Научная статья на тему 'Особенности организации образовательного процесса в магистратуре по обеспечению готовности студентов к инновационной деятельности'

Особенности организации образовательного процесса в магистратуре по обеспечению готовности студентов к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРАТЕГИИ / ТАКТИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА МАГИСТРОВ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / ИНДИКАТОРЫ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PREPARATION MASTER GRADUATES FOR INNOVATIVE ACTIVITY / HIGHER EDUCATION / WILLINGNESS OF MASTER GRADUATES FOR THE INNOVATIVE ACTIVITY / APPROACHES AND TECHNOLOGICAL PROCESSES OF EDUCATION / INDIVIDUAL AND POTENTIAL ABILITIES OF STUDENTS / MONITORING AND MEASURES / MASTER GRADUATES' AVAILABILITY / INDICATORS FOR INNOVATIVE PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таратухина М.С.

Представлена диссеминация результатов исследования по развитию потенциальной готовности руководителей к инновационной деятельности применительно ко второй ступени высшего образования магистратуре (направление: педагогическое образование). Раскрывается организация образовательного процесса, направленного на решение задач формирования готовности магистров к инновационной деятельности. Подготовка осуществляется на основе праксиологического подхода, предполагающего создание ситуации успеха в процессе всего курса обучения, учет индивидуальных и потенциальных особенностей обучающихся. На примерах конкретных учебных курсов магистратуры показано поэтапное обеспечение наращивания компетенций путем реализации образовательных маршрутов, имеющих инвариантную и вариативную составляющие. Выстраивание образовательного процесса связано с проектированием траекторий профессионального развития магистров путем обеспечения целостности, многоуровневости основных образовательных программ, включающих диагностический, теоретико-методологический и технологический блоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таратухина М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE MAGISTRACY TO MAKE STUDENTS READY FOR INNOVATIVE ACTIVITY

Purpose: In the article the main mechanisms of preparation master graduates for the innovative activity are discussed: design of educational content, choice of educational technology (couching, case etc.), help and support in mastering future kinds of activities in the context of being ready for the innovative one, evaluation of quality of proposed programs and practice objectives. Approach: Generalized results of the research confirm that the usage of praxeological method solves the objectives of preparation of master graduates for the innovative activity effectively. The basic idea is connected with the creation of situation of the educational success, record of individual and potential abilities of students. Value: The level of willingness of master graduates for the innovative activity allows them to take part in annual fair of innovations, present their own innovative products and perform as experts. It attests about the level of readiness for innovative activity.

Текст научной работы на тему «Особенности организации образовательного процесса в магистратуре по обеспечению готовности студентов к инновационной деятельности»

УДК 373.2

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МАГИСТРАТУРЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М.С.Таратухина

ORGANIZING THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE MAGISTRACY TO MAKE STUDENTS READY

FOR INNOVATIVE ACTIVITY

M.S.Taratukhina

Институт детства РГПУ им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург), maria_013@mail.ru

Представлена диссеминация результатов исследования по развитию потенциальной готовности руководителей к инновационной деятельности применительно ко второй ступени высшего образования — магистратуре (направление: педагогическое образование). Раскрывается организация образовательного процесса, направленного на решение задач формирования готовности магистров к инновационной деятельности. Подготовка осуществляется на основе праксиологического подхода, предполагающего создание ситуации успеха в процессе всего курса обучения, учет индивидуальных и потенциальных особенностей обучающихся. На примерах конкретных учебных курсов магистратуры показано поэтапное обеспечение наращивания компетенций путем реализации образовательных маршрутов, имеющих инвариантную и вариативную составляющие. Выстраивание образовательного процесса связано с проектированием траекторий профессионального развития магистров путем обеспечения целостности, многоуровневости основных образовательных программ, включающих диагностический, теоретико-методологический и технологический блоки. Ключевые слова: подготовка магистров к инновационной деятельности, высшее образование, готовность к инновационной деятельности, стратегии, тактики и технологии обучения, самостоятельная работа магистров, технологическая карта, контрольно-измерительные материалы, показатели, индикаторы готовности магистров к инновационной деятельности

Purpose: In the article the main mechanisms of preparation master graduates for the innovative activity are discussed: design of educational content, choice of educational technology (couching, case etc.), help and support in mastering future kinds of activities in the context of being ready for the innovative one, evaluation of quality of proposed programs and practice objectives.

