Научная статья на тему 'Особенности организации и проведения таможенного контроля товаров, относящихся к категории опасных грузов, перевозимых международным сообщением'

Особенности организации и проведения таможенного контроля товаров, относящихся к категории опасных грузов, перевозимых международным сообщением Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1058
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ ДОСМОТР / CUSTOMS CONTROL / DANGEROUS GOODS / DECLARATION / CUSTOMS INSPECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афонин Д.Н.

В обзоре рассматриваются вопросы таможенного контроля опасных грузов при трансграничном перемещении. Нами также отражены вопросы декларирования опасных грузов, их осмотра и досмотра, техники безопасности при осуществлении таможенного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION AND CUSTOMS CONTROL OF GOODS BELONGING TO THE CATEGORY OF DANGEROUS GOODS TRANSPORTED BY INTERNATIONAL TRAFFIC

The review deals with the customs control of dangerous goods during cross-border movement. We also reflected on the declaration of dangerous goods, their inspection and safety during customs control.

Текст научной работы на тему «Особенности организации и проведения таможенного контроля товаров, относящихся к категории опасных грузов, перевозимых международным сообщением»

БИТ 2019 Том 3 № 4 (12) УДК 341.23

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К КАТЕГОРИИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ МЕЖДУНАРОДНЫМ СООБЩЕНИЕМ

Афонин Д.Н.

Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии

FEATURES OF THE ORGANIZATION AND CUSTOMS CONTROL OF GOODS BELONGING TO THE CATEGORY OF DANGEROUS GOODS TRANSPORTED BY INTERNATIONAL TRAFFIC

Afonin D.N.

St. Petersburg Branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В обзоре рассматриваются вопросы таможенного контроля опасных грузов при трансграничном перемещении. Нами также отражены вопросы декларирования опасных грузов, их осмотра и досмотра, техники безопасности при осуществлении таможенного контроля.

Ключевые слова: Таможенный контроль, опасные грузы, декларирование, таможенный досмотр.

Abstract

The review deals with the customs control of dangerous goods during cross-border movement. We also reflected on the declaration of dangerous goods, their inspection and safety during customs control.

Keywords: Customs control, dangerous goods, declaration, customs inspection.

Для существования человека необходимы те материальные и духовные блага, которые дает окружающая среда. Несмотря на активные усилия, прилагаемые международным сообществом со времени проведения в 1972 году Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, тревожными темпами продолжается ухудшение состояния окружающей среды. В связи с этим проблема защиты окружающей среды во всем мире приобретает всё большее значение. Международное сообщество государств за последнее время столкнулось с резким изменением экологической системы, которое сопровождается негативными процессами во всех сферах окружающей человека среды [1].

Незаконное трансграничное перемещение товаров, «проблемных для окружающей среды», в том числе и опасных отходов, является международной проблемой.

Важным инструментом защиты окружающей среды является противодействие незаконному обороту опасных грузов, перемещение через границу которых лицензируется или может быть запрещено.

Особенности таможенного контроля опасных грузов при их трансграничном перемещении подробно рассмотрены в данной статье.

1. Разрешительные документы, необходимые для перевозки опасных грузов международным сообщением

При проведении государственного контроля в пунктах пропуска в отношении транспортных средств, въезжающих в Российскую Федерацию и следующих в другие государства - члены ЕАЭС или транзитом по территории других государств - членов ЕАЭС, должностные лица таможенных органов осуществляют проверку специальных разрешений на перевозку опасных грузов по территории других государств - членов ЕАЭС, по территории которых будет осуществляться проезд в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 и законодательства Российской Федерации [8].

