УДК. 371.012 ББК.74.200.52
Д.М.ЮСУПОВА Х.М.ШАМСИДИНОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ - ВЕДУЩИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
В условиях существующего кризиса в образовании, дефицита финансирования, слабого материально технического оснащения учреждений школам трудно преодолеть фактический отрыв от жизни, ведущий к ограниченности в трудовой подготовке и воспитании учащихся. Однако со школ не снимается ответственность за обучение и воспитание. Напротив, школа должна не только давать качественное образование, но и способствовать правильному выбору профессии и овладению ею в будущем каждым учеником, в чем ей могут оказать помощь профессиональные школы, техникумы, колледжи, вузы, центры профориентации молодежи, межшкольные учебно-профориентационные центры учащихся.
Жизнь показывает, что наличие организационного и содержательного единства, преемственности,взаимосвязи и взаимодействия между общим средним и высшим образованием могут помочь преодолеть существующие проблемы и недочеты в профессиональном воспитании школьников,т.к.при этом обеспечивается совместное решение задач воспитания, общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки школьников в системе непрерывного образования с учетом их интересов и потребностей общества.
Так как вся система непрерывного образования, ее звенья работают на будущую преемственность образования личности, и закладываются основы жизнедеятельности школьника, так и должны быть ориентированы на его будущую профессиональную деятельность, а также его участие в общественном трудоустройстве. Возникает необходимость обоснования педагогических условий воспитания и обучения школьников, формирующих стремление познать мир профессий, а также развитие потребности в совершенствовании окружающего мира.
В связи с тем, что основу развития составляет деятельность, появляется необходимость включения школьника в активную, предметную, самостоятельную, познавательную деятельность, связанную с избранной сферой профессионального труда. Деятельностный подход в обучении ориентирует на осуществление профессиональной направленности учебного процесса,формирующего как систему знаний, так и систему взглядов, направленных на осознание сферы профессиональной деятельности, овладение системой профессиональных знаний, умений и навыков, самовоспитание профессионально важных качеств специалиста, в том числе профессионального интереса.
Оптимальными условиями, формирующими профессиональную активность, являются воспитание и обучение учащихся в профессионально направленном педагогическом процессе в условиях взаимодействия школы-лицея - вуза. При этом, определяемое содержание профессионально направленного учебно-воспитательного процесса и его организационно-методическое обеспечение в условиях взаимодействия педагогических систем лицей-вуз представляют главную задачу нашего исследования. При взаимодействии педагогических систем школа-лицей-вуз сразу же возникает целый ряд противоречий: между задачами,формами,методами,основными профессиональными требованиями к подготовке на школьной и вузовской ступенях образования, которые могут быть разрешены при условии реализации принципа преемственности, являющегося основным механизмом преодоления указанных противоречий. Школа должна организовать деятельность учащегося так, чтобы он смог в дальнейшем соответствовать предъявляемым к нему требованиям при обучении в вузе. Это возможно при осуществлении профессионально направленного учебно-воспитательного процесса, ориентированного на модель выпускника, полученную как результат совместной деятельности структурных подразделений системы непрерывного образования «лицей-вуз».
Рассмотрим понятие профессиональной направленности педагогического процесса.
Понятие «профессиональная направленность» в педагогике связано с системами образования, занимающимися подготовкой обучающихся к заранее спроектированной профессиональной деятельности, соответствующей общественным потребностям в труде.
Это понятие можно перенести на специфику системы образования любого уровня. В нашем исследовании понятие «профессиональная направленность» рассматривается применительно к учебно-воспитательному процессу школы-лицея в условиях её взаимодействия с вузом.
Существуют различные подходы к пониманию педагогического понятия «профессиональная
направленность». В одних случаях профессиональная направленность рассматривается как форма специализированной взаимосвязи общеобразовательных предметов с содержанием и формами профессионального обучения (3), в других - профессиональная направленность рассматривается как средство формирования социальной и психологической направленности на профессиональную деятельность (4, 7).