Approach: Generalized results of the research confirm that the usage of praxeological method solves the objectives of preparation of master graduates for the innovative activity effectively. The basic idea is connected with the creation of situation of the educational success, record of individual and potential abilities of students.

Value: The level of willingness of master graduates for the innovative activity allows them to take part in annual fair of innovations, present their own innovative products and perform as experts. It attests about the level of readiness for innovative activity. Keywords: Preparation master graduates for innovative activity, higher education, willingness of master graduates for the innovative activity, approaches and technological processes of education, individual and potential abilities of students, monitoring and measures, master graduates' availability, indicators for innovative practice

Современная система высшего образования призвана мобильно реагировать на происходящее реформирование разных ступеней образования при выборе стратегий и тактик подготовки компетентных специалистов.

Стремительно происходящие процессы модернизации и реформирования системы дошкольного образования, вступивший в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, появление профессионального стандарта педагога, а также другие преобразования влекут за собой необходимость разработки и внедрения стандартов высшего образования нового поколения и поиска способов повышения качества подготовки в условиях вуза.

Наряду с этим, диссеминация результатов научного исследования по развитию потенциальной готовности руководителей к инновационной деятельности подтверждает свою своевременность и актуальность при реализации программ подготовки магистров в Институте детства Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.

Становление инновационных процессов в дошкольных образовательных организациях во многом определяется уровнем профессионализма тех, кто осуществляет, сопровождает ее, являясь организаторами, участниками инновационной деятельности или ее экспертами.

Несмотря на имеющиеся тенденции сворачивания инновационной деятельности, в дошкольных образовательных организациях и преобладание реализации инновационных проектов в условиях федеральных инновационных площадок, следует отметить, что данный вид деятельности по-прежнему выступает одним из средств повышения качества деятельности отдельных педагогов и образовательных организаций.

Учитывая результаты исследований М.М.Поташника, К.М.Ушакова, Т.И.Шамовой Р.М.Шерайзиной и др. [1-4], определяя содержание теоретико-методологического блока при подготовке магистров к инновационной деятельности, в качестве её отличительной характеристики мы рассматриваем способность руководителей и членов педагогического коллектива создавать конкурентные преимущества и повышать конкурентоспособность через рациональное использование инновационного потенциала системы, где новшества выступают средством повышения качества деятельности.

Освещенные в работах автора особенности

осуществления инновационной деятельности образовательной организации в контексте данного понимания подтверждают, что наиболее высоко должно цениться умение выявлять необходимость изменений, разрабатывать соответствующие стратегии и тактики на основе учета инновационного потенциала организации [5]. Проведенный сравнительный анализ теории и практики осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях подтвердил, что её эффективность в современных условиях определяется способностью субъектов к инновационной деятельности, восприимчивостью членов коллектива к быстрым перестройкам, их кооперацией в создании, освоении и распространении инновационных продуктов.

Следует отметить, что методологическую основу профессиональной подготовки составили работы М.В.Александровой, И.А.Дониной, М.Н.Певзнера, Р.М.Шерайзиной и др. [6, 7], в которых раскрыты пути и условия успешной подготовки руководителей разных уровней к управленческой деятельности, а также определяющие специфику подготовки для системы дошкольного образования, нашедшие отражение в работах С.А.Езоповой, В.Кудрявцева, М.С.Таратухиной и др. [8, 9].

