: Avoiding the Looming University Crisis in Europe. - Amsterdam, Amsterdam university press, 2009. - Режим доступа: http://www.chanceforuniversities.eu/index.php/publication

4. Spongenberg H. European Universities Face Budget Cuts // Bloomberg Businessweek, 16.02.2010. -Режим доступа: http://www.businessweek.com/globalbiz/content/feb2010/gb20100216_346088.htm.

5. EUROPE'S RESPONSES TO ECONOMIC CRISIS // European Universities Association, 20 February 2009. - Режим доступа:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story= 20090220085540843&mode=print.

6. Universities warn of education funding cuts crisis // BBC news, 13 February 2010. - Режим доступа: http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/education/8513807.stm.

7. HandleyM. Europe's Education Crisis: College Costs Soar // Time Magazine, Sunday, Apr. 04, 2010. -Режим доступа: http://www.time.com/time/world/article/0,8599,1976724,00.html

8. Грудзинский А. О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования, 2003. № 4. С. 113-121.

- Режим доступа: http://www.management.edu.ru/db/msg/154905/print.html.

9. Suciu Ch., Platis M. Entrepreneurial university in the new economy. - Режим доступа: http://ideas.repec.org/j/R1.html.

10. Исследовательские университеты в США: механизм интеграции науки и образования / Под ред. Супяна В. Б. - М.: Магистр, 2009.

11. Leydesdorff L. The Knowledge-Based Economy. Modeled, Measured, Simulated. - USA, Universal Publishers Boca Raton, 2006. - Режим доступа: http://users.fmg.uva.nl/lleydesdorff/th1/index.htm.

12. Sursock A., Smidt H., Davies H., Korhonen J., Madill G., Wilson L. Trends 2010: A decade of change in European Higher Education. - EUA Publications, 2010.

13. Economic and budgetary projections for the EU-27 Member States (2008-2060) // EUROPEAN ECONOMY, 2009 - Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009. - Режим доступа: http://europa.eu.

УДК 37.01 П 16

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Т. В. Панченко, к. пед. н., доцент кафедры общей и специальной педагогики Тел.: (815) 241-18-75, (815) 221-38-45, e-mail: [email protected], Мурманский государственный гуманитарный университет

www.mspu.edu.ru,

In the article theoretical and practical aspects of creation of the information educational environment of humanitarian higher school are described. The methodological bases and experiment of joint design activity of students and teachers on working out of the electronic practice-oriented educational resources and their approbation in the conditions of educationalprocess of secondary and higher school are shown.

В статье описаны теоретические и практические аспекты создания информационной образовательной среды гуманитарного вуза. Раскрыты методологические основания и показан опыт совместной проектной деятельности студентов и преподавателей по разработке электронных практико-ориентированных образовательных ресурсов и их апробации в условиях образовательного процесса в школе и вузе.

Ключевые слова: дисциплины педагогического цикла, информационное обеспечение образовательного процесса, создание информационной образовательной среды.

Keywords: informational support, pedagogical disciplines, creating informational educational environment.

Введение

Современный этап развития общества характеризуется переходом к инновационной модели развития науки, техники и технологий. Инновационная деятельность нашла свое отражение в теории и практике педагогической науки: в создании образовательных учреждений новых типов, в разработке и введении элементов нового содержания образования и новых образовательных технологий, систем и средств обучения и др. Концепция инновационного обучения базируется на технологическом подходе, что объясняется логикой развития современного информационного общества, основой развития которого являются информационные и коммуникационные технологии - ИКТ (А. П. Ершов, А. А. Кузнецов, П. И. Образцов, А. И. Ракитов, А. Я. Савельев и др.). Внедрение ИКТ в образовательный процесс может стать основой для становления принципиально новой формы непрерывного образования, опирающейся на детальную самооценку, поддерживаемую технологическими средствами, и мотивированную результатами самооценки самообразовательную активность человека (С. Л. Атанасян, П. И. Образцов, А. М. Романов и др.). При этом первостепенное значение приобретает развитие потребностей и умений человека не только самостоятельно добывать и обновлять профессионально и личностно необходимые знания, но и осуществлять этот процесс непрерывно на протяжении жизни. Для этого необходимо не только создание педагогически спроектированного образовательного пространства и информационно-образовательной среды современного вуза, но и устойчивая профессиональная направленность личности.

