УДК 37.01:007
Формирование информационнокоммуникационной компетенции субъектов образовательного процесса в условиях информационной образовательной среды вуза
И. И. Еремина
В статье рассматриваются ключевые аспекты организации информационной образовательной среды высшего учебного заведения, средства формирования и оценивания информационно-коммуникационной компетентности студента и преподавателя.
Ключевые слова: технологические аспекты, методологические аспекты, информационная образовательная среда, информационно-коммуникационная компетенция (ИКК), информационная образовательная среда (ИОС), информационные и коммуникационные технологии.
Использование компетентностного подхода, обеспечивающего качество образования, конкурентоспособность выпускников, является приоритетным в современной практике обучения, так как умение самостоятельно мыслить, применять полученные знания для решения конкретных задач важнее формального наличия набора сведений. В связи с этим происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, обусловливающие внесение коррективов в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению обучаемого в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным компонентом в обучении, а неотъемлемой частью
целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Информационные и коммуникационные технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает положительное влияние на интенсификацию работы преподавателей вузов, а также на качество обучения студентов.
Необходимым становится формирование информационно-коммуникационной компетенции (далее ИКК) у всех субъектов образовательного процесса. Тактически преподаватель может воспитывать и обучать посредством интернет-технологий, стратегически применение новых методов для решения профессиональных проблем способствует реализации личностно-ориентированной парадигмы образования.
Об эффективности применения информационных технологий можно говорить в том случае, когда будущий бакалавр мотивирован на их использование, имеет широкий кругозор, владеет программными средствами как общего, так и профессионального назначения, может определить роль и место информационных технологий в своей профессии. Обеспечить оптимальную подготовку выпускника, ориентирующегося в условиях компьютеризации и быстро развивающихся техники и технологий, можно при условии поиска новых методов и форм обучения.
Продуктивным способом решения этой задачи является использование информационной образовательной среды (далее ИОС). Ее применение как средства, способствующего развитию ИКК, позволяет с помощью конкретных примеров и связанных с ними процессов акцентировать внимание студентов на особенностях содержания учебного материала. Работа с ИОС предоставляет участникам образовательного процесса следующие возможности:
— получение значительной индивидуальной помощи при обучении;
— самостоятельную оценку результатов и перспектив дальнейшего продвижения в изучении предмета;
— осуществление обратной связи при помощи гиперссылок;
— оперативное корректирование обучающей деятельности;
— повышение уровня восприятия предлагаемой информации благодаря наличию мультимедийных и интерактивных технологий в основе ИОС.
В филиале Казанского (Приволжского) федерального университета г. Елабуга ИОС функционирует второй год. За это время накоплен определенный опыт работы в этой среде, на основе собранных наблюдений сделаны выводы о влиянии ИОС на образовательный процесс и его субъектов.
Во время занятий студенты изучают теоретический материал, созданный с помощью элемента курса «Веб-страница», в котором используются разнообразные дидактические, презентационные материалы, выдержки из научных статей, учебных пособий. После знакомства с этим разделом предлагается практический материал, подготовленный посредством элемента курса «Лекция», в котором реализуется процесс программированного обучения. Здесь данные даются поэтапно, в конце каждой части помещены вопросы, на которые должны ответить студенты. Степень сложности навигации зависит от структуры изучаемого материала. Кроме того, предоставляется страница «Дополнительная литература», оснащенная богатым набором электронных материалов и реализованная с помощью элемента курса «Веб-страница», причем каждая ссылка на источник снабжена файлом формата «.pdf», содержащим электронный вариант текста книги. Эта часть также полезна для научно-исследовательской работы студентов. В системе имеется возможность получить справку в отношении неизвестных терминов при помощи элемента «Глоссарий», который заполняется преподавателем.
Таким образом, на занятиях у студентов формируются следующие компетенции:
— способность анализировать и обобщать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества;
— умение самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремление к саморазвитию;
— навык работы с информацией в глобальных компьютерных сетях;
— умение готовить обзоры научных источников, в том числе с использованием электронных информационно-образовательных ресурсов, для профессиональной деятельности.
С помощью Wiki, т. е. веб-сайта, структуру и содержание которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом, студенты вместе создают общий
документ, используя простой язык разметки. Здесь они делятся опытом научных изысканий, выкладывают полезную информацию для научно-исследовательской работы и при необходимости делают внешние ссылки на интернет-ресурсы. Большинство документов Wiki открыты для публичного доступа (для пользователей, имеющих доступ к серверу), однако просмотр публикации возможен только после ее одобрения преподавателем. Предоставляются возможности работы с содержанием: редактирование, комментирование и т. д.
В ИОС используются интерактивные элементы, поддерживающие процесс обучения: для обсуждения сложных вопросов имеются форум и чат. Формат форума выбран, с нашей точки зрения, весьма удачно в силу его принципиальной диалогичности, наличия психологически значимой фигуры собеседника, провоцирующей на активное обсуждение, и в целом больших, чем у обычного гипертекста, возможностей возбуждения интереса к материалу.
Созданные условия и разработанные средства обучения способствуют формированию ряда компетенций:
— логически верное, аргументированное и ясное построение устной и письменной речи, умение вести дискуссии;
— работа в коллективе, несение ответственности за поддержание доверительных партнёрских отношений;
— способность принимать участие в профессионально обусловленной коммуникации, например, работать в составе проектных групп, презентовать результаты проектов и обучать пользователей ИС.
Еженедельный обязательный характер использования ИОС позволяет развивать у ее пользователей следующие компетенции:
— умение находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность;
— понимание сущности и проблем развития современного информационного общества.
