Научная статья на тему 'Дистанционные образовательные технологии в научно-методическом сопровождении дисциплины «Инновационные процессы в образовании» при подготовке магистров педагогического образования'

Дистанционные образовательные технологии в научно-методическом сопровождении дисциплины «Инновационные процессы в образовании» при подготовке магистров педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATIVE PROCESS / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE / МАГИСТР / MASTER / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / BLACKBOARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бороненко Татьяна Алексеевна, Федотова Вера Сергеевна

В статье представлено современное научно-методическое сопровождение изучения курса «Инновационные процессы в образовании» в виде электронного образовательного ресурса на сервере дистанционного обучения BlackBoard. Обоснована эффективность его использования для формирования у магистров педагогического образования навыков научно-исследовательской работы, положительной мотивации к педагогическим инновациям, готовности к их созданию и внедрению в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бороненко Татьяна Алексеевна, Федотова Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционные образовательные технологии в научно-методическом сопровождении дисциплины «Инновационные процессы в образовании» при подготовке магистров педагогического образования»

УДК 378.016

Т.А. Бороненко, В. С. Федотова

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлено современное научно-методическое сопровождение изучения курса «Инновационные процессы в образовании» в виде электронного образовательного ресурса на сервере дистанционного обучения Blackboard. Обоснована эффективность его использования для формирования у магистров педагогического образования навыков научно-исследовательской работы, положительной мотивации к педагогическим инновациям, готовности к их созданию и внедрению в профессиональной деятельности.

Инновация, инновационный процесс, электронный образовательный ресурс, магистр, педагогическое образование, BlackBoard.

The article presents modern scientific and methodological support of the course "Innovative processes in education" in the form of electronic educational resource on the server of distance learning Blackboard. The paper proved its effectiveness for Master's formation of research work skills, positive motivation to pedagogical innovation, willingness to their creation and introduction of professional activity.

Innovation, innovative process, electronic educational resource, master, pedagogical education, BlackBoard.

Современное образование должно соответствовать инновационному развитию экономики. Происходящие в стране социально-экономические преобразования требуют модернизации системы образования с целью ее максимальной адаптации к реалиям общественной жизни. Важнейшим средством обновления и модернизации образования являются инновационные процессы [1, с. 326]. Инновации в образовании направлены на оптимизацию и гуманизацию учебного процесса, повышение качества обучения, воспитание и развитие обучающихся, подготовку педагогических кадров к творческому решению современных задач образовательной практики. Первостепенное значение отводится формированию у будущих педагогов готовности к внедрению инноваций в профессиональной педагогической деятельности.

В результате анкетирования магистрантов направления «Педагогическое образование» по выявлению отношения студентов к инновациям и инновационным процессам «Что такое педагогическая инновация и инновационный процесс в образовании?» были получены следующие результаты: 40 % - «никогда не имели опыта участия в инновационных процессах», 30 %- отметили инновации как «что-то новое» (30 %), 8 % - «много слышали об инновациях, но не знают точно, что такое педагогическая инновация», 8 % считают, что «инновация - это использование новых технологий, методов и средств», для 10 % - инновация - это «все, что выходит за рамки стандартов».

Изучение педагогических инноваций при подготовке магистров педагогического образования осуществляется в рамках дисциплины «Инновационные процессы в образовании». Дисциплина читается на первом курсе магистратуры в 1 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные

единицы (72 часа), что составляет 6 часов лекционных занятий и 24 часа практических занятий.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций [5]: способности формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4); самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5); применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1); использовать современные технологии оценивания качества образовательного процесса (ПК-2); формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3); руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4); разрабатывать и реализовывать методические модели, методики, технологии и приемы обучения, анализировать результаты процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8); формирование готовности к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9); способности изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10); подготовка студентов к использованию индивидуальных и групповых технологий принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13); осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных про-

грамм и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14); проектированию форм и методов контроля качества образования, а также различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15); проектированию нового учебного содержания, технологий и конкретных методик обучения (ПК-16).

Целью изучения дисциплины «Инновационные процессы в образовании» является ознакомление студентов с основными направлениями инновационных процессов в образовании, понимание их сущности, истории и современного состояния, осмысление культурного потенциала инновационных процессов в образовании. В рамках данной дисциплины закладываются основы теоретико-методологического анализа проблем инновационного развития образования, формируются компетенции в проектировании инноваций общепедагогического, дидактического, управленческого характера. Дисциплина играет ведущую роль в формировании профессиональных компетенций будущих учителей и носит междисциплинарный системообразующий характер.