При проведении контроля грузового транспортного средства уполномоченное

должностное лицо таможенного органа осуществляет проверку специального разрешения на перевозку опасных грузов. При этом уполномоченное должностное лицо таможенного органа проверяет [9]:

а) номер специального разрешения и его подлинность;

б) соответствие маршрута перевозки, указанного в специальном разрешении, фактическому маршруту;

в) соответствие данных о владельце и регистрационном номере транспортного средства, указанных в специальном разрешении, данным в свидетельстве о регистрации транспортного средства;

г) срок действия специального разрешения, непревышения количества совершенных поездок над количеством поездок, указанных в разрешении;

При проведении транспортного контроля в пунктах пропуска в отношении транспортных средств, въезжающих в Российскую Федерацию и следующих в другие государства - члены ЕАЭС или транзитом по территории других государств - членов ЕАЭС, должностные лица таможенных органов помимо действий, осуществляют проверку специальных разрешений на перевозку опасных грузов по территории других государств - членов ЕАЭС, по территории которых будет осуществляться проезд.

При отсутствии нарушений должностным лицом в специальном разрешении на осуществление по территории Российской Федерации международной автомобильной перевозки опасных грузов делается отметка о дате контроля, которая заверяется подписью и оттиском личной номерной печати.

2. Особенности таможенного контроля при декларировании и выпуске опасных грузов, перевозимых международным сообщением

Перевозка опасных грузов представляет собой комплекс организационных и технологических задач их перемещения любым видом транспорта. Процесс перевозки происходит только на существующих законных основаниях и на договорной основе. Каждый грузоотправитель должен обеспечить надлежащую подготовку груза к отправке и подтвердить его транспортирование к месту назначения и оформить декларацию на перевозимый груз.

В декларации на товар должно быть обозначено, что груз может быть принятым к транспортировке, так как он:

- упакован согласно существующим требованиям,

- маркирован и оснащен условными обозначениям опасности,

- находится в надлежащем состоянии.

Процедура декларирования опасных

грузов состоит из нескольких этапов. На первом этапе проводится прием, регистрация и учет таможенных деклараций. В таможенные органы подаются документы, свидетельствующие о законности хозяйственной деятельности организации, транспортирующей опасные грузы.

На втором этапе контролируется полнота и достоверность информации, которая указана отправителем в декларации, проверяется правильность определения степени опасности груза, контроль его упаковки, а также условия хранения на складе, если отправитель не смог оформить все документы в течении трех часов. Срок хранения грузов на складе - до 4 месяцев.

На третьей стадии оформляется таможенное декларирование, контролируется начисление сборов и пошлин. Проводится досмотр грузов для предупреждения незаконного их транспортирования.

На заключительном этапе осуществляется контроль за проведением предыдущих таможенных процедур, правильности их оформления. Принятием решения о выпуске груза заканчивается процедура таможенного контроля.

3. Особенности таможенного осмотра и досмотра опасных грузов, перевозимых международным сообщением

При досмотре опасных грузов должностные лица таможенных органов должны строго соблюдать правила техники безопасности, чтобы защитить себя, своих коллег и присутствующих.

Чтобы правильно выбрать меры предосторожности при обращении с опасными объектами, крайне важно разбираться в международной маркировке опасных веществ (рис. 1).

Важные сведения и рекомендации по безопасному обращению с опасными химическими веществами содержатся на международных картах химической безопасности (ICSC). Международные карты химической безопасности содержат важную информацию о потенциальных рисках, связанных с химическими веществами, необходимых мерах предосторожности и мерах по оказанию первой медицинской помощи.

Рис. 1. Международная маркировка опасных веществ

Должностные лица таможенных органов должны быть предельно осторожны при обращении с опасными химическими веществами и отборе проб, особенно в контейнерах под давлением.

Должностные лица таможенных органов при осуществлении таможенного контроля опасных грузов для обеспечения безопасности должны руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:

- Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 41 от 02.07.2013 «О техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» [3].

- Приказ ФТС России № 403 от 15.04.2008 «Об утверждении Правил по охране труда в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России» [11].

- Приказ Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» [12].

- Письмо Ростехнадзора № 00-06-06/69 от 19.01.2016 «О порядке учета оборудования, работающего под избыточным давлением» [14].

Единых международных стандартов по наименованиям, маркировке или упаковке для многих опасных грузов или продукции и оборудования, их содержащих (например,

озоноразрушающих веществ), не существует. Для эффективной борьбы с незаконным трансграничным перемещением опасных товаров должностные лица таможенных органов должны знать множество различных систем идентификации и маркировки.

