Научная статья на тему 'Организация взаимодействия «Учитель-учащийся-родитель» в условиях профильного обучения'

Организация взаимодействия «Учитель-учащийся-родитель» в условиях профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубцова И. А.

В статье рассмотрены особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью оптимизации изучения базовых общеобразовательных (непрофильных) предметов в условиях профильного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация взаимодействия «Учитель-учащийся-родитель» в условиях профильного обучения»

Целесообразность такого подхода обусловлена тем, что:

- создание ситуации успеха для ребёнка, акцентирует его позитивное творческое начало, становясь решающим фактором для преодоления возникших трудностей в реальной жизни;

- отношение всех участников образовательного процесса определяется не противостоянием сторон, а их взаимодействие в достижении единого результата;

- достижение согласованности действий, сохранение взаимоуважения, определяющего совместный поиск позитивного решения проблем;

Как видим, роль эмоционального компонента в музыкальном образовании является определяющей в сфере общения субъекта с музыкой. Этот вывод важен с педагогической точки зрения, так как без создания условий как эмоциональной вовлеченности учащихся, невозможно привитие им любви и интереса к музыке [2].

Таким образом, педагогический процесс влияющий на социализацию младшего школьника средствами музыкального искусства через систему школьного образования, на наш взгляд, создаст благоприятные условия для саморазвития и самореализации личности ребенка через традиционные и нетрадиционные, индивидуальные, групповые и коллективные формы занятий.

Список литературы:

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 336 е.: ноты.

2. Музыкальное образование в школе: учеб.пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / ДВ.Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Крид-скаяидр.; под ред. Л.А. Школяр. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 230с.

3. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для студ. и преподавателей / В.И. Петрушин. - М.: ВЛАДОС,1997. - 384 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «УЧИТЕЛЬ-УЧАЩИЙСЯ-РОДИТЕЛЬ » В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

© Рубцова И.А.*

Педагогическая академия, г. Москва

В статье рассмотрены особенности взаимодействия субъектов обра -зовательного процесса с целью оптимизации изучения базовых общеобразовательных (непрофильных) предметов в условиях профильного обучения.

* Аспирант, учитель биологии и химии МОУ «Лицей № 14» г. Электросталь.

В современных условиях профилизацня обучения на старшей ступени школы активно вошла в практику как специализированных общеобразовательных учреждений (гимназий и лицеев), так и общеобразовательных школ. Введение профильного обучения обусловлено возрастными особенностями старшеклассников. Учащихся старшего школьного возраста интересуют не столько сами знания, сколько способы их добывания, методы теоретического и творческого мышления. Наряду с ними, учащиеся начинают осмысливать пути повышения продуктивности учебной деятельности, осваивают элементы научной организации труда, учатся рационально расходовать время и усилия, затрачиваемые при получении знаний [3, с. 43]. Для учащегося старшей ступени школы важным при обучении становится:

1. овладение способами (алгоритмами, инструкциями, приемами) добывания знаний,

2. рациональное расходование времени и усилий при освоении учебной информации,

3. выделение личностно значимых порций учебной информации и использование её для реализации учебно-профессиональной деятельности с целью дальнейшего самоопределения.

На основании этого можно утверждать, что учащиеся старшего школьного возраста напрямую заинтересованы в оптимизации учения. Обеспечение необходимых для этого условий становится одной из важнейших задач профильного обучения.

Самоопределение - центральное новообразование рассматриваемого возрастного периода. Проблема самоопределения обучающегося «представляет собой одну из острейших проблем развития образования в современных условиях» [4, с. 330]. В Концепции профильного обучения отмечается, что профессиональное самоопределение у 70-75 % учащихся складывается уже в 8-9 классах в зависимости от дальнейших планов обучения (в ссузе или вузе) [5, с. 13-33]. Однако не стоит забывать о тех 25-30 % (а это каждый четвертый!) неопределившихся учащихся, судьба которых может решиться на старшей ступени школы, а иногда по её окончании. Именно к категории «неопределившихся» относятся учащиеся, которые, обучаясь в социально-экономическом профиле, выбирают для сдачи ЕГЭ химию или биологию и поступают в вузы и ссузы медицинской или технической направленности или, обучаясь в физико-математическом или инженерно-техническом профиле, сдают ЕГЭ по обществознанию и идут учиться на юридические факультеты вузов. Доля таких учащихся ежегодно достаточно велика.

