УДК 339.543
АНАЛИЗ ОБЩИХ ПОЛОЖЕНИЙ О ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЯХ И ЛИЦАХ, ИХ СОВЕРШАЮЩИХ
Кулешов Александр Викторович
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой таможенных операций и таможенного контроля, к.т.н., доцент, e-mail: [email protected]
В статье проанализированы общие положения о таможенных операциях, порядок и технологии совершения которых предусмотрены Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Дана общая характеристика лиц, имеющих право их совершать. С учетом выявленных особенностей автор предлагает разделять таможенные операции на соответствующие виды и отличать от операций, не относящихся к таможенным
Ключевые слова: таможенные операции; виды таможенных операций; операции, не относящиеся к таможенным; декларант; таможенный представитель; заинтересованные лица
ANALYZING OF GENERAL PROVISIONS IN CUSTOMS OPERATIONS AND THEIR PERPETRATORS
Kuleshov Aleksander V.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, the Chair of Department of Customs Operations and Customs Control, e-mail: [email protected]
The article presents an analysis of general provisions on the customs operations which are regulated by the Customs Code of the Eurasian Economic Union. There are given general characteristics of persons who have the authority to do them. There are made proposals on the division of customs operations into the corresponding types, the distinctive features of operations that are not relevant to customs are outlined
Keywords: customs operations; types of customs operations; operations are not relevant to customs; declarant; Customs representative; interested persons
hi
ж >
у
н
а §
н а я
s
н
н hi м
а
Ц
s я
Cd
а
М
к а
я
М а
013
п
Для цитирования: Кулешов А.В. Анализ общих положений о таможенных операциях и лицах, их совершающих // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской
таможенной академии. 2017. № 4 (64). С. 7-12.
Исторически сложилось, что товары, перемещаемые через таможенную границу, как во внешнеторговом обороте, так и в качестве товаров для личного пользования физическими лицами, должны пройти так называемую таможенную очистку. Прохождение этой процедуры является обязательным условием, до того, как будет предоставлена возможность пользоваться и (или) распоряжаться соответствующими товарами.
Определение термина «очистка товаров», одного из важнейших понятий в сфере таможенного регулирования, представлено, например, в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции 1973 г. в редакции 1999 г.), в гл. 3 «Очистка и другие таможенные формальности» Генерального приложения. Соблюдение определенных правил и условий ввоза и вывоза товаров, то есть таможенных формальностей, в том числе процедура очистки товаров, в сущности, включает в себя все операции, которые должны совершаться соответствующими лицами, и таможенной службой в целях соблюдения таможенного законодательства [1]. Из этого определения становится понятно, что во исполнение требований действующего таможенного законодательства должностные лица таможенных органов обязаны проводить необходимые таможенные операции. При этом Глава 3 «Очистка и другие таможенные формальности» Генерального приложения к Киотской конвенции относит к таможенным
операциям регистрацию и проверку декларации на товары, проверку товаров, их выпуск либо отказ в выпуске.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) определяет таможенные операции как «действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов Союза о таможенном регулировании» [2].