При проектировании учебных программ и методических рекомендаций к освоению курсов при работе с магистрами мы также учитывали специфику подготовки к данному виду деятельности (М.Н.Певзнер, П.А.Петряков, Р.М.Шерайзина и др.) и ориентировались на уровни их возможной подготовки к инновационной деятельности.

Поиск путей развития образования через создание новой практики образования, внедрение научно-методических разработок, появление инновационных продуктов требуют рассмотрения инновационной деятельности как одного из необходимых направлений подготовки кадров в условиях вуза для системы образования в целом и дошкольного образования в частности.

В основу работы была положена ранее разработанная и апробированная модель профессиональной подготовки руководителей дошкольного образования к инновационной деятельности. В связи с этим, реализация профессионально-пропедевтического, профессионально-личностного, профессионально-содержательного, профессионально-корректировочного и профессионально-исследовательского уровней предопределили и позволили обосновать механизм подготовки магистров к инновационной деятельности, выбор

инвариантных и вариативных содержательных и технологических блоков для разных программ подготовки, использование фондов контрольно-измерительных материалов по осваиваемым курсам, что было положено в основу проектирования вариативных траекторий подготовки магистров к инновационной деятельности в условиях вуза.

Это подтверждает и актуализирует необходимость проектирования учебных планов с учетом направленности на их подготовку к инновационной деятельности. Любая из программ подготовки магистров «Инновационные технологии в дошкольном образовании», «Методическое сопровождение в дошкольном образовании», «Управление инновационным развитием дошкольных образовательных организаций» и др., в том числе сетевых: «Экспертиза качества дошкольного образования», «Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация», реализуемых на базе Института детства РГПУ им. А.И.Герцена, включает в учебный план курс «Инновационные процессы в образовании» для всех программ и комплекс разноуровневых учебных программ в соответствии с реализуемыми учебными планами.

Наряду с этим, каждая из программ в соответствии со спецификой подготовки магистров к разным видам деятельности (научно-исследовательской, педагогической, методической и управленческой) обеспечивает наращивание компетенций в рамках готовности к инновационной деятельности на разном содержании. Так, например, в учебном плане сетевой магистерской программы «Экспертиза качества дошкольного образования» предусмотрены такие содержательные блоки, как «Экспертиза качества инновационных продуктов». Программа «Методическое сопровождение в дошкольном образовании» предусматривает изучение курсов «Управление развитием дошкольной образовательной организации», «Управление качеством дошкольного образования» и др. Программа «Инновационные технологии в дошкольном образовании» содержит блоки по всем направлениям развития детей с позиции использования инновационных технологий, курсы по выбору «Организация опытно-экспериментальной деятельности в дошкольной образовательной организации», «Вариативные модели дошкольного образования» и т.д.

Успешность реализации каждой дисциплины предусматривает проектирование технологических карт по курсу, в основе каждой из которых обеспечивается реализация вариативных образовательных маршрутов, имеющих инвариантную и вариативную составляющие. Каждая из обобщенных форм работы с магистрами сопровождается рекомендациями к самостоятельной работе и определяет шаги по выполнению заданий. Например, осваивая тему «Тенденции и разновидности развития», предусмотрена подготовка презентации результатов 8тсю1-анализа тенденций развития в системе образования. В соответствии с этим, магистрам необходимо выполнить следующие шаги: представить к защите результаты критического анализа нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности в образовании, опыта других

стран, сделать аннотированный обзор исследований по осуществлению инновационной деятельности в раннем детстве, разработать содержательно-схематическую структуру инновационной деятельности, раскрывающую специфику деятельностной, содержательной, уровневой структур инновационной деятельности, решить кейс задачи, связанные с выявлением специфики процессов развития, организации инновационной деятельности и происходящих позитивных изменений в системе образования [10].

