Научная статья на тему 'Профильное обучение: проблемы и практика'

Профильное обучение: проблемы и практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАЗОВЫЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ / МОТИВ УЧЕНИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ / A BASIC GENERAL EDUCATION SUBJECT / SPECIALIZED EDUCATION / PROFILE OF EDUCATION / REASON FOR STUDYING / SELF-DETERMINATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубцова Ирина Алексеевна

Профильное обучение в школе. Проблемы, возникающие у учащихся при выборе профиля. Роль базовых общеобразовательных (непрофильных) предметов на старшей ступени школы. Самоопределение учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильное обучение: проблемы и практика»

ПРО ФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: проблемы и практика

Ирина Алексеевна Рубцова,

учитель биологии и химии Лицея № 14, г. Электросталь Московской области, аспирант Педагогической академии

Профилизация стала заметной особенностью обучения старшеклассников. Определены перспективы развития профильного обучения: усилия школы должны быть направлены к тому, «чтобы раскрыть способности каждого ребёнка и максимально подготовить его к выбору профессии»1, причём чем старше ступень обучения, тем больше возможность этого выбора2.

• базовый общеобразовательный предмет • профильное обучение • профиль обучения • мотив учения • самоопределение учащихся

П

роект ФГОС второго поколения предполагает на старшей ступени школы возможность индивидуального маршрута обучения, причём из шести предложенных образовательных областей учащийся может выбрать лишь один(!) предмет, изучаемый на базовом или профильном уровне. Не сужаются ли при таком подходе возможности ребёнка реализовать свои интересы? Выбрав физику на профильном уровне, ученик уже не вправе выбрать для изучения биологию и химию, так как эти предметы относятся к одной образовательной области. При очевидной важности профилизации обучения возникает вопрос о способности учащегося 9 — 11-х классов сделать самостоятельный и верный выбор.

1 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЬпрУ/ч^ч'.е^сот.ги/ги/ па8Ьа_поуауа_8Ько1а/8сЬоо1.рЬр

2 О стандарте второго поколения [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьир://81ап(^аг1:.е(^и.т

Обоснование введения профильного обучения на старшей ступени школы основано на психофизиологических особенностях детей старшего школьного возраста. С психологической точки зрения этот возраст соответствует старшему подростковому возрасту или возрасту ранней юности3. Старшими школьниками являются учащиеся 15—17 (15 — 18) лет4, обучающиеся в 9—11-х классах. В этом возрасте происходит осмысление профессиональной деятельности и себя как личности, ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей — характерная особенность учебной деятельности старшего школьника, что способствует формированию научной картины мира, научного

3 Маркова А.К. Мотивация учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. М.: Просвещение, 1983. С. 59.

4 Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон.

М.: Просвещение, 1989. С. 43.

мировоззрения. Именно мировоззренческие установки становятся определяющими при выборе профессии, перспективных жизненных целей и повседневных принципов поведения. На этом возрастном этапе как никогда важно раскрыть перед учащимися весь спектр связей, действующих в природе и обществе, не умалить роли тех предметов, которые становятся непрофильными и воспринимаются учащимися и их родителями как фактор, засоряющий учебное время ребёнка. Приоритет профильных дисциплин и пренебрежение базовыми общеобразовательными не могут способствовать формированию полноценной картины мира. Выбор учащихся в таких условиях становится не осознанным, а скорее навязанным, вынужденным. Как же в таком случае реализуется мобильность образования, возможность менять направление обучения? А ведь именно мобильность образования становится приоритетом в провозглашённых ФГОС.

Самоопределение — центральное новообразование рассматриваемого возрастного периода. Проблема самоопределения учащегося «представляет собой одну из острейших проблем развития образования в современных условиях»5. По этой причине профилизация обучения нуждается в осмыслении и научно-практическом проектировании в дальнейшей жизни школы.

Состояние дел в реализации профильного обучения в школе

Профильное обучение на старшей ступени школы реализуется как в специализированных учебных заведениях (лицеях и гимназиях), так и в обычных школах. Профильная направленность современных лицеев не всегда соответствует регламентируемой, когда предполагается «углублённая, профильная подготовка учащихся по предметам (предметным областям) технического, математическо-

5 Новиков А.М. Методология образования. М.: Эгвес, 2006. С. 330.

го, естественно-научного цикла»6. Так, по данным 93 официальных сайтов, профилирование лицеев Москвы и Московской области можно представить следующим образом: на первое место выступают физико-математический (37%), химико-биологический (32%), информационно-технологический (24%) профили; реже (9—14%) встречаются лингвистический, социально-экономический, социально-гуманитарный, художественно-эстетический, филологический профили и общеобразовательные классы в составе лицея; крайне редко в лицеях выделяют реальный (который объединяет набор профильных предметов физико-математического и информационно-технологического профилей) и художественно-технический профили (4-5%).

Избыточность профилей — явление не случайное. Одна из причин — стремление учебного заведения привлечь максимальное количество учащихся, что становится насущной потребностью в условиях вводимого нормативно-подушевого финансирования. Другая, пожалуй, более важная, причина — обеспечение возможности старшеклассникам менять профиль обучения: в пользу этого свидетельствует ситуация, складывающаяся при поступлении в вузы.