Для идентификации задекларированных товаров таможенными органами применяется так называемая гармонизированная система (ГС). Некоторые ОРВ можно идентифицировать по их кодам ГС.

Гармонизированная система, предназначенная для описания и кодирования товаров, устанавливает унифицированные коды, используемые в мировой торговле. Коды ГС - наиболее распространенный способ идентификации товаров должностными лицами таможенных органов.

Идентификация опасных грузов часто затруднена из-за того, что вредные химические соединения, например, хладагенты, содержащиеся в смесях с растворителями, часто нельзя просто идентифицировать по кодам ГС, поскольку коды для смесей, как правило, основываются на функциональном назначении. Тем не менее, для смесей, используемых в конкретной области применения, таких как, например, хладагенты, коды по функциональному назначению отсутствуют. Поэтому необходимо знать в каких изделиях они могут использоваться: к изделиям, содержащим хладагенты, относятся кондиционеры воздуха, холодильники, морозильные камеры, охладители воды, машины для производства льда, тепловые насосы, компрессоры, автомобили и

запчасти для них, огнетушители, оборудование для химчисток и аэрозоли. Все эти изделия, как новые, так и поддержанные, могут импортироваться.

Система нумерации ООН присваивает уникальные идентификационные номера многим химическим веществам. Эти номера широко используются по всему миру и помогают быстро определить вещества, содержащиеся в контейнерах (железнодорожных, полуприцепах и комбинированных).

Некоторые вредные химические вещества являются газами при комнатной температуре, поэтому их необходимо хранить в контейнерах под давлением (цилиндрах). Так как опасные химические соединения, например, хладагенты, упакованные в небольшие баллоны, стоят дорого, то обычно их не импортируют в больших количествах. Именно поэтому импорт большого количества таких баллонов, декларированных как хладагенты, не содержащие озоноразруща-ющие вещества, должен вызывать подозрение у должностных лиц таможенных органов.

Многие вредные химические вещества являются жидкостями при комнатной температуре и могут храниться и перевозиться в бочках, баллонах, бутылях и других подобных контейнерах. Зачастую цилиндры, а также бочки, баллоны и бутылки защищены транспортной упаковкой. Вредные химические соединения также можно перевозить в цистернах ISO, предназначенных для комбинированного транспорта, подобно обычным контейнерам.

На упаковке опасных товаров должна быть указана минимальная необходимая информация. Так, например, контейнер с озоноразрушающими веществами, перевозимый законным способом, обычно имеет маркировку, которая содержит как минимум следующие сведения:

1. Сведения о безопасности

2. Наименование производителя

3. Торговое наименование вещества

4. Химическое название вещества

5. Идентификационный номер вещества

6. Наименование производителя

Отсутствующая информация может

свидетельствовать о нелегальности груза.

Смешанная перевозка химикатов требует использования цистерн ISO (предназначены для транспортировки всех видов жидкостей, таких как пищевые, опасные, не-

опасные, коррозийные, легковоспламеняющиеся и ядовитые), также содержащих информацию о содержимом.

Оборудование, содержащее опасные вещества также должно быть маркировано с точным указанием их содержания. Тем не менее, доступ к этой информации может быть затруднен в силу самой конструкции оборудования.

Маркировка оборудования обычно содержит информацию о производителе, энергопотреблении, базовые технические характеристики, тип и количество рабочего вещества. Таким образом, системы охлаждения, кондиционирования воздуха и компрессоры обычно имеют маркировку, которая указывает тип и количество хладагента. Специальных стандартов относительно места размещения маркировки не существует. У должностных лиц таможенных органов могут возникнуть трудности по их нахождению.

Таким образом, важно, чтобы должностные лица таможенных органов знали, как идентифицировать товары, содержащие и не содержащие опасные вещества, с помощью их маркировки. Однако важно также знать международные стандарты, регулирующие маркировку опасных веществ, чтобы уметь выявлять возможные несоответствия. Несоответствие может указывать на мошенничество.