В задачи изучения дисциплины входит: раскрытие сущности основных понятий, характеризующих инновационные процессы в образовании, развитие у магистрантов представлений об инновационных процессах, происходящих в системе образования в России, их классификации, стратегиях осуществления; знакомство с факторами, условиями и направлениями инновационных процессов в современном образовании, формирование представлений об их сущности и ценностных основаниях; приобретение умений анализировать опыт и результаты инновационной деятельности образовательных учреждений; создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей работу по новым технологиям; организация взаимодействия с другими членами образовательного процесса для реализации инновационных процессов; овладение обучающимися компетенциями активной преобразовательной деятельности, проектирования и организации процесса развития образовательного учреждения; обладание методами получения научного знания; развитие творческого потенциала студентов, активизация самостоятельной исследовательской деятельности студентов.

Условием формирования у обучающегося целостного взгляда на предмет педагогических инноваций и повышение качества образования в высшей школе является комплексное научно-методическое сопровождение учебного процесса. В частности, изучение дисциплины «Инновационные процессы в образовании» должно организовываться с использованием инновационных технологий, а именно: дистанционных образовательных технологий.

Для научно-методического сопровождения дисциплины «Инновационные процессы в образовании» разработан одноименный электронный образовательный ресурс на платформе дистанционного обучения В1аскВоаМ [4], который способствует углуб-

ленному и осознанному изучению предусмотренного учебным планом магистров аудиторного курса.

Среда BlackBoard имеет богатый инструментальный аппарат, который позволяет реализовать эффективное взаимодействие преподавателя и учащихся между собой на расстоянии с использованием интернет-технологий. Система представляет собой высокотехнологический комплекс, позволяющий не только создавать электронные учебные курсы, размещать учебный контент, но и предоставляет широкий набор средств для организации общения учащихся друг с другом и с преподавателем [3].

Созданный и размещенный на платформе BlackBoard электронный образовательный ресурс включает в себя несколько функциональных блоков: информационный блок (календарь курса, последовательность изучения тем, общие сведения по каждой теме и т.п.), содержательно-методический блок (программа курса, материалы лекционных и практических занятий, список литературы и ссылки на источники в интернете), контрольно-рефлексивный блок (вопросы для текущего самоконтроля, тестирование, критерии оценивания), коммуникативный блок (форум, дискуссия, чат, электронная почта).

Для работы с электронным образовательным ресурсом в среде BlackBoard используется несколько профилей: дизайнер и тьютор. Дизайнер как специалист по созданию электронной версии разработанного авторами учебного курса и публикации его в сетевую систему дистанционного обучения - на сервер дистанционного обучения осуществляет публикацию разработанных лекций, лабораторных работ, тестовых заданий и т.п., определяет внешний вид ресурса, какие инструменты будут использоваться при работе с ресурсом.

Тьютор как куратор учебного процесса обеспечивает организацию эффективного изучения курса, проведение очных и заочных семинаров и консультаций для учащихся, проводит оценку активности учащихся, корректирует процесс самостоятельных занятий, ведет журнал учебного процесса, собирает информацию и готовит отчеты об эффективности учебного процесса.

Процесс разработки электронного образовательного ресурса состоит из двух основных этапов: подготовительного и компоновки ресурса. На первом этапе проводится подбор источников и формирование основного содержания курса, структуризация материала, разработка оглавления, формирование основных разделов, отбор материалов для мультимедийного оформления (создание видеороликов, звуковое сопровождение курса, графические изображения).

На втором производится компоновка отобранных материалов в части электронного образовательного ресурса для предъявления обучающимся в соответствии с разработанным автором ресурса сценарием. Схематически этапы создания ЭОР можно представить в виде схем (рис. 1 и 2).

Полученный ЭОР имеет меню ресурса (рис. 3), в

котором одним из важнейших компонентов для обучения является учебник.