Несмотря на убедительные цифры, приведенные в пользу профилиза-ции обучения, стоит заметить, что данные современных исследований свидетельствуют о том, что в профессиональном самоопределении велика роль не только и не столько интересов учащихся, сколько социального статуса

их родителей, убежденности родителей в целесообразности того или иного профессионального выбора [1, с. 116]. Согласно анализу исследований профессионального самоопределения учащихся, проведенному Т.Г. Бры-левой, около 40 % молодых людей осуществляют выбор профессии неосознанно [2].

Меры, предпринимаемые отдельными учебными заведениями по созданию условий эффективного профессионального самоопределения старшеклассников (работа с учащимися, педагогами и родителями) приводит к тому, что около 40 % старшеклассников осуществляют при поступлении выбор факультета в вузе, отличный от профиля класса [2]. Так, в ряде лицеев Москвы и области предпринята попытка модернизировать содержание образования по непрофильным дисциплинам [6]. Организация занятий в режиме диалога, привлечение учащихся к занятиям на спецкурсах, разработка интегрированных проектов по интересующим учащихся темам, раскрытие перед учащимися специфики социогуманитарного и естественнонаучного знания - все это способствует достижению положительных результатов учебной деятельности старшеклассников при изучении предметов, не связанных напрямую с выбранным профилем обучения.

Анализ поступления выпускников МОУ «Лицей № 14» г.Электросталь Московской области за период с 2005/2006 по 2009/2010 учебные годы показывает, что доля учащихся, выбравших профиль обучения в вузе, отличный от профиля обучения в лицее, достаточно велика и составляет соответственно 13 %, 11 %, 18 %, 33 % и 27 %. Так обучающиеся в классах социально-экономического и физико-математического профилей выбирают вузы химико-биологической направленности (медицинские и сельскохозяйственные): доля таких учащихся составляет по годам соответственно 9 %, 7 %, 5 %, 10 %, 14 %. Ежегодно выпускники лицея становятся студентами художественных вузов: от 2 % до 6 %. В последние годы (2008/2009 и 2009/2010 учебные годы) наблюдается ещё одна тенденция: довольно высока доля учащихся, которые, обучаясь в лицее в классе социально-экономического профиля, выбрали для поступления технические вузы (в 2008/2009 году - 23 %, в 2009/2010 году -13 %). Успешность поступления этих обучающихся в вузы, чья направленность не соответствует профилю обучения в лицее, подгвервдает верно выбранную стратегию обучения в лицее, когда роль базовых общеобразовательных предметов не занижена по сравнению с профильными общеобразовательными и создается система работы с родителями и учащимися, в результате чего формируется активная позиция учащегося относительно продолжения обучения.

Организация взаимодействия «учитель-учащийся-родитель» с целью оптимизации учебной деятельности лицеистов при изучении непрофильных предметов состоит из 4 блоков и представлена в табл. 1.

Таблица 1

Взаимодействие «учитель-учащийся-родитель»

Блок Содержание Задачи

1. Работа с учащимися 9-11 профильных классов а) разработка учебных заданий и маршрутов на материале непрофильных дисциплин. В основе - схемы и алгоритмы, позволяющие формировать обобщенные приемы учебной деятельности. б) организация на уроке блочно-модуль-ного обучения, включающего разработанные задания и маршруты. - формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий (УУД); - повышение уровня учебной мотивации старшеклассников; - формирование умения выделять личностно значимую информацию

2. Работа с учителями-предметниками, реализующими программы базового уровня на старшей ступени школы а) разработка программы подготовки учителей «Преподавание непрофильных (базовых общеобразовательных) предметов в условиях профильного обучения»; б) апробация педагогической технологии оптимизации учебной деятельности при изучении непрофильных предметов - осознание учителями-предметниками необходимости оптимизации учебной деятельности при изучении непрофильных предметов; - обеспечение возможности учащихся 9-11 профильных классов осуществлять перепрофилирование.

3. Работа с психологом и администрацией разработка мероприятий по предпро-фильной и профильной подготовке учащихся (анализ программ элективных курсов, внеклассные мероприятия, имеющие профильную направленность, психологические тренинги) - систематизация предпрофиль-ной подготовки; - расширение возможностей демонстрации межпредметных связей и раскрытия их значимости в современном мире.

4. Работа с родителями проведение тематических бесед и родительских собраний, круглых столов и лекториев, профконсультиро-вание детей в присутствии родителей - осознание родителями важности изучения базовых предметов для формирования целостной картины мира; - привлечение родителей к сотрудничеству со школой с целью оптимизации учебной деятельности учащихся при изучении непрофильных предметов.

