Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ'

СУЩНОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РЫНОК ТРУДА / ПРОФИЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дадобоева Б.Э., Усмонова М.Ш.

В статье рассматривается профильное обучение предполагает создание условий для глубокого овладения учащимися избранными учебными предметами с целью подготовки к продолжению образования, профессиональной деятельности. В «Национальной стратегии развития образования в Республике Таджикистан до 2020 года» отмечено, что в условиях недостаточной профилизации на старшей ступени среднего образования выпускники остаются невостребованными на рынке труда и профильное обучение на старшей ступени должно быть основано на дифференциации, интеграции и профессионализации содержания образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND THEORY OF THE BASIS OF PROFILE EDUCATION IN PEDAGOGICAL THEORY

Profile training involves the creation of conditions for deep mastery by students of the selected academic subjects in order to prepare for the continuation of education and professional activity. The National Strategy for the Development of Education in the Republic of Tajikistan until 2020 notes that in the conditions of insufficient profiling at the senior level of secondary education, graduates remain unclaimed in the labor market and specialized training at the senior level should be based on differentiation, integration and professionalization of the educational content.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

Дадобоева Б.Э., кандидат педагогических наук

доцент

кафедра «технология и методика её преподования» ГОУХуджанский государственный университет имени академика Б.Гафурова

Усмонова М.Ш. старший преподаватель кафедра психологии ГОУ Худжанский государственный университет имени академика Б.Гафурова

СУЩНОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Аннотация. В статье рассматривается профильное обучение предполагает создание условий для глубокого овладения учащимися избранными учебными предметами с целью подготовки к продолжению образования, профессиональной деятельности. В «Национальной стратегии развития образования в Республике Таджикистан до 2020 года» отмечено, что в условиях недостаточной профилизации на старшей ступени среднего образования выпускники остаются невостребованными на рынке труда и профильное обучение на старшей ступени должно быть основано на дифференциации, интеграции и профессионализации содержания образования.

Ключевые слова; профильное обучение, рынок труда, профилизации.

Dadoboeva B.E., candidate of pedagogical sciences

associate professor Department of "technology and methods of teaching it" State Educational Institution Khujand State University named after

Academician B. Gafurov Usmonova M.Sh. senior lecturer Department of Psychology State Educational Institution Khujand State University named after

Academician B. Gafurov

THE ESSENCE AND THEORY OF THE BASIS OF PROFILE EDUCATION IN PEDAGOGICAL THEORY

Annotation. Profile training involves the creation of conditions for deep mastery by students of the selected academic subjects in order to prepare for the continuation of education and professional activity.

The National Strategy for the Development of Education in the Republic of Tajikistan until 2020 notes that in the conditions of insufficient profiling at the senior level of secondary education, graduates remain unclaimed in the labor market and specialized training at the senior level should be based on differentiation, integration and professionalization of the educational content.

Key words; profile training, labor market, profiling

В Законе Республики Таджикистан «Об образовании» особо отмечается, что «Совершенствовать процесс технологической подготовки в средней школе с целью развития у учащихся новых способностей и умений, включая умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу, поддерживать высокий уровень инноваций» [1.с,2]. Проблемам профильного обучения придаётся огромное значение в системе образования Республики Таджикистан. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения.

В Послании Лидера нации, Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 24.12.2016 г. определена одна из стратегических задач системы образования - необходимость значительного улучшения работ по профильному обучению школьников и совершенствование готовности будущих учителей к ее осуществлению. Решение отмеченной задачи тесно связано с соответствующей подготовкой педагогических кадров для работы в условиях реформирования образования и технологического направления профильного обучения учащихся на старшей ступени школы.

Профильное обучение предполагает включение мощного социально-педагогического и психологическо - диагностического блока, предоставляющего учащим возможность не только выяснить свое отношение к отдельному виду профессиональной деятельности, но и познать свои профессионально важные качества, степень и потенциал их развития.

Профиль - это совокупность специфических черт, характеризующих ту или иную сферу деятельности, а также характер производственного или учебного уклона [2, с. 56]. Встранах Европы все учащиеся до 6-го года обучения в общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-му году обучения ученики должны определиться в выборе своего дальнейшего пути [5, с. 45]. Каждому ученику предлагается два варианта продолжения образования в основной школе: академический -который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и профессиональный- в котором обучаются по упрощенному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые и педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю профориентацию.

Вначале ХХ века вАнглии, Германии и Франции появились первые частные службы профориентации молодежи, позже были созданы многочисленные бюро, кабинеты и институты профориентации во многих городах мира [5, с.78].

В современном мире имеются как частные агентства, так и специальные центры профориентации при колледжах и ВУЗ-х.

В У-У1 классах собирается всесторонняя информация об учениках с целью их дальнейшей ориентации. По окончании У класса с помощью педагогов учащимися делается выбор направления дальнейшей учебы или профессии. Профориентация в течение учебы в этих классах включает несколько этапов: информация учащихся и родителей, подготовка учащихся и родителей к решению вопроса об ориентации; назначение или распределение всех учащихся между учебными заведениями.