В результате изучения лекционного материала электронного образовательного ресурса студенты получают базовые знания о педагогической иннова-тике: уточняют понятия «инновация», «инновационная деятельность», «инновационный процесс», выяв-

ляют содержание, функции, существующие классификации инноваций, рассматривают этапы инновационного процесса, выявляют теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании. Каждая лекция представлена отдельной веб-страницей, которая содержит цель и задачи, требования к конечным результатам обучения.

I. Подготовительный этап

| Содержание II II Результат

I

1. Отбор содержания ресурса

I

2. Формирование оглавления ресурса

3. Наполнение ресурса. Соотнесение базы материалов с оглавлением учебника

4. Отбор инструментов для ресурса

5. Организация работы инструментов

1. Публикация базы материалов для ресурса (лекции, лабораторные задания, темы самостоятельных работы).

2. Публикация оглавления учебника

3. Публикация учебника

4. Публикация меню ресурса

5. Полная публикация материалов ресурса

Рис. 1. Схема подготовительного этапа разработки ЭОР

II. Компоновка

Содержание

1. Организация работы контролирующих материалов

Рез ультат

1. Опубликованный ЭОР с функционирующей контрольно-оценочной системой

2. Подготовка окончательного варианта ЭОР

Рис. 2. Схема этапа компоновки ЭОР

▼ Инновационные Д процессы в образовании

Начальная странииа

Календарь

Задачи

Учебные материалы

Методические указания Программа курса Учебные материалы Глоссарий Оценки

Обсуждение

Почта

Обсуждения

▼ Мои группы

► Пробная

- ЙРаздел 1 Теоретические основы инноватики 0 Лекция 1 Теоретический основы инноватв

Лекция 2 Проблемы развития инновационнь Ц Лекция 3 Специфика педагогических новое |5 Лабораторная работа 1 |5 Лабораторная работа 2 |5 Лабораторная работа 3 |5 Итоговое тестирование |5 Темы для самостоятельного изучения

- 0 Раздел 2 Модернизация образования |5 Лабораторная работа 4 |5 Темы для самостоятельного изучения

- Раздел 3 Инновационная деятельность в образ |5 Лабораторная работа 5 |5 Лабораторная работа 6

Лабораторная работа 7 |5 Лабораторная работа 8

1.....Темы для самостоятельного изучения

|5 Методические указания |5 Вопросы к зачету

Рис. 3. Главное меню электронного образовательного ресурса и структура учебника

Практические занятия ориентированы на закрепление теоретических знаний по курсу, а также овладение обучающимися навыками рефлексии результатов собственной деятельности. Практическое занятие включает формулировку задания, цель, рекомендации к выполнению и критерии оценки результатов. Приведем пример практического задания:

Практическое занятие. Проанализировать программу развития образовательного учреждения.

Цели: изучение структуры и содержания программы развития образовательного учреждения; формирование ценностно-смыслового отношения к инновационной деятельности; повышение уровня профессиональной грамотности и профессиональной компетенции.

Рекомендации к выполнению: прочитайте статью Кирмасова Б.А., Жданова В.Н. Инновационный образовательный процесс в школе: теоретический аспект // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 181 - 185 [2]. Пользуясь поисковыми системами, найдите и ознакомьтесь с программами развития нескольких учебных заведений (одного типа). Составьте аннотированный список инновационных программ развития школы. Проанализируйте структуру и содержание каждой программы (цели и задачи, срок и этапы реализации и т.д.). Выберите наиболее удачную (на Ваш взгляд) программу, отражающую инновационную идею развития. Обоснуйте актуальность программы, докажите ее инновационность, достоинства по сравнению с другими рассмотренными программами. Критерии оценки: целесообразность выбора программы развития образовательного учреждения (инновационность идеи), полнота и содержательность представленной информации.

Для облегчения работы с ресурсом разработаны методические рекомендации для учащихся, в которых описываются цель и задачи курса, его специфика, порядок выполнения заданий. Также создан глос-

сарий, который содержит основные понятия курса. По каждой лекции студентам предложены темы для самостоятельного изучения.

Изучение курса заканчивается итоговым тестированием, которое позволяет проверить степень усвоения лекционных материалов и осознанность выполнения практических заданий. Тест включает в себя тестовые задания различных типов: закрытого типа, открытого типа, на установление правильной последовательности, на установление соответствия.

