Педагогика высшей школы
О.В. Романова
Влияние информационной дидактики на компоненты современного процесса обучения
В статье определяется феномен понятия «информационная дидактика» с позиций целостного теоретического исследования, концептуально устанавливающего основные характеристики данной области научного знания. Раскрывается сущность основных понятий (информация, информационные процессы, информационное образовательное пространство). Рассматривается воздействие принципов информационной дидактики на цели, содержание и организацию современного процесса обучения.
Ключевые слова: информационная дидактика, профессиональная компетентность, информационные процессы, информационная образовательная среда, информационные технологии.
Ведущей особенностью современного мира стало развитие мировой информационной индустрии. Определяющую роль в информационном обществе играют научные знания и способы деятельности, информационные процессы, ведущие к их формированию, и информационное и коммуникационные технологии, способствующие их получению.
На основе концептуальных положений, выстраивающихся в современный период развития общества, в дидактике высшей школы строится современная модель обучения. Информационные и коммуникационные технологии, ресурсы Интернет влияют на изменение не только форм и средств обучения, но и на принципы, цели и смысл образования. В процессе развития научного знания основные категории традиционной дидактики изменяются. В этом аспекте информационная дидактика представляет собой одну из основных структурных компонентов общенаучного обеспечения образовательного процесса, а разработка концепта ее построения в условиях информационного общества является актуальной научной задачей. Как показал обзор научно-педагогической литературы, феномен понятия «информационная дидактика» с позиций целостного теоретического исследования, концептуально определяющего основные характеристики данной области научного знания, в педагогической науке не рассматривался. Возникает необходимость разработки такой теории обучения в высшей школе. В данной статье мы затронем два аспекта:
определим феномен понятия «информационная дидактика» и проанализируем ее влияние на основные компоненты процесса обучения.
Информационная дидактика определяет закономерности процесса обучения, происходящего в условиях информатизации образования. Как современная отрасль педагогической науки, она отражает основные вопросы организации образования личности, живущей по законам информационного общества, раскрывает сущность процесса обучения, содержание образования, инновационные методы, средства, технологии, формы организации обучения, основанные на использовании информационных и коммуникационных технологий.
Как любая другая наука, информационная дидактика обладает своим понятийно-терминологическим аппаратом. Так, специфическими объектами изучения информационной дидактики являются информация и информационные процессы. Отметим неоднозначность определения этих понятий.
В литературе нет четкого определения понятия информации. Универсального определения информации нет и быть не может из-за его широты, полагал Н.Н. Моисеев [5]. Хорошо известно знаменитое высказывание Н. Винера: «Информация есть информация, а не материя и не энергия». Тем самым он отказался от определения понятия информации, считая, что оно не может иметь однозначного значения [1].
О.Ф. Левичев трактует это понятие с точки зрения педагогики как «...сообщения, которые уменьшают неопределенность у получателя информации, т.е. ученика. Чем больше уменьшается эта неопределенность в сознании субъекта, тем больше снижается минимум информации, который необходимо получить, чтобы ликвидировать неопределенность прогнозируемой деятельности по решению проблемных ситуаций на уроке» [4]. При обучении важно показать ценность информации, обнаруживая ее не только в далеком будущем в профессиональной деятельности, но и раскрыть ее значимость в развитии человеческой цивилизации, в становлении конкретной личности. В этом случае ценность информации заключается для конкретной личности в том, что в процессе изучения основ научного знания формируется научное мировоззрение, закладываются теоретические основы будущей профессии, человек готовится к выполнению социальных функций, формируются и развиваются творческие способности личности, удовлетворяются ее познавательные потребности.
В процессе получения знания в сознании учащегося происходит обновление информации. Но хотелось бы обратить внимание на то, что знания не дают всей информации о постигаемом понятии или объекте. Как
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
полагает О.Ф. Левичев, «.навыки могут развиваться только в процессе какой-либо деятельности. В процессе формирования навыка и происходит понимание объекта на информационном уровне» [4].
