Научная статья на тему 'Особенности организации краеведческой работы на основе химического эксперимента'

Особенности организации краеведческой работы на основе химического эксперимента Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
62
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА / ФРАКЦИИ КИСЛОТ / ACIDS FRACTIONS / СИНТЕТИЧЕСКИЕ ЖИРНЫЕ КИСЛОТЫ / SYNTHETIC FATTY ACIDS / ЭТЕРИФИКАЦИЯ / ХИМИЧЕСКИЙ ОПЫТ / CHEMICAL EXPERIMENT / REGIONAL STUDIES ACTIVITIES / ESTERIFICATION

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Нелюбина Елена Георгиевна

В статье описан опыт разработки и внедрения химического эксперимента, основанного на замене пищевых продуктов на синтетические вещества в масштабах промышленных предприятий, на примере краеведческого материала Самарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Нелюбина Елена Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REGIONAL STUDIES ACTIVITIES ON THE BASIS OF CHEMICAL EXPERIMENT

The article describes the development and implementation of chemical experiment based on the replacing foods with synthetic materials on industrial scale, as exemplified in the local history.

Текст научной работы на тему «Особенности организации краеведческой работы на основе химического эксперимента»

Е.Г. НЕЛЮЕИНА

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ .

УДК 372.854

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ОСНОВЕ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

©2014

Е.Г. Нелюбина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии, географии и методики

их преподавания

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье описан опыт разработки и внедрения химического эксперимента, основанного на замене пищевых продуктов на синтетические вещества в масштабах промышленных предприятий, на примере краеведческого материала Самарской области.

Ключевые слова: краеведческая работа; фракции кислот; синтетические жирные кислоты; этерификация; химический опыт.

Самарская область является одной из ведущих в стране по нефтепереработке и развитию химической промышленности. Считаем актуальным введение в организацию работы школ краеведческого материала, посвященного ознакомлению с основными технологиями замены пищевых продуктов на синтетические вещества.

К настоящему времени имеются значительные результаты в решении этой задачи. Например, в мыловарении часть природных жиров, в том числе и пищевых, высвобождается использованием «мыловаренных» синтетических жирных кислот.

В производстве пуговиц, расчесок и других изделий пластмассу галалит заменяют фенолопластами и амино-пластами, казеиновый клей в некоторых производствах - клеями из мочевиноформальдегидной смолы. Для использования в производственных целях вырабатывают технический этиловый спирт, в результате чего выработка в стране пищевого спирта снижается.

Осуществляется замена крахмала в текстильной промышленности карбоксиметилцеллюлозной, а в электродной - электродной целлюлозой, древесной мукой и др.

Учащиеся средних школ, особенно расположенных в районах с развитой химической и нефтехимической промышленностью, могут быть ознакомлены с путями высвобождения пищевых продуктов из техники. Большое значение в этом отношении имеет учебный химический эксперимент, связанный с краеведческим материалом.

Мы разработали ряд опытов, иллюстрирующих принципы замены пищевых продуктов отходами или продуктами химической и нефтехимической промышленности, выпускаемыми Самарскими производствами -молочным заводом, заводом синтетических жирных кислот и другими. Рассмотрим примеры некоторых опытов.

Например, использование синтетических жирных кислот. Синтетические жирные кислоты получают окислением парафина нефти. Из продуктов окисления отбирают фракции кислот состава С4-С9, С10-С16 и С17-С20. Две последние называют мыловаренными, так как их используют, главным образом, в производстве мыла.

Опыт № 1. Опыт с фракциями синтетических жирных кислот состава С10-С16 и С17-С20.

Получение синтетического мыла. В пробирке 5-7 мл фракции синтетических жирных кислот, по каплям и при встряхивании их нейтрализуют 10%-ным раствором соды. Раствор соды добавляют до прекращения выделения углекислого газа и приливают еще один мл.