Анализ перечисляемых в стандарте компетенций показывает, что они различны по своему уровню и по отношению к личностно-значимым характеристикам будущего бакалавра. Их комплекс в целом формирует представление об информационной компетентности бакалавра педагогического образования.
Оценка результатов использования информационных методов позволяет определить место образовательной компетенции в общем
ряду. Преподаватель может формировать ее у студентов только в том случае, если сам владеет ею и системно, планомерно совершенствует ее, находясь в процессе постоянного взаимодействия с будущими выпускниками.
Организуя общение через форум и чат, преподаватель должен уделять особое внимание развитию собственных способностей ведения письменного диалога, построения монологических высказываний, а также совершенствованию умений побуждать к разговору, выслушивать, и убеждать. Необходимой является возможность выявить причину конфликта и своевременно устранить ее либо разобраться с последствиями, при этом трудности может создавать дистанционная форма общения. ИОС развивает толерантность, особое значение приобретает уважение к человеку, умение понять и принять Другого. Повышенное внимание уделяется соблюдению этикета и навыкам выстраивать эффективное и бесконфликтное межличностное взаимодействие.
При содержательном наполнении элементов курса ИОС преподаватель испытывает потребность в самообразовании, развивает умение ставить и решать познавательные и исследовательские задачи, в том числе взаимодействуя с экспертами из других областей знания. Для повышения профессиональной эрудиции постоянно должна проводиться работа с новыми источниками информации, в том числе отражающими последние мировые достижения в данной сфере, развиваться компьютерная грамотность, кроме того, необходимо совершенствовать навыки поиска, обработки и представления информации.
Отбор материала и его структурирование, формирование учебнометодического комплекса дисциплины (УМКД), выбор эффективных методов работы, составление адекватных формируемым компетенциям средств контроля — значимые аспекты учебно-методической деятельности, создающие условия для совершенствования профессиональных качеств. Преподаватель приобретает компетенции необходимые для осуществления профессионально-педагогической, познавательной деятельности, управления информацией, овладения методологией и методикой создания учебных, учебно-методических и других материалов. Постоянное саморазвитие педагога обеспечивает профессионализм организации образовательного процесса и повышение качества обучения студентов.
Работая в образовательной среде со студентами дистанционно, преподаватель применяет инновационные методы и технологии в сво-
ей предметной области, овладевает основами электронной педагогики, психологии, экспериментирует с различным формами, методами и средствами обучения для достижения поставленных педагогических целей, формирует у студентов творческую сознательно-активную установку на будущую профессию. В условиях электронного обучения педагогу часто приходится находить нестандартные решения и разрешать проблемные ситуации при организации дискуссий, вовлечении студентов в научную работу, проведении консультаций, экзаменов и зачетов, что в свою очередь способствует развитию навыков учебной аудиторной и внеаудиторной групповой и индивидуальной работы в информационно-насыщенной среде.
В целом преподаватель совершенствует научно-педагогическое мастерство, продвигается как исследователь. В частности, опыт работы в ИОС позволяет:
— практиковаться в публичных выступлениях на конференциях и в других ситуациях научного общения;
— поддерживать активные и разнообразные контакты по вопросам научной и педагогической деятельности;
— осуществлять поиск источников финансирования научных иссле -дований, заказчиков конкретных научно-технических, научно-методических и других профессионально-ориентированных разработок.
Применение ИОС субъектами образовательного процесса позволяет не только формировать и постоянно развивать ИКК. Кроме того, как показывает наш опыт, наличие полезного дидактического обеспечения, комплексный учет всех условий позволяет функционировать ИОС достаточно продуктивно в масштабах вуза, что, в свою очередь, ведет к формированию ИКК студентов, способных конкурировать на рынке труда, успешно ориентироваться в сложных ситуациях и принимать правильные управленческие решения.
Изменение парадигмы образования по времени совпало с появлением электронной педагогики, которая отреагировала на новые требования гораздо быстрее, чем традиционная педагогика. На современном этапе основными принципами, реализующимися в рамках электронной педагогики, являются активная деятельность учащихся, индивидуализация и дифференцирование обучения, использование новых педагогических технологий: обучение в сотрудничестве, проектная деятельность т. д. Использование информационной образовательной
среды, являющееся одним из способов формирования ИКК, с нашей точки зрения, актуально в рамках компетентностного подхода.
Литература
1. Атанасян С. Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза: автореферат диссертации ... доктора педагогических наук / С. Л. Атанасян; Учреждение Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения». Москва, 2009. 49 с.
2. Гильмутдинов А. Х. Электронное образование на платформе Moodle / А. Х. Гильмутдинов, Р. А. Ибрагимов, И. В. Цивильский. Казань: Казанский государственный университет, 2008. 169 с.
3. Гусева В. Е. Интернет как информационно-образовательная гуманитарная среда современного общества / В. Е. Гусева // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2006. № 24 (8).
4. Документация Moodle [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.moodle.org/ru/Main_Page.
5. Еремина И. И. Проектирование и реализация информационной образовательной среды. Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в ВУЗе (книга 2) / И. И. Еремина; под ред. Д. В. Гулякина. Георгиевск: Георгиевский технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2010. 192 с.
© Еремина И. И., 2012
Forming Information and Communication Competence in Students and Teachers within the Information Environment of a Higher Educational Institution
I. Yeremina
The article considers the main aspects of the information educational environment of a higher educational institution, along with the means employed to form and estimate the information and communication competence of students and teachers.
Key words: information educational environment,
information and communication competence, traditional and electronic pedagogy methods.
Еремина И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и дискретной математики филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (Елабуга), [email protected]
Yeryomina, I., Ph.D. in Education, associate professor of Computer Science and Discrete Mathematics Department, Kazan (Volga Region) Federal University (Yelabuga Branch), [email protected]