Информация - это результат основных информационных процессов: формирования и преобразования информации в процессе педагогического творчества, анализа и синтеза информации, поиска, накопления, хранения, обработки, передачи, представления информации в форме, необходимой для использования. В конкретной педагогической ситуации используются те или иные простые информационные процессы отдельно или во взаимосвязи. Вариативность педагогических ситуаций предполагает использование различного комплекта информационных процессов, используемых при организации обучения.
Можно сказать, что информационные процессы - это взаимодействие двух сторон, участников деятельности. В результате процессов восприятия, понимания, осмысления человеком чего-либо появляется новая информация. Получая информацию, человек преобразует ее в своем понимании в зависимости от того, какие знания он уже имеет, какими видами деятельности обладает, чему он обучен и для чего ему необходима эта информация. Содержание знания обновляется и уточняется, проверяется и отвергается, обобщается и заменяется. Таким образом, информационные процессы влияют на социальные, содержательной стороной которых являются культурные процессы, в свою очередь, определяющие возникновение новых информационных процессов и новой информации, образуя современное информационное образовательное пространство. Образование приобретает новое качество благодаря интеграции информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс; наличию информационного пространства, включающего информационную инфраструктуру, информационные ресурсы, созданные в целях образования (учебники, учебные пособия, самоучители, виртуальные тренажеры, справочные материалы); информационной среды (части информационного пространства, включающего информационные объекты, средства коммуникации, способы получения, переработки, создания и использования информации).
Под информационным образовательным пространством понимается совокупность различных видов информации, средств ее хранения и производства, методов и технологий работы, обеспечивающих получение информации личностью в целях образования [3]. В информационном образовательном пространстве процесс обучения направлен на развитие навыков работы с информацией, ее целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие обучающегося. Результатом взаимодействия
информационного образовательного пространства с субъектами образовательного процесса является информационная образовательная среда, которая представляет собой совокупность различного вида информации, средств информационно-коммуникационных технологий и учебно-методических комплексов. Особое внимание при проектировании современной модели обучения в вузе уделяется вопросам непрерывности, преемственности и достаточности информатизации обучения, интеграции специальных, психолого-педагогических и информационных дисциплин, формированию профессионально-ориентированной информационной среды и единого информационного пространства.
Одной из важнейших функций информационной дидактики как науки является познание процесса обучения. Результатом этой функции является выявление действующих законов и закономерностей процесса обучения. Информационная дидактика рассматривает общие закономерности обучения, которые проявляются во всех видах обучения, исследует те свойства процесса обучения, которые имеют место в преподавании любой дисциплины: условия осуществления, факторы, порождающие их, эффективность. Она изучает зависимости, обуславливающие этапы и результаты процесса обучения, протекающего в информационной образовательной среде, исследует оптимальные формы, методы и средства достижения образовательных результатов в новых информационных условиях.
Важнейшие цели обучения в структуре информационной дидактики подтверждены Стратегией модернизации образования Российской Федерации: развитие способности к самоорганизации и самостоятельности, формирование высокого уровня информационной культуры личности, готовность к сотрудничеству, развитие способности к творческой информационной деятельности. В этой связи основными результатами образовательной деятельности становятся не столько система знаний, умений и навыков, сколько набор общекультурных и профессиональных компетенций в различных сферах жизнедеятельности человека, т.е. акцент переносится на «знание - понимание - навыки», в результате интегрирования которых формируются компетенции. Компетенции понимаются как результат образования.
Чтобы достичь максимального результата обучения, учащийся должен мобилизоваться, использовать все свои способности, чтобы на пределе своих возможностей овладеть необходимыми знаниями, а учителя и преподаватели вузов - овладеть современными технологиями проведения учебных занятий, контроля и оценки достижений учащихся, организации самостоятельной работы и проведения консультаций, технологий разработки методического обеспечения учебного процесса.
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
Таким образом, в современное содержание образования должна входить система общекультурных и профессиональных компетенций, заложенных в новом ФГОС ВПО: основы профессиональных знаний; системы ценностных ориентаций, влияющих на изменения свойств и качеств личности; социальный опыт человечества, необходимый выпускнику образовательного учреждения для полноценной жизни в информационном обществе; информационная образовательная среда, способная содействовать образовательной деятельности студента.