2Я-СООН + №2С03 ^ 2Я-ТОО№ + Н2О + СО2|

Затем добавляют хлористого натрия до насыщения, то есть производят высаливание натриевого мыла из раствора. Выпавшие хлопья мыла отфильтровывают, отжимают, прессуют в брусочек и высушивают в обычных условиях. Часть мыла сохраняют, с другой частью выполняют школьные опыты по изучению свойств мыла.

Параллельно можно поставить те же опыты и

с хозяйственным мылом. Результаты получаются одинаковыми. Отсюда учащиеся делают вывод о том, что синтетическим мылом называют натриевые соли, полученные при нейтрализации синтетических высокомолекулярных кислот. При этом они отмечают, что для производства такого мыла можно расходовать не природные жиры, а парафин нефти, который долгое время был нежелательным отходом переработки парафинистых нефтей, например нефти Самарской области.

Опыт № 2. Опыты с фракцией синтетических жирных кислот состава С4-С9.

Получение и свойства эмульгатора. В пробирку отдельными порциями берут 2 мл фракции кислот С4-С9, при встряхивании добавляют 10%-ный раствор гидроксида натрия до образования геля. Затем добавляют дистиллированной воды до получения коллоидного раствора натриевых солей этих кислот. Берут четыре пробирки, в первые две помещают по 3-4 капли растительного или технического масла, в третью - керосина, а в четвертую - нефти.

В первую пробирку приливают 1-2 мл дистиллированной воды, а во все остальные - столько же ранее полученного коллоидного раствора натриевых солей синтетических жирных кислот. Содержимое пробирок энергично встряхивают, и через некоторое время отмечают, что во второй, третьей и четвертой пробирках получились стойкие эмульсии, а в первой - эмульсия нестойкая. Следовательно, натриевые соли кислот состава С4-С9 проявляют свойства эмульгатора.

Учитель в беседе по этому вопросу расширит представления учащихся об использовании эмульгаторов в народном хозяйстве (флотация, эмульсионная полимеризация, эмульсионные пленки и др.) и о том, что, используя фракцию синтетических жирных кислот С4-С9 для производства эмульгаторов, можно из этой сферы техники высвобождать хозяйственное мыло.

Опыт с мылом как эмульгатором можно поставить демонстрационно, для сравнения. Тем более что в перечне лабораторных экспериментов по теме «Жиры» рекомендуются опыты по эмульгированию с использованием в качестве эмульгатора хозяйственного мыла.

Другим примером является получение и свойства сложных эфиров. Методика этого опыта известна. Положив в основу описание Л.А. Цветкова [1], мы вели этерификацию фракции синтетических жирных кислот С4-С9 этиловым спиртом (в других опытах -бутиловым и амиловым спиртами).

Опыт № 3. Этерификация фракции синтетических жирных кислот С4-С9 этиловым спиртом.

В круглодонную колбу помещают 2-3 кипятильных камешка, 10 мл этилового спирта и осторожно, отдельными порциями, 10 мл концентрированной серной кислоты. В капельную воронку помещают смесь 40 мл этилового спирта и 60 мл фракции

Е.Г. НЕЛЮЕИНА

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ...

синтетических жирных кислот С4-С9.

Содержимое колбы осторожно нагревают примерно до 120°С. Затем по каплям в колбу вводят жидкость из капельной воронки так, чтобы из холодильника в приемник (коническая колба) равномерно падали капли жидкости. В перегонной колбе имеет место реакция этерификации: R - СООН + С2Н5ОН ~ R - COO - С2Н5 + Н2О и процесс постепенного испарения веществ. Вначале, при 76-79°С отгоняются пары непрореаги-ровавшего этилового спирта, затем, при 82-8б°С -полученная смесь сложных эфиров этилового спирта и кислот состава С4-С9. Эту смесь собирают в сухой и предварительно взвешенный приемник (вес Pj). По окончании отгонки смеси сложных эфиров приемник вновь взвешивают (вес Р2). По полученным данным можно провести расчет выхода смеси сложных эфиров по отношению к исходному количеству этилового спирта по формуле:

где х - выход в % смеси сложных эфиров по отношению к исходному количеству этилового спирта;

Р - вес (в г ) полученной смеси эфиров Р = Р2 — Р1;

Р2 - вес (в г) приемника со смесью эфиров;

Р1 - вес приемника;

Рэ - исходный вес этилового спирта. Рэ = V • ^ где d - удельный вес этилового спирта, V - исходный объем этилового спирта (мл).