1. Современные теоретические подходы к проектированию и конструированию информационной образовательной среды

Информационное образовательное пространство определяется как пространство осуществления личностных изменений людей в образовательных целях на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий [2]. Одним из его структурных компонентов выступает образовательная среда - многоаспектная целостная социально-психологическая реальность, обеспечивающая совокупность психолого-педагогических условий, современных технологий и программно-методических средств обучения, построенных на основе современных ИКТ, предоставляющих необходимое обеспечение познавательной деятельности и доступ к информационным ресурсам (А. А. Андреев, С. Л. Атанасян, И. Г. Захарова, В. В. Рубцов, А. В. Шумакова и др.). Направления развития виртуального пространства и компоненты виртуальной образовательной среды исследованы М. Е. Вайндорф-Сысоевой, А. А. Карасевым, И. В. Холодковой, А. В. Хуторским и др. Формирование информационной образовательной среды требует разработки электронных образовательных ресурсов (Л. С. Зазнобина, Л. Х. Зайнутдинова, Ю. И. Капустин, В. М. Монахов, В. В. Щербаков и др.). Поэтому информатизация, призванная сыграть особую роль в повышении качества образования, понимается и как создание педагогически спроектированной информационно-образовательной среды учебного заведения,

и как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучающегося, как погружение человека в новую интеллектуальную среду (Н. В. Апатова, И. Г. Захарова, К. К. Колин, Е. С. Полат и др.).

Гуманистическая методология подразумевает отказ от технологического создания электронной среды образования как набора информационных элементов и видит в проектной деятельности творческий акт, эстетическую деятельность, цель которой - создание среды, способной смоделировать кругозор развивающейся личности за счет включения в сферу ее непосредственного взаимодействия (диалога) произведений культуры различной модальности [3]. В этом случае речь идет о создании креативной информационной образовательной среды (К. Г. Кречетников, В. А. Назаров, С. А. Назаров и др.) и личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов, предусматривающих не только обучение, но и творческое развитие личности. Так, возможности педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов и мультимедийных систем как среды педагогического творчества выявлены С. Л. Атанасян [2], В. В. Гура [3], Н. Г. Семеновой [7] и др. Психолого-педагогические проблемы использования ИКТ глубоко исследованы В. П. Беспалько,

B. П. Зинченко, Н. Г. Семеновой, О. К. Тихомировым и др. Так, описан комплекс психолого-педагогических требований к мультимедийным обучающим системам лекционных курсов: опора на взаимосвязь сенсорно-перцептивного, вербально-логического и представленческого уровней когнитивного процесса; синкретичность и избыточность учебной информации и др. Отдельно выделено психологическое требование эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности на основе активизации ведущих познавательных эмоций: удивления, любопытства, любознательности, уверенности, увлеченности и др. Установлено, что мультимедийные обучающие системы обладают большим эмоциональным зарядом и способствуют развитию креативного потенциала обучаемых и обучающих [7].

2. Проблема формирования профессиональной педагогической направленности личности в условиях информатизации образования

И все же возможности формирования профессиональной педагогической направленности личности в информационной образовательной среде исследованы недостаточно. Большинство исследований не учитывает специфику информатизации сферы высшего педагогического образования, одной из важнейших задач которого выступает оказание помощи будущему учителю в построении своей индивидуальной стратегии образования с учетом мотивационно-ценностной сферы, ядром которой является направленность личности. Профессиональная педагогическая направленность - это важнейшее интегративное свойство личности, которое проявляется во всех сферах профессиональной жизнедеятельности учителя и определяет его способность к самообразованию и профессиональному развитию и пр. (К. Афанасиадис,

C. Л. Братченко, В. В. Ерин, В. И. Жернов, Г. Б. Луганская, Л. И. Нугис, М. И. Станкин и др.). Будущий педагог должен не только освоить современные информационные технологии, но и обрести систему профессионально необходимых свойств и качеств (прежде всего - устойчивую профессиональную направленность). Именно это позволит ему осуществлять педагогическую деятельность, эффективно используя технологии и средства информатизации в профессионально направленном образовательном процессе. Такой подход позволит обучаемым не только накапливать знания и приобретать необходимые навыки, но и развивать все компоненты профессиональной компетентности.