Цель воспитательной концепции профориентации заключается в активном и сознательном выборе, который делают выпускники школ благодаря сформированным в нем способностям и информации о потребностях общества.

Профориентация в области общеобразовательной школы осуществляется с помощью цикла прикладных учебных дисциплин под общим названием «Технология» [7, с.89].

Идея введения профильного обучения на старшей ступени школы имеет в российском образовании долгую историю. Еще во времена царской России существовали гимназии и лицеи. Но в них дифференциация производилась не по учебным предметам, а как правило по половой принадлежности или уровню материального обеспечения.

К середине ХХ века изучение дополнительного материала проводилось, как правило, в рамках кружковой работы в школе во вне учебного времени. Это деятельность не требовала просмотра действующих программ и учебных планов.

В конце 1950-х годов в общеобразовательных школах было разрешено проводить дополнительные занятия по отдельным предметам. В основном эти дополнительные занятия проводились в 2-х видах: помощь отстающим и подготовка к экзаменам. Эта деятельность также не требовала пересмотра программ и учебных планов [7, с.127].

При этом основная программа оставалась практически неизменной, поэтому всеми правдами и неправдами вводились дополнительные часы по соответствующему профилю.

В результате к концу 80-х годов прошлого столетия стало понятно, что экстенсивный путь развития общеобразовательной школы исчерпал свои ресурсы: добавление учебного материала к неизменным государственным учебным планам и программам приводило к необоснованным перегрузкам учащихся, создавало проблемы как в органах управления образованием, так и в самих школах.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывая интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [6, с.97].

Разрешить данное противоречие можно, если определить профильное обучение как углубление в профилирующем предмете тем, которые определяются профильной направленностью.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные

цели:

• Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного и общего образования;

• Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

• Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

• Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школ к освоению программ высшего профессионального образования [7, с.45].

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. Поэтому традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы» поддерживают около половины старшеклассников.

Профильное обучение развивается по трем организационным направлениям, которые можно считать уровнями или индивидуальными маршрутами:

• Собственно, профессиональное образование, обеспечивающее получение массовых профессий обычно низкой квалификации;

• Начальное профессиональное образование, ориентированное на улучшение адаптации на последующих после школьных этапов

непрерывного образования с целью получения более высокой квалификации;

^ Профессиональное образование как старт на пути к получению высокой квалификации, выбор которой старшие школьники сделали для себя вполне осознанно [6,с.23].

Таким образом, индивидуальный план профильного образования каждого старшего школьника предполагает выборы:

• Маршрута на основе самодиагностики, рекомендаций, консультаций и прочие.

• направления на основе выполненных технологических и профессиональных проб, с учетом склонностей и желаний учащихся, их родителей;

• специализации внутри профиля также на основе выполненных технологических и профессиональных проб, с учетом склонностей и желаний учащихся, анализа успешности по основным учебным дисциплинам и других факторов [5, с.104].

Так как профильные классы будут заметно отличаться от направленности, по предпочтениям и предметной подготовленности учащихся, то возникает необходимость введения двух уровней преподавания базовых предметов:

^ достаточный;

^ продвинутый.

Введение разных уровней преподавания базовых предметов является принципиально новым моментом, а проверка их жизнеспособности становится частью содержания экспериментальной работы.

Во - первых, разный уровень преподавания предполагает отбор содержания преподавания, реализуемый как программами, так и разными учебниками, адресованными учащимся, определившим свои жизненно-профессиональные линии на ближайшую перспективу.

Во - вторых, можно ожидать простого механистического подхода к разным уровням преподавания регулированием количеством часов в учебном плане профильного образования: продвинутый уровень - больше учебных часов, достаточный уровень - меньше учебных часов.

В - третьих, достаточный и продвинутый уровни могут различаться по степени потенциальной подготовленности к вступительным экзаменам, в первую очередь в ВУЗы.

Естественно, возникает проблема перехода учащихся с одного уровня на другой. Относительно просто обстоит дело при переходе с продвинутого уровня на достаточный уровень.

Использованные источники:

1. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Душанбе, 2013.

2. Абасов З. Подготовка к инновационной педагогической деятельности. // Педагогика. 2002. № 3. с. 106-108.

3. Бухарова Г.Д., Арефьев О.Н. Системы образования зарубежных стран: национальные особенности и направления развития: Учеб.пособие. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед.ун-та, 2004. — 357 с.

4. Зорина И.Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования. М.: Педагогика, 1983.

5. Егоров О. Профильное образование: проблемы и перспективы //Народное образование. 2006.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка.М.:Наука.-564с.

7. Петутин О. Профильное обучение: дидактическое обеспечение / О. Петутин // Учитель - 2004. - №4. - С. 12-20.

8. Психологические основы профориентации на педагогические профессии. - М.: Прометей, 1989. - 66 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.