Насколько полно будет сформирована та или иная компетенция в вузе, зависит как от правильно поставленных целей обучения в вузе, так и от правильно подобранного содержания учебных предметов, практик, самостоятельной работы студентов. Хотелось бы отметить, что при отборе содержания образования необходимо руководствоваться не только ком-петентностным подходом, когда результатом обучения может стать сформированные конкретные способы деятельности - компетенции. В этом случае у студентов может резко снизиться уровень общего образования. Необходима интеграция компетентностного подхода с культурологическим, это позволяет реализовать их идеи в содержании предметов с ориентацией на деятельностную составляющую [3].
Исходя из новых тенденций в организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов, можно сформулировать принципы, которые закладываются в основу проектирования новой информационной дидактической системы:
1) создание условий для развития у обучаемых способности самостоятельного определения собственной цели и потребности в образовании закладывается в основу организации образовательного процесса;
2) содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, коммуникативных, организационных, мировоззренческих и иных проблем;
3) оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых студентами на определенном этапе обучения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что современное содержание учебных предметов ориентируется на измененные принципы обучения. Принцип современной значимости, определяющий ведущее направление учебного процесса, - организация образовательной деятельности в современной информационной образовательной среде. Данный принцип предполагает изменение роли преподавателя и студента. Деятельность обучающегося должна быть активной во всех компонентах образовательного процесса, а основная деятельность преподавателя -
направлена на педагогическую поддержку обучающегося. Так учебный процесс становится максимально направленным на профессиональное развитие личности будущего специалиста на основе компетентностного и культурологических подходов.
Несколько по-иному трактуется принцип научности. Современный процесс обучения должен учитывать тот факт, что большое количество информации студенты получают самостоятельно в мировом информационном пространстве. Традиционная формулировка принципа расширяется. Информация, которую учащиеся получают и формируют в знания, должна быть, несомненно, научной, поэтому студенты должны быть способны отличать истинно научные знания от псевдонаучных.
Изменяется акцент в формулировании принципа доступности. Традиционно информация, которые учащиеся приобретают в процессе обучения, должна быть доступной и соответствовать индивидуальным особенностям. На современном этапе технологии восприятия и осознания информации изменяются, это связанно с влиянием социокультурной ситуации (например, внедрением в сознание учащихся технологий Интернета, где информация подается относительно сжатыми порциями, имеющими функцию быстрой смены). Молодые люди хорошо воспринимают краткую, полную информацию, подающуюся поэтапно, что предполагает фрагментарное усвоение информации, получаемой из различных источников. Конечно, в такой ситуации страдает, в некоторой степени, способность логически излагать свои мысли. Для этого преподавателю необходимо использовать в учебном процессе методы и приемы, стимулирующие развитие логического мышления, правильного и точного высказывания своих умозаключений. Основная функция преподавателя в такой ситуации заключается в помощи в приведении такой информации в системное упорядоченное знание.
Принцип профессиональной направленности заключается в том, что содержание учебных предметов должно способствовать процессу становления специалиста как субъекта мировоззренческой, коммуникативной, технологической, информационной и профессиональной культуры.
Принцип вариативности обучения определяется интересами преподавателя и студентов, возможностями введения в учебный процесс новых дисциплин, новых тем, новых форм проведения занятий и самостоятельной работы, что предполагает наличие в содержании обучения инвариантного и вариативного компонентов. Инвариантная часть содержания курса должна содержать необходимый минимум информации, которая
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
служит основой для углубления и расширения знаний, поиска своего индивидуального образовательного маршрута. Таким образом, студент сам строит вариативную часть своего образования, ориентируясь на свои познавательные интересы. Для этого образовательное учреждение должно создавать все условия (кадровые, материально-технические, учебно-методические) организации образовательного процесса. Только так, находясь в информационной образовательной среде, учащийся достигает качественных образовательных результатов.
Реализация принципа общекультурной направленности, предполагающего, что в содержание обучения должен войти материал, показывающий развитие научно-технического прогресса в системе и во взаимосвязи с развитием общей культуры, во многом обеспечивает интердисциплинарный и гуманитарный характер образования.