В ракурсе исследуемой проблемы принципиальными представляются: модель информационной образовательной среды, отражающая специфику и направления информатизации высшего педагогического образования, разработанная С. Л. Атанасян [2], концепция информационно-технологического обеспечения учебного процесса, созданная В. И. Писаренко [6], и концепция системы смешанного (комбинированного) обучения Ю. И. Капустина [4]. Концепция информационно-технологического обеспечения учебного процесса основана на интеграции компетентностного, технологического, коммуникативного и профессионально-ориентированного подходов. Концепция системы смешанного (комбинированного) обучения, нацеленная на развитие компетентности будущих специалистов, подразумевает интеграцию образовательной, профессиональной и социальной сред, множественность способов взаимодействия и форм обучения (индивидуальные и групповые, реальные и виртуальные). Концепция предусматривает органичное сочетание традиционного и дистанционного обучения и создание единого образовательного пространства, основанного на

единстве трех ключевых подходов к обучению, среди которых наряду с андрагогическим и контекстно-ориентированным выделяется личностно-ориентированный подход. Он нацелен на развитие способностей обучающихся (мыслительных, творческих, коммуникативных, рефлексивных и др.), а также на формирование смысловой мотивационно-ценностной составляющей личности, то есть ее направленности. Система смешанного (комбинированного) обучения требует организации интегрированной информационно-образовательной среды. Компонентами ее являются образовательные сайты, электронные методические материалы, пригодные для самостоятельного изучения, системы автоматизированного контроля качества освоения дисциплины и др. Таким образом, интеграция, комбинирование обучения с использованием преимуществ различных технологий - это один из путей повышения качества подготовки специалистов.

3. Опыт экспериментальной разработки электронных образовательных ресурсов (на примере направления «Педагогика»)

Использование информационных технологий в рамках гуманитарного цикла получает все большее распространение. Так, в Мурманском государственном гуманитарном университете имеется экспериментальный опыт разработки программных комплексов - электронных ресурсов по направлению «Педагогика», способных объединить информационное, техническое и учебно-методическое обеспечение. Среди них - веб-сайт «Введение в педагогическую деятельность» [9], электронные гипертекстовые учебно-методические пособия «Введение в педагогическую деятельность» [8] и «Теория обучения» и др. Содержание теоретической составляющей данных ресурсов соответствует государственному стандарту высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и адресовано студентам, обучающимся по направлению «Педагогика», но может быть полезно преподавательскому составу вузов и всем, кто интересуется теоретическими и прикладными аспектами профессиональной педагогической деятельности и внедрением новых информационных технологий в процесс преподавания учебных дисциплин педагогического цикла. При создании данных ресурсов учитывался ряд целевых ориентиров. Так, информативность и комплексность предполагала сочетание текстовой информации, ее графического сопровождения, системы гиперссылок и обратной связи и др. Интеграция ИКТ в образовательный процесс позволяла совершенствовать и наращивать структуру и содержание представленных ресурсов. Для стимулирования самообразования обучающихся, а также в целях повышения мотивации к выполнению научно-исследовательской работы, данные ресурсы содержат электронные версии статей студентов, опубликованных в сборниках научно-практических конференций. Управляемость предусматривала возможность планирования организационных форм обучения с учетом индивидуальных особенностей студентов и объемом учебной нагрузки и возможность использования данных ресурсов для самостоятельного изучения, для работы в аудитории и при дистанционной форме обучения. Гуманизация педагогических отношений проявлялась в реализации личностно-ориентированного подхода к обучению. Активизация учебной, научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов достигалась путем организации учебного процесса в соответствии с разными уровнями усвоения материала, заложенными в данных ресурсах. Развитию у студентов умений прогнозирования результатов своей учебной деятельности способствовало наличие разноуровневых заданий. Доступность заключалась в отсутствии необходимости специальной подготовки пользователя: наличие удобной навигации, системы гиперссылок, поисковой панели и указателя ключевых слов и др. Организационная эргономичность способствовала созданию комфортных, здоровьесберегающих условий в процессе образовательной деятельности.

Раскроем функциональное назначение, структуру и особенности использования данных электронных ресурсов.

Веб-сайт «Введение в педагогическую деятельность» разработан коллективом авторов-составителей - преподавателя и студентов Мурманского государственного педагогического университета (МГПУ) в ходе освоения программы «[Ше1 - обучение для будущего». Руководитель проекта - кандидат педагогических наук, доцент Т. В. Панченко (содержательное наполнение сайта, создание презентаций), авторский коллектив - студенты В. Н. Марков, В. А. Блинов и Д. Л. Клышов (дизайн, макет, техническая поддержка). Веб-сайт представляет собой гиперссылочную систему простого дизайна. Содержание учебной дисциплины представлено в виде пяти модулей, отражающих главные разделы курса: «Педагогическая

профессия», «Педагогическая деятельность», «Личность педагога», «Методология, методы и логика педагогического исследования», «Профессиональное становление педагога». Структура каждого модуля включает: презентации Microsoft Power Point (тезисное изложение тем лекционного курса, усвоение которых обеспечивает базовый уровень обученности); конспекты лекций (основные, дополнительные и развивающие сведения, а также ссылки на источники информации); разработки практических занятий; пополняемую хрестоматию; методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов и разработки тем данного курса; методики исследований; тематические глоссарии и др.