Выше было сказано, что аналогично ставили опыты по этерификации фракции С4-С9 бутиловым и амиловым спиртами. Смесь амиловых эфиров отгонялась при 140-

180°С, а бутиловых - при 120-130°С.

Выход смеси сложных эфиров по отношению к исходному количеству спиртов во всех трех случаях был в пределах 50-60%. Для проведения опыта по этерификации одним каким-либо спиртом требуется 1-1,5 часа.

Полученные смеси сложных эфиров представляли собой бесцветные прозрачные жидкости, не растворимые в воде. Они легче воды и имеют приятный цветочный запах, в то время как исходная фракция синтетических жирных кислот С4-С9 является желто-коричневой, жидкостью с резким специфическим запахом. Температура кипения этой фракции в пределах 180-210°С (пределы температур кипения полученных смесей сложных эфиров).

Опыты по этерификации синтетических жирных кислот состава С4-С9 различными спиртами рекомендуются для занятий химического кружка, факультатива или в рамках организации внеурочной работы. Они разнообразят школьный эксперимент по сложным эфирам и продемонстрируют учащимся, что в некоторых производствах синтетическими кислотами можно заменить уксусную кислоту, столь необходимую в народном хозяйстве.

Все описанные опыты можно рекомендовать к внедрению в учебный процесс или в организацию внеурочной работы, описанные опыты могут быть интересны не только учителям химии, но и преподавателям дополнительного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Цветков Л.А. Эксперимент по органической химии в средней школе. М. : Просвещение. 1994. 345 с.

FEATURES OF REGIONAL STUDIES ACTIVITIES ON THE BASIS OF CHEMICAL

EXPERIMENT

©2014

E.G. Nelyubina, Candidate of pedagogical sciences, associate professor of Department of Chemistry,

Geography and Their Teaching Methodology

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The article describes the development and implementation of chemical experiment based on the replacing foods with synthetic materials on industrial scale, as exemplified in the local history.

Keywords: regional studies activities; acids fractions; synthetic fatty acids; esterification; chemical experiment.

УДК 372.854

ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА РЕШЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

©2014

Е.Г. Нелюбина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии, географии и методики

их преподавания

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: Профориентация является одной из наиболее важных педагогических проблем. В данной работе описан опыт использования химического эксперимента с краеведческим содержанием, направленного на решение технических задач, который можно использовать при решении вышеуказанной проблемы.

Ключевые слова: казеин; молочная сыворотка; профориентация; химический опыт; галалит; клей; фенол-формальдегидная смола.

Одной из актуальных задач химической науки и практики является высвобождение из технических производств пищевых продуктов. В различных отраслях промышленности широко используют пищевые жиры, крахмал, казеин, молоко и другие. Большинство школьников даже не предполагают масштабов использования пищевого сырья в химической промышленности, поэтому разработанный в данном направлении материал актуален.

На территории Самарской области и города Самары расположено несколько сотен нефтеперерабатывающих предприятий и химических производств, которые целенаправленно проводят замену сырьевых пищевых про-

дуктов на синтетические вещества. Это является одним из приоритетных направлений при решении технических задач, которое помогают решать ученые-химики.

Данный аспект помогает организовывать профори-ентационную работу среди учащихся средних общеобразовательных школ. При объяснении технических процессов ученикам целесообразно использовать примеры веществ из повседневного обихода, например молоко, крахмал и т. д. Такой подход будет носить практикоо-риентированный характер. Включение в рассмотрение данных вопросов химического эксперимента, демонстрирующего решение таких технических задач, будет способствовать повышению уровня мотивационной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.