В свою очередь, в рамках курса «Технологии обобщения, изучения массового и передового педагогического опыта» при освоении темы «Сущность и структура инновационной педагогической деятельности» предусмотрены проведение панельной дискуссии «Современные технологии изучения, обобщения и распространения педагогического опыта». В соответствии с этим, в качестве шагов выполнения задания предусмотрено анализ подходов к изучению опыта, проектирование этапов изучения, обобщения, внедрения и распространения педагогического опыта, составление дайджеста, разработка инструментария для изучения и оценки педагогического опыта как источника инновационной деятельности, определение и представление к защите основных форм презентаций инноваций педагогами, работа микрогрупп по созданию банка инновационных идей и т.д. Магистры сетевой программы «Экспертиза качества инновационных продуктов» и программы «Методическое сопровождение в дошкольном образовании» в ходе реализации спроектированной траектории их профессионального развития в рамках учебной и самостоятельной деятельности готовят материалы презентации на конкурс инновационных продуктов.

И, несмотря на схожесть видов деятельности, к которым мы готовим магистров этих программ (научно-исследовательская и методическая), они по-разному выполняют предлагаемые задания, демонстрируя уровень готовности к инновационной деятельности.

Определяя критерии оценки инновационных продуктов, одни выделяют критерии-показатели-индикаторы соответствия, другие — способы поддержки и помощи педагогов при анализе продуктов инновационной деятельности. Магистры сетевой программы готовят листы экспертной оценки представленных инновационных продуктов (внешняя оценка), другие — определяют структуру и содержание презентации инновационного продукта на соответствие этим критериям и ранее проведенной внутренней экспертизы данного продукта. «Эксперты» оценивают материалы презентации инновационного продукта и составляют экспертное заключение, а «методисты» на основе экспертных заключений определяют способы распространения данного инновационного продукта и возможные пути сопровождения педагогов-разработчиков данного продукта.

Исходя из этого, очевидно, что эти обобщенные задания и шаги по их выполнению являются показателями освоения предлагаемого содержания. Учитывая это, необходимо таким образом формировать и отбирать формы и методы работы со студента-

ми, чтобы они охватывали при формировании компетенций уровни осведомленности, сформированности отдельных умений будущей профессиональной деятельности и уровень владения. В данном контексте, например, изучение уровня осведомленности студентов может включать в себя разноплановые контрольно-измерительные материалы. Это может быть и написание эссе на предлагаемую тему, аннотированный обзор исследований по осуществлению инновационной деятельности, анализ существующих подходов к проблеме, контент-анализ, составление реестра нормативных документов по изучаемой теме, создание электронной картотеки, подготовка к участию в дискуссионной площадке, отбор материалов для компьютерной презентации, научной статьи по заданной теме, формирование портфолио (эксперта, методиста и т.д.), создание дайджеста (краткого анализа международного, регионального опыта и т.д.), презентация результатов Swot-анализа, защита результатов критического анализа и др. Говоря об уровне овладения отдельными умениями (компетенциями), из фонда контрольно-измерительных материалов можно выбрать такие, как проектирование процедур и диагностических инструментов, подбор кейсов с примерами проблемных ситуаций для решения ситуационных задач, разработка карты наблюдения, оценки, экспертного листа, плана-задания для проведения инспекторской проверки, определение содержания, технологий работы с членами педагогического коллектива при проведении мастер-класса, разработка индивидуальных и групповых проектов. В то время, как уровень владения будет предусматривать готовность к проведению аудита существующих научных подходов, разработку и проведение в условиях деловой игры мастер-класса, апробацию экспертного листа и оформление экспертного заключения, решения по результатам анализа продуктов инновационной деятельности, составление аналитической справки, решение кейс-задач, подготовку к выступлению на конференции с целью участия в свободной дискуссии или по результатам научно-исследовательской, производственной (педагогической, инспекторской) практики, реализацию индивидуальных и групповых проектов, проведение ко-учинг-сессий и др.