Дополнением и логическим продолжением созданного веб-сайта являются электронные гипертекстовые учебно-методические пособия (ЭГУМП) «Введение в педагогическую деятельность» [8] и «Теория обучения», представляющие собой гиперссылочные системы, выполненные в инструментальной среде HTML Help Workshop.

Структура ЭГУМП «Введение в педагогическую деятельность» содержит два блока («Ориентировочный» и «Учебный»), в каждом из которых расположено несколько разделов. Так, в разделе «Справочная информация» содержатся сведения об авторе-составителе, пояснительная записка, требования ГОС ВПО, описание объема и содержания разделов дисциплины, а также виды учебной деятельности. Раздел «В помощь студенту» содержит материал, ориентированный на различные уровни обученности и самостоятельности студентов: как перечень тем рефератов, список литературы, так и тематические глоссарии, ссылки на образовательные ресурсы и др. Раздел «Подготовка к зачету» раскрывает основные направления подготовки к итоговой форме контроля. Включает требования к уровню усвоения содержания дисциплины и варианты примерных тестовых материалов.

Структура учебного блока также структурирована. Так, раздел «Аудиторная работа студентов» содержит конспекты лекций и разработки практических занятий. Данный материал имеет унифицированную структуру (тема, план, вопросы для обсуждения, задания для самостоятельной работы и литература для подготовки к занятию). Доступность лекционного материала обеспечивает возможность самостоятельной подготовки студентов, работающих по индивидуальному плану, к сдаче зачета. Раздел «Самостоятельная работа студентов» содержит подробные разработки тем для самостоятельного изучения, структура которых включает план, тематические тестовые материалы и вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельной работы, список литературы и глоссарии. В разделе даны методические рекомендации по организации самостоятельной работы, предусмотрена возможность консультации с преподавателем по электронной почте.

Работа по электронному учебно-методическому пособию «Теория обучения» (автор-составитель - Т. В. Панченко) предполагает последовательное изучение студентами отдельных самостоятельных, но взаимосвязанных модулей (информационных и учебных), каждый из которых включает несколько компонентов. Так, учебные модули («Теоретические основы обучения», «Содержание образования», «Формы, методы и средства обучения», «Виды обучения», «Инновации и технологии в образовании») содержат гиперссылки на лекционный материал, который изложен на двух уровнях: полном и углубленном; подробную разработку практических занятий и тем для самостоятельного изучения; тематические глоссарии и блоки самоконтроля. Студенты, желающие более глубоко изучить «Теорию обучения», имеют возможность ознакомиться с расширяющим блоком учебного материала (в виде гиперссылок на дополнительные страницы электронного учебника), а также провести исследование по предложенным методикам. Для студентов, испытывающих учебные затруднения, предусмотрена «Подсказка» - при наведении указателя на области активизации (выделенные понятия) раскрывается окно с трактовкой их содержания, что повышает возможности интерактивного обучения.

Анализ образовательных результатов студентов (2006-2010 гг.) показал, что применение разработанных ресурсов повышает эффективность обучения, поскольку вовлекает студентов в образовательный процесс и легко интегрируется в единое информационное пространство современного вуза. Использование широких возможностей разнообразных типов программных средств и информационных технологий способствует совершенствованию процесса обучения, а также повышает качество и эффективность труда преподавателя, который становится «консультационно-творческим» [1].