Рассмотрим более подробно некоторые положения раздела III «Таможенные операции и лица, их совершающие». Анализ положений данного раздела позволяет сделать вывод о том, что таможенные операции, законодательно закрепленные ТК ЕАЭС, следует понимать как совокупность установленных, в ряде случаев, последовательных действий, которые обязательны к исполнению как заинтересованными лицами, так и должностными лицами таможенных органов. Например, действия по представлению таможенному органу документов и сведений, проверке документов и сведений и др. Вопросу о порядке совершения таможенных операций в рамках Евразийского экономического союза посвящена статья 78 главы 13 раздела III «Таможенные операции и лица их совершающие» ТК ЕАЭС. В соответствии с данной статьей перечень таможенных операций и порядок их совершения устанавливаются Таможенным кодексом Евразийского экономического
Таможенные операции, совершаемые до заявления таможенной процедуры
Таможенные операции, совершаемые до прибытия товаров на таможенную территорию Союза
Таможенные операции, совершаемые по прибытии товаров
Таможенные операции, совершаемые при убытии товаров
Таможенные операции, совершаемые в связи с помещением товаров на временное хранение
Виды таможенных операций
Таможенные операции, -^(совершаемые при подаче таможенной декларации
Таможенные операции, совершаемые при заявлении таможенной процедуры
Таможенные операции, —» совершаемые при
регистрации таможенной декларации
Таможенные операции, совершаемые в связи с изменением сведений в таможенной декларации
Таможенные операции, совершаемые при выпуске товаров
Таможенные операции, • совершаемые в соответствии с заявленной] таможенной процедурой
Таможенные операции, совершаемые до подачи декларации на товары
Таможенные операции, совершаемые в связи с особенностями выпуска товаров
Рис. 1. Виды таможенных операций
союза, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, в случаях, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования - в соответствии с законодательством государств-членов Союза о таможенном регулировании [2].
В этой же статье говорится о том, что технологии совершения таможенных операций, устанавливаются на основании законодательства государств-членов Союза о таможенном регулировании.
Законом предусмотрено, что данные технологии и порядок совершения таможенных операций должны определяться в зависимости от следующих параметров:
- категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза;
- вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров;
- лиц, перемещающих товары через таможенную границу Союза;
- особенностей таможенного декларирования и выпуска товаров;
- таможенных процедур, под которые помещаются товары [2].
Анализируя таможенное законодательство Союза, можно отметить, что разработка технологий совершения таможенных операций зависит, прежде всего, от вида операций. Предлагаемая автором классификация видов таможенных операций представлена на рис. 1.
Таможенным кодексом ЕАЭС также предусмотрено, что при выполнении таможенной операции любого вида порядок и технологии их совершения, устанавливаемые законодательством государств-членов Союза о таможенном регулировании, не должны приводить к полному либо частичному неприменению мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка. Таможенные операции совершаются одинаково независимо от происхождения товаров, страны отправления и страны назначения товаров. При разработке таможенных технологий по совершению таможенных операций «требования таможенных органов должны быть обоснованы и ограничены требованиями, необходимыми для обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов Союза о таможенном регулировании» [2].
На основании ст. 79 ТК ЕАЭС «таможенные операции совершаются таможенными органами в местах их нахождения и во время их работы. В ряде случаев, предусмотренных Таможенным кодексом ЕАЭС или законодательством государств-членов Союза о таможенном регулировании, по мотивированному запросу заинтересованного лица отдельные таможенные операции могут совершаться таможенными органами вне места нахождения и (или) вне времени работы таможенных органов» [2], как, например, таможенные операции
по размещению товаров, находящихся под таможенным контролем, на территории уполномоченного экономического оператора. При осуществлении большинства таможенных операций «лица, определенные Таможенным кодексом ЕАЭС, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения (ст.80 ТК ЕАЭС), необходимые для совершения таможенных операций [2]. При этом существуют некоторые положения, ограничивающие полномочия сотрудников таможенной службы. В частности, таможенные органы вправе требовать от вышеуказанных лиц представления только документов и (или) сведений, необходимых для обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов Союза о таможенном регулировании и законодательства государств-членов Союза, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, и представление которых предусмотрено в соответствии с ТК ЕАЭС [2]. В ряде случаев, установленных ст. 80 ТК ЕАЭС, документы и (или) сведения, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться.
Важно учитывать, что, согласно ст. 80 ТК ЕАЭС, состав сведений, которые могут быть получены таможенными органами из информационных систем таможенных органов и государственных органов (организаций) государств-членов Союза в рамках информационного взаимодействия, и порядок их получения определяются Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) [2]. В частности, решением Коллегии ЕЭК от 05.12.2017 № 168 утвержден состав сведений о документах о подтверждении соответствия, которые могут быть получены таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза, и порядок получения таких сведений [3]. На основании данного документа таможенные органы вправе получать сведения о следующих документах:
- о выданных сертификатах соответствия продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза);
- о сертификатах соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия по единой форме;
- о зарегистрированных декларациях о соответствии продукции требованиям технических регламентов;
- о зарегистрированных декларациях о соответствии на продукцию, включенную в единый перечень [3].