Контрольно-оценочная деятельность проводится с использованием балльно-рейтинговой системы контроля выполнения заданий. Посещение каждого аудиторного занятия оценивается в два балла. При дистанционном обучении эти баллы расставляются тьютором за выполнение соответствующих задач курса. При этом за выполнение практического задания студент может получить до двух баллов, и еще два балла он получает за выполнение этого задания в указанный срок. При выполнении задач курса, связанных с изучением материалов лекций, студент получает по два балла. Таким образом, обеспечивается одинаково возможное максимальное число баллов при аудиторном и дистанционном изучении курса. За итоговое тестирование студент может получить 30 баллов.

Учитывая созданную систему оценивания, в режиме тьютора создан журнал, содержащий столбцы для таких мероприятий, как лекции, лабораторные работы, итоговое тестирование, зачет, а так же столбец подсчета итоговой суммы баллов. При этом все оценки в журнале расставляются тьютором вручную, автоматически оцениваемые мероприятия скрыты от студентов. Это связано с тем, что средства Blackboard позволяют устанавливать только целые значения балла.

В результате изучения дисциплины магистранты узнают современные тенденции развития образова-

тельной системы, критерии инновационных процессов в образовании, принципы проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса, принципы использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности; умеют самостоятельно осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие, внедрять инновационные приемы в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся, интегрировать современные информационные технологии в образовательную деятельность, выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании. Студенты овладевают способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению системы непрерывного образования, способами пополнения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных и на иностранном языке, технологиями проведения опытно-экспериментальной работы, участия в инновационных процессах.

Научно-методическое сопровождение с использованием дистанционных образовательных технологий способствует достижению максимальных образовательных результатов. В частности, электронный образовательный ресурс в изучении курса «Инновационные процессы в образовании» позволяет организовать высокотехнологичную информационно-

образовательную среду, основанную на использовании мультимедийных и коммуникационных технологий, что открывает широкие возможности для индивидуального подхода в образовании, делает занятия интересными, повышает мотивацию у будущих педагогов к инновациям в образовании, позволяет рационально использовать учебное и внеучебное время.

Литература

1. Арасланова, А.А. Педагогическая инноватика: связь педагогических традиций и проектирование будущего (на примере деятельности вуза) / А.А. Арасланова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - № 16. - С. 326 - 331.

2. Кирмасов, Б.А. Инновационный образовательный процесс в школе: теоретический аспект / Б.А. Кирмасов, В.Н. Жданов // Знание. Понимание. Умение. - 2013. -№ 1. - С. 181 - 185.

3. Пальчикова, И.Н. Технология создания учебной среды с помощью сетевой системы Blackboard: Методическое сопровождение дистанционного обучения / И.Н. Пальчикова. - СПб., 2014.

4. Платформа электронного обучения Blackboard на базе Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - URL: 217.170.91.231 (дата обращения 15.05.2014).

5. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования подготовки магистра 050100 Педагогическое образование. - URL: edu.ru>db/mo/ Data/d_10/prm35-1.pdf (дата обращения 20.05.2014).

УДК 37

М.В. Габова, Н.П. Терентьева

СТРАТЕГИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Рассмотрены стратегические цели и задачи подготовки педагогов к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников: непрерывность образования; развитие дистанционных форм подготовки педагогов; создание моделей и программ, реализующих активные и интерактивные формы и методы, инновационные образовательные технологии. Раскрыта структура непрерывной подготовки педагогов, включающая вузовский этап подготовки, обучение в летних университетах и дистанционную подготовку. Представлена модель подготовки педагогов к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.

Гражданско-патриотическое воспитание, вузовская подготовка, летний университет, дистанционная подготовка, модель подготовки.

The paper considers strategic goals and objectives of teachers' training for civil-patriotic education of preschool children: continuity of education, development of distance forms of teachers' training, creation of models and programs, implementing active and interactive forms and methods, innovative educational technologies. The paper reveals the structure of the continuous training of teachers including high school stage of preparation, studying at summer universities and distance learning. The authors present the model of teachers' preparation for civil-patriotic education of preschool children.

Civic-patriotic education, University training, Summer University, distance training, training model.

Процессы модернизации российского высшего образования, рассчитанные на перспективу, включают в себя создание действенной системы, направленной на интеграцию всех уровней образования, а

также согласование модели непрерывного образования - «образования в течение всей жизни» - с потребностями рынка труда [4]. Следовательно, необходим учет педагогических условий, при которых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.