Принцип функциональной полноты компонентов учебного процесса предполагает, что в содержании учебных дисциплин, учебных и научноисследовательских практик, самостоятельной работы должны быть представлены все его базовые компоненты, обеспечивающие развитие студентов, а также индивидуализацию и дифференциацию их образования, учитывающие их интересы, способности и потребности в информационной деятельности.
Перечисленные дидактические принципы находятся в абсолютной системной взаимосвязи. На их основе в информационной образовательной среде формируется вариативное содержание образования, разрабатывается его структура. Учащиеся осваивают информационные ресурсы, следуя собственным познавательным потребностям и интересам, опираясь на базовую составляющую образования (знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру) [2].
Научные знания, составляющие фундаментальное ядро содержания образования, включают мировоззренческие, методологические, системообразующие компоненты. В каждой дисциплине формируются свои теории, законы, факты, идеи, понятия, которые при взаимодействии в сознании человека формируют его индивидуальную картину мира, охватывающую научные, бытовые, философские представления. Отбирая содержание, важно выделить те мировоззренческие идеи, которые необходимы человеку в его дальнейшей профессиональной деятельности и полноценной жизни в информационном обществе. Знания раскрываются в учебном материале в форме текстов, наглядных средств, заданий. Основная функция заданий - формирование способов деятельности обучающихся.
Способы деятельности необходимо отмечать в виде ключевых компетенций: общекультурных, профессиональных. Образование должно быть направлено на формирование и развитие способностей к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, к использованию полученных знаний о современной научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки необходимой информации. К универсальным способам деятельности относятся и коммуникативные компетенции: способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссий и полемики, логически верного построения устной и письменной речи и. т. д.
Опыт творческой деятельности складывается из развития альтернативного мышления, построения индивидуального способа решения учебной или профессиональной проблемы, самостоятельного комбинирования традиционных способов деятельности в новый, что по своей сути является деятельностью исследовательского характера. Такая деятельность, будучи универсальной по своему содержанию, формирует инновационный потенциал личности, необходимый для успешной деятельности в профессиональной сфере.
Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру включает систему ценностей, признанных обществом (ценность научных знаний, научной и творческой деятельности, ценности природы, здоровья, моральные ценности, культурные ценности, ценность свободы выбора), и индивидуальную систему ценностей, которая складывается из личностных ощущений социальных ценностей. Личностные ценности есть у каждого человека. Это осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни, то, что обладает особой важностью для конкретного человека.
Все компоненты базовой составляющей образования ориентированы на личностный опыт. Так, содержание учебного процесса конструируется по определенной траектории: от педагогически адаптированного социального опыта через включение в процесс обучения личностного опыта к индивидуальным продуктам учебной деятельности - учебным достижениям.
Включение в содержание образования идей информационной дидактики предполагает изменение традиционной структуры учебника. Новые учебники и пособия создаются на основе блочно-модульной технологии построения материала. Каждый модуль включает инвариантную часть -теоретическое содержание, где представлены образовательные объекты данной дисциплины и основные способы деятельности студентов. Сов-
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
ременные учебники включают способы деятельности, формирующие компетенции различного уровня. Должны преобладать задания, ориентированные на самостоятельный поиск информации, проблемные и творческие задания, задачи с избыточными или недостающими данными, с которыми человек чаще всего сталкивается в профессиональной деятельности. Возможны творческие задания, связанные с разработкой учебно-методических материалов, подготовкой наглядных раздаточных материалов, написание статей, эссе, подготовкой рецензий, отзывов на статьи, учебную литературу. Обучающийся в процессе выполнения таких заданий должен, прежде всего, научиться работать с информацией, правильно подбирать необходимые данные, анализировать, систематизировать, рационально использовать. Эта инвариантная часть является базовой для дальнейшего обучения.
Вариативная часть учебников представляет собой ссылки на информационные источники, как традиционные (другие учебники, пособия, научные статьи, первоисточники ученых и специалистов по теме), так и комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, электронные учебники и пособия. В хорошем электронном учебнике представлен теоретический материал, снабженный элементами мультимедийного имитационного моделирования различных объектов и процессов, тренировочную и контролирующую составляющую, с автоматическим оцениванием и диагностикой, а также возможность информационно-поисковой деятельности, основанной на технологии гиперссылок.
