Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, МОДЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, МОДЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
базовые общеобразовательные / профильные и элективные курсы / базовые общеобразовательные предметы. / basic general education / specialized and elective courses / basic general education subjects.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дадобоева Б.Э., Дадобоева М.М.

Организация профильного обучения обусловлена выбором модели профилизации. Основные модели определяет Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION, MODELS AND PRINCIPLES OF PROFILE TRAINING FOR SCHOOLCHILDREN

The organization of specialized training is determined by the choice of the profiling model. The main models are determined by the Concept of specialized training at the senior level of general education. The model of a general education institution with specialized training at the senior level provides for the possibility of various combinations of academic subjects, which will provide a flexible system of specialized training. This system should include the following types of academic subjects: basic general education, specialized and elective.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, МОДЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Дадобоева Б. Э., к. п. н.

доцент

кафедра «Технология и методика ее преподавания» Государственное образовательное учреждение «Худжандский государственный университет им. академика Бободжона Гафурова»

Дадобоева М.М. студент

факультет русской филологии Государственное образовательное учреждение «Худжандский государственный университет им. академика Бободжона Гафурова»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, МОДЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Организация профильного обучения обусловлена выбором модели профилизации. Основные модели определяет Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Ключевые слова: базовые общеобразовательные, профильные и элективные курсы, базовые общеобразовательные предметы.

Dadoboeva B.E., Ph.D. associate professor

Department of "Technology and methods of its teaching" State educational institution "Khujand State University named after

Academician Bobojon Gafurov" Dadoboeva M.M.

student

Faculty of Russian Philology State educational institution "Khujand State University named after

Academician Bobojon Gafurov"

FEATURES OF THE ORGANIZATION, MODELS AND PRINCIPLES OF PROFILE TRAINING FOR SCHOOLCHILDREN

Аnnotation. The organization of specialized training is determined by the choice of the profiling model. The main models are determined by the Concept of specialized training at the senior level of general education. The model of a

general education institution with specialized training at the senior level provides for the possibility of various combinations of academic subjects, which will provide a flexible system of specialized training. This system should include the following types of academic subjects: basic general education, specialized and elective.

Key words: basic general education, specialized and elective courses, basic general education subjects.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно -математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

Профильные общеобразовательные предметы — предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология — профильные предметы в естественно-научном профиле; литература, русский и иностранные языки — в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. — в социально-экономическом профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

Элективные курсы — обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы «Химические технологии», «Экология» и др. в естественно-научном профиле. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по

сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.

Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника.

Как отмечает Орлов В. А. в статье «Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения», ожидания учащихся в большинстве случаев будут связаны с достижением некоторых метапредметных результатов (например, с освоением способов анализа информации, способов конструирования сообщения, способов совместной деятельности, навыков решения проблем и т.д.). В учебниках по элективным курсам возможно и весьма желательно использовать аппарат обращения к внешкольным источникам информации (включая компьютерные сети) и к образовательному опыту, приобретенному вне рамок школы (дополнительное образование, самообразование, социально -творческая деятельность).

При проведении элективных курсов проще использовать новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов школьников. Элективные курсы могут выполнить важную функцию — явиться полигоном для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов.

Далее выделяются модели организации профильного обучения.

1) Модель внутришкольной профилизации. Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранные профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам (в том числе в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

2) Модель сетевой организации. В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.

Первый вариант модели сетевой организации связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболеесильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся

предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).

Предложенный подход не исключает возможности существования и дальнейшего развития универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений

(хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.).

Наиболее успешно сегодня реализуются однопрофильная и многопрофильная модели внутренней профилизации. В Приложении А приведены таблица и диаграмма, характеризующие представленность различных моделей профильного обучения в 10-11 классах по общеобразовательным учреждениям муниципального образования.

Реализация модели сетевой организации с привлечением образовательных ресурсов или образовательных учреждений сдерживается из-за влияния территориального фактора (большие расстояния между образовательными учреждениями в сельских районах), ведомственной разобщенности общего, дополнительного и профессионального образования, отсутствия единой нормативно-правовой базы для финансирования учреждений разного уровня.

Модели обучения по индивидуальному учебному плану не развиваются из-за недостаточного кадрового, материально-технического и программно-методического обеспечения.

Таким образом на сегодня успешно реализуются не только внутришкольной профилизации, но и сетевая модель — модель довузовской подготовки, разработанная в ходеэкспериментов по созданию университетских комплексов и профилизации современного образования с учетом результатов мониторинга развития гибкой системы профилей.

Использованные источники:

1. Арефьев, И.П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников // Педагогика. 2003. - №5. - С. 49-55.

2. Алферов, Ю.С. Мониторинг развития образования в мире// Педагогика. -2002.-№7.-С.88-96.-Библиог.: С.95-96.

3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х томах// М.: Просвещение, 1980.-С.658.

4. Антонюк, ЛЗ. Австрийское образование: Пример эволюционного усовершенствования//Народное образование. -2003. -№6. -С. 142-146.

5. Андреева, Г. А. Инновационные процессы в содержании педагоги ческого образования в Англии//Педагогика.-2003.-№6.-С.97-103.

6. Артемова, JI.K. «Профильное обучение»: опыт, проблемы, пути решения // Школьные технологии. 2003. - №4. - С. 22-31.

7. Аршанский, Е.Я. Специальная методическая подготовка будущего учителя химии к работе в условиях профильного обучения // Химия: методика преподавания в школе. 2003. - №6. - С. 3-11.

8. Артюхова, И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе//Педагогика. -2004. -№2. -С.28 -33.

9. Базисный учебный план старшей ступени школы: предложения по совершенствованию. Профильная школа. - №1.- 2003.- С. 21-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.