Существенным является тот факт, что таможенные органы не вправе отказывать в принятии документов по причине наличия опечаток или грамматических ошибок, которые не изменяют
содержащиеся в документах сведения, влияющие на принятие таможенным органом решений.
В ст. 81 ТК ЕАЭС предусмотрен первоочередной порядок совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров, а именно:
- товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- продукции военного назначения для выполнения акций по поддержанию мира либо для проведения учений;
- товаров, подвергающихся быстрой порче;
- животных;
- радиоактивных материалов;
- взрывчатых веществ;
- международных почтовых отправлений, экспресс-грузов;
- товаров, предназначенных для показа на международных выставочных мероприятиях;
- товаров, относящихся к гуманитарной и технической помощи;
- сообщений и материалов для средств массовой информации;
- необходимых для ремонта и (или) поддержания безопасной эксплуатации транспортных средств международной перевозки запасных частей, двигателей, расходных материалов, оборудования, инструментов, иностранной валюты и др. [2]. Этот перечень не является исчерпывающим. В ст. 81 ТК ЕАЭС представлен и пункт о том, что ЕЭК вправе определять иные товары, в отношении которых таможенные операции совершаются в первоочередном порядке.
По законодательству таможенные операции совершаются как таможенными органами, так и лицами, заинтересованными в их совершении (ст. 82 ТК ЕАЭС), в том числе декларантами, перевозчиками, лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, иными. Однако не все операции, совершаемые в соответствии с таможенным законодательством Союза, относятся к таможенным (табл. 1) [2].
Особенности совершения операций, не относящихся к таможенным, заключаются в следующем:
выполняются, как правило, с разрешения таможенного органа, но в ряде случаев, предусмотренных таможенным законодательством, их выполнение происходит без разрешения таможенного органа;
- осуществляются заинтересованными лицами (перевозчиком, декларантом, таможенным представителем, владельцем склада временного хранения и другими);
- для их совершения не оформляются таможенные документы;
- на документах, предъявляемых таможенным органам в соответствии с ТК ЕАЭС, отметки о совершении таких операций не проставляются.
От имени таможенных органов, согласно ст. 82 ТК ЕАЭС, «таможенные операции
Таблица 1
Операции, не относящиеся к таможенным
Статья ТКЕАЭС Перечень операций, не являющихся таможенными
ст. 90 - разгрузка, перегрузка (перевалка) товаров и иные грузовые операции с товарами; - замена транспортных средств международной перевозки, доставивших товары на таможенную территорию Союза, другими транспортными средствами
ст. 95 - разгрузка, перегрузка (перевалка) товаров и иные грузовые операции с товарами; - замена транспортных средств международной перевозки, доставивших товары на таможенную территорию Союза, другими транспортными средствами
ст. 102 - операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии, в том числе по их осмотру, измерению, перемещению в пределах места временного хранения; - отбор проб и (или) образцов товаров, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки для определения количества и (или) характеристик товаров; - операции, необходимые для подготовки товаров к последующей перевозке (транспортировке)
ст. 148 - разгрузка, перегрузка (перевалка), в том числе с транспортного средства одного вида транспорта на транспортное средство другого вида; - иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по таможенной территории Союза; - замена транспортных средств, перевозящих такие товары
ст. 158 - обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности, в том числе по осмотру измерению товаров, перемещению их в пределах таможенного склада или в пределах места их хранения, при условии, что эти операции не повлекут за собой изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и (или) средств идентификации; - простые сборочные операции, а также операции по отбору проб и (или) образцов товаров; подготовке товаров к продаже и перевозке (транспортировке), включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарного вида; техническому обслуживанию - в отношении товаров, в течение срока хранения которых требуется совершение таких операций
ст. 166 - переработка или обработка товаров; - изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку; - ремонт товаров, включая их восстановление, замену составных частей, модернизацию; - использование товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки
ст.179 - переработка или обработка товаров; - изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку; - ремонт товаров, включая их восстановление, замену составных частей, модернизацию