Кроме того, нами предлагается включить в современные вузовские учебники элементы творческого осмысления изучаемого материала - часть учебника, создаваемого студентом. Это индивидуальный интеллектуальный продукт студента, обучающегося по этому учебнику. Таким образом, вариативная часть содержания образования имеет индивидуальный характер, конструируется студентом как по отношению к инвариантной части самого учебника, так и по отношению к другим, выбранным лично им проблемам. Для этого в структуру учебника преподаватель закладывает набор ключевых проблем разной формы по изучаемой теме.
Содержание образования, сконструированное таким образом, предполагает модификацию традиционных методов и технологий обучения, а цели информационной дидактики способствуют переводу процесса обучения на технологический уровень.
Современные образовательные технологии способствуют реализации индивидуальной траектории обучения. Модульная организация образо-
вательного процесса делает возможным, а с точки зрения повышения качества образования - и необходимым, использование так называемых обобщенных технологий, работающих в диапазоне всех учебных дисциплин модуля. Новая роль образовательных технологий в многоуровневой системе обучения требует новых подходов к их проектированию. Не все технологии могут быть одинаково успешно применимы для всех уровней. На основе анализа потребности рынка труда, будущей профессиональной деятельности выпускника выстраивается модель профессиональной подготовки. На этой основе проектируются образовательные технологии: определяется сочетание методов, форм организации, средств обучения и самообучения; конструируются учебные элементы, дидактические материалы, учебные ситуации; разрабатывается структура и содержание учебных занятий; планируется самостоятельная работа студентов; проектируются контролирующие процедуры.
Важно отметить, что с использованием информационных и коммуникационных технологий традиционные технологии и методы обучения могут приобретать новые черты. В информационной образовательной среде целесообразно использовать те методы и технологии, которые максимально способствуют формированию общекультурных и профессиональных компетенций: проблемное обучение (способствующее развитию исследовательских способов деятельности), метод проектного обучения (в основе которого лежит получение индивидуального интеллектуального продукта), кейс-технологии, модульное обучение, обучение в сотрудничестве, технология портфолио (средство мониторинга учебных достижений учащихся). Кроме этого, информационная образовательная среда предполагает введение в учебный процесс современных технологий работы с информацией субъектов образовательного процесса: поиска информации, организации работы студентов с учебной и научной литературой, организации самостоятельной исследовательской работы; технологий актуализации потенциала субъектов образовательного процесса: актуализации мотивационного потенциала информационной образовательной среды, технологии самопрезентации, формирования готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, технологии критического мышления, повышения коммуникативной компетентности личности; диагностических технологий: рейтинга учебных достижений, оценки качества профессиональной деятельности преподавателя, экспертизы образовательных программ [6]. Эти и некоторые другие технологии в наибольшей степени отвечают требованиям информационной образовательной среды, т. к. преподаватель в определенной степени влияет на процесс, но не на результат.
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
В качестве заключения отметим, что теория и практика информационной дидактики находится в стадии своего становления и формируется как комплексная метанаука. Элементы предметного содержания уже вводятся нами в учебный процесс образовательных учреждений и активно влияют на становление профессиональной компетентности личности. Применяя основные положения информационной дидактики к организации системы обучения в вузах, отметим ее важнейшую функцию - обеспечение организации, управления и упорядоченности всех компонентов процесса обучения, связанных с информатизацией образования, что обеспечивает качественную современную подготовку специалиста любого профиля.
Библиографический список
1. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М., 1968.
2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Шалыгина И.В. Содержание образование: культурологический подход // Педагогика. 2005. № 1. С. 13-19.
3. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М., 2011.
4. Левичев О.Ф. Закон сохранения информации в дидактике // Интернет-журнал «Эйдос». 2009. ШЬ: http://www.eidos.ru/joumal/2009/0831-4.htm.
5. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.
6. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Под ред Н.В. Бордовской. М., 2011.