4. Проектная деятельность творческих групп по созданию электронных образовательных ресурсов (направление «Педагогика»)

В целом достижения, имеющиеся в настоящее время в области применения электронных образовательных ресурсов по дисциплинам педагогического блока, обусловлены, прежде всего, высоким уровнем программного обеспечения (мультимедиа, гипермедиа, система Интернет и др.). В связи с этим возникает необходимость формирования новых подходов к разработке электронных образовательных ресурсов, к созданию новых технологий обучения с их применением, к обучению этим методикам профессорско-преподавательского состава [7]. Необходима координация усилий как программистов, выполняющих основной объем работ по созданию электронных образовательных ресурсов, но зачастую не имеющих педагогической подготовки, так и специалистов в области педагогики, дидактики и методики преподавания конкретных дисциплин, которые, в свою очередь, «зачастую далеки от информационных технологий и потому не могут в полной мере использовать их потенциальные возможности» [7, с. 4]. В диссертационном исследовании Н. Г. Семеновой определен предпочтительный состав творческого коллектива разработчиков электронных образовательных ресурсов: ведущий педагог - специалист по дидактике, преподаватель-предметник (методист), психолог, специализирующийся в области психологии познавательных процессов и возрастной психологии; программист; веб-дизайнер; звукооператор; оператор. Тем не менее опыт показывает, что заинтересованность в данном направлении проявляют и студенты.

Так, имеется опыт проектной деятельности студентов факультета физико-математического образования и программирования и преподавателей Мурманского государственного гуманитарного университета по созданию образовательных электронных ресурсов и необходимого программного обеспечения. Среди них - проект «Создание электронных образовательных ресурсов (направление «Педагогика»)», проект факультативного междисциплинарного курса «Старинные задачи через века и страны», образовательный сайт «Педагогика» и др.

4.1. Проект «Создание электронных образовательных средств (направление «Педагогика»)» (разработчики - студенты 5 курса факультета физико-математического образования, информатики и программирования Мурманского государственного гуманитарного университета Д. В. Коновалов, А. В. Крайнова, Р. У. Набиев, 2008)

Целью проекта являлась интеграция студентов различных факультетов Мурманского государственного гуманитарного университета для создания педагогических, практико-ориентированных электронных ресурсов, которые можно применять в различных предметных областях как в ходе педагогической практики, так и в самостоятельной педагогической деятельности. Студенты факультета имеют успешный опыт создания электронных образовательных ресурсов: создан образовательный веб-сайт [8], разработана компьютерная программа «Математическая гимнастика», компьютерные модели разделов курса и др. Однако подобные проекты являлись краткосрочными, в то время как была необходима организация долговременного сотрудничества, установление осознаваемых межпредметных связей и преемственности в работе творческой группы.

Научная значимость проекта состояла в обобщении и систематизации научных представлений в области использования компьютерных технологий для создания электронных образовательных ресурсов педагогической направленности. Практическая значимость заключалась в разработке практических рекомендаций для студентов, направленных на использование ими средств информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной педагогической деятельности, в различных предметных областях, которые могут найти применение в практике современной школы. Ожидаемыми результатами реализации проекта были: интеграция научной работы студентов в различных отраслях знаний и использования информационно-коммуникационных технологий; разработка рекомендаций для студентов, идущих на практику, по созданию и использованию электронных образовательных ресурсов; их отраслевая регистрация. Важнейшими направлениями при реализации проекта выступали: организация и обсуждение проблем использования компьютерных технологий в образовательном процессе, связанных с определением и унификацией требований к электронным образовательным ресурсам, необходимым программным средствам и методическим и организационным аспектам их подготовки и создания.

Реализация проекта не требовала дополнительного финансирования и предусматривала 4 этапа.

На 1 этапе (ориентировочном) происходило обсуждение и согласование образа предполагаемого результата - будущего программного продукта совместной деятельности (проект мог

быть реализован в виде компьютерной модели, в виде обучающей, контролирующей или развивающей программы и др.). Этот этап предусматривал проведение круглого стола, для успешной работы которого был организован оргкомитет (авторы проекта, научный руководитель, представители студенческого научного общества и заинтересованные преподаватели). Через некоторое время заказчик получал от разработчика техническое предложение: документ, в котором были кратко перечислены требования заказчика и предложения по разработке программной системы в соответствии с требованиями, которые были выработаны в ходе круглого стола, и приблизительно оценивалась трудоемкость работ по проекту и время, которое требовалось для его осуществления. 2 этап проекта (конструктивный) заключался в непосредственной технической разработке электронного образовательного ресурса и необходимого программного обеспечения студентами факультета физико-математического образования и программирования либо студентами других факультетов, владеющих необходимыми навыками программирования. Продукт выполнялся в соответствии с образом предполагаемого результата, который был выработан на ориентировочном этапе. На 3 этапе (коррекционном) проводилось тестирование программы, выявление недочетов технического характера, а также возможных несовершенств в предоставленном кафедрами - участницами проекта материале. В случае неудачного тестирования продукт возвращался на доработку. 4 этап (внедренческий) предполагал апробацию разработанного электронного ресурса в образовательном процессе школы. Это осуществлялось как студентами (во время прохождения педагогической практики и собственной профессиональной педагогической деятельности), так и путем предоставления продукта учителям средней школы или преподавателям вуза (в зависимости от целевой аудитории, для которой создавалось программное обеспечение). Поэтому еще одним положительным аспектом реализации данного проекта выступало развитие у студентов умений прогнозирования хода и результатов своей учебной и педагогической деятельности.