Обобщенные результаты исследования подтверждают, что использование праксиологического подхода эффективно решает задачи подготовки магистров к инновационной деятельности. Основная идея, определяющая механизм подготовки магистров к инновационной деятельности, связана с созданием ситуации успеха в обучении, учета индивидуальных и потенциальных возможностей обучающихся [11].

Подготовка магистров разных программ к инновационной деятельности предполагает разработку и реализацию комплексных образовательных программ, которые характеризуются целостностью и многоуровневостью рабочих программ, включающих диагностический, теоретико-методологический и технологический блоки, обеспечивающих проектирование вариативных траекторий профессионального развития специалистов, использованием инновацион-

ных технологий обучения, адекватных сущности компонентов, входящих в структуру готовности к инновационной деятельности, ориентированных на реализацию праксиологического подхода.

Организация различных видов практик и научно-исследовательской деятельности позволила перевести компетенции на новый уровень освоения и владения при условии формирования специальной системы поддержки, консультативного и информационно-методического сопровождения магистров [12].

Наиболее актуальным остается вопрос о проектировании содержания и технологий обучения, выбора форм учебной и самостоятельной работы магистров как комплексного наращивания компетенций, обеспечивающих развитие их готовности к инновационной деятельности. В реализуемых образовательных программах подготовки часто отсутствует системный подход к построению образовательного процесса, что создает трудности у магистров в разработке комплексного концептуального обоснования проектируемых инновационных продуктов.

Наряду с этим, встает и другая задача — создание и апробация фондов контрольно-измерительных материалов освоения программ обучения, которые в последующем могут составлять основу проведения государственной аттестации или профессионального экзамена на должность при устройстве на работу.

Предложенные материалы могут быть востребованы и теми, кто разрабатывает и реализует программы дополнительного профессионального образования, осуществляет переподготовку кадров для системы образования.

1. Поташник М.М. Управление современной школой. М.: Знание, 1992. 167 с.

2. Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий. М.: Новая школа, 2004. 192 с.

3. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М., 2002. 320 с.

4. Шерайзина Р.М. Современные стратегии управления образованием: концепции и модели: Монография. Великий Новгород: НовГУ им.Ярослава Мудрого, 2005. 152 с.

5. Таратухина М.С. Инновационные процессы в образовании. Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация: Учеб.-метод. комплекс / Под ред.

B.А.Погосян. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2013.

C. 86-97.

6. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Александрова М.В. Маркетинговая стратегия становления школы общеобразовательной организаций // Вестник ТГУ. 2015. № 5 (158). С. 23-26.

7. Певзнер М.Н., Шерайзина Р.М., Петряков П.А. Поиск инновационных стратегий проектирования междисциплинарных магистерских программ // Человек и образование. 2013. № 3 (36). С. 33-37.

8. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М.: Академия, 2003. 320 с.

9. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития // Дошкольное воспитание. 1997. № 7.

10. Таратухина М.С. Оценка качества подготовки магистров сетевой международной программы в ходе освоения курса «Инновационные процессы в профессиональной деятельности» // Инновационные системы и технологии дошкольного образования: сборник статей по материалам

международной науч.-практ. конф. / Авторы-составители Р.М.Шерайзина, Е.В.Мигунова; НовГУ им. Ярослава Мудрого, НИРО. В.Новгород, 2014. 192 с.

11. Марон А.Е., Монахова Л.Ю., Федотова В.С. Педагогическая праксиология: структура знания и модели реализации в профессиональном обучении [Электр. ресурс] // Человек и образование: электрон. научн. журн. 2012. № 2 (31). С. 27-31. URL: http://obrazovanie21.narod.ru /FilesZ2012-2_p027-031.pdf (дата обращения: 22.10.2015).

12. Таратухина М.С. Сущностная характеристика технологии развития потенциальной готовности менеджеров к инновационной деятельности в условиях вуза // Современные технологии обучения: Материалы межвуз. практ. конф. Архангельск: МИУ, 2002. С. 116-118.