ст. 191 - переработка или обработка товаров; - изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку
ст. 205 - хранение; - операции по погрузке (разгрузке) товаров и иные грузовые операции, связанные с хранением; - операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров, а также обычные операции по подготовке товаров к перевозке (транспортировке), включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарных качеств; - операции по переработке (обработке) товаров, изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж, подгонку), ремонту или техническому обслуживанию товаров; - потребление товаров при эксплуатации и (или) техническом обслуживании оборудования, машин и агрегатов, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и используемых на территории Свободной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны; - отбор проб и (или) образцов товаров
ст. 213 - хранение; - операции по погрузке (разгрузке) товаров и иные грузовые операции, связанные с хранением; - операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров, а также обычные операции по подготовке товаров к перевозке (транспортировке) и продаже, включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарных качеств; - операции по переработке (обработке) товаров, изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж, подгонку), ремонту или техническому обслуживанию товаров; - использование (эксплуатация) оборудования, машин и агрегатов, запасных частей к ним в целях совершения операций по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, а также иных операций, связанных с эксплуатацией и функционированием свободного склада; - использование товаров в целях строительства объектов недвижимости производственного назначения и вспомогательной инфраструктуры на территории свободного склада; - отбор проб и (или) образцов товаров; - иные операции, устанавливаемые законодательством государств-членов Союза о таможенном регулировании в соответствии с целями создания свободных складов
ст. 222 - совершение с временно ввезенными товарами операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая ремонт (за исключением капитального ремонта, модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при завершении действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 224 ТК ЕАЭС; - проведение испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведение опытов или экспериментов с временно ввезенными товарами либо их использование в ходе испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов
ст.230 - совершение с временно вывезенными товарами операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая ремонт, за исключением капитального ремонта, модернизации, техническое обслуживание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при их помещении под таможенную процедуру реимпорта
совершаются должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на совершение этих операций в соответствии с должностными (функциональными) обязанностями» [2]. Некоторые таможенные операции (например, автоматическая регистрация декларации на товары, автоматический выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта) могут осуществляться таможенными органами посредством информационной системы ФТС России без участия должностных лиц таможенных органов. В последнем случае порядок совершения этих операций определяется ЕЭК, а до его определения - по законодательству государств-членов Союза, о чем также гласит ТК ЕАЭС. Решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2017 № 188 утвержден Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, отказом в выпуске товаров и аннулированием выпуска товаров [4].
В ст. 82 ТК ЕАЭС четко определено, что «декларанты, перевозчики, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, иные заинтересованные лица совершают таможенные операции непосредственно или через работников, состоящих в трудовых отношениях с такими лицами». От имени вышеуказанных лиц таможенные операции могут осуществляться таможенным представителем, а в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, - иным лицом, действующим по их поручению [2]. Как правило, декларант, то есть тот, кто «декларирует товары либо от имени которого декларируются товары» [2], является лицом, наиболее заинтересованным в совершении таможенных операций до выпуска товаров таможенным органом. Из определения понятия «декларант» следует, что в качестве него может выступать как юридическое, так и физическое лицо. Более подробно о том, какие лица вправе выступать в качестве декларантов, а также о дополнительных условиях, при соблюдении которых определенное законом лицо наделяется статусом декларанта, изложено в ст. 83 ТК ЕАЭС. При этом приведенный в данной статье перечень не является исчерпывающим.