В работе А.О. Измайлова и М.И. Махмутова профессиональная направленность рассматривается как педагогический принцип. По их утверждению, принцип профессиональной направленности реализуется в любом типе учебного заведения: «...он регулирует содержание процесса обучения в рамках данной системы образования, связь с предшествующим общим образованием и содержанием будущей проектируемой деятельности» (2). Таким образом, для него характерен как содержательный, так и процессуальный аспект. Опираясь на теорию целостного педпроцесса, разработанную и на существующие подходы к пониманию профессионально направленного педпроцесса, мы считаем,что все компоненты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование профессионально на -правленной личности, ориентированной на успешное овладение системой профессиональной деятельности.
В школе-лицее в условиях её взаимодействия с вузом связь принципов профессиональной направленности и политехнизма позволяет повысить качество результатов педагогического процесса по формированию личности учащегося,так как интерес к технике, производству в целом сменяется у профессионально направленной личности учащегося интересом к конкретной профессии. Поэтому принцип профессиональной направленности обеспечивает высокий уровень допрофессиональной подготовки в лицее, воспитание устойчивых профессиональных интересов.
Разработкам вопроса профессиональной направленности личности учащихся в практике общеобразовательных школ посвящены исследования С.П.Крягжде, Н.К.Степаненкова, П.А.Шавир, А.Додаджанова, С.Якубова и др.(4).
Рассмотрению принципа профессиональной направленности всего педагогического процесса посвящена работа В.П. Беспалько. По его мнению, направленность общего образования, трудовой подготовки позволит преодолеть основной недостаток общеобразовательных школ - их отрыв от жизни, от практики строительства нового общества. В этом случае все общеобразовательные предметы должны быть ориентированы на создание представлений о научных основах деятельности, сознательно выбираемой школьниками в процессе профотбора и профориентации.
При этом допрофессиональная подготовка обуславливает достижение главной цели работы школы - подготовки каждого учащегося к профессиональному труду в обществе.
По мнению К.Щ. Ахиярова, П.Р.Атутова, Р.З.Гагариева, Ш.М.Рузиева, А.М.Миралиева, профессионально направленное обучение и воспитание являются наиболее эффективным средст -вом формирования личности современного человека,а также способствуют в дальнейшем превращению общеобразовательной школы в базовую для профессиональной (1,7).
Таким образом, учитывая выше сказанное,мы пришли к выводу,что профессиональная направленность в учебном процессе школы-лицея - ведущий педагогический принцип. Именно он обуславливает взаимосвязь содержания общеобразовательной подготовки с содержанием будущей профессиональной деятельности, с практической деятельностью, а также обеспечивает целостность педагогического процесса, ориентированного на подготовку всесторонне развитой личности школьника, на формирование у него устойчивых профессиональных интересов.
В работах К.Н. Мешалкиной, В.М.Монахова, В.А.Орлова, В.В.Фирсова, С.Кадырова показано, что установление школами прямых контактов с вузами позволяет решить вопрос специальной и профессиональной подготовки школьников с учетом специфики вуза (3,6).
В условиях взаимодействия с вузами, в зависимости от избираемого школой профиля, могут организовываться профильные классы, в которых осуществляется целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала как личности, так и общества в целом, а также индивидуализация обучения, направленная на создание оптимальных условий для развития профессиональных интересов и способностей каждого учащегося. Профильное обучение следует отличать от углубленного изучения предметов, предполагающего продвинутый уровень подготовки ограниченного числа школьников. Оно представляет собой более широкую демократическую форму функции школы на старшей ступени,где в каждом профиле главное внимание уделяется группе профилирующих предметов, которым отводится большая часть общей учебной нагрузки.
При этом на каждой ступени представлено содержание образования,способствующее познанию основ культуры,как необходимого. Комплектование профильных классов проводится
на основе отбора, в ходе которого проводится собеседование,анкетирование, тестирование,используются другие методы исследования качеств личности. Основой выбора профиля является желание учащегося, что в дальнейшем будет служить формированию положительной мотивации учебной деятельности.
При профессионально направленном обучении очень важна трудовая подготовка, которая не только усиливает политехническую и практическую направленность обучения, но и готовит учащихся к осознанному выбору своей профессиональной деятельности. Это помогает общеобразовательной школе стать базовой для профессиональной, сбалансировать личные интересы выпускника и потребности общества (6). Анализ литературных источников по профильному обучению показывает, что вопросы подготовки будущих квалифицированных специалистов в нашем обществе могут безусловно решаться профильными классами, а научное обоснование и практический опыт профильного обучения лежит в основе появления лицеев и гимназий (6). В содержании и организации учебно-воспитательного процесса очень важно избежать перекосов и ошибок, заключающихся либо в простом увеличении часов на профильные предметы, не связанного с воспитательными целями педагогического процесса, без учета будущей трудовой деятельности выпускников, либо в научной специализации без учета целостного развития личности.