References

1. Potashnik M.M. Upravlenie sovremennoy shkoloy [Management of modern school]. Moscow, Znanie Publ., 1992. 167 p.

2. Ushakov K.M. Razvitie organizatsii: v poiskakh adekvatnykh teoriy [Development of the organization: in search of

adequate theories]. Moscow, Novaya shkola Publ., 2004. 192 p.

3. Shamova T.I., Tret'yakov P.I., Kapustin N.P. Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami [Management of educational systems]. Moscow, 2002. 320 p.

4. Sherayzina R.M. Sovremennye strategii upravleniya obrazovaniem: kontseptsii i modeli: Monografiya [Modern strategy of management of education: concepts and models. Monograph]. Velikiy Novgorod, NovGU im.Yaroslava Mudrogo Publ., 2005. 152 p.

5. Taratukhina M.S., Pogosyan V.A. (ed.). Innovatsionnye protsessy v obrazovanii. Rannee obuchenie inostrannym yazykam i mezhkul'turnaya kommunikatsiya: Ucheb.-metod. kompleks [Innovative processes in education. Early training in foreign languages and cross-cultural communication: An educational and methodical complex]. Saint Petersburg, RGPU im. A.I.Gertsena Publ., 2013, pp. 86-97.

6. Sherayzina R.M., Donina I.A., Aleksandrova M.V. Marketingovaya strategiya stanovleniya shkoly obshcheobrazovatel'noy organizatsiy [Marketing strategy of

formation of comprehensive school of the organizations]. Vestnik TGU, 2015, no. 5 (158), pp. 23-26.

7. Pevzner M.N., Sherayzina R.M., Petryakov P.A. Poisk innovatsionnykh strategiy proektirovaniya mezhdistsiplinarnykh magisterskikh programm [Search of innovative strategy of design of interdisciplinary master programs]. Chelovek i obrazovanie, 2013, no. 3 (36), pp. 3337.

8. Ezopova S.A. Menedzhment v doshkol'nom obrazovanii [Management in preschool education]. Moscow, Akademiya Publ., 2003. 320 p.

9. Kudryavtsev V.T. Innovatsionnoe doshkol'noe obrazovanie: opyt, problemy i strategii razvitiya [Innovative preschool education: experience, problems and strategy of development]. Doshkol'noe vospitanie, 1997, no. 7.

10. Taratukhina M.S. Otsenka kachestva podgotovki magistrov setevoy mezhdunarodnoy programmy v khode osvoeniya kursa "Innovatsionnye protsessy v professional'noy deyatel'nosti" [Estimating of quality of training of masters of the network international program during development of the course "Innovative Processes in Professional Activity"]. Innovatsionnye sistemy i tekhnologii doshkol'nogo obrazovaniya: sbornik statey po materialam mezhdunarodnoy nauch.-prakt. konf. Velikiy Novgorod, 2014. 192 p.

11. Maron A.E., Monakhova L.Yu., Fedotova V.S. Pedagogicheskaya praksiologiya: struktura znaniya i modeli realizatsii v professional'nom obuchenii [Pedagogical praksiology: structure of knowledge and model of realization in a vocational education]. Chelovek i obrazovanie: elektron. nauchn. zhurn., 2012, no. 2 (31), pp. 27-31. Available at: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2012-2_p027-031 .pdf (accessed 22.10.2015).

12. Taratukhina M.S. Sushchnostnaya kharakteristika tekhnologii razvitiya potentsial'noy gotovnosti menedzherov k innovatsionnoy deyatel'nosti v usloviyakh vuza [The intrinsic characteristic of technology of development of potential readiness of managers for innovative activity in the conditions of higher education institution]. Coll. of papers "Sovremennye tekhnologii obucheniya". Arkhangel'sk, MIU Publ., 2002, pp. 116-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.