В целом реализация проекта позволила привлечь студентов университета, обучающихся по различным специальностям, к решению проблем создания и использования электронных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе современной школы; обеспечить интеграцию и взаимодействие студентов и преподавателей разных факультетов в целях создания новой электронной образовательной продукции разной предметной направленности; поддержать студенческие инициативы.

Результативность реализации проекта повысила интерес студентов и преподавателей к работе в данном направлении, что выразилось в преемственности работы, в создании новых педагогических, практико-ориентированных электронных средств, а также междисциплинарных курсов.

4.2. Проект факультативного междисциплинарного курса «Старинные задачи через века и страны» (разработчики - студенты 4 курса факультета физико-математического образования и программирования Мурманского государственного гуманитарного университета С. Васин, А. Дроздова, Е. Низовцева, А. Попова, А. Узбеков, 2009)

Теоретическая значимость данного проекта состояла в разработке содержательного наполнения факультативного курса «Старинные задачи через века и страны», способного интегрировать различные предметные области: математику, историю, географию, черчение, экономику; демонстрировать труднодоступные для непосредственного восприятия процессы решения с помощью математических и физических моделей, визуальных образов; обеспечить игровые формы проведения занятий. Практическая значимость проекта заключалась в создании электронного пособия факультативного курса, которое применимо в различных предметных областях (математика, история, география и др.); может быть использовано как в ходе педагогической практики студентов, так и в профессиональной деятельности заинтересованных педагогов; предоставляет возможности как для проведения аудиторных занятий с учащимися основной и средней школы, так и для самостоятельного изучения факультатива (при дистанционном обучении).

На основе анализа известных учебных пособий (И. И. Баврин, В. И. Игнатьев, В. В. Мадер, Е. А. Фрибус, И. Ф. Шарыгин и др.) разработчиками проекта была подобрана коллекция старинных задач, имеющих математическую, историческую, географическую, культурную, физическую, экономическую направленность. Для понимания всего предоставленного математического материала достаточно минимальных знаний на уровне средней школы. Тем не менее в предоставленном пособии заложен дифференцированный подход, позволяющий учитывать

уровни достижений школьников: предусмотрены занимательные задачи, для решения которых не требуется больших математических знаний, а достаточно смекалки и остроумия; для истинных (будущих) математиков создана коллекция старинных задач, которая предоставит им возможность проследить за развитием математической мысли начиная с древнейших времен.

Было создано необходимое программное средство, сопровождающее факультативный курс «Старинные задачи через века и страны» (теоретическое наполнение ресурса - А. Дроздова, Е. Низовцева, А. Попова; техническая разработка, программное обеспечение - С. Васин, А. Узбеков).

Данное пособие предоставляет ряд возможностей и преимуществ при проведении факультативного курса: возможность увлекательного изучения школьниками не только математики, но и элементов истории, географии, черчения и др.; материал предлагаемой коллекции задач предусматривает ряд сервисов: «Подсказка», «Решение», «Ответ», которые имеют не только цифровое, но и графическое, иллюстративное сопровождение; реализация дифференцированного подхода к выбору заданий и использование мотивов соревновательности. Предлагаемые задания постепенно усложняются. Так, на первоначальных этапах изучения материала учащимся предлагается создать средство передвижения по древним странам с помощью цифр или геометрических фигур. На более высоких уровнях сложности корабль «летит» уже на «силе математических знаний» и в качестве формы организации деятельности школьников вводится командная игра, в которой каждый ребенок набирает определенное количество баллов.

Содержание электронного пособия «Старинные задачи через века и страны» является эмоционально насыщенным. Предоставленный математический материал сопровождается иллюстрациями - видами достопримечательностей древних стран (Индии, Египта, Китая и др.); эпиграфами из текстов древних ученых (историков, математиков, астрономов, физиков); поэтическими задачами-легендами, мифами; занимательными историческими комментариями и

др.