Заметим, что домашние задания по базовому общеобразовательному предмету на старшей ступени школы становятся необязательными. Требование выполнять домашние задания снижает учебную мотивацию: в условиях дефицита времени, увеличения объема информации по профильным дисциплинам учащиеся часто оказываются в ситуации неготовности к уроку по базовому предмету, что снижает их заинтересованность в его изучении и формирует отношение к предмету как лишнему, мешающему освоению профильных предметов. Модульное обучение с использованием предложенных схем-маршрутов снимает необходимость выполнения домашних работ.

Вместо них учащиеся на этапе закрепления изученного материала самостоятельно составляют задания, которые на следующем уроке будут

предложены их одноклассникам или учащимся параллельного класса. Составление заданий идет по особым матрицам-алгоритмам, составленным к каждому из приемов мыслительной деятельности.

Для успешного применения системы заданий по развитию умственной деятельности учащихся и оптимизации их учебной деятельности необходимо руководствоваться следующим принципами:

- принцип множественности источников информации (предъявлять максимальное количество таких источников непосредственно на уроке);

- принцип целостности учебного материала (применение вопросов, побуждающих к продуктивному мышлению, с последующим переходом от простых сравнений к обобщениям, к установлению причинно-следственных связей и формулировке умозаключений);

- принцип личностной значимости учебной информации (активизация процесса выделения личностно значимой информации путем установления внутри- и межпредметных связей);

- включение в деятельность учащихся заданий и вопросов, требующих объяснений, выводов, собственных суждений, актуализации знаний, в том числе из других (помимо учебника) источников, особенно важно здесь наблюдение;

- постепенное увеличение количества заданий продуктивного уровня с постепенным снижением руководящей роли учителя;

- обучение постановке исследовательских опытов, объяснению их роли, а также пониманию всех этапов каждого опыта.

Учебная деятельность, основанная на создании оптимального уровня сложности, на активном включении учащихся в поиск новых знаний при выполнении различного рода умственных и практических заданий повышает учебную мотивацию учащихся, способствует правильному формированию общих мыслительных приемов, ведет к осмыслению обучения предметам, не связанным напрямую с выбранным профилем обучения на старшей ступени школы.

В результате применения предложенной схемы взаимодействия субъектов образовательного процесса наблюдается:

- повышение уровня учебной мотивации к изучению базового общеобразовательного предмета, что отражается на академической успеваемости;

- образование резерва времени, который ребенок может использовать для изучения других учебных предметов, за счет значительного сокращения объема домашних заданий (вплоть до полного их отсутствия);

- изменение отношения родителей к изучаемым предметам;

- создание условий для реализации мобильности образования (безболезненного перепрофилирования).

Список литературы:

1. Башманова Е.Л. Влияние социоэкономического статуса родителей на отношение школьников к учению в школе: поиск путей оптимизации. -Курск: Изд-во КГУ, 2008. - С. 116.

2. Брылева Т.Г. Организационно-педагогические условия эффективного профессионального самоопределения старшеклассников в лицее. -автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Магнитогорск, 2006.

3. Кон И.С. Психология ранней юности. - М: Просвещение, 1989. - С. 43.

4. Новиков A.M. Методология образования. - М.: Эгвес, 2006. - С. 330.

5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 27.

6. Официальные сайты лицеев г. Москва.

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА САМООЦЕНКИ ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ)

© Филимонова А.В.*

Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград

Рассмотрено содержание самооценки в подростковом возрасте, выявлена специфика формирования опыта самооценки творческих достижений и художественного вкуса в детской художественной школе. Особое внимание уделено познавательной деятельности и критериям самооценивания, формируемым в процессе этой деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования опыта самооценки творческих достижений у подростка в процессе познавательной деятельности в детской художественной школе.

Во все исторические эпохи в воспитательном процессе творческой личности художественное образование занимало особое место. Коменский Я. считал, что занятия изобразительной деятельностью позволяют развить у ребёнка чувство прекрасного, рождают желание наслаждаться красотой природы и произведениями искусства. Связано это с потребностью личности в общении с художественными ценностями, которое формируется только в процессе обучения художественно-изобразительной деятельности. Такая потребность оказывает влияние на формирование художественного вкуса и отражается в художественной оценке произведения.

* Доцент кафедры Графики и дизайна, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.