4. Меры безопасности при таможенном контроле опасных грузов, перевозимых международным сообщением

К опасным товарам относятся вещества, предметы или материалы, имеющие опасные свойства и требующие при таможенном досмотре соблюдения специальных условий и особых мер предосторожности. Несоблюдение этих условий или неосторожное обращение с опасными товарами при таможенном досмотре может привести к взрыву или пожару транспортных средств и товаров, а также к отравлению, ожогам, радиоактивному облучению, увечью или гибели людей.

Все опасные товары в зависимости от их свойств и степени опасности можно разделить на следующие группы:

- взрывчатые вещества;

- вещества, способные к образованию взрывчатых смесей;

- сжатые и сжиженные газы;

- самовозгорающиеся;

- воспламеняющиеся от действия воды;

- легковоспламеняющиеся;

- едкие;

- ядовитые и отравляющие;

- радиоактивные.

На грузовом месте с опасными товарами должна быть нанесена транспортная маркировка. Кроме маркировки должно быть наименование товара и знаки опасности. Досматривать такие товары разрешается после получения полной информации о товаре и с соответствующими мерами предосторожности. При необходимости - в присутствии специалистов.

Трюмы судов, помещения вагонов, железнодорожных и автомобильных цистерн, отсеки прицепов, полуприцепов грузовых автомашин и отсеки воздушных судов, в которых перевозятся (или перевозились) опасные товары, до начала досмотра должны быть тщательно проветрены. Вход в такие помещения разрешается только при страховке другим лицом, наличии шланговых, изолирующих противогазов, взрыво-безопасных электросветильников, после получения специального инструктажа.

Для освещения при досмотре транспортных средств, перевозящих опасные товары, разрешается пользоваться только электрическими фонарями и светильниками во взрывобезопасном исполнении.

Курение во время досмотра запрещается.

Досмотр опасных товаров, автотранспорта, оборудованного газобаллонными установками, где возможно появление искрового разряда от статического электричества, следует производить только в хлопчатобумажной одежде.

Закрытие крышек люков автоцистерн, перевозящих воспламеняющиеся вещества, должно производиться осторожно, без резких ударов крышки о горловину люка.

При обнаружении во время таможенного контроля товаров, следующих без инструкции по обращению с ними, должны быть приняты все меры предосторожности. При необходимости вызываются специалисты.

Если во время таможенного досмотра будет обнаружено, что повреждена тара, разлиты или разбросаны опасные вещества и т.д., то досмотр немедленно прекращается до устранения транспортной организацией обнаруженных дефектов.

Таможенный досмотр опасных товаров должен производиться в специальной одежде и обуви с использованием средств

индивидуальной защиты. Если во время досмотра предохранительная одежда испачкана опасными веществами, то она должна быть немедленно сменена и передана на обработку.

Особую осторожность и тщательность необходимо проявлять при досмотре транспортных средств, перевозящих упаковки с радиоактивными веществами. При досмотре радиоактивных веществ необходимо получить и применять дозиметрический прибор. При обнаружении радиоактивного излучения и обнаружении радиоактивных товаров с нарушенной упаковкой досмотр немедленно прекращается до устранения обнаруженных дефектов.

При подозрении, что лица, участвующее в досмотре, могли подвергнуться облучению, они немедленно направляются в медицинское учреждение.

Лица, досматривающие транспортные средства с радиоактивными веществами, должны строго соблюдать требования радиационной безопасности и личной гигиены [7].

При работе с химическими веществами должны соблюдаться требования Межотраслевых правил по охране труда при использовании химических веществ [13].

Допуск к работе с химическими веществами производится только после проведения занятий по правилам пользования ими и инструктажа по мерам безопасности.

При работе с кислотами, щелочами и другими химическими веществами необходимо надевать резиновые перчатки.

При переливании щелочи, кислоты и т.д. необходимо дополнительно надеть защитные очки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При попадании химических веществ на кожу, в глаза пораженный участок необходимо обильно промыть струей воды, после чего обратиться за помощью к врачу, доложить по команде.