При отсутствии профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса в некоторых лицеях наблюдается лишь смена вывески.
В профессиональном воспитании в профильных классах, лицеях, гимназиях необходимо организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь среднего и высшего образования, обеспечивающих совместное решение задач воспитания, общеобразовательной, политехнической, профессиональной подготовки каждой личности в системе непрерывного образования.
Профессиональная направленность является одним из ведущих принципов и обуславливает взаимосвязь содержания обучения, всего учебно-воспитательного процесса на старшей ступени общего образования, с содержанием будущей профессиональной деятельности, с практикой в избираемой учащимися сфере профессионального труда, обеспечивает целостность педагогического процесса с ориентацией его на подготовку всесторонне развитой, профессионально ориентированной личности учащегося, формирование у него устойчивых профессиональных интересов. Оптимальная реализация принципа профессиональной направленности возможна в условиях системы непрерывного образования при обязательном действенном взаимодействии школы и вуза.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ахияров, К.Ш.Политехническая направленность обучения основам наук в общеобразовательной школе/К.Ш .Ахияров ,П.Р.Атутов ,Р.З.Гагариев. -М. :Педагогика,1990.-286с.
2. Измайлов, А.О.Профессиональная направленность как педагогическое понятие и принцип /А.О.Измайлов,М.Л.Махмутов//Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной технической подготовки молодых рабочих.-М.:Изд-во АПН СССР,1982. -С.4-31.
3. Кадыров, С.Профессиональная ориентация школьников/С.Кадыров.-Душанбе: Сино,1997.-60с.
4. Крягдже, С.П. Управление формированием профессиональных интересов /С.П.Крягдже// Вопросы психологии.-1985.-№ 3.-С.23-30.
5. Лутфуллоев, М. Независимость Таджикистана и современное образование/М.Лутфуллоев. -Душанбе: Са[бо, 2006. - 220 с.
6. Мешалкина, К.Н. Профильная дифференциация образования /К.Н.Мешалкина//Советская педагогика. -1990.-№ 1. -С. 60-64.
7. Миралиев, А.М. Система профессиональной ориентации и трудового воспитания школьников/А.М.миралиев.- Душанбе: Ирфон,2004. -247с.
REFERENCES:
1. Akhiyarov, K.Sh.Polytechnical Slant of Tuition on the Grounds of of Sciences at Comprehensive
School/K.Sh. Akhiyarov, P.R. Aturov.-M.: Education, 1990. - 286 p. 2.Izmaylov,A.O.Vocational Slant as a Pedagogical Notion and Principle/A.O.Izmaylov, M.L.Makhmudov//Issues Concerned with Mutual Relation of Comprehensive and Vocational-Technical Preparation of Young Workers, - M.:NPA publishing house of the USSR,1982. - P 4-31. 3. Kadyrov, S. Vocational Slant of School Children.-Dushanbe: Sino, 1997. - 60 p.
4. Kryagdzhe, S. P. Management with the Formation of Professional Interests//Issues of Psychology. -1985. - #3. - P. 23 - 30.
5. Lutfulloyev, M. Independence of Tajikistan and Contemporary Education. - Dushanbe: Sahbo, 2006.
- 220 p.
6. Meshalkina, K.N. Profile Differentiation of Education//Soviet Pedagogics.-1990.-# 1. - P 60-64.
7. Miraliyev, A. M. The System of Vocational Slant and Labor Upbringing of School Children.
Dushanbe: Cognition, 2004. - 247 p.