Игровая форма проведения факультативных занятий включает цикл из 8 уроков-путешествий, позволяющих школьникам вместе с главным персонажем - Лягушонком-путешественником - «посетить»:

- Древнюю Индию (и после испытаний на смекалку и логическое мышление стать посвященными в ученики великого математика Бхаскара II);

- Древний Египет (и разгадать пароль, известный только лишь истинным математикам);

- Древний Вавилон (и интеллектуально сразиться с ассирийским царем Ашшурбанипалом, совершавшим «запутаннейшие деления и умножения»);

- Древнюю Грецию (и при поддержке великого Герона Александрийского помочь Парису определить прекраснейшую из богинь);

- Китай (в эпоху, когда «расцвели сто цветов, соперничали сто школ ученых», и помочь восстановить старинные книги, которые для забвения прежних традиций приказал сжечь император Цинь Шиху-анди);

- страны Ближнего Востока (и постичь мудрость великого Джемшида Гияса ад-Дина Ал-Каши и решить задачи из сказок «1001 ночи»);

- страны Европы (и решать экономические задачи на благо Чехии и Франции вместе с великими математиками Этьенном Безу и Симеоном Дени Пуассоном);

- и вернуться в Россию, где познакомиться с первым русским математиком - Кириком Новгородцем.

В целом проведение факультатива с использованием электронного пособия «Старинные задачи через века и страны» позволило организовать обучение школьников с опорой на взаимосвязь визуального, образного и логического уровней когнитивного процесса; обеспечить эмоциональную регуляцию учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе активизации таких ведущих познавательных эмоций, как удивление, любопытство, любознательность, уверенность, увлеченность.

Созданные электронные образовательные ресурсы обладают свойством открытости: при их разработке использовались современные технологии (OpenSourse, Borland C++ Builder) с открытым исходным кодом, что позволяет легко обновлять и наращивать их структуру и содержание. Доступный и интуитивно понятный интерфейс не требует специальной подготовки пользователя. Разработанные ресурсы могут размещаться в локальной сети или на сайте учебного заведения, а также в сети Интернет; могут использоваться как для организации самостоятельного изучения материала, так и при проведении аудиторных занятий (с использованием интерактивной доски или персональных компьютеров). Их применение в реальном школьном

обучении позволяет учителю: демонстрировать труднодоступные для непосредственного наблюдения процессы и явления с помощью математических и физических моделей; исследовать объекты, процессы и явления на различных видах практических занятий; решать задачи проектирования; обеспечить игровые формы проведения занятий и др. Это способствует формированию ключевых образовательных компетенций у обучающихся: информационных компетенций, обеспечивающих навыки деятельности по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в реальных объектах окружающего мира; учебно-познавательных компетенций, включающих элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.

4.3. Образовательный сайт «Педагогика» (2010)

Сайт «Педагогика» (tvpanchenko.ucoz.ru) создан в ходе выполнения курсового проекта студентом ФМОИиП МГГУ М. В. Кушниром (техническая разработка и поддержка, веб-дизайн; концепция и содержательное наполнение - Т. В. Панченко). Данный образовательный ресурс направлен на дистанционную поддержку обучения студентов, которая включает в себя ознакомление с учебными материалами, мониторинг личного рейтинга, возможность пройти пробное и контрольное тестирование и многое другое. Посетив сайт и пройдя процедуру регистрации, студент может воспользоваться обширным спектром необходимых материалов и средств для успешной подготовки, ведения и анализа своей учебной деятельности, сэкономив время преподавателей, учебной части, а также свое, что позволит уделить большее внимание непосредственному изучению того или иного предмета педагогического цикла. Материалы, размещенные на сайте, распределены по трем видам деятельности: учебная, научная, досуго-вая. Учебные материалы включают электронные гипертекстовые учебно-методические пособия, содержание которых соответствует государственному стандарту высшего профессионального образования, и презентации к отдельным темам лекционных курсов, в которых представлено тезисное изложение основных понятий, усвоение которых обеспечивает базовый уровень обученности. Представленные на сайте электронные образовательные материалы (опорные конспекты лекций, разработки практических и самостоятельных работ, перечень рекомендуемых источников) являются более оперативной, динамичной учебной информацией, чем учебники и учебные пособия. Их доступность обеспечивает возможность самостоятельной подготовки студентов, работающих по индивидуальному плану, к сдаче зачета или экзамена. С помощью интерактивного модуля «Тесты» можно организовать пробное тестирование по тематическим блокам и контрольное тестирование по итогам изучения курса. Предусмотрена хрестоматия, включающая рекомендуемые научно достоверные и свободно распространяемые электронные учебные материалы (версии опубликованных работ, авторефераты диссертаций, учебные пособия в формате PDF), а также перечень качественных интернет-ресурсов, систематизированных на федеральных образовательных порталах, и значимых интернет-проектов. Уделено внимание науке, творчеству и практической деятельности студентов: на сайте размещены материалы, полезные при выполнении курсовых проектов, лучшие научные и творческие работы студентов (статьи, электронные разработки и др.), актуальная информация о научно-практических конференциях регионального, всероссийского и международного значения. Студенты 4 и 5 курсов найдут на сайте полезную краткую информацию о практике по воспитательной работе. Помимо образовательных, на сайте представлены материалы досугового характера: фотоальбом, общение с посетителями и администраторами сайта через личные сообщения и гостевую книгу. Сайт размещен на хостинге ucoz.ru и создан с помощью конструктора. Это позволяет с легкостью добавлять, изменять материалы, обновлять журналы рейтингов студентов, а также не требует глубоких знаний в области HTML и CSS. Таким образом, сайт динамически активен в обновлении и доступен в быстром управлении материалами. При необходимости есть возможность расширения его функциональности, что реализуется с помощью подключения и настройки специализированных модулей.