5. Особенности отбора проб и образцов опасных грузов

Порядок отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы основан на положениях статьи 393 Таможенного кодекса ЕАЭС [2] и статьи 103 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6], Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258 [5], Решения Комиссии Таможенного

союза от 20.05.2010 № 260 [4], Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.08.2012 № 136, Приказом ФТС России от 20.11.2014 № 2264 [10] и определяет порядок действий должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при отборе проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы.

Отбор проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы осуществляется уполномоченными должностными лицами таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу на основании вынесенного должностным лицом таможенного органа решения о назначении таможенной экспертизы.

Пробы (образцы) товаров отбираются не позднее 5 рабочих дней со дня уведомления таможенным органом декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, или их представителей о назначении таможенной экспертизы. При отборе проб (образцов) товаров должностное лицо таможенного органа оформляет акт отбора проб и образцов в двух экземплярах по установленной форме [4]. В случае, если в одной декларации на товары заявлено несколько наименований товаров, таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, оформляет один акт на товары, в отношении которых назначена таможенная экспертиза.

Первый экземпляр акта направляется в таможенный орган или иную уполномоченную организацию для проведения таможенной экспертизы.

Копия первого экземпляра акта остается в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу, и хранится вместе с копиями решения о назначении таможенной экспертизы, декларации на товары и комплектов документов к ней, заверенных должностными лицами таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, и полученных с использованием штатных программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.

В случае проведения таможенной экспертизы проб (образцов) товаров, в отношении которых в качестве декларации на товары были представлены транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы на бумажных носителях, копия первого экземпляра акта остается в таможенном органе, назначившем таможенную

экспертизу, и хранится вместе с оригиналами (копиями, заверенными должностными лицами таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу) документов, представленных в качестве декларации на товары.

Второй экземпляр акта подлежит вручению (направлению) декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям.

В случае отказа декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товара, или их представителей от подписи в акте в графе VI акта «Заявления, замечания присутствующих лиц/присутствующие (участвующие) лица» производится запись об отказе. Акт (второй экземпляр) направляется декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товара, или их представителям посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

В случае, если декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товара, или их представители в срок, указанный в уведомлении о назначении таможенной экспертизы, не явились в таможенный орган для присутствия при отборе проб (образцов) товаров, отбор проб (образцов) товаров осуществляется в присутствии двух понятых.

В случае отсутствия декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или их представителей, уведомленных в соответствии с пунктом 5 Порядка отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы [10], в графе I акта производится запись об отсутствии декларанта, лица, обладающего полномочиями в отношении товара, или их представителей при отборе проб (образцов) товаров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 393 ТК ЕАЭС, при необходимости использования специальных знаний и применения технических средств отбор проб и (или) образцов товаров может проводиться с участием таможенного эксперта, права и обязанности которого предусмотрены статьей 394 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 3 статьи 393 ТК ЕАЭС пробы (образцы) товаров отбираются в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования.

Минимальное количество проб (образцов) товаров (в массе, объеме, штуках) указано в сведениях о минимальном количестве проб (образцов) товаров, обеспечивающем возможность их исследования (приложение № 1 к Порядку отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы) [10].

Сведения о количестве (объеме) проб или образцов различных товаров, необходимых для проведения экспертных исследований, подлежат ежегодному пересмотру таможенным органом, проводящим таможенную экспертизу.

В случае назначения таможенной экспертизы в отношении товара, перемещенного в международных почтовых отправлениях, отбор проб (образцов) не производится. Товар предоставляется для проведения таможенной экспертизы вместе с транспортной упаковкой без разделения на части всей перемещаемой товарной партии.

В случае вынесения решения о назначении таможенной экспертизы в отношении части товаров, перемещенных в международном почтовом отправлении, отбор проб (образцов) таких товаров производится вместе с индивидуальной упаковкой без транспортной упаковки.

Если товаром является химическое вещество, то пробы (образцы) должны сопровождаться копиями сопроводительных документов, содержащих сведения о свойствах, классе опасности, токсичности, мерах безопасности, индивидуальных средствах защиты. При отсутствии этой информации вместе с пробой (образцом) такого товара в таможенный орган, проводящий таможенную экспертизу, представляется индивидуальная упаковка с указанной информацией или ее цветная фотография.