Цицатгирии касбй дар раванди таълиму тарбия -шарти пешбари педагогй
Вожацои калидй: низоми муттасили тацсилот, тамоюли цадафманд, рушди шахсият, ташаккули манфиатцои касбй
Мавзуи бацси макола баррасии цицатгирии касбист, ки муносибати мазмуни омузиш ва тамоми раванди таълимро бо зинаи болоии тацсилоти умумй, фаъолияти касбии оянда, амалияи дар соцаи амалияи интихобнамудаи мецнати касбии толибилмон муайян менамояд. Собит шудааст, ки цицатгирии касбй якпорчагии раванди педагогиро таъмин намуда, барои омодасозии шахсияти цаматарафа ташаккулёфта ва ба мецнат омодаи хонандагон ва дар онцо ривоц додани ташаккули шавки устувори касбомузй, равона карда мешавад.
Муаллифони макола, дар асоси тацлили цамацониба ва амики сарчашмацои ватаниву хорицй, манзараи равшани масъалаи тадщкро ошкор намуда, цицати муайян намудани вазифацо дар шароити нави ицтимой ва иктисодй кушиш намудаанд. Бидуни ин, дар асоси цамъбаст ва мукоисаи консепсияцои гуногуни илмй рушди илмиву назариявй ва педагогии мавзуи мавриди бацс ва тайёр намудани омузгорони ояндаро барои цицатгирии касбй муайян шудааст.
Профессиональная направленность в учебно-воспитательном процессе -ведущий педагогический принцип
Ключевые слова: система непрерывного образования, целевая ориентация, развитие личности, формирование профессиональных интересов, процесс, личность учащегося
В статье объектом рассмотрения является профессиональная направленность, которая обуславливает взаимосвязь содержания обучения, всего учебно -воспитательного процесса на старшей ступени общего образованиях содержанием будущей профессиональной деятельности, с практикой в избираемой учащимися сфере профессионального труда. Доказано, что профессиональная направленность обеспечивает целостность педагогического процесса с ориентацией его на подготовку всесторонне развитой, профессионально ориентированной личности учащегося и формирование у него устойчивых профессиональных интересов.
В статье авторы на основе всестороннего и глубокого анализа отечественных и зарубежных источников дают чёткую картину состояния исследуемой проблемы, определяют её задачи в новых условиях социально-экономических отношений.Кроме того, на основе обобщения и сопоставления различных научных концепций определяются научно-теоретическое состояние и педагогическая разработка проблемы подготовки будущих учителей к профориентационнойработе.
Vocational Streamline towards Educational Process Being a Leading Pedagogical Principle
Key words: system of incessant education, telic slant, individual's development, formation ofprofessional interests, process, pupiVspersonality
The object of the research is the vocational streamline which preconditions interconnection of the content of tuition, all educational process at the senior step of the compulsory education concerned with contents of the future professional activities, with practice in the sphere of professional work elected by pupils. The authors of the article proved that the vocational streamline provides entirety ofpedagogical process with its slant targeted at the preparation of comprehensively developed, professionally oriented by both pupils" personality and forming their stable professional interests, upon the whole.
Proceeding from the assumption of comprehensive and profound analysis dealing with home and foreign sources the authors give an accurate picture of the state of the problem explored, they determine its goals under the new conditions of socio-economic relations.Besides, on the basis of generalization and correlation
of various scientific conceptions the authors determine a scientific-theoretic state and pedagogical elaboration of the problem associated with the preparation offuture teachers for their professional slant.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Юсупова Дилфуза Муъминовна, номзади илмцои педагогика, муаллими кафедраи технология ва бозоргонй Донишгоци давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Цум^урии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E-mail: [email protected]
Шамсидинов Хуршед Муъминович, номзади илмцои педагога, муаллими кафедраи умумидонишгоции информатикаи Донишгоци давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Чумхурии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E-mail: [email protected]
Сведения об авторе:
Юсупова Дилфуза Муминовна, кандидат педагогических наук,преподаватель кафедры технологии и предпринимательства Худжандского государственнного университета имени академика Б.Гафурова, (Республика Таджикистан,г.Худжанд), E-mail: [email protected] Шамсидинов Хуршед Муминович, кандидат педагогических наук,преподаватель общеуниверситетской кафедры информатики Худжандского государственнного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: [email protected]
Information about the author:
Yusupova Dilfuza Muminovna, candidate of pedagogical sciences, lecturer of the department of technology and entrepreneurship under Khujand State University named after academican B. Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: [email protected]
Shamsidinov Khushed Muminovich, candidate of pedagogical sciences, lecturer of the department of all-University informatics under Khujand State University named after academican B. Gafurov (Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]