Перспективами дальнейших теоретических исследований и практических разработок данной проблемы выступает вовлечение студентов и заинтересованных преподавателей в научно-исследовательскую работу по созданию новых педагогических электронных ресурсов (информационных, обучающих, тренажерных и др.) и их апробацию в условиях образовательного процесса в школе и вузе.

Заключение

Применение информационных технологий является одним из факторов индивидуализации стратегии деятельности субъекта образовательного процесса.

Приоритетные направления модернизации российского образования (непрерывность, информатизация, компетентностный подход к определению целей и содержания образования, создание принципиально новой среды обучения, основанной на применении ИКТ), могут быть реализованы путем интеграции, организации смешанного (комбинированного) обучения, использования в образовательном процессе преимуществ различных технологий и средств обучения. Применение информационных технологий является одним из факторов индивидуализации стратегии деятельности субъекта образовательного процесса, ее мотивационной, личностной регуляции.

Процесс информатизации образования актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных образовательных технологий для развития личности студентов, повышения уровня креативности их мышления и формирования устойчивой профессиональной направленности. Совместная проектная деятельность преподавателей и студентов по созданию электронной учебно-информационной образовательной среды и входящих в ее состав компонентов обладает потенциальными возможностями для обеспечения раннего включения обучающихся в профессиональную педагогическую среду, повышения уровня профессиональной педагогической направленности личности и формирования у них первичных навыков профессионально-релевантного поведения.

Литература

1. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.

2. Атанасян С. Л. Теоретические основы формирования информационной образовательной среды педагогического вуза. - Воронеж: Научная книга, 2008. - 200 с.

3. Гура В. В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2007. - 42 с.

4. Капустин Ю. И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. -Москва, 2007. - 40 с.

5. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. - Орел: ОГТУ, 2000. - 145 с.

6. Писаренко В. И. Система инновационного гуманитарного образования в техническом вузе: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Сочи, 2007. - 49 с.

7. Семенова Н. Г. Мультимедийные обучающие системы лекционных курсов: теоретические основы создания и применения в процессе обучения студентов технических вузов электротехническим дисциплинам: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Астрахань, 2007. - 35 с.

8. Панченко Т. В. Введение в педагогическую деятельность: Электронное гипертекстовое учебно-методическое пособие. - Национальный информационный фонд неопубликованных документов. Номер государственной регистрации: 50200900248 от 09.02.2009. - Свидетельство об отраслевой регистрации разработки в Отраслевом фонде алгоритмов и программ № 12215 от 29.01.2009.

9. Панченко Т. В., Марков В. Н., Блинов В. А., Клышов Д. Л. Введение в педагогическую деятельность: Веб-сайт. - Национальный информационный фонд неопубликованных документов. Номер государственной регистрации: 50200900247 от 09.02.2009. - Свидетельство об отраслевой регистрации разработки в Отраслевом фонде алгоритмов и программ № 12214 от 29.01.2009.

Кембриджский университет

Кембриджский университет приглашает на Международную конференция «Компьютеры и передовые технологии в образовании», которая состоится 11-13 июля. Подробнее читайте на стр. 84

Источник. Профессор Усков В. Л., со-директор НИИ по образовательным интернет-технологиям университета Бредли, США ([email protected])

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.