В случае применения мер по минимизации рисков в сопроводительном письме о направлении на таможенную экспертизу материалов (документов, проб (образцов) товаров) указывается номер профиля риса.

При направлении на таможенную экспертизу проб (образцов) товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, помещает пробы (образцы) товаров в одну упаковку, накладывает (применяет) средства таможенной идентификации и оклеивает информационной этикеткой способом, исключающим вскрытие упаковки

проб (образцов) товаров без нарушения целостности средств таможенной идентификации.

Информационная этикетка должна содержать:

- наименование таможенного органа;

- номер образца (пробы);

- наименование, краткое описание и количество образца (пробы);

- номер декларации на товары (транспортного (перевозочного), коммерческого и (или) иного документа, представленного в качестве декларации на товары);

- наименование (фамилия, имя, отчество (при наличии) декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товара или транспортных средств, или их представителей;

- фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица таможенного органа, осуществившего отбор и упаковку проб (образцов);

- дата упаковки проб (образцов).

Информационная этикетка удостоверяется оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа, а в случае ее отсутствия - оттиском печати таможенного органа.

При отборе таможенными органами пробы, извлеченной из общего объема продукта и содержащей его компоненты в тех же пропорциях, в которых они присутствуют в общем объеме (за исключением штучного товара, не подлежащего разделению на части), должностное лицо таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, разделяет ее на три равные части, помещает в упаковку одинаковой формы, объема и цветовой гаммы, оклеивает упаковку информационной этикеткой способом, исключающим вскрытие упаковки части пробы (образца) товара без нарушения целостности упаковки.

На каждую из трех частей пробы накладывают средства таможенной идентификации, указанные в пункте 15 Порядка отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы.

При невозможности отобрать пробы (образцы) для проведения таможенной экспертизы таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, производит фотографирование объектов исследования в графическом формате хранения изображений с минимальным размером изображения в пикселях по ширине и высоте 1600 х 1200

рх и глубиной цвета не менее 24 бит с последующей записью на неперезаписывае-мых носителях информации в 2 экземплярах и прилагает указанные фотографии к материалам, направляемым на экспертизу, с обязательным указанием в графе 9 решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы таможенных органов государств - членов Таможенного союза сведений о месте хранения товаров(наименование организации и ее местонахождение).

Результаты таможенной экспертизы обязательны для применения таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, за исключением случаев назначения дополнительной и (или) повторной таможенной экспертизы.

Перед началом работы с опасными веществами в закрытых помещениях убеждаются в том, что разгрузочные коллекторы предохранительных клапанов и спускные вентили выведены за пределы помещения и отключены от всех воздухозаборников, соединенных со зданием.

Проверяют, хорошо ли вентилируется помещение. При необходимости для рассеивания паров хладагентов можно воспользоваться вспомогательными вентиляционными системами (например, воздуходувками или вентиляторами).

Прежде чем войти в закрытые помещения, проверяют его на наличие кислорода. Для испытания на наличие кислорода нельзя пользоваться монитором наличия утечек, так как с его помощью нельзя установить, достаточно ли в помещении кислорода для жизнедеятельности. Для контроля за наличием кислорода в производственных помещениях должны быть предусмотрены специальные приборы.

При работе с сосудами под давлением, к некоторым из опасных факторов относятся следующие:

- в переполненном контейнере, емкости или трубопроводе при повышении температуры может произойти опасный подъем гидростатического давления, что, в свою очередь, может вызвать утечки под высоким давлением или даже разрыв емкости;

- в случае, если правильно наполненный возвратный или разовый баллон разогревается до температуры, превышающей рекомендуемую (52 °С), это может привести к подъему давления до опасного уровня,

превышающего давление, на которое рассчитан баллон;

- возвратный или разовый баллон для хранения хладагентов, соединенный с линией нагнетания холодильной системы, может подвергнуться воздействию давлений, на которые не рассчитана прочность предохранительных клапанов баллона, что может вызвать разрушение баллона.

Баллон запрещается помещать у источников теплоты и открытого пламени (печи, отопительные устройства, паровые трубы и пр.) и токоведущих кабелей и проводов.