Анализируя положения ст. 83 ТК ЕАЭС, следует отметить, что в настоящее время перечень лиц, имеющих право выступать в качестве декларанта, более конкретизирован по сравнению с ранее действовавшим Таможенным кодексом Таможенного союза. Это позволяет с минимальными временными затратами определиться в отношении статуса декларанта при совершении таможенных операций, связанных с декларированием товаров и принятием таможенным органом решения о выпуске товаров.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что лицо, которое вправе выступать в качестве декларанта, не всегда совпадает с лицом, осуществляющим декларирование товаров, в частности, в случае если декларантом является юридическое лицо. В такой ситуации декларированием товаров от имени юридического лица-декларанта занимается физическое
лицо, которое специально уполномочено на это администрацией юридического лица. Правам, обязанностям и ответственности декларанта посвящена ст. 84 ТК ЕАЭС. Важно учитывать, что осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции декларант вправе только при наличии разрешения таможенного органа.
Если декларант не может или не хочет воспользоваться своим правом по декларированию товаров, он может обратиться к таможенному представителю, то есть «юридическому лицу, включенному в реестр таможенных представителей, совершающему таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица» [2]. В большинстве случаев таможенный представитель оказывает услуги по таможенному декларированию товаров лиц, имеющих право выступать в качестве декларантов. Иными словами, таможенный представитель от имени и по поручению декларанта совершает таможенные операции, необходимые при декларировании товаров. Основная цель функционирования института таможенных представителей - профессиональная деятельность в сфере таможенного законодательства, гарантирующая таможенным органам своевременное и качественное выполнение всех требований при совершении необходимых таможенных операций.
Существенным изменением в отношении юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей, является тот факт, что Таможенный кодекс ЕАЭС избавляет этих лиц от необходимости иметь в штате не менее двух сотрудников, обладающих специальной квалификацией по декларированию товаров. Однако данное условие может быть предусмотрено национальным законодательством государств-членов Союза.
На наш взгляд, положительным фактором для таможенного представителя можно считать закрепленное в ТК ЕАЭС положение о солидарной обязанности с декларантом по уплате таможенных платежей в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта. Предусмотрено, что в ряде случаев («несоблюдение декларантом условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары, изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, а также нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов или ограничений по пользованию и распоряжению товарами» [2]), когда таможенный представитель не может и не должен влиять на соблюдение определенных условий, неисполнение которых влечет уплату таможенных платежей, таможенный орган будет не вправе взыскивать таможенные платежи с таможенного представителя.
Статьей 85 ТК ЕАЭС закреплены положения о том, что «заинтересованные лица вправе присутствовать при совершении таможенных операций» [2].
Как правило, работники декларанта или таможенного представителя могут по своему желанию присутствовать при проведении таможенного осмотра или досмотра товаров должностными лицами таможенных органов. Кроме того, «по требованию таможенного органа заинтересованные лица обязаны присутствовать при совершении таможенных операций в целях оказания содействия таможенным органам в их совершении» [2]. В частности, операции по выгрузке товара в процессе проведения таможенного досмотра обязан выполнять декларант или таможенный представитель.
На основании проведенного анализа можно сделать выводы о том, что операции, необходимые для таможенной очистки товаров, подразделяются на таможенные операции и операции, не относящиеся к таможенным (но в ряде случаев без их выполнения не могут быть совершены и таможенные операции). Перечень таможенных операций устанавливается таможенным законодательством Евразийского экономического союза и национальным законодательством государств-членов Союза в сфере таможенного регулирования. Перечень операций, не относящихся к таможенным, установлен Таможенным кодексом ЕАЭС. При разработке технологий таможенного контроля следует учитывать перечень и особенности совершения таможенных операций в зависимости от их вида. Правом совершать таможенные операции
по декларированию товаров с заявленной таможенной процедурой наделены лица, обладающие статусом декларанта. Таможенные представители вправе оказывать декларантам на высоком профессиональном уровне услуги по декларированию товаров.
Библиографический список:
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // Справочник «ВЭД-Инфо».
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) (в действ. ред.) (вступил в силу 01.01.2018) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 05.12.2017 № 168 «Об утверждении состава сведений о документах о подтверждении соответствия, которые могут быть получены таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза, и порядка получения таких сведений» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2017 № 188 «О некоторых вопросах, связанных с выпуском товаров» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».