Выбранный профиль обучения может не только помочь самоопределению, но и препятствовать ему. Не секрет, что выпускник профильного естественно-научного класса обычно безболезненно осваивает гуманитарные профессии, в отличие от выпускника гуманитарного профиля, нуждающегося в дополнительных математических знаниях, которые он недополучил, обучаясь по углублённым программам противоположного профиля. Так появляется система репетиторства, которая стала проблемой не только педагогической, но и экономической.

6 Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakonoproekt2010.ru/

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что, согласно данным социологических опросов, проведённых в 2002 году Центром социологических исследований Минобразования России, профессиональное самоопределение у 70—75% учащихся складывается уже в 8—9-х классах в зависимости от дальнейших планов обучения (в ссузе или вузе)7. Однако не стоит забывать о тех 25 —30% (а это каждый четвёртый!) неопределившихся учащихся, судьба которых может решиться на старшей ступени школы, а иногда по её окончании. Именно к категории «неопределившихся» относятся учащиеся, которые, обучаясь в социально-экономическом профиле, выбирают для сдачи ЕГЭ химию или биологию и поступают в вузы и ссузы медицинской или технической направленности или, обучаясь в физико-математическом или инженерно-техническом профиле, сдают ЕГЭ по обществознанию и идут учиться на юридические факультеты вузов. Доля таких учащихся велика.

Анализ поступления выпускников Лицея № 14 г. Электросталь Московской области за период с 2005/06 по 2009/10 учебные годы свидетелствует, что доля учащихся, выбравших профиль обучения в вузе, отличный от профиля обучения в лицее, достаточно велика и составляет соответственно 13%, 11%, 18%, 33% и 27%. Так, учащиеся социально-экономического и физико-математического профилей выбирают вузы химико-биологической направленности (медицинские и сельскохозяйственные): их доля составляет по годам соответственно 9%, 7%, 5%, 10%, 14%. Ежегодно выпускники лицея становятся студентами художественных вузов: от 2% до 6%. В последние годы (2008/09 и 2009/10 учебные годы) наблюдается ещё одна тенденция: довольно высока доля учащихся, которые, обучаясь в лицее в классе социально-экономического профиля, выбрали для поступления технические вузы (в 2008/09 году — 23%, в 2009/10 году — 13%). Успешность их поступления в вузы, направленность которых не соответствует профилю в лицее, подтверждает верно выбранную стратегию обучения в лицее, когда роль базовых общеоб-

7 Концепция профильного обучения на старшей ступени общего

образования // Официальные документы в образовании. 2002. № 27. С. 13-33.

разовательных предметов не занижена по сравнению с профильными общеобразовательными и учащимся предоставляется возможность реализовать себя, посещая элективные курсы различной направленности.

Безусловно, усиление внимания к профилированию на этапе основной школы должно привести к снижению доли учащихся, чьи профессиональные интересы не оформились на момент перехода в старшую школу. Но в то же время не стоит забывать о том, что даже в условиях отлаженной, хорошо организованной системы профориентационной работы и предпрофильной подготовки всегда находятся дети, не способные сформулировать свои намерения в отношении профиля дальнейшего образования.

Кто же эти учащиеся?

Во-первых, в группу риска попадают одарённые дети, способные проявить себя в различных, порой противоположных областях деятельности. Проучившись в течение 9 лет на «отлично» по всем предметам, став призёрами олимпиад по предметам, относящимся к разным образовательным областям, таким детям очень сложно выбрать путь дальнейшего образования.

Во-вторых, самоопределение учащихся 8—9-х классов, а нередко и более старшего возраста, оказывается далеко не «само»: исследования свидетельствуют, что в профессиональном самоопределении велика роль не только и не столько интересов учащихся, сколько социального статуса их родителей, убеждённости родителей в целесообразности того или иного профессионального выбора8. Так, учащимися, чьи родители относятся

8 Башманова Е.Л. Влияние социоэкономического статуса родителей на отношение школьников к учению в школе: поиск путей оптимизации / Е.Л. Башманова. Курск: Изд-во КГУ, 2008. С. 116.

к верхнему социальному слою, движут узколичные мотивы — поступить в вуз, получить профессию (50%), достичь материального благополучия (45,8%). Именно такие учащиеся и их родители в значительной мере заинтересованы в профилировании, причём как можно более раннем, так как направленность вуза, в который будет поступать ребёнок, определена задолго до окончания школы. У учащихся из базового и нижнего социальных слоёв ярче выражена учебная мотивация: около 20% отмечают, что им нравится сам процесс овладения знаниями. Кроме того, 46,7% таких учащихся стремятся найти работу по призванию, а поиски призвания могут продолжиться и на старшей ступени обучения. Очень часто именно такие учащиеся попадают в категорию «неопределившихся» в профессии и меняющих профиль обучения. Согласно исследованию профессионального самоопределения учащихся, проведённому Т.Г. Брылевой, около 40% молодых людей выбирают профессию неосознанно9.

Меры, предпринимаемые отдельными учебными заведениями по созданию условий эффективного профессионального самоопределения старшеклассников (работа с учащимися, педагогами и родителями), приводят к тому, что около 40% старшеклассников выбирают факультет в вузе, отличный от профиля класса. Так, в ряде лицеев Москвы и области предпринята попытка модернизировать содержание образования по непрофильным дисциплинам10. Специфика преподавания непрофильных предметов состоит в том, чтобы показать учащимся важность взаимодействия различных научных дисциплин, в результате которого создаются новые научные направления. Организация занятий в режиме диалога, привлечение учащихся к занятиям на спецкурсах, разработка интегрированных

9 Брылева Т.Г. Организационно-педагогические условия эффективного профессионального самоопределения старшеклассников в лицее: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Т.Г. Брылева. Магнитогорск, 2006.

10 По данным официальных сайтов лицееев Москвы.

проектов по интересующим учащихся темам, раскрытие перед ними специфики социогуманитарного и естественно-научного знания — всё это способствует достижению положительных результатов учебной деятельности старшеклассников при изучении предметов, не связанных напрямую с выбранным профилем обучения. Особое значение в формировании положительного отношения к базовым общеобразовательным предметам имеет работа с родителями: лектории, индивидуальные консультации, тематические родительские собрания, в том числе собрания с детьми, раскрывают перед родителями важность каждого учебного предмета.

Даже те, кто определился с выбором профиля (самостоятельно или с помощью родителей и друзей) и остался верен ему на момент поступления в вуз, в течение жизни могут столкнуться с необходимостью перепрофилирования. В современных условиях «рыночной экономики практически каждому человеку приходится не только часто менять место работы, но на протяжении трудовой жизни в среднем пять-шесть раз менять профессию»11.

В современном мире человек сталкивается с насущной необходимостью совершенствования, дополнения, а порой приобретения новых знаний и умений в соответствии с изменяющимися профессиональными интересами, общественными запросами, стремительно расширяющимся информационным фоном. Такие условия приводят к тому, что получение человеком образования не завершается на этапе вуза или ссуза: число обучающих этапов возрастает вплоть до ставшей классической формулы: образование через всю жизнь.

Именно поэтому повышается значимость каждого учебного предмета (как профильного, так и базового) в курсе среднего (полного) общего образования, которое призвано сформировать у выпускника

11 Новиков А.М. Методология образования, М: Эгвес, 2006.

целостную, полную картину мира и своего места в нём. Невозможно всех учащихся рассортировать по «полкам» — математики направо, гуманитарии налево. «Общее образование должно быть общим для всех! Любая специализация, профилизация школы, а тем более ранняя, ведёт к сужению возможностей личности. Ни общее образование без профессионального, ни профессиональное образование без общего не могут быть полноценными — это две стороны медали, которые невозможно разъединить»12.

Поиск реальных целей и задач изучения предметов на базовом уровне в профильной школе предполагает удовлетворение ряда условий: учёт особенностей учащихся профиля, включение минимально необходимого перечня разделов, расширение и углубление содержания предмета по сравнению с соответствующим курсом основной школы. Здесь ставится задача не влюбить ученика в предмет, а научить осознанно-ответственно относиться к предлагаемому учебному материалу.

Реальной целью изучения базовых общеобразовательных предметов в условиях профилиза-ции становится развитие компетентностей учащихся, формирование универсальных учебных действий на базе конкретного предметного материала13, что отражается на всех этапах учебной деятельности. Принципиально важным становится обязательное изучение предметов на базовом уровне на старшей ступени школы.

При организации обучения по непрофильным (базовым) дисциплинам необходимо учитывать особенности учебной деятельности старшеклассников в условиях профильного обучения, а именно:

• направленность мотивов, целей и способов учебной деятельности на дальнейшее професси-

12 Новиков А.М. Методология образования, М: Эгвес, 2006.

13 О стандарте второго поколения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru

ональное самоопределение, что определяет отношение старшеклассников к отдельным учебным предметам;

• зависимость мотивации учения от социального статуса родителей и их ожиданий в отношении профессионального будущего детей, что зачастую приводит к позднему осознанию старшеклассником личных профессиональных интересов, следствием чего является профильная переориентация;

• преобладание самообразования над обучением; падение значимости задач

и содержания образования, осуществляемого в рамках школы;

• активная заинтересованность в оптимизации учения, которая проявляется

в овладении не столько самими знаниями, сколько рациональными способами их добывания.

Решение проблем учебной деятельности старшеклассников в условиях профильного обучения видится в разработке технологии оптимизации учебной деятельности, затрагивающей работу с учителями-предметниками, родителями, психологом и администрацией школы и способной повысить качество образования как по профильным, так и по базовым общеобразовательным предметам. Это будет способствовать накоплению необходимых базовых знаний у учащихся, перепрофилирующихся по окончании школы, и снятию блокировки мотивации учебной деятельности при изучении базовых общеобразовательных предметов у учащихся, чей выбор профиля соответствует их личным профессиональным интересам. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.