Любые работы с баллонами высокого давления запрещаются при:

- нарушении целостности газового баллона (наличии трещин или вмятин), а также при отсутствии на баллоне с газом клейма с датой его испытания;

- неисправности газового редуктора (неплотность примыкания накидной гайки редуктора, повреждение корпуса редуктора и т.п.);

- неисправности манометра на редукторе (отсутствие клейма о ежегодном испытании или несвоевременном проведении очередных испытаний, разбитом стекле или корпусе, неподвижности стрелки при подаче газа в редуктор, повреждениях корпуса);

- недостаточной освещенности рабочего места и подходов к нему;

- отсутствии вытяжной вентиляции при работе в закрытых помещениях;

- наличии в зоне работы взрыво - и пожароопасных материалов;

- неисправности инструмента, оснастки, приспособлений.

Для перемещения баллонов, необходимо использовать только штатные приспособления, запрещается при перемещении брать баллон за горловину и запирающий вентиль.

Необходимо предохранять баллоны от ударов и вибраций, запорный вентиль баллона открывать только рукой, не используя при этом ключи и инструменты, категорически запрещается стучать молотком (металлическим предметом) по маховику (ручке) запорного вентиля баллона.

Перед подсоединением пробоотбор-ного устройства к баллону необходимо убедится в полном соответствии характеристик резьбовых соединений всех стыкуемых деталей, для подсоединения пробоотборного

устройства к баллону разрешается использовать только штатное оборудование.

Необходимо оберегать баллоны от воздействия температуры выше 45°С, при этом категорически запрещается использовать прямое пламя для повышения давления в баллоне.

Запрещается менять или удалять нанесенную на поверхность баллонов информацию, категорически запрещается самостоятельно проводить ремонт или замену каких-либо деталей баллона.

При проведении пробоотбора необходимо использовать по прямому назначению защитные очки и перчатки.

Таким образом, нами подробно рассмотрены вопросы таможенного контроля при трансграничном перемещении опасных грузов. С учётом того, что в настоящее время риски незаконного трансграничного перемещения опасных грузов значительно возросли, большое значение приобретает формирование компетенции должностных лиц таможенных органов по их идентификации и таможенному контролю.

Список литературы

1. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды. Принята Конференцией Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 1972 год // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declaratio ns/declarathenv.shtml

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)

3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 41 от 02.07.2013 «О техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (вместе с «ТР ТС 032/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»).

4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 (ред. от 17.04.2018) «О формах таможенных документов» (вместе с «Порядком заполнения формы предварительного решения по классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза», «Порядком выдачи и использования свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями», «Порядком выдачи и использования свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями»)

5. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля»

6. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

7. Федеральный закон от 09.01.1996 № З-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О радиационной безопасности населения»

8. Постановление Правительства РФ от 31.10.1998 № 1272 (ред. от 26.12.2016) «О государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок»

9. Приказ ФТС России от 30.09.2011 № 1996 (ред. от 17.01.2014) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления сани-тарно-карантинного, карантинного фитосанитар-ного контроля и ветеринарного надзора»

10. Приказ ФТС России от 20.11.2014 № 2264 (ред. от 07.02.2019) «Об утверждении Порядка отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы, Порядка приостановления срока проведения таможенной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2015 N 36420)

11. Приказ ФТС России № 403 от 15.04.2008 «Об утверждении Правил по охране труда в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России».

12. Приказ Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014 № 32326).

13. Постановление Минтруда РФ от 17.09.1997 № 44 «Об утверждении Правил по охране труда при использовании химических веществ»

14. Письмо Ростехнадзора № 00-06-06/69 от 19.01.2016 «О порядке учета оборудования, работающего под избыточным давлением».

15. Десятилетний обзор хода осуществления решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Резолюция ГА ООН. A/RES/55/199.

Поступила в редакцию 04.10.2019

Сведения об авторе:

Афонин Дмитрий Николаевич - профессор кафедры таможенного дела Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, доктор медицинских наук, доцент, e-mail